кстр. 2Ю ...я тебя... в рог согну и узлом завяжу!— В черновой редакции:
«Я тебя не обвостря вколочу в землю!» В записной книжке Гоголя 1841—1845 гг. есть несколько народных выражений, которые отмечены как поговорки Михаила Николаевича Загоскина: «Не обвостря в землю тебя вколочу. Я тебя узлом завяжу, в бараний рог сверну».
...кузнецы, как водится, были отъявленные подлецы и... заломили ровно вшестеро. — Ср. в статье А. С. Пушкина о А. Н. Радищеве, опубликованной посмертно в 1841 г. в XI т. его Сочинений: «Путешествие наше было неблагополучно. Проклятая коляска требовала поминутно починки. Кузнецы меня притесняли...»
... толкующих об своих гривнах... — Гривна — гривенник, десять копеек.
к стр. 212 Это, однако ж, хорошо, что встретились похороны... — По на
родной примете, встреча с покойником — доброе предзнаменование. «Покойника встретить — к счастью» (Толковый словарь В. Даля). Встреча со смертью, по мысли Гоголя, должна напомнить человеку о его бренности, заставить строже взглянуть на самого себя, подумать о собственной душе. Узнав о смерти своей сестры Марии, Гоголь писал матери 12 июня (н. ст.) 1844 г.: «Счастлив еще бывает тот, которому Бог пошлет какое-нибудь страшное несчастие, и несча- стием заставит пробудиться и оглянуться на себя». В другом письме, объясняя причины, побудившие его напечатать «Завещание» в книге «Выбранные места из переписки с друзьями», Гоголь наставлял мать и сестер: «...оно нужно затем, чтобы напомнить многим о смерти, — о которой редко кто помышляет из живущих... По тех пор, покуда человек не сроднится с мыслью о смерти и не сделает ее как бы завтра его ожидающею, он никогда не станет жить так, как следует, и всё будет откладывать от дня до дня на будущее время» (из письма М. И. Гоголь от 25 января (н. ст.) 1847 г.).
|
...помещичьи рыдваны...— Рыдван— старый громоздкий экипаж.
кстр. 213 Открыто-пустынно и ровно все в тебе... неприметно торчат
среди равнин невысокие твои города... Почему слышится и раздается немолчно в ушах твоя тоскливая, несущаяся по всей длине и ширине твоей, от моря и до моря, песня?.. Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда сама ты без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?— Среди строк, посвященных объяснению этого знаменитого воззвания в одном из гоголевских «Четырех писем к разным лицам по поводу “Мертвых душ”» (1843), есть следующие: «Кому при взгляде на эти пустынные, доселе не заселенные
и бесприютные пространства не чувствуется тоска... Но правительство во все время действовало без устани». Такая авторская интерпретация этого лирического отступления позволяет предполагать, что ему соответствует одна из статей Гоголя, написанная в 1836 г. для пушкинского «Современника», но в нем не появившаяся. Это рецензия на книгу М. А. Байкова «Обозрение сельского хозяйства удельных имений в 1832-м и 1833-м гг.» (СПб., 1836). Ср. в рецензии слова о «необыкновенном пространстве» русской земли, «еще несоразмерно превышающем население», — о «страшном преобладании земли над жителями в России» и будущем рождении народа-«богатыря»: «Что... такое русской крестьянин? Он раскинут или, лучше сказать, рассеян нечасто, как семена по обширному полю, из которого будет густой хлеб, но только не скоро... Во всяком случае правительство действует...»
|
Вот я тебя палашом!— Палаш — длинная сабля с прямым к стр. 214 и широким клинком, обоюдоострым к концу.
«Не белы снеги» — старинная народная рекрутская песня. Она собственноручно записана известным собирателем русских народных песен П. В. Киреевским, постоянно включалась в различные песенники (одну из первых ее публикаций см. в сб.: Новейший российский песенник, содержащий в себе собрание новейших и употребительнейших всякого рода песен. СПб., 1818). «...Вряд ли найдется русский человек, который не знал бы знаменитых “Не белы снеги” — этой песни с напевом победно-торжественного марша, мощного и беспредельно широкого» (Лопатин Н. М., Пронин В. П. Русские народные лирические песни. М., 1956. С. 216).
Верста с цифрой — верстовой столб, отмечающий количество верст до какого-либо населенного пункта.
