ВИДЫ РАБОТ ДЛЯ ДОРОЖНОГО РАБОЧЕГО




 

2.1 Технология и организация подготовки земляного полотна

 

Перед началом строительства дорожных оснований необходимо выполнить подготовительные работы, связанные с подготовкой земляного полотна. При этом необходимо осуществить планировочные работы для выравнивания и придания поперечного уклона. Тем самым устранить имеющиеся дефекты земляного полотна. Эти работы проводятся после того, как грунт просохнет и достигнет оптимальной влажности. Планировочные работы выполняются автогрейдерами, экскаваторами и бульдозерами с навесным оборудованием (откосники, уширители отвала, скребки, струги). Для доработки выемок и резервов применяются землеройные машины - бульдозеры, скреперы и экскаваторы-драглайны.

Планировка ведётся в несколько проходок по захваткам. Расчётная длина захватки - 300 -1000 м, зависит от грунтов и вида планировщика. Планировка бывает грубой и окончательной. Грубая - перед выдержкой насыпи; окончательная - перед устройством покрытия. В основном дорожную одежду строят на следующий год после возведения земляного полотна, за это время при насыщении водой и замерзании зимой пылеватые пористые грунты несколько раз уплотняются. Движение по полотну автомобилей несколько способствует уплотнению грунтов. Но с другой стороны вызывает образование колеи. Для придания поперечному профилю проектной формы выполняются специальные отделочные и укрепительные работы.

К отделочным относятся планировка поверхностей насыпей, выемок и резервов. К укрепительным - укрепление откосов насыпей, выемок и резервов; дна резервов и канав от размыва водой и выдувания ветром.

 

 

2.2 Работы по устройству подстилающих слоёв

 

Подстилающие слои основания могут выполнять функции несущих, морозозащитных, дренирующих слоёв. В зависимости от назначения дополнительного слоя выбирают для него соответствующий материал преимущественно из числа местных материалов и отходов промышленности. Нередко один и тот же слой выполняет несколько функций.

Наибольшее распространение для устройства дополнительных слоёв оснований нашли следующие материалы: гравий; разнообразные каменные материалы пониженной прочности; грунты, укреплённые органическими и неорганическими вяжущими, и др.

 

2.3 Работы по устройству дорожных оснований

 

Земляное полотно не должно деформироваться под действием движения транспортных средств, при изменении температурного и влажностного режима, а также под влиянием собственного веса. Последнее обстоятельство очень важно для высоких насыпей. Для обеспечения необходимой устойчивости земляного полотна в процессе его возведения следует тщательно уплотнять грунт. Требования, предъявляемые к плотности грунта, зависят от дорожно-климатической зоны, типа дорожной одежды, а также от расположения слоя грунта в теле насыпи. Дополнительные слои основания могут выполнять функции несущих, морозозащитных, дренирующих слоёв. В зависимости от назначения дополнительного слоя выбирают для него соответствующий материал преимущественно из числа местных материалов и отходов

 

 

промышленности. Нередко один и тот же слой выполняет несколько функций.

Наибольшее распространение для устройства дополнительных слоёв оснований нашли следующие материалы: гравий; разнообразные каменные материалы пониженной прочности; грунты, укреплённые органическими и неорганическими вяжущими, и др.

 

2.4 Мероприятия по охране природы и окружающей среды

 

Понятие "экологическая безопасность дороги" включает соблюдение санитарных норм загрязнения воздуха, воды, почвы; предупреждение необратимых изменений природных систем; ограничение безопасными пределами технологических воздействий строительства и ремонтов.

· К мероприятиям по охране окружающей среды в строительстве и ремонте дорог относятся озеленение автомобильных дорог (защитное и декоративное); К защитному озеленению относят: противоэрозионное озеленение; снегозащитное озеленение; пескозащитное озеленение; шумо-газо-пылезащитное озеленение

· К декоративному относят озеленение, используемое для архитектурно-художественного оформления автомобильных дорог.

