Перечень рассматриваемых вопросов




Перечень рассматриваемых вопросов

1. Общественно-культурная обстановка в стране во второй половине XX века.

2. Развитие литературы 1950-1980-х годов в контексте культуры.

3. Кризис нормативной эстетики соцреализма.

4. Литература периода «оттепели».

5. Новые тенденции в литературе.

6. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях писателей и поэтов.

7. Журналы «Иностранная литература», «Новый мир», «Наш современник».

8. Реалистическая литература.

9. Возрождение модернистской и авангардной тенденций в литературе.

10. Многонациональность советской литературы.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Каждый раз подходя к очередному этапу изучения художественных произведений, мы начинаем с обзора культурно-исторических событий того времени.

Проблемные вопросы:

Зачем нам нужно знать историю, если мы изучаем литературу?

Что вы знаете из курса истории о времени 50-80 годов ХХ века?

Какова общественно-политическая и культурная обстановка в стране?

Следует отметить значительное влияние идеологической и внутриполитической обстановки в стране на процесс культурного развития.

В развитии русской культуры и литературы1950-1980-х гг. условно можно выделить три основных периода, связанных с изменением социокультурной и литературной ситуации.

Первый: 1956 – 1964, «оттепель».

Второй: 1965 – 1985, «послеоттепельное» двадцатилетие.

Третий: 1986 – 1991, «гласность».

1953 год – смерть Сталина.

1956 год – важная веха в истории советского общества (смена политического направления в стране после смерти Сталина, первый «глоток свободы » – доклад Н.С. Хрущева на ХХ съезде КПСС с осуждением культа личности и решение о реабилитации большинства советских политзаключенных).

Русская литература в 1950-1980 годах чутко откликалась на политическую ситуацию в стране. Этот литературный период интересен в своём многообразии, человеческое сознание бурлило и искало ответы на все те вопросы, удовлетворить которые не могли власти или авторы прошлых лет.

К началу 50-х годов XX века русская художественная культура в целом по-прежнему рассматривалась как сфера идеологической борьбы. Литературе отводилась роль эффективного средства идеологического воздействия на массы, выполняющего, прежде всего, воспитательную функцию. Прямое вмешательство высшего партийного руководства в литературный процесс создавало предпосылки для появления «лакировочных» бесконфликтных произведений. «Сочинять, ставить, играть — все равно, что гулять по заминированному полю, шаг вправо — взрыв и гибель, шаг влево — взрыв и гибель», - так характеризовал ситуацию жесткой регламентации художественного творчества тех лет театральный критик К. Л. Рудницкий. Творческие поиски во всех видах искусства были ограничены теми требованиями, которые предъявлялись к художественному произведению: современность и злободневность темы, жизнеподобные формы, наличие положительного идеала, оптимистический пафос, доступность массовому потребителю. Продолжалась и борьба с «формализмом», который стал синонимом антинародности.

Между тем, уже послевоенный период в развитии литературы выявил исчерпанность форм художественного освоения действительности, утвердившихся в советской литературе социалистического реализма 1940-х годов, ориентированной на авторитетное, порой авторитарное авторское слово о мире и человеке. К этому времени трансформация реалистических принципов типизации, основу которых составляет исследование типических характеров в их взаимосвязи с социально-исторической средой, породила идейно-эстетическую систему, называемую сегодня нормативизмом: литературные характеры, действующие в нормативных, заданных обстоятельствах должны были при этом соответствовать определенной социальной норме - идеалу. В литературе 1940-1950-х годов появилось огромное множество произведений, в которых художественный образ явно иллюстрировал идеологически благонадежную позицию автора.

Литература периода «оттепели». Период социальных реформ, начавшихся в 1953 году после смерти И.С. Сталина, получил определение «оттепель» по одноименному названию повести Ильи Эренбурга, опубликованной в журнале «Знамя» в 1954 году. В эти годы были сделаны первые шаги по пути преодоления сталинизма, началось восстановление культурной преемственности и международного культурного обмена. Большим оживлением и творческим подъёмом была отмечена литература этих лет. Самая характерная черта развития русской литературы в годы «оттепели» – её начавшееся раскрепощение в послесталинскую эпоху, отход от нормативности, расширение рамок правдивого изображения жизни. Во времена «оттепели» заметно ослабла цензура, прежде всего в литературе, кино и других видах искусства, где стало возможным более критическое освещение действительности. Доминирует в этот период по-прежнему социалистический реализм, который переживает обновление. Кроме того, на неофициальном уровне начинают возрождаться запрещённые при Сталине критический реализм и авангардизм. Всё чаще проходят творческие дискуссии на темы реализма, современности, о гуманизме и романтизме, возрождается внимание к специфике искусства.