А сколько родилось в тебе чудных замыслов, поэтических грез... — к стр. 215 Н. В. Берг в своих мемуарах передает рассказ Гоголя в 1850 г. о том, как однажды в Италии он остановился на дороге в трактире с бильярдом в главной комнате, где вечно шумят шары и слышится разговор на разных языках. «В то время я писал первый том “Мертвых душ”, — рассказывал Гоголь, — и эта тетрадь со мною не расставалась. Не знаю почему, именно в ту минуту, когда я вошел в этот трактир, захотелось мне писать. Я велел дать столик, уселся в угол, достал портфель и под гром катаемых шаров, при невероятном шуме, беготне прислуги, в дыму, в душной атмосфере, забылся удивительным сном и написал целую главу, не сходя с места. Я считаю эти строки одними из самых вдохновенных. Я редко писал с таким одушевлением» (Гоголь в воспоминаниях современников. С. 505—506). Г. П. Данилевский также свидетельствовал (возможно, со слов Н. В. Берга), что лирическое отступление в начале седьмой главы первого тома «Мертвых душ» Гоголь написал в июле 1838 г. в трактире местечка Манчиано, в нескольких километрах от Рима: «...знают ли читатели, где он писал все лучшие лирические места в своей поэме (“Счастлив путник, когда после далекой дороги...” и др.)? Он их писал, полный тоски по родине, близ местечка Манчиани, в одной таверне на большой дороге в Рим,
|
в нижнем этаже, почти под землею, приютившись у треножного столика, под шум и говор игроков, игравших на бильярде, в верхней комнате таверны, под свинцовою крышею, раскаленною зноем полуденного солнца! Его спасало то, что он тогда не знал еще по-итальянски и потому не понимал говора толпы, беспрестанно входившей и выходившей из таверны» (Д<анилевский Г. П.>. Петербургская жизнь И Московские Ведомости. 1852. 21 авг. № 101. С. 1049). 21 марта 1851 г. Гоголь повторил этот рассказ в беседе с Е. А. Хитрово (см. коммент, к с. 297 — ...для обдумыванья своих планов и мыслей ему не надобно было кабинета с пружинными креслами и всякими покойными удобствами..^
кстр. 216 ...увидят, как глубоко заронилось в славянскую природу то, что
скользнуло только по природе других народов... — Ср. в статье Гоголя «Светлое Воскресенье» (1846): «...Есть много в коренной природе нашей, нами позабытой, близкого закону Христа...»; а также в письме к графине А. М. Виельгорской от 30 марта 1849 г.: «Высокое достоинство русской породы состоит в том, что она способна глубже, чем другие, принять в себя высокое слово Евангельское, возводящее к совершенству человека».
...столбовые или личные... — Дворянское сословие в России разделялось на столбовое (потомственное) и личное. Потомственные дворяне получали это звание по наследству от предков, из рода в род владевших землями и крестьянами. Имена потомственных дворян заносились в особые родословные книги (до XVII в. записывались в столбцы — узкие длинные бумажные полосы, скатанные в трубки). Личные дворяне получали дворянство за службу и не имели права передавать его потомкам.
...которыхобыкновенно называют пигалицами... — Пигалица (пиголица) — «птица-луговка; малого роста женщина» (из записной книжки Гоголя 1841—1845 гг.).
...в длинном сюртуке намерлушках и в вязаныххлопанцах... — Мерлушка — мех, выделанная овечья шкура. Хлопанцы — «туфли» (из записной книжки Гоголя 1841—1845 гг.).
к стр. 217 ... мухортая пегая лошадка... — Мухортая — рыжеватой масти
с желтыми подпалинами.
к стр. 218 ... пустился на... спекуляции... — Ср. в «Коммерческом слова
ре» гоголевской «Книги всякой всячины...»: «Спекуляция, исследование, то есть знать место, где торговать, знать товар, какой куда посылать для продажи; вообще, как производить выгодную торговлю».
к стр. 219 ...хотя он Солона заткни за пояс!— Солон (между 640 и 635 —
около 559 до Р. X.) — политический деятель и реформатор древних Афин, один из семи греческих мудрецов.
