Аннотация к рабочей программе
Учебной дисциплины «История медицины и фармации»
по специальности 060108 Фармация
Цель дисциплины: Основной целью и задачей дисциплины является выделение этапов развития медицины и фармации, которые характеризуются определенным уровнем знаний по лекарствоведению; формирование системных знаний о развитии медицинской и фармацевтической деятельности в интегративной связи с возникновением и сменой общественно-экономических формаций, историей, философией, достижениями естествознания.
Целью преподавания предмета «Истории медицины и фармации» является формирование у студентов историко-медицинских знаний о наиболее общих характеристиках и тенденциях развития фармации. Данный предмет ставит также своей целью не только изучение фармации на различных этапах исторического развития, но и показывает её значение и роль в общей культуре и истории.
Для выполнения этой цели необходимо реализовать ряд наиболее важных задач:
1. Изучить основные этапы развития медицины и фармации.
2. Привить студентам комплексное понимание процесса исторического развития медицины в целом и умение увязывать успехи развития медицины и фармации с историческими этапами развития мировой цивилизации.
3. Привить студентам умение правильно ориентироваться в историческом опыте развития медицины и фармации и уважительное отношение к традициям мировой и отечественной фармации.
Конечные цели изучения дисциплины:
- сформировать у студентов знания в области истории медицины и фармации; получение целостного представления об истории, выбранной ими специальности, закономерностях развития фармацевтической деятельности; сформировать мировоззрение будущего специалиста и повысить уровень его духовной культуры.
Задачи дисциплины:
В результате освоения дисциплины студент должен:
1) знать:
- историю возникновения фармацевтических и медицинских знаний;
- влияние среды обитания на здоровье человека;
- исторические изыскания эффективных средств лечения, профилактики и диагностики;
- взаимоотношения врача периодизацию и хронологию развития лекарствоведения и фармации в различных эпохах отечественной истории;
- историю алхимии и ятрохимии, их вклад в развитие фармации;
- провизора и пациента;
- место врача и провизора в обществе;
- учение о здоровом образе жизни;
- народная и традиционная медицина;
- развитие и становление фармацевтического образования;
- первые медицинские и фармацевтические учреждения;
- основные социокультурные факторы (религия, духовная жизнь), обусловливающие развитие фармации и связанный с ней научно-технический прогресс;
- выдающиеся деятели медицины и фармации;
- выдающиеся медицинские и фармацевтические открытия, их авторов;
- влияние гуманистических идей на медицину и фармацию;
- влияние научной революции и технического прогресса на развитие медицины и фармации. Особенности отечественной медицины и фармации;
- возникновение и становление отечественной фармацевтической промышленности;
- проблемы этики и деонтологии в истории отечественной медицины и фармации на современном этапе.
2) уметь:
- анализировать развитие фармацевтической науки в различные периоды общественной жизни России;
- выделять основные этапы в развитии фармацевтической науки и аптечного дела в историческом процессе;
- применять полученные знания в практической деятельности для дальнейшего развития фармации в нашей стране;
- применять полученные знания при изучении профильных дисциплин. Основные знания, необходимые для изучения дисциплины;
- самостоятельно оценивать значение и роль достижений отечественных ученых в развитии фармацевтической науки;
- бережно и уважительно относиться к историческому наследию и культурным традициям прошлого, заботиться о его сохранении.
3) владеть:
- основными понятиями, отражающими исторический процесс развития фармации;
- методами сравнительного анализа в области оценки результатов развития мировой и отечественной фармации в различные социально-исторические эпохи;
- пониманием на основе исторического опыта основные перспективы развития аптечного дела;
- методологией применения знаний по истории фармации в изучении профильных дисциплин и просветительской работе провизора;
- высокоразвитым философским и научным мировоззрением;
- навыками психологически обоснованного общения;
- навыками логического построения публичной речи (сообщения, доклады).
Связь с другими дисциплинами:
Дисциплина «История медицины и фармации» является составной частью учебного цикла «Социальные и гуманитарно-экономические дисциплины» (федеральный компонент) учебного плана по специальности 060108 – «Фармация».
Специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента не предусматриваются.
Дисциплина «История медицины и фармации» находится в интеграции с такими дисциплинами как биоэтика, ботаника, физиология, анатомия, химия, физика, латинский язык.
История фармации является историческим аспектом при изучении профильных дисциплин: «Фармакология», «Клиническая фармакология (фармакотерапия)», «Токсикологическая химия», «Медицинское и фармацевтическое товароведение», «Фармацевтическая химия», Фармацевтическая технология», «Фармакогнозия», «Управление и экономика фармации».
История медицины и фармации, как науки и предмет преподавания повышает уровень общей и профессиональной культуры будущих специалистов. Являясь составной частью общей истории науки и культуры, история медицины и фармации дает ключ к пониманию современного этапа развития всей медицинской, фармацевтической науки и аптечной службы.
Содержание дисциплины: Предмет, цель, задачи дисциплины. История медицины и фармации: всеобщая, частная. Методы изучения. Становление и значение истории медицины и фармации. Врачевание и лекарствоведение в первобытном обществе. Становление первобытного общества и первобытного врачевания. Возникновение лекарствоведения. Эпоха матриархата и патриархата. Народная медицина. Этнофармация. Врачевание и лекарствоведение в древнем мире. Врачевание и лекарствоведение в странах Древнего Востока (Древней Месопотамии [Шумер, Вавилония. Ассирия]). Врачевание и лекарствоведение в Древнем Египте. Врачевание и лекарствоведение в Древней Индии. Врачевание и лекарствоведение в Древнем Китае и Тибете. История фармации в античном мире и средние века. Врачевание и лекарствоведение в Древней Греции. Медицина и лекарствоведение в Древнем Риме. Медицина Раннего и Развитого Средневековья. Медицина и лекарствоведение в Византии и Арабских Халифатах. История фармации нового и новейшего времени. Медико-биологическое направление в медицине Нового времени. Условия развития фармации в период возникновения и господства теории Флогистона (середина XVII – конец XVIII вв.). Фармация в Западной Европе на рубеже XVIII и XIX веков. Развитие фитохимических исследований. Фармацевтическое образование в странах Западной Европы. Основоположник гомеопатии С. Ганеман. Медицина в Московском государстве (XV – XVII вв.). Лекарствоведение в Древнерусском государстве (с древних времен до 1480 г.). Фармация в период образования и развития Русского государства (конец XIII – начало XVIII вв.). История возникновения аптек и аптечного дела. Начало регламентации аптечного дела. Аптечные уставы и регламенты. Возникновение и развитие фармацевтической промышленности. Появление фармакопей. Развитие Отечественной фармации в XVIII веке – в первой половине XIX в. Развитие аптечной сети. Фармацевтическое образование в России. Развитие фармации в России во второй половине XIX начале XX века (до 1917 г.). Становление Российской фармацевтической промышленности. Российские фармакопеи. Фармация советского периода (1917-1991 гг.). Организационная структура фармации. Развитие галеново-фармацевтических предприятий. Государственные фармакопеи СССР. Развитие токсикологической химии в России. Развитие микробиологии и биотехнологии в России. Фармацевтическое образование в СССР. Научно-исследовательские учреждения. Развитие рыночных отношений в системе лекарственного обеспечения в 90-х годах XX века и в начале XXI века. Особенности фармацевтической деятельности на современном этапе. Аптечная служба в условиях рынка. Органы управления фармацевтической службой. Перспективы развития фармации.
Общая трудоемкость: 104 часа.
Вид промежуточной аттестации: зачет.