Начал выходить целый ряд новых журналов: «Русская литература», «Дон», «Урал», «На подъёме», «Москва», «Юность». С 1955 года возобновилась деятельность журнала «Иностранная литература», в котором публикуются произведения зарубежных авторов.

Огромную популярность у писателей, входивших в литературу — и русскую, и зарубежную — второй половины XX века, получило творчество американского писателя Э.Хемингуэя, хорошо знавшего и ценившего творчество русских классиков: И. В. Гоголя, Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского и А.П.Чехова. Американский писатель был участником Первой и Второй мировых войн. Он в числе первых среагировал на агрессию фашистов, напавших на нашу страну в 1941 году, прислав в Москву телеграмму со словами поддержки. «Народ Советского Союза, — писал Хемингуэй, — своей борьбой защищает все народы, сопротивляющиеся фашистскому порабощению». Уже хрестоматийными стали слова писателя из его повести-притчи «Старик и море» (1952), удостоенной высшей американской Пулитцеровской премии по литературе, — «Человека можно уничтожить, но его нельзя победить». О себе Хемингуэй говорил, что пишет «простую честную прозу о человеке». Именно поэтому американский писатель стал творческим и нравственным ориентиром для многих русских писателей, пришедших в литературу в 1950-1960-е годы.

Вот как в одном из интервью говорил о влиянии Э. Хемингуэя на русскую литературу писатель Ю. Казаков: «Тогда был в большом почете среди нас Хемингуэй. <...> Его честность, его правдивость, доходящая порой до грубости <...> в изображении войны, любви, питья, еды, смерти — вот что было мне бесконечно дорого в творчестве Хемингуэя».

Честность и правдивость — эти слова являются ключевыми для развития русской литературы в послесталинский период.

В 1956 году состоялся XX съезд КПСС, на котором H. С. Хрущев выступил с докладом о культе личности Сталина. Разоблачительный пафос доклада H. С. Хрущева породил надежды на то, что правда станет основным законом жизни общества. Очевидно, этими надеждами обусловлен тот взлет публицистики, который пришелся на первые годы «оттепели». Публикация очерков Сергея Смирнова (1915-1976), посвященных обороне Бреста, пробила дорогу мемуарной литературе бывших узников фашистских лагерей, а затем и тех, кто прошел ГУЛАГ. Неблагополучному состоянию дел в сельском хозяйстве были посвящены очерки публициста Валентина Овечкина (1904-1968).

Во многом под воздействием очерковой публицистики военных и послевоенных лет, мемуарно-очерковой литературы активизировался процесс демократизации художественного стиля эпохи. Из литературы уходили заданность конфликтов и характеров, «всевластие» автора над материалом, сочетание авторитарного стиля с романтической героизацией. Так же как и в других видах искусства, в литературе усилилось субъективное начало. Новому художественному осмыслению подвергались такие исторические явления, как революция, Гражданская война, коллективизация, политические репрессии, Великая Отечественная война. Постепенно переосмысливались проблемы взаимоотношений личности и общества, личности и государства, личности и истории.

Концептуально значимым для советской литературы второй половины XX века стало переосмысление связей личности с национальной традицией. Если на начальном этапе развития в советском искусстве создавались образы людей, порывающих с традициями старого мира, то в 1950-1980-е годы писатели все пристальнее вглядывались в те черты, которыми личность связана с психологией и культурой своего народа.

Наряду с утверждением приоритета государственного над частным, общего над личным в искусстве социалистического реализма вызревает мысль о самоценности человека, об обоюдной ответственности личности и общества, личности и государства, личности и истории. Вспомним образное противопоставление М. Горького — Ларра и Данко. Эгоизм первого делает его изгоем, а жертвенный альтруизм второго помогает людям. Теперь же в искусство соцреализма приходило осознание того, что не только человек важен для истории, но и история для человека. Да, жизнь человека вне общества — это путь к разрушению личности, но общество состоит из людей, следовательно, игнорируя интересы личности, оно игнорирует и свои собственные интересы.

Именно со второй половины XX века начался процесс пробуждения художественного сознания, в целом проходивший в двух направлениях, связанных с возрождением принципов реалистического искусства. Так, например, в 1960-х годах выразителем демократических идей стал журнал «Новый мир», а в 1970-1980-е годы русской национальной идеей была пронизана деятельность журнала «Наш современник». На страницах этих журналов печатались лучшие произведения военной, лагерной, деревенской и городской прозы. Понятиями «военная», «лагерная», «деревенская», «городская» обозначались тематические разновидности советской реалистической литературы, осмыслявшейся как единый массив, генеральным идейно-художественным ориентиром которого оставался метод социалистического реализма.