«По мне, уж лучше пей, да дело разумей». — Цитата из басни И. А. Крылова «Музыканты» (1808), ставшая пословицей. К этой басне Гоголь вновь обращается в статье «В чем же наконец существо русской поэзии и в чем ее особенность» при характеристике Крылова: «Особенно слышно, как он везде держит сторону ума, как просит
не пренебрегать умного человека, но уметь с ним обращаться. Это отразилось в басне “Хор певчих” («Музыканты». — И. В., В. В.), которую заключил он словами: “По мне, уж лучшей пей, да дело разумей!”
Не потому он это сказал, чтобы хотел похвалить пьянство, но потому, что заболела его душа при виде, как некоторые, набравши к себе наместо мастеров дела, людей Бог весть каких, еще и хвастаются тем, говоря, что хоть мастерства они и не смыслят, но зато отличнейшего поведенья. Он знал, что с умным человеком все можно сделать и не трудно обратить его к хорошему поведенью, если сумеешь умно говорить с ним, но дурака трудно сделать умным, как ни говори с ним.
“В воре — что в море, а в дураке — что в пресном молоке”, говорит наша пословица».
...подавалучителю... треух... — Треух — здесь: теплая шапка с наушниками и опускающимся задком.
...получил полное удостоение во всех науках... — Т. е. был аттестован, признан достойным.
...приносили частые жертвы Вакху... — Т. е. пьянствовали. Вакх кстр. 221 (Бахус) — в античной мифологии бог вина и веселья.
...попал под начальство... престарелому повытчику... — Повытчик— столоначальник; чиновник, следивший за порядком и хранением поступавших бумаг (от слова «выть» — отдел, часть). В материалах для «объяснительного словаря» русского языка Гоголь отметил: «Повытно, частями; повыток, отдел, часть».
...в конце февраля, перед Великим постом будет свадьба.— кстр.222 Великий пост — семинедельный пост перед Пасхой, в течение которого предписывается воздержание от скоромной пищи, запрещается принимать участие в различных увеселениях и вступать в брак.
...рекомендательные письма за подписью князя Хованского... — кстр. 223 Ироническое название взяток. Князь Хованский Александр Николаевич (1771—1857) — управляющий Государственным ассигнационным банком; его подпись стояла на всех ассигнациях.
...комиссия для построения какого-то казенного весьма капи- кстр.224 тального строения. — В первоначальной редакции содержалось более конкретное указание на то, какую именно комиссию имел в виду Гоголь: это была комиссия по построению Храма Христа Спасителя в Москве. 10 февраля 1831 г. Гоголь писал матери по поводу дела г-жи Клименко, вдовы одного из членов этой комиссии, отрешенного от должности за хищения: «Одна только сильная протекция могла бы сделать что-нибудь в ее пользу, но и то не в таких обстоятельствах, как ее нынешние. Вам, я думаю, известно, что комиссия построения храма в Москве уничтожена по причине страшных сумм, истраченных ее чиновниками. Все они находятся едва ли до сих пор не под следствием...»
...школы для кантонистов... — Кантонисты (нем. Капсотзс — к стр. 225 новобранец) — сыновья солдат, причисленные со дня рождения к военному ведомству и воспитывавшиеся в специальных военных школах; большинство из них зачислялось на 20 лет в солдаты.
...какрыбак острогой преследует какую-нибудь мясистую белугу... — В записной книжке 1841—1844 гг. Гоголь отметил: «Ловля острогой — выезжают с лодкой ночью, к носу лодки укреплена коза, железная жаровня, величиной в большую тарелку, в ней раскладывают огонь. Кладут смольё, сосновый корень, расколотый в щепу. Жаровня освещает дно реки и показывает рыбу. На лодке трое: один у огня, другой гребет веслом, третий бьет острогой, — острога род граблей с шестью и более зубьев крючковатых — опускает в воду тихо, и потом бьет вдруг. Нужно метить в голову, чтобы попасть в хвост. Строжить — ловить острогой. Это ловля всегда осенняя, сентябрь».
...уничтоженье запачканного послужного списка... — Послужной список — документ, содержащий сведения о прохождении службы.
к стр. 227 ... сама судьба определила ему быть таможенным чиновником. —
Одним из прототипов Чичикова был общий приятель А. С. Пушкина, П. А. Плетнева и Гоголя Семен Данилович Шаржинский, служивший на таможне (см.: Гоголь Н. В. Собр. соч.: В 9 т. Т. 5. С. 552—553). В апреле 1843 г. художник А. Г. Венецианов писал Л. А. Стромиловой о Шаржинском: «...Плетнев мне сказал, что Шаржинский по ветрености своей не может кому-либо помогать, но свои здесь долги худо платит» {Корнилова А. В. А. Г. Венецианов. Л., 1980. С. 204).
