Всеми трудами христовыми эта Венера не сокрушаема,
Обагрила уста, кровь мужчин высасывая.
Тонкими зубами проколов вену и осушив,
Оросила смертью свои маленькие нежные губы –
Горькая красота, ядовито-жемчужный рот…
– Чарльз Суинбёрн
Образ поверженного дракона связан с негативным материнским комплексом. Пожирающий дракон – это пожирающая мать, и расправа при столкновении с ним справедлива, соразмерна тиранической власти матери, насильно удерживающей сына.
Когда материнский комплекс преодолён, мужчина освобождает и развивает женскую сторону своей психики, названную Юнгом анимой, что переводится с латыни как «душа». Анима реанимирует, одухотворяет жизнь и межличностные связи мужчины, обогащая их на очень глубоком уровне. Изначально женская часть души мужчины идентифицируются с матерью, что очень важно для психического развития мальчика, однако такое отождествление должно быть однажды разрушено, и анима должна быть отделена от образа матери. Когда разделение происходит, сын получает возможность налаживать крепкие отношения с противоположным полом, в которых женщина не будет ни идеализироваться, ни унижаться.
*
Доктор фон Франц, одним из самых известных победителей дракона является царь древних Фив Эдип, миф о котором уже вошёл в нашу повседневную лексику. Как же Эдип преодолел свой материнский комплекс?
Миф об Эдипе – это очень непростая вещь, вопреки тому, что говорят фрейдисты; этот миф нельзя рассматривать отдельно от греческой культуры. Там традиционно мужчине приходилось преодолевать материнского демона. Столкновение в этом мифе происходит, когда Эдип отвечает на загадку сфинкса, ведь сфинкс – символ материнского демона, фигура поедающей матери. Эдип дал остроумный, очень интеллектуальный ответ. Это один из способов мужчины защитить себя от пожирающем матери: не убивать дракона, а перехитрить его. Мужчина строит нечто вроде собственного ментального, маскулинного царства, где мать не в состоянии контролировать его. В наше время это могут быть люди, изучающие теоретическую физику, то есть мужчины, становящиеся очень интеллектуальными. В Древней Греции такой побег в интеллектуальную, научную область совершили те, кто вращался в обществе Сократа и Платона. Это был побег в чисто мужское общество философов и учёных, где мужчины общались исключительно с себе подобными. И мы знаем, что в основном они были гомосексуалистами, что Сократ, например, совсем не ладил со своей женой, Ксантиппой. Он не был счастлив в браке.
|
Иными словами, в мифе об Эдипе проблема сепарации от матери только кажется достигнутой. Должен быть ещё один раунд в битве с Великой Матерью. Эдип думает, что ответил на загадку, и уходит счастливый, полагая, что перехитрил сфинкса. Но это иллюзия. Сфинкс, подобно злой ведьме, делает вид, что кончает жизнь самоубийством. «Теперь, - думает Эдип, - я победил мать силой разума». Но он заблуждается. Он вступает в брак с собственной матерью и впоследствии получает божественное наказание, уготованное тем, кто участвует в инцесте. Таким образом, данный миф показывает, что чисто интеллектуальное преодоление пожирающих сил бессознательного невозможно. Это преодоление должно произойти в реальной жизни, а не в голове.
|
Однажды я анализировала сон молодого человека, который всё ещё жил со своей мамой. Ему было двадцать девять лет, и он никогда не приводил девушку в свою комнату. Мы серьёзно обсуждали с ним возможность снять отдельное жильё за пределами дома его матери. Он пришёл в ужас. Он был очень чувствительным, нежным мальчиком, а его мать была очень жестокой, сильной личностью, и он испытал ужас, представляя момент, когда он скажет матери: «Послушай, я собираюсь снять себе отдельное жильё, потому что я больше не хочу жить с тобой». Когда он стал обдумывать мысль об уходе из дома матери, ему приснилось, что он должен был убить дракона. Нам с вами может показаться мелочью – сказать матери об уходе, для него же это событие равноценно убийству дракона. Для него это стало преодолением чудовищной невротические трудности внутри себя. Весь его материнский комплекс был вовлечён – не только внешнее восприятие и отношение к матери как к реальному человеку, но также инертность и тревоги его материнского комплекса. Его мать посеяла в нём тревогу, страх перед настоящей жизнью. Ему пришлось осмелиться сделать шаг в жизнь, преодолевая этот страх.