По мнению современного филолога М.М.Голубкова, «оттепель» — наверное, последний из этапов в развитии русской культуры, когда слово писателя имело огромнейший резонанс в обществе. Люди зачитывали буквально до дыр журналы, в которых публиковалась литература, говорившая правду, пусть не полную, пусть не всю, но правду о том, о чем и помыслить прежде было невозможно.

60-е годы считаются феноменом в истории русской литературы XX века. В этот период истории миру явилась целая плеяда имён талантливых прозаиков. Прежде всего, это были писатели, пришедшие в литературу после войны: Ф. Абрамов, М. Алексеев, В. Астафьев, Г. Бакланов, В.Богомолов, Ю. Бондарев, С. Залыгин, В. Солоухин, Ю. Трифонов, В.Тендряков. В этот период особенностью литературного процесса становится расцвет художественной публицистики (В. Овечкин, Г. Троепольский, Б. Можаев).

В годы «оттепели» сформировалось поколение, названное впоследствии «шестидесятниками», сыгравшее важную роль в перестройке 1985-1991 годов. «Шестидесятники» призывали к восстановлению революционных идеалов, связанных с именем В. И. Ленина. По их глубочайшему убеждению, правление И. В. Сталина преступным образом исказило путь развития советского государства.

В целом всему поколению «шестидесятников» свойственно стремление к искренности, именно это качество входило в оценку художественного произведения. В ситуации противостояния инерции политико-идеологического диктата общим пафосом художественного творчества было желание честно выразить свое время. Очевидно, этим общим настроем был обусловлен интерес «шестидесятников» к личности и творчеству американского писателя Э.Хемингуэя, герои которого наделены силой сопротивления злу.

В период «оттепели» активизировалась деятельность по реабилитации таких деятелей художественной культуры, как В. Э. Мейерхольд, Б.А.Пильняк, О. Э. Мандельштам, И. Э. Бабель и др., был снят запрет с публикаций А.А.Ахматовой и М.М.Зощенко, открыт доступ к поэзии С.А.Есенина. С другой же стороны, не были отменены ждановские постановления от 1946-1948 годов, в 1958 году жертвой публичной проработки стал Б.Л. Пастернак за опубликованный на Западе роман «Доктор Живаго»; как непреложные указания воспринимались критические выступления H. С. Хрущева в адрес молодых поэтов и художников.

Середину 1960-х годов принято считать концом «оттепели». Окончательно ясным это стало после того, как советские войска вошли в Прагу (1968). В литературе конец «оттепели» ознаменовался судебным процессом над писателями А. Синявским и Ю. Даниэлем в 1966 году. Опубликовавшие несколько своих сочинений на Западе, они были обвинены в антисоветской деятельности.

Итак, нельзя не отметить, что литература периода оттепели переживает подлинное обновление. Это обновление, во-первых, проблемно-тематического плана (появляется лагерная тема). Не случайно данный период получил название оттепели. Название «оттепель» используется для временного потепления в природе, после которого возможны заморозки. Что и произошло в русской литературе второй половины века.

Литература 70-80-х годов (послеоттепельное двадцатилетие). Период «оттепели» сменился брежневской эпохой застоя (70-80-е годы), который был отмечен таким явлением, как диссидентство. В эти годы в русской литературе усиливаются оппозиционные настроения. Параллельно с официальной литературой, всё двадцатилетие развивается и литература неофициальная. Представители первой по-прежнему следуют соцреализму, а во второй происходит окончательное возрождение и дальнейшее развитие критического реализма, модернизма, включая его радикальные разновидности, зарождается русская ветвь постмодернистской литературы.

В период правления Л. И. Брежнева политика власти в отношении инакомыслящих представителей художественной культуры спровоцировала новый, третий поток эмиграции. За открытое выражение своих политических взглядов, существенно отличавшихся от политики государства, коммунистической идеологии и практики, многие талантливые авторы были навсегда разлучены с родиной и были вынуждены эмигрировать. В 1970-1980-е годы СССР покинули В.П.Аксенов, И.А.Бродский, Г.Н.Владимов, В.Н.Войнович, Ф.Н.Горенштейн, С.Д.Довлатов, А.А.Галич, Ю.М.Кублановский, В. Е. Максимов, Ю.В.Мамлеев, В. П. Некрасов, С.Соколов, был выслан из страны А.Солженицын и многие другие. Их творчество формировалось под влиянием не только русской классической литературы, творчества М.И.Цветаевой, Б.Л. Пастернака, А. П. Платонова, но и популярной в 1960-е годы в СССР американской и латиноамериканской литературы. Этим объясняется эстетическое разнообразие русской эмигрантской литературы третьей волны: от реализма до постмодернизма. Оторванные от родины, не принятые «старой эмиграцией», писатели создавали свои альманахи и журналы, из которых наиболее известны парижский «Континент», американские газеты «Новый американец» и «Панорама», журнал «Калейдоскоп», израильский журнал «Время и мы», мюнхенский — «Форум».