Защита от загрязнения пылью при выполнении земляных работ и транспортировании это ещё одно из мероприятий относящихся к охране окружающей среды.

Экологическая безопасность механизированной укладки привозных материалов в слои дорожной одежды обеспечивается соблюдением установленного технологического регламента. В целях предотвращения недопустимой концентрации вредных выбросов в рабочей зоне и на прилегающих территориях следует обеспечить равномерный ритм работы

 

 

УСТРОЙСТВО (СОДЕРЖАНИЕ И РЕМОНТ) ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ

 

3.1 Ремонт дорожной одежды, ямочный ремонт, ремонт трещин

 

Дорожные службы всего мира ежегодно выполняют значительные объемы работ по ликвидации появившихся дефектов и разрушений. Практикой установлено‚ что поверхность покрытия‚ нуждающаяся в локальном текущем ремонте‚ ежегодно может составлять до 2-3% от общей площади покрытия дороги или ее участка. Когда серьезные повреждения и дефекты достигают 12-15%‚ общепринято ставить на ремонт все 100% этой площади.

Подобное систематическое "лечение" дорожного покрытия осуществляется различными методами‚ средствами и материалами‚ в совокупности определяющими качество‚ срок службы и стоимость‚ т. е. эффективность таких ремонтных работ. Главная цель этих работ - обеспечить на эксплуатируемой дороге безопасное движение автомобильного транспорта со скоростью‚ разрешенной "Правилами дорожного движения".

Подготовка ремонтируемого места покрытия включает в себя следующие операции:

· очистка поверхности дороги от пыли‚ грязи и влаги;

· разметка границ ремонта выбоин прямыми линиями вдоль и поперек оси дороги с захватом неразрушенного слоя покрытия на 3-5 см‚ при этом несколько близко расположенных выбоин объединяют одним контуром или картой;

· вырезка‚ вырубка или холодное фрезерование материала ремонтируемого места покрытия по очерченному контуру на всю глубину выбоины‚ но не менее толщины слоя покрытия,

· при этом боковые стенки должны быть вертикальными;

· очистка дна и стенок места ремонта от мелких кусков‚ крошки‚ пыли‚ грязи и влаги;

- обработка дна и стенок тонким слоем жидкого (горячего) или разжиженного битума или битумосодержащей эмульсии.

Небольшие по площади выбоины (до 2-3 м2) можно оконтуривать с помощью довольно уже распространенных ручных нарезчиков швов‚ снабженных специальными тонкими (2-3 мм) алмазными дисками диаметром 300-400 мм.

Обрезанный материал слоя покрытия может разламываться и удаляться с помощью отбойного молотка с соответствующим наконечником.

Отбойный молоток гидравлического типа весом‚ как правило‚ 16-20 кг может быть подключен либо к специальной малогабаритной переносной гидростанции с двигателем внутреннего сгорания‚ либо к гидроприводу участвующих в ямочном ремонте самоходной холодной фрезы‚ самоходного виброкатка или другой машины.

При подготовке к ремонту узких и длинных выбоин площадью более 2-3 м2 или трещин с разрушенными краями целесообразно использовать малогабаритные и компактные самоходные‚ прицепные или навесные холодные фрезы‚ срезающие дефектный материал покрытия шириной 200-500 мм на глубину 50-150 мм (регулируется). Как правило‚ за час непрерывной работы фреза может пройти 200-300 пог. м.

Очень эффективны для смазки ремонтируемой выбоины малогабаритные установки (5л.с.)‚ подающие насосом битумную эмульсию в разбрызгивающее сопло ручной удочки со шлангом длиной 3-4 м. Есть и более простые подобные агрегаты и установки с подачей эмульсии из бочки ручной помпой или переносным насосом с ДВС.

Доставку смеси с АБЗ к месту ремонта покрытия целесообразно

 

производить транспортным средством‚ оборудованным специальным термосным бункером‚ сохраняющим смесь в горячем состоянии несколько часов.