И этот архетипический мотив можно встретить по всему миру. Молодой человек должен совершить подвиг, символически убив свою мать, мать-дракона, или материнского демона, который есть причина его вялости и беспокойства, страха перед настоящей мужской жизнью. И молодому человеку недостаточно просто понять, что у него есть материнский комплекс и что его невротические симптомы происходят от удушающих отношений с матерью. Нет, он реально должен снять себе отдельное жильё и выдержать битву.
|
_____
Она медленно подошла ко мне и уселась рядом со мной. В этот момент я остро ощутил её присутствие, потому что я мог чувствовать её мокрые ноги на моих мокрых ногах.
- студент колледжа
Справа было окно, у которого сидела молодая женщина двадцати лет. У неё были мышино-каштановые волосы. Они были сальные… о, почти мёртвые. Лицо её тоже было мёртвым. Она просто сидела, глядя перед собой в сторону улицы и не всматриваясь ни во что.
- мужчина-хореограф
Она распахнула своё пальто. На ней было красивое бикини, и её тело было очень чёрным, красивым и блестело от дождя.
- мужчина-руководитель из Англии
Да, я имел женщину в своих снах. Смуглую, загорелую, с голубыми глазами, блондинку – типичную калифорнийскую девушку.
- студент из Австралии
Да, у меня бывают «мокрые» сны.
- мальчик-носильщик на рынке в Лондоне
Ох, она примерно пять футов, сто тридцать фунтов, выглядит довольно хорошо… ах, её параметры 36-24-36. Здоровая!!!
- мужчина-продавец
Сны? У меня хорошие сны. Мои сны обычно сексуальные. И они, как правило, сбываются. Знаете, обычно мне снятся мои подруги.
- молодой француз из Парижа
Нормальные сны у мужчины, безусловно, должны быть о жене. Это абсолютно нормально.
- владелец небольшого магазина из Швейцарии
Нет, нет, я её не встретил пока. Но я всё ещё в поисках, тем не менее.
- водитель автобуса
_____
Если мужчина снимает себе отдельное жильё, он должен понимать, почему он это делает?
Да, конечно. В противном случае в следующий раз, когда у него кончатся деньги, он кинется обратно к матери. Возможно, ему покажется неприятной хозяйка его первой съёмной квартиры, и он поэтому захочет вернуться домой. Так что это жизненно необходимо для него – понять, почему он отселяется, отделяется от матери, что это не просто формальное изменение в его жизни.
Многие человеческие сообщества имели ритуалы, помогающие мальчикам отделиться от матери и войти в мир мужчин. Не могли бы вы описать некоторые из этих инициатических обрядов? Какова была их функция?
Если мы проанализируем наши собственные жизни, то увидим, что взросление – это не просто процесс медленного старения. Мы развиваемся не постепенно – процесс идёт скачками. Вспомните, например, огромный скачок от детства к взрослости, которое происходит в пубертатный период. Пробуждение сексуальности, идущее вместе с пробуждением религиозных устремлений и обнаружением мировоззренческих потребностей. Вчерашний ребёнок вдруг спрашивает: «В чём смысл жизни? Есть ли Бог?» Никто так активно не задаёт глубоких философских вопросов, как подростки в период полового созревания. В таком возрасте эти духовные вопросы как раз и разгораются. И одновременно с тем подростки обнаруживают свою собственную сексуальность и переживают фантазии, связанные с ней.