...мог сказать вдруг, сколько в нем фунтов... — Фунт — мера веса, равная 409,5 г; применялась до введения метрической системы, кстр.229 ...пронесли под тулупчиками на миллион брабантских кру
жев. — Брабантские кружева — кружева, производившиеся в бель
гийской провинции Брабант.
к стр. 230 ... и там заклекнет навеки... — Заклекнуть — завянуть, засох
нуть.
к стр. 231 Опекунский совет — учреждение, ведавшее воспитательными
домами, сиротскими приютами, богадельнями и т. п., а также занимавшееся выдачей ссуд под залог имений или крепостных.
...заняться званием поверенного... — Поверенный— человек, уполномоченный действовать от чьего-либо имени.
к стр. 232 ...недавно была эпидемия, народу вымерло... немало. — Возмож
но, что подразумевается эпидемия холеры 1830—1831 гг.
...не платить за них подушных денег... — Подушные деньги —' налог за ревизские души.
кстр.233...гЛ’ бы можно удобнее и дешевле накупить потребного наро
да. — Ср. в черновом наброске на отдельном листе: «Он вовсе не наезжал на помещиков без всякого разбора и говорил им: продайте мне вымерших крестьян. Совсем нет, он очень знал, к какого рода владельцам нужно обращаться. Он искал по темным захолустьям и, как мы уже видели, искал или скряг или промотавшихся и, как Мефистофель или тот искуситель вечный, который был еще недавно в моде в Европе, как и то таинственное лицо, посещал тюрьмы, жилища нищеты и где люди были более готовы решиться на грех». (Ср. в первой редакции «Портрета» об «адском духе»: «...он именно
выбирает то время, когда величайшие несчастия постигают нас».) Согласно этому отрывку, героев-помещиков первого тома «Мертвых душ» можно разделить на «скряг» (Коробочка, Собакевич, Плюшкин) и «промотавшихся» (Манилов, Ноздрев).
Но есть страсти, которых избранье не от человека. — Ознако- к стр. 234 мившись в Оптиной Пустыни с рукописной книгой св. Исаака Сирина, Гоголь против этого места собственноручно написал карандашом на экземпляре «Мертвых душ» (первого издания), принадлежавшем графу А. П. Толстому: «Это я писал в “прелести” (обольщении. —
И. В., В. В.), это вздор; прирожденные страсти — зло, и все усилия разумной воли человека должны быть устремлены для искоренения их.
Только дымное надмение человеческой гордости могло внушить мне мысль о высоком значении прирожденных страстей — теперь, когда стал я умнее, глубоко сожалею о “гнилых словах”, здесь написанных.
Мне чуялось, когда я печатал эту главу, что я путаюсь, вопрос о значении прирожденных страстей много и долго занимал меня и тормозил продолжение “Мертвых душ”. Жалею, что поздно узнал книгу Исаака Сирина, великого душеведца и прозорливого инока. Здравую психологию и не кривое, а прямое понимание души, встречаем лишь у подвижников-отшельников. То, что говорят о душе запутавшиеся в хитросплетенной немецкой диалектике молодые люди, — не более как призрачный обман. Человеку, сидящему по уши в житейской тине, не дано понимания природы души» {Матвеев П. Гоголь в Оптиной Пустыни И Русская Старина. 1903. № 2. С. 303).
И, может быть, в сем же самом Чичикове... заключено то, кстр. 235 что потом повергнет в прах и на колени человека пред мудростью небес. — Это предсказание грядущего возрождение героя, т. е. оживления его души, является парафразой новозаветного эпизода превращения Савла в Павла: «...внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна» (Деян. 9, 3—5).
См. также сопроводит, статью к наст. тому.
...к карточному столу, тешащему всю Россию. — Однажды,
21 января 1851 г., Гоголь на вопрос своей одесской знакомой Е. А. Хитрово, что он любил в юности, ответил: «А прежде, маленьким, еще карты». «Это значит — деятельность духа», — сказала Е. А. Хитрово.
«Какая деятельность духа! Пол-России только и делает. Это — бездействие духа» {<Хитрово Е. А.> Гоголь в Одессе. С. 550).