Подготовленную выбоину заполняют материалом слоями по 5-6 см с учетом коэффициента запаса на уплотнение.

При небольших размерах выбоин распределение и выравнивание смеси выполняют‚ как правило‚ вручную лопатами и гладилками или с помощью ящиков без дна‚ а на больших ремонтируемых картах (площадь более 20-25 м2) целесообразно использовать небольшой тротуарный асфальтоукладчик.

После заполнения выбоины (карты) горячей смесью производят ее уплотнение специальными виброплитами или малогабаритными виброкатками с соблюдением всех технологических правил и требований. Поверхность отремонтированного места после уплотнения должна быть на уровне основного покрытия‚ т. е. не должна иметь ни впадин‚ ни выступов‚ ни вида "корявой нашлепки".

Движение транспорта по отремонтированному участку покрытия открывают сразу после завершения всех работ и остывания уложенной смеси до температуры не выше 30°С. В жаркую погоду время охлаждения смеси можно сократить путем разлива воды с расходом примерно 2 л/м2.

3.2 Устройство асфальтобетонных дорожных покрытий, изучение работы механизмов и машин

 

Устройство асфальтобетонного покрытия производят только после приемки нижнего и верхнего слоев основания, что оформляется актом на скрытые работы, и после проведения подготовительных работ.

Подготовительные работы при новом строительстве включают:

· обработку поверхности основания битумной эмульсией или жидким битумом равномерным слоем не менее чем за 6 часов до укладки смеси;

· геодезическую разбивку с установкой контрольных "маяков".

Выполнение работ по устройству дорожной одежды производится асфальтоукладчиком ДС 181 и катками ДУ 54, ДУ 48, ДУ 47.

Покрытия из асфальтобетонных смесей следует устраивать в сухую погоду. Укладку горячих асфальтобетонных смесей следует производить весной и летом при температуре окружающего воздуха не ниже 5 , осенью - не ниже 10 ;

Для транспортирования асфальтобетонной смеси используются автомобили-самосвалы КАМАЗ - 55111 грузоподъёмностью 10 т. Самосвалы должны быть оборудованы тентом.

Выгрузка смеси из автосамосвалов осуществляется в приемный бункер асфальтоукладчика. Для недопущения сегрегации асфальтобетонной смеси при выдаче из смесительной установки, необходимо разбивать выгружаемую смесь на несколько порций, при этом первые две порции должны быть выгружены в переднюю и заднюю часть кузова самосвала, а остальная смесь равномерно распределяться между двумя первыми порциями. Высота выгрузки смеси (затвор мешалки - дно кузова самосвала) не должна превышать 1,5м.

В каждом автомобиле, прибывающем к месту укладки, измеряют температуру горячей асфальтобетонной смеси и, если она ниже указанной, смесь бракуют.

Толщина слоя укладываемых асфальтобетонных смесей должна быть больше проектной на 10-15%, а при ручной укладке в труднодоступных местах - на 25-30% (уточняется при пробном уплотнении). В процессе укладки толщину уложенного слоя контролируют металлическим щупом с делениями.

 

Перед началом укладки необходимо провести работы по подготовке асфальтоукладчика:

· установить рабочий орган (плиту) на заданную толщину укладываемого слоя (6 см плюс припуск на уплотнение 10-15%);

· установить выглаживающую плиту с углом атаки 2-3 градуса;

· настроить автоматическую систему обеспечения ровности и поперечного уклона;

· установить режимы работы трамбующего бруса и выглаживающей плиты, в соответствии с инструкцией; установить высотное положение шнека, при этом расстояние от нижней кромки до поверхности укладываемого покрытия должно быть 7 см;

· прогреть выглаживающую плиту;

· стенки приёмного бункера должны быть тщательно очищены и смазаны;

Копирная струна для работы автоматических систем асфальтоукладчика устанавливается на обочине. Если ровность нижележащего слоя обеспечена, то в качестве копира можно использовать лыжу, которая крепится на асфальтоукладчике и перемещается по основанию или смежной уплотненной полосе покрытия.