Ещё один скачок происходит в жизни женщин в период менопаузы, когда огромные физиологические изменения требуют новой адаптации к жизни. Также в настоящее время общепризнанным является кризис среднего возраста, от которого страдают мужчины. Этот период очень часто становится кризисным для брака. Итак, вы видите, что мы не постепенно растём и стареем – жизнь движется скачками через кризисные переходы.
Если есть невротические проявления или другие душевные недуги, они, как правило, прорываются в эти переходные моменты. Тогда личность раскалывается на части, человек становится психологически больным. Это наблюдалось даже у первобытных людей, и поэтому в древних обществах все важные события в жизни сопровождались так называемым обрядами перехода – инициатическими ритуалами, помогающими человеку сделать шаг через новый порог.
Похоронный обряд также является разновидностью этих важных ритуалов. Это символическое представление устраивается, чтобы помочь умершему человеку перейти в потусторонний мир, а также чтобы помочь живым восстановить их психическое равновесие. Ритуал действительно имеет терапевтическую функцию: он защищает человека от опасных вторжений бессознательного. Мы уже говорили о том, как опасен мир бессознательного, мир фантазий, потому что может лишить нас способности адаптации к внешней реальности. Ритуалы обеспечивают защиту. Приняв, так сказать, коллективный сон, коллективную фантазию, мы перекрываем бессознательным фантазиям путь в нашу личную жизнь. Например, женщина может потерять мужа и слишком сильно горевать, погружаясь в глубокую депрессию. Погребальный ритуал успокаивает её и помогает ей принять новую жизненную роль. Поэтому погребальные обряды в первобытных обществах часто заканчивались большим позитивным застольем и не без проявлений сексуальности. Пройдя через такой ритуал, люди утверждали продолжение жизни, как бы говоря: «Что-то закончилось, но теперь мы снова хотим жить».
Поэтому все ритуалы на земле терапевтичны. Это своеобразные символические спектакли, в ходе которых исцеляются психические раны и совершаются жизненно важные переходы. Но, благодаря неадекватной деятельности христианских миссионеров и нашему отказу от обрядов, мы подвергли забвению ритуалы, и теперь современный человек всё больше и больше теряется, когда в его жизни происходят такие критические ситуации, как смерть родственника, половое взросление или собственная свадьба. Вот те моменты, когда современные люди очень часто становятся невротичными или впадают в кризис. Они не могут сделать решительный шаг. Сны в это время могут принести огромную пользу. Очень часто можно наблюдать, как исцеляющие, позитивные сны заменяют отсутствующий ритуал. Они говорят нам о том, что мы должны знать. Например, кто-то, кто не получил должного утешения от похорон умершего друга, может увидеть сон о чудесном празднике, где он рядом с этим другом. Получая такие сны, человек возвращается к глубинному психическому источнику, из которого и проистекает ритуал.
В так называемых примитивных обществах есть большое разнообразие ритуалов. Самые известные из тех, что уже изучены этнологами, являются ритуалами инициации, где молодые люди посвящаются в тайные законы племени и в тайны сексуальности. Им предстоит покинуть мать и отчий дом. Где-то, например, подростки уединяются в кустах и символически становятся съеденными материнским чудовищем; они перерождаются, что, как правило, стоит им многих пыток. Иногда также их принуждают к гомосексуальным контактам с пожилыми мужчинами племени; за этим стоит идея «введения» в них мужественности. Одновременно их инструктируют о тайных законах племени и его религиозных традициях. Когда молодой человек проходит ритуал инициации, он становится полноправным членом племени. Теперь он мужчина. Тех же, кто боится или по иным причинам не прошёл инициацию, остальные члены племени называют животными. В племени говорят: «Он не инициирован, он животное». То есть, он всё ещё остаётся с матерью. Он остаётся в бессознательном животном состоянии. Он не предпринял шаг, необходимый для того, чтобы стать мужчиной.
Существуют ли общества, у которых нет таких обрядов инициации и где мужчины не разрывают свои зависимые отношения с матерью?