Еще падет обвинение на автора со стороны так называемых патриотов... — Действительно, сразу же после выхода «Мертвых душ» Гоголю были предъявлены обвинения в отсутствии патриотизма. Так, Н. А. Полевой писал в рецензии на поэму: «Берем на себя кажущееся смешным автору название патриотов, даже “так называемых патриотов” — пусть назовут нас Кифами Мокиевичами, но мы спрашиваем его: почему, в самом деле, современность представляется ему в таком неприязненном виде, в каком изображает он ее в своих
“Мертвых душах”..» (Русский Вестник. 1842. № 5—6. Критика. С. 54). Интересно отметить, что оскорбление национального чувства при чтении поэмы испытывали не только Н. А. Полевой, но и люди, духовно близкие Гоголю. В письме к нему от 4 марта 1847 г. Ф. В. Чижов рассказывал о том впечатлении, которое произвели на него «Мертвые души»: «...когда я прочел, чувство русского, простого русского до того было оскорблено, что я не мог свободно и спокойно сам для себя обсуживать художественность всего сочинения» (Русская Старина. 1889. № 8. С. 369—370).
кстр. 236 Был он то, что называют на Руси богатырь... — В «богатыр
ских подвигах» Мокия Кифовича легко узнать баловство русских древних чудо-богатырей. Новгородский удалец Василий Буслаев, будучи семи годов, стал по городу похаживать, шуточки пошучивать: «Которого дернет за руку — рука прочь, / Которого за ногу — нога прочь, / Двух-трех вместе столкнет— без души лежат» (Песни, собранные П. Н. Рыбниковым. Ч. 1. Народные былины, старины и побывальщины. М., 1861. С. 345). Русский славный богатырь Илья Муромец, почуяв в себе силу великую, вышел на улицу и начал с ребятами поигрывать: «которого возмет за руку — руку оторвет, которого за ногу — ногу оторвет, а кого возмет за голову — голову оторвет» (Илья Муромец. М.; Л., 1958. С. 366).
...такой припертень!— Припертень — притеснитель, обидчик, к стр. 239 Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешь
ся?— Сравнение Руси с птицей-тройкой построено по принципу народной лирической песни (см.: Русская литература и фольклор (пер
вая половина XIX в.). Л., 1976. С. 289—290).
Сохранившиеся главы второго тома
Впервые напечатано племянником Гоголя Н. Трушковским в качестве дополнительного тома ко второму изданию Сочинений Гоголя: Сочинения Николая Васильевича Гоголя, найденные после его смерти: Похождения Чичикова, или Мертвые души: Поэма Н. В. Гоголя. Том второй (5 глав). М., 1855.
Сохранившиеся автографы первых четырех глав представляют собой текст, переписанный Гоголем в период с марта по начало июля 1849 года с не дошедшей до нас в полном объеме рукописи, которая была привезена им в апреле 1848 г. из-за границы. Этими автографами начальных глав Гоголь пользовался вплоть до весны 1850 г., внося в них исправления по ходу работы (порой в результате периодически устраиваемых публичных чтений), а оставил не позднее осени 1851 г. (В 1851 г. Гоголь уже работал над поэмой по новому списку, до нас не дошедшему.)
Первоначальный текст автографа заключительной главы относится к заграничному периоду — осени 1847 — зиме 1847/48 г. Этот автограф отличается от рукописей первых четырех глав (бумага другого производства и формата, различный характер правки). По-видимому, представляет собой фрагмент (окончание) той не дошедшей до нас в полном объеме рукописи, которая была привезена Гоголем из-за границы и стала перерабатываться сразу по приезде в Россию. Спустя год в результате переработки начальные главы были переписаны (часть этой работы — сохранившиеся четыре главы), а в заключительной появился слой исправлений (датируется 1849—1850 гг.). (Характер работы Гоголя над рукописями см., в частности, в коммент, к с. 381 — ...заочное производство дел между людьми, которых... и в глаза не видал... управление провинциями, отстоящими за тысячи верст..))
Вопреки бытующим представлениям о характере некоторых «положительных» героев второго тома («чудном наставнике» Александре Петровиче, помещике Костанжогло, откупщике Муразове), «идеальных» среди них нет. Задачи, которые ставил перед собой Гоголь, были иными (см. коммент, к с. 309 — Я спрашивал вас о том, как быть, как поступить, как лучше приняться..). О проблемах интерпретации и текстологии второго тома см.: Виноградов И. А. Поэма «Мертвые души»: проблемы истолкования // Гоголевский вестник. М., 2007. Вып. 1. Обстоятельства сожжения Гоголем рукописей перед смертью излагаются во вступ. статье к первому тому наст. изд.