При укладке конструктивных слоёв сопряженными полосами работу организуют так, чтобы к концу смены слой был уложен на всю ширину.

Для обеспечения нормативной ровности укладчик должен двигаться непрерывно с постоянной скоростью. Для этого асфальтобетонная смесь должна равномерно доставляться к укладчику.

Асфальтобетонные смеси уплотняют сразу же после укладки. Слои из горячих асфальтобетонных смесей следует уплотнять, начиная с той максимально возможной температуры, при которой не образуется деформаций от укатки, что позволит увеличить время эффективного уплотнения и при меньших затратах работы катков достигнуть более высокой плотности и механической прочности асфальтобетона.

В процессе уплотнения слоя катки должны двигаться по укатываемой полосе от ее краев к оси дороги, а затем от оси к краям, перекрывая каждый след на 20-30 см. При устройстве сопряжённых полос вальцы катка при уплотнении первой полосы должны находиться от кромки сопряжения на расстоянии не менее 10 см. При уплотнении второй полосы первые проходы необходимо выполнять по продольному сопряжению с ранее уложенной полосой.

При наезде на свежеуложенную полосу катки должны двигаться ведущими вальцами вперёд, что исключает образование волны перед вальцом. Для обеспечения ровности покрытия в процессе уплотнения необходимо, чтобы каток трогался или изменял направление движения плавно (без рывков). Запрещается останавливать каток на горячем неуплотнённом асфальтобетонном покрытии. Если остановка необходима, то каток следует вывести на ранее уплотнённые и остывшие участки покрытия.

Заправку катков топливом и смазочными материалами следует производить вне асфальтобетонного покрытия до начала работ и, в крайнем случае, во время переездов.

Чтобы предотвратить прилипание асфальтобетонной смеси к вальцам катка, их рекомендуется смачивать водой. Вальцы должны быть влажными, но не сырыми. Выявленные дефекты необходимо немедленно устранять: в заниженные места добавлять смесь из приёмного бункера асфальтоукладчика, завышенные - разрыхлять граблями, а излишки смеси убирать лопатой в приёмный бункер асфальтоукладчика.

Участки, недоступные для катка, уплотняют металлическими трамбовками, перекрывая предыдущий след от удара трамбовки примерно на 1/3. Уплотнение следует вести до полного исчезновения таких следов.

Горячие крупнозернистые пористые асфальтобетонные смеси с содержанием щебня свыше 40% следует уплотнять сначала гладковальцовым виброкатком массой 7-8 т с включенным вибратором за 4-6 проходов по одному следу, затем катком на пневмошинах массой 16 т за 3-4 прохода по одному следу, а затем - гладковальцовым виброкатком массой 10 -11 т за 2-3 прохода по 1 следу с включенным вибратором и завершающие 2-3 прохода с выключенным вибратором.

Рабочая скорость катков на первых 2-3 проходах не должна превышать 3 км/ч, при последующих проходах она может быть увеличена до 5 -8 км/ч.

Оптимальную температуру начала и конца уплотнения смесей, а также режим уплотнения и в этом случае устанавливают пробной укаткой с участием лаборатории.

В ООО «СТК» имеется 30 единиц автомобилей, из них 5 Камазов 55111 (летнее содержание на подвозе строительного материала, зимой переоборудуются в КДМ). А также 13 единиц дорожно-строительной техники, из них 1 асфальтоукладчик ДС181, 3 катка ДУ 47, ДУ 48 и ДУ 54, 2 погрузчика и др.

Комбинированные дорожные машины (КДМ) используются в течение всего года и применяются в зимний период для борьбы со скользкостью автомобильных дорог путем распределения на их поверхности технологических материалов как химических антигололёдных реагентов, которые могут находиться в сыпучем или жидком состоянии, так и фрикционных материалов (песка, гранитной крошки), а также уборки с поверхности дорог свежевыпавшего или обработанного технологическими материалами снега; в летнее время года для мойки водой асфальтобетонных и цементобетонных покрытий.