Ну, у нас мало примеров социологического матриархата. Но однажды я прочитала книгу о южно-американском индейском племени, где реально царил социологический (не религиозный, но социологический) матриархат. Женщины там были счастливы: это были толстые шлюхи, повелевающие мужчинами, а мужчины были худыми, покорными, слабонервными существами, трудились на полях и выполняли всяческую работу для женщин. С одной стороны, там царило земное богатство и удовлетворение сексуальных влечений. Но с другой – отрицательной – стороны, там вообще не было духа: это был мир тотальной тупости, сплошной животности. Животность в каком-то смысле желанна и приятна, но ведь там совсем отсутствовало мышление, не было идей духовного самоосознания. И мужчины, таким образом, были несчастными и покорными созданиями.
Вы только что напомнили мне статью, которую я недавно прочитал; в ней американский журналист очень похожим образом сатирически описал североамериканское сообщество. Он сравнил женщин этого сообщества с отбойными молотками, а мужчин назвал слабаками.
В этом есть определённая опасность: наше развитие может пойти в этом направлении, и мы попросту закончим, как в этом индейском племени. Но, возможно, вырастет другое поколение, которое выразит протест против засилья женского. Или попробует привести чаши весов в равновесие. Ведь эти вещи должны быть сбалансированы. Идеальной является ситуация, когда ни мужчины, ни женщины не доминируют, то есть царит своего рода равноправие, баланс противоположностей.
Тот же баланс сил, к которому стремится психика отдельного человека… Следующий сон светлокожего мужчины иллюстрирует колоссальную силу материнского комплекса и борьбу мужчины за освобождение своей анимы от тёмных сил пожирающей матери:
«Был жаркий летний день, и я прогуливался в обществе великолепной чернокожей женщины по зелёной местности вдоль окраины диких зарослей. Мы знали друг друга давно, и я называл её “моя богиня”. Это было моё домашнее имя для неё.
Вдруг она остановилась и сказала: “У меня проблема”. Я не понимал, что она имела в виду, но вместо того, чтобы объяснить мне всё словами, она потянула вниз лямки своего платья и обнажил плечо. Её чёрные кожа на верхней части плеча шелушилась после сильного загара, и под верхним чёрным слоем кожи виднелась золотисто-белая кожа. Женщина посмотрела на меня и сказала: “Если я буду всё время видеть тебя, так произойдёт со всем моим телом. Я должна поговорить с матерью и получить некоторые советы от неё о том, что делать”.
Мы пошли дальше, и когда мы приблизились к каким-то сельскохозяйственным орудиям, двое чёрных парней вдруг выбежали из зарослей и закричали, что собираются отвезти девушку назад в свою деревню. Я сказал: “Чёрт возьми, я скорее умру, чем позволю этому случиться. Вы не сделаете этого. Вы не заберёте её обратно”. Мы начали драться, и когда я проснулся, я был победителем. Я знал, что выиграю».
Трансформация этой красивой чёрной женщины напоминает одно очень старое предание. В «Песни песней Соломона» есть слова: «Девы Иерусалимские! черна я, но красива». Там у нас есть чёрная Суламифь, которая позже, согласно средневековому преданию, превратилась в белую женщину. Она была искуплена Христом, её Женихом, и стала белой женщиной. Этот мотив также сыграл огромную роль в легенде о царице Савской, которая была прародительницей эфиопских царей. Эта чёрная женщина, пришедшая к Соломону, была отождествлена с Суламифь в «Песне песней». Эта встреча белого мужчины с чёрной женщиной и её последующее превращение в белую женщину всегда очаровывала западную мифологию.
Тот же мотив есть и в легендах о Граале, где Гамурет женится на темнокожей Белакане. Их сын Фейрефиц – лучший друг и сводный брат Парсифаля – родился пятнистым: он чёрно-белый. Это смешение чёрного и белого, света и тьмы – смешение противоположностей.