Еще прежде появления в печати глав второго тома они стали известны довольно широкому кругу читателей. Н. Г. Чернышевский писал в «Очерках гоголевского периода русской литературы» о дошедших до нас главах второго тома: «В уцелевших отрывках есть очень много таких страниц, которые должны быть причислены к лучшему, что когда-либо давал нам Гоголь, которые приводят
в восторг своим художественным достоинством и, что еще важнее, правдивостью и силою благородного негодования» {Чернышевский Н. Г. Поли. собр. соч.: В 16 т. М., 1947. Т. 3. С. 13).
Текст печатается с исправлениями по автографу. В разделе «Ранняя редакция» помещается первоначальный, «нижний слой» текста сохранившихся рукописей глав второго тома, в разделе «Позднейшая редакция» — текст тех же автографов с последующей правкой.
Ранняя редакция
Глава первая
к стр. 242 Чилига (чилизник) — кустарник, вид желтой акации; гороховое
дерево. Слово «чилига» несколько раз встречается в выписках Гоголя из книги известного путешественника и натуралиста П. С. Пал- ласа «Путешествие по разным провинциям Российского государства в 1768—1773 гг.» (СПб., 1773—1788), причем в различных значениях, что зависело от неопределенности народной ботанической терминологии (см. об этом: Данилов В. В. Украинские реминисценции в «Мертвых душах» Гоголя. С. 83). О постоянном интересе Гоголя к ботанике свидетельствуют как его записные книжки, так и многочисленные воспоминания его современников. По словам Л. И. Ар- нольди, Гоголь говорил ему во время совместной поездки в Калугу летом 1849 г., что «всегда любил ботанику и в особенности любил знать свойства, качества растений и доискиваться, под какими именами эти растения известны в народе и на что им употребляются» (Гоголь в воспоминаниях современников. С. 479). Князь Д. А. Оболенский вспоминает, что на обратном пути из Калуги в Москву «при всякой остановке выходил Гоголь на дорогу и рвал цветы, и ежели при том находились мужик или баба, то всегда спрашивал название цветов; он уверял меня, что один и тот же цветок в разных местностях имеет разные названия и что, собирая эти разные названия, он выучил много новых слов, которые у него пойдут в дело» (Там же. С. 547). О ботанических увлечениях писателя см.: Карташов В. С. Гоголь и ботаника И Гоголевский вестник. Вып. 1. М., 2007
кстр.243 ...зеленели и синели... леса... За лесами... желтели пески.— Ср.
заметку в записной книжке Гоголя 1846—1851 гг.: «И вдруг яр среди ровной дороги — обрыв во глубину и вниз, и в глубине леса, и за лесами — леса, за близкими, зелеными — отдаленные синие, за ними легкая полоса песков серебряно-соломенного цвета, и потом еще отдаленные леса, легкие как дым, самого воздуха легчайш<е>. Над стремниной и кручей махала крыльями скрипучая ветряная мельница».
... помещику Тремалаханского уезда... Тентетникову... — Отмечено, что слово «Тремалаханский» составлено из двух французских слов: сгез — очень и та1 — плохо, и потому Тремалаханскийуездс,1\е.ру- ет поставить в тот же ряд названий, что и пушкинское село Горюхино, некрасовские Неелово, Горелово и т. д. (см.: Данилов В. В. Украинские
реминисценции в «Мертвых душах» Гоголя. С. 84). Фамилия Тентетников происходит от украинского слова «тенд1тний» — нежный, тонкий, встречающегося в «Старосветских помещиках» (см.: Васильев Л. Что значит фамилия Тентетников // Русский Филологический Вестник. 1909. № 2). Слово это имеется и в гоголевском «Лексиконе малороссийском» из «Книги всякой всячины»: «Тенд1тний, нежный».
Ср. также в словаре «Малороссийских слов, встречающихся в 1 и 2 томах» сочинений Гоголя издания 1842 г.: «Тендитный — слабосильный, нежный».
...принадлежавший к фамилии отставных штаб-офицеров, кстр.244 брандеров... — Штаб-офицеры — старшие офицерские чины (от майора до полковника). Брандёр— судно, предназначенное для поджога неприятельского флота; здесь: отчаянный, вспыльчивый человек.
Александр Петрович имел дар слышать природу русского чело- к стр. 246 века... — Князь Д. А. Оболенский, слушавший эту главу в чтении Гоголя, вспоминает, как А. О. Россет, также присутствовавший на этом чтении, спросил автора: «“Что, вы знали такого Александра Петровича (первого наставника Тентетникова) или это ваш идеал наставника?”»
При этом вопросе Гоголь несколько задумался и, помолчав, отвечал:
“Да, я знал такого”» (Гоголь в воспоминаниях современников. С. 552). Прототипом Александра Петровича послужил директор Нежинской гимназии высших наук Иван Семенович Орлай де Карва (см.: Виноградов И. «Небыкновенный наставник»: И. С. Орлай как прототип одного из героев второго тома «Мертвых душ» // Новые гоголеведче- ские студии. Вып. 2. Симферополь, 2005). Одним из источников для размышлений о «науке жизни» наставника Александра Петровича послужили Гоголю также письма его младшего современника, студента математического факультета Московского университета Дмитрия Константиновича Малиновского (1825 или 1826—1871). Некоторыми чертами Д. К. Малиновского Гоголь воспользовался и при создании образа Тентетникова (см.: Виноградов И. А. Поэма «Мертвые души»: проблемы истолкования. С. 184—198).
... дядя... объявил, что главное дело — в хорошем почерке... — к стр. 250 В образе дяди Тентетникова отразились, по-видимому, черты двоюродного дяди Гоголя И. П. Косяровского (см. об этом в сопроводит, статье к наст. изд.).
...которых имена не находились у швейцара на листе... — Име- к стр. 251 ется в виду распространенный в чиновничьей среде обычай поздравления начальства по праздникам, который состоял в том, что поздравляющий расписывался на листе у швейцара, а тот передавал потом список начальнику.
Осокор (осокорь) — разновидность тополя, то же, что черный к стр. 253 тополь.
Узнавши о приезде барина, населенье всей деревни собралося кстр.254 к крыльцу. — В описании радушной встречи Тентетникова крестьянами нашли отражение впечатления самого Гоголя по приезде в Васильевку 9 мая 1848 г. — после почти тринадцатилетнего отсутствия.
Сестра Гоголя Елисавета Васильевна 11 мая 1848 г. записала в своем дневнике: «Утром созвали людей из деревни; угощали, пили за здоровье брата. Меня очень тронуло, что они были так рады его видеть!» (Шенрок В. И. Материалы для биографии Гоголя. Т. 4. С. 703). Гоголь привез тогда из Иерусалима для раздачи крестьянам маленькие сердоликовые крестики; 21 мая он передал их сестре (Из семейной хроники Гоголей. (Мемуары О. В. Гоголь-Головни). С. 30; Чаговец В. А. На родине Гоголя // Памяти Гоголя. Киев, 1902. Отд. V. С. 36; Шенрок В. И. Материалы для биографии Гоголя. Т. 4. С. 704). Мать Гоголя в 1852 г. рассказывала С. П. Шевыреву о сыне: «Всякий раз, при приезде и выезде, угощал крестьян. Любил разрезывать сам куски и приговаривал: “когда бы мог я каждого удовлетворить луч- ши<м> куском?”» (Виноградов И. А. Неопубликованные воспоминания о Н. В. Гоголе его матери // Асга РЫ1о1о§1са. Филологические записки. М., 2007. Вып. 1. С. 349). С хозяйскими распоряжениями Гоголя весны 1848 г. перекликаются и попытки Тентетникова наладить полевые работы в имении. Другая сестра Гоголя, Ольга Васильевна, вспоминала: «Потом брат просил у матери дать ему полведра наливки и велел напечь пирожков с сыром. Когда все было готово, велел позвать тяглых мужиков, то есть тех, у кого рабочие волы, на крыльце поставили наливку и пироги, мужики стояли около крыльца и брат сам наливал наливку, угощал их, они пили, конечно, с пожеланием ему всего хорошего, потом брат дал каждому по два рубля и сказал: спасибо вам, что вы своими волами моей матери орали. Это он делал для поощрения, чтобы и другие старались быть хорошими хозяевами» (Из семейной хроники Гоголей. (Мемуары О. В. Гоголь-Головни). С. 35).