 

3.3 Состояние операционного контроля при устройстве конкретных слоев дорожной одежды

 

Таблица 3.1 Операционный контроль при устройстве нижнего и верхнего слоя покрытия

Контролируемые параметры Допускаемые отклонения
(мастером):
  Чистота основания из ЩПЦС перед устройством верхнего слоя основания Наличие пыли и грязи не допускается
  Качество подгрунтовки оснований Сплошная тонкая пленка вяжущего на поверхности основания, пропуски, местные проливы вяжущего не допускаются
  Точность выставления копир струны Вертикальные отметки 3 мм от проектных
  Температура асфальтобетонной смеси на месте укладки Температура асфальтобетонной смеси измеренная в каждом автомобиле, прибывающем к месту укладки, не должна быть ниже указанных ниже. Если ниже, то смесь бракуют.
  Соблюдение заданного режима уплотнения асфальтобетонной смеси В соответствии с результатами пробного уплотнения
  Качество устройства продольных и поперечных сопряжений Отсутствие уступов и ровность поверхности на продольных и поперечных сопряжениях полос, однородность смеси на сопряжениях, отсутствие ярко выраженного стыка.
  Высотные отметки продольного профиля конструктивных слоев асфальтобетонных оснований по оси Не более 5% результатов определений могут иметь отклонения от проектных в пределах до 20 мм, остальные 5мм
  Ширина конструктивных слоев асфальтобетонных оснований Не более 10% результатов определений могут иметь отклонения от проектных в пределах от минус 15 до 20см, остальные до 10 см
  Толщина конструктивных слоев асфальтобетонных оснований Не более 10% результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений в пределах от - 15 до 20 мм, остальные до 10 см
  Поперечные уклоны конструктивных слоев асфальтобетонных оснований Не более 10% результатов определений могут иметь отклонения от проектных в пределах от минус 1,5% до 3%,остальные до 1%
  Ровность конструктивных слоев асфальтобетонных оснований (просвет под рейкой длиной 3 м) Не более 10% результатов определений могут иметь значения просветов под трехметровой рейкой в пределах до 10 мм, остальные до 5мм
Лабораторией:
  Качество уплотнения конструктивных слоев асфальтобетонных оснований Коэффициент уплотнения не ниже - 0,98
  Прочность сцепления слоев основания Слои уложенного а/б. основания в выбуренных кернах не должны самопроизвольно разделяться.
  Качество асфальтобетонной смеси конструктивных слоев асфальтобетонных оснований Контролируемые показатели в соответствии с требованиями ГОСТ 9128-97

 

Кроме производственного контроля осуществляется проверка качества строительства объекта со стороны ведомственных органов контроля, а также авторского надзора со стороны организации. В процессе строительства покрытия и основания следует контролировать: температуру горячей асфальтобетонной смеси в каждом автомобиле-самосвале; постоянно - качество продольных и поперечных сопряжений укладываемых полос; качество асфальтобетона по показателям кернов (вырубок) в трех местах на 7000м2 покрытия по ГОСТ 9128-84 и ГОСТ 12801-84, а также прочность сцепления слоев покрытия.

 

3.4 Мероприятия по охране окружающей среды

 

Мероприятия по охране окружающей среды.

Асфальтобетонный завод дымное и пыльное производственное предприятие дорожного строительства.

Поэтому важны профилактические мероприятия по охране окружающей среды, которые предприятие включает в расходные сметы на планируемый период. Кроме мер, устраняющих выделение вредных газов, важной экологической мерой, обеспечивающей оздоровление воздушной среды, снижения шума, является сохранение зеленых насаждений.