В алхимической традиции трансформация Суламифь, или царицы Савской, также играет огромную роль. Один из постоянно повторяющихся образов алхимиков – фантазия о том, что материя, которую они хотели превратить в золото, изначально была чёрной. Алхимики сравнивали её с чёрной женщиной, которая затем снимает с себя кожу или чёрную одежду и превращается в чистое золото. Обратите внимание, что в нашем сне у женщины под чёрной кожей именно золотисто-белая кожа.
Чёрное одеяние представляет собой типичную характеристику неразвитой внутренней фигуры анимы. Так же, как – мы увидим это позже – анимус у женщин иногда бывает деструктивен и негативен, чёрная анима представляет относительно негативное в мужчине. Чёрная анима указывает на то, что вся его способность к любви преимущественно аутоэротична. Когда мужчина не развивает свою женскую сторону, он, как правило, очень нарциссичен. И женщина ощущает это очень болезненно, когда мужчина мяукает под её окном, как кот. Ведь на самом деле он любит свои фантазии, он любит своё собственное бытие в любви. И всё это далеко от познания истинной любви. Это просто наслаждение собственным существованием. И часто в литературе, когда юноша впервые открывает для себя опыт любви, он оказывается полностью аутоэротичен. Это иллюзия, вырвавшись из которой, через болезненное развитие, юноша должен научиться любить реальную женщину не как объект своих романтических фантазий, но как партнёра.
Отслаивание чёрной кожи и преобразование её в золотисто-белую – это трансформация любящей функции мужчины – его эроса – из примитивного аутоэротичного состояния в истинную человеческую способность любить. Как только эта трансформация происходит, наш сновидец подвергается нападению примитивных дикарей, которые хотят, чтобы женщина оставалась чёрной и вернулась с ними в дебри, что будет означать потерю сновидцем своих отношений с ней. Это показывает регрессивную силу материнского комплекса. Сновидец обладает выраженной склонностью к рецидивам, к возвращению к старым моделям отношений. Однако наш герой может успешно бороться.
Было сказано, что в нашем обществе женщина, более всего нуждающаяся в освобождении, – это женщина внутри каждого мужчины. Мне снились различные типы женщин: старые и молодые, худые и толстые, девственницы и проститутки, уродливые и красивые… моя сестра, моя мать. Мне даже вы снились. Как в обилии женских образов мужчина может разобрать, какой из них – его внутренняя женщина?
У анимы много стадий развития, она охватывает широкий спектр психологических фактов. Юнг говорил, что есть четыре основных образа анимы: Ева, Елена, Мария и София (премудрость Божья).
Ева – это, так скажем, биологическая женщина, и когда она появляется в снах мужчины, она являет собой его биологически обусловленные потребности, например, сексуальное влечение и стремление к продолжению рода. Ева – самая обычная физически привлекательная женщина.
Елена находится на ступень выше. Она будет представлять гетеру греков – их вариант гейши. Елена олицетворяет собой уже более культурно развитых женщин, с которыми можно уже не только испытать сексуальные приключения, но и говорить о поэзии, вести философские беседы. Она будет духовным спутником, здесь общение совмещается с романтикой и сексом.
Следующий этап развития анимы мы находим в христианстве: это Дева Мария – высшая форма духовности. Но она всё же слишком одностороння. Деве Марии не хватает тёмной, теневой женской стороны – качеств Евы: биологических, более естественных качеств анимы. Дева Мария слишком идеальна и возвышенна.
Таким образом, четвёртый этап – София, или премудрость Божья – это, как с улыбкой заметил Юнг, «приземление», потому что мудрость – это не некая добродетельная духовность. Мудрость ближе к жизни. Она присутствует, когда мужчина знает, как любить женщину, знает, как к ней относиться, и эта мудрость в то же время защищает мужчину от его же пожирающей стороны. Высшая форма любви – она непременно с крупицей соли.
Что вы имеете в виду?
Я не буду говорить.
Будучи психологом, как вы объясняете любовь?
Я наотрез отказываюсь объяснять! Это выше меня.