Литература периода гласности и «перестройки». В середине 80-х к власти приходит М.С. Горбачев, этот период получил название «перестройки» и проходил под лозунгом «ускорения», «гласности» и «демократизации». В СССР приходят свобода слова и печати, гарантированные на официальном уровне Законом о печати и других средствах массовой информации.

В условиях развернувшихся в стране бурных социально-политических перемен резко изменилась ситуация в литературе и общественно-культурной жизни, что привело к публикационному «взрыву». Невиданных тиражей достигают журналы «Юность», «Новый мир», «Знамя», начинает печататься всё большее количество «задержанных» произведений.

В этих условиях наблюдается постепенное угасание литературы социалистического реализма. Легитимный статус получают критический реализм, модернизм в различных модификациях и постмодернизм. Литература переживает проблемно-тематическое и эстетическое обновление.

В культурной жизни страны возникает явление, которое получило символичное название «возвращённая литература». В этот период времени были отмечены новые подходы к переосмыслению достижений прошлого, включая и труды советской «классики». Появляется огромный пласт так называемой возвращённой литературы, то есть начинает публиковаться то, что было запрещено в годы советской власти.

Во второй половине 1980-х произведения М. Булгакова и А. Платонова, В. Гроссмана и А. Солженицына, А. Ахматовой и Б. Пастернака, ранее находившиеся под запретом, стали осмысляться как важнейшие составные части литературного процесса XX столетия.

Особое внимание получили писатели русского зарубежья – первой и последующей волн эмиграции: Иван Бунин, Владимир Набоков, Владислав Ходасевич и Георгий Иванов и др.

В творчестве видных писателей во второй половине 80-х годов выделились пласты литературы, повествующие об историческом прошлом, – сталинские репрессии, раскулачивание, «лагерная тема». Наглядными примерами этого периода литературы предстают лирические произведения большой формы: поэмы-циклы А. Ахматовой («Реквием»), А. Твардовского («По праву памяти») и др.

«Задержанными» произведениями были не только публикации выдающихся произведений 20-30-х и 50-60-х гг. (А. Платонова «Котлован», «Чевенгур», М. Булгакова «Дьяволиада», «Собачье сердце», В. Гроссмана «Жизнь и судьба», А. Солженицына «В круге первом», «Раковый корпус», Ю. Домбровского «Факультет ненужных вещей», В. Шаламова «Колымские рассказы»), но и творения современников: «Новое назначение» А. Бека, «Белые одежды» В. Дудинцева, «Ночевала тучка золотая» А. Приставкина, «Дети Арбата» А. Рыбакова.

В конце 1980-х годов литературовед и критик Г. Белая в статье «“Другая проза“: предвестие нового искусства» задалась одним из главных вопросов того времени: кого отнести к «другой прозе»? Список авторов был довольно разношёрстный: Л. Петрушевская, Т. Толстая, В. Ерофеев, В.Пьецух и др. Эти писатели были действительно разные: по возрасту, поколению, стилю и поэтике. Художественным пространством этой школы были общежития, коммуналки, кухни, казармы, тюремные камеры, а их персонажи – маргиналы: бомжи, люмпены, воры, пьяницы, хулиганы.

Художественные поиски в литературе 1950-1980-х годов. Противоречивый характер «оттепельных» реформ породил пафос нонконформизма (нонконформизм (от англ. nonconformism) - инакомыслие, бунтарство; здесь: неприятие существующего порядка, критическое отношение к официальной культуре), на основе которого объединялись художники, противостоящие официальной политике в сфере искусства. Инакомыслие художников в политических кругах было названо диссидентством, а в творческих — андеграундом (андеграунд (от англ. underground) — «подпольная» культура, составная часть контр-культуры). Искусство андеграунда образовало противоположный соцреалистическому искусству полюс. Между этими крайними точками протекала многогранная, интересная творческая жизнь, основу которой составили поиски путей обновления изобразительно-выразительного языка искусства.

Развитие литературы в период 1950-1980-х годов связано, прежде всего, с восстановлением принципов реалистического искусства. Процесс этот был обусловлен общественно-историческими обстоятельствами. Литература восстанавливала утраченное соцреализмом 1940-1950-х годов социально-аналитическое начало, а многие явления социально-экономического, политико-идеологического характера в действительности были далеки от