Для повышения качества работы АБЗ ДУ 158 разработаны мероприятия по охране труда на заводе. Назначены ответственные лица за контролем и соблюдением всех правил и норм при эксплуатации и ремонте дорожных машин, механизмов подъёмных приспособлений, механизированного и ручного инструмента, а также электрооборудования, за своевременное проведение планово-предупредительного ремонта машин и оборудования, за контроль исправности силовой и осветительной электропроводки, правильности и надёжности заземляющих устройств, электрических машин, оборудования и инструмента, за наличие и исправность ограждений движущихся деталей оборудования и электропусковых устройств, за своевременный инструктаж и обучение рабочих, занятых обслуживанием машин, оборудования и инструмента по безопасным приёмам работ, за обеспечение и своевременную установку плакатов, предупредительных надписей по технике безопасности.

Для завода разработана инструкция по обеспечению пожарной безопасности мастером участка, согласовывается с местными органами пожарной охраны и местным комитетом профсоюза, утверждается директором предприятия и вывешивается на видном месте. Эта инструкция должна определять меры пожарной безопасности и включать в себя: указания по содержанию территории, в том числе подъездных дорог ко всем зданиям и сооружениям; порядок движения транспортных средств по территории; правила и нормы хранения различных материалов и веществ; систему производства пожароопасных работ; порядок поведения рабочих на территории, а также на рабочих местах, где разрешено разводить открытый огонь и курить; правила содержания средств пожаротушения, пожарной связи и сигнализации.

Пожарный инвентарь и первичные средства пожаротушения передаются под ответственность мастерам участков.

 

3.5 Учетно - отчетная документация по использованию и списанию строительных материалов, инструментов, спецодежды и т.д.

 

- "Отчет по форме М-29": составляется мастером, указывается какие работы за период были выполнены, наименование, количество фактически израсходованных материалов, заложенных в смете. Согласовывается с ПТО соответствие работ смете, количество израсходованных материалов нормам, утверждается директором.

- "Ведомость списания расходных материалов": составляется мастером на материалы, не указанные в смете (лопаты, м/мешки, ветошь и т.д.). Утверждается директором.

- "Акт на списание инструмента, инвентаря": составляется на сломанный инструмент (болгарка, лопата и т.д.), подписывается членами созданной комиссии. Служит основанием для списания с баланса предприятия.

- "Акт на списание спецодежды": спецодежду списываем в расходы в момент выдачи рабочим, на основании акта списываем с баланса предприятия.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

От уровня транспортно-эксплуатационного состояния и развития сети автомобильных дорог общего пользования, обеспечивающих связь между регионами и населенными пунктами Астраханской области, во многом зависит решение задач достижения устойчивого экономического роста, улучшения условий предпринимательской деятельности и повышения качества жизни населения, проведения структурных реформ.

Поэтому одной из главнейших задач для ООО «СТК» соответствовать темпам социально-экономического развития России и обеспечивать потребность в перевозках в соответствии с ростом автомобилизации на выделенном участке трассы М6 -Каспий от с. Грачи до с. Замьяны.

Предприятие оснащено необходимой техникой, квалифицированными специалистами, имеет устойчивые, долголетние связи с поставщиками необходимых дорожно-строительных материалов, запчастей и оборудования.

В процессе прохождения практики мной было изучено: структура предприятия, управление и ведение производственно-хозяйственной деятельности предприятия, знакомство с производственными предприятиями (АБЗ), машино-тракторным комплексом, непосредственно с работой в дорожных бригадах по содержанию дороги, с техникой безопасности на рабочем месте и охраной труда, с учетной документацией при списании материалов и инвентаря, с работами по возведению земельного полотна и ремонту дорожной одежды по отчетам дорожного мастера за отчетный период прошлого года и др.

Производственная практика дала мне возможность увидеть все процессы, изучаемые на спецпредметах наглядно и сделать выводы по совершенствованию технологии производства работ, по повышению производительности труда в бригадах, по экономическому расходованию материальных ресурсов и др. А также выделить один из главных вопросов по сохранению экологического климата в нашем районе при выполнении дорожно-строительных работ, использовании техники, работы асфальтно-бетонного завода, применении реагентов в зимний период содержания дороги и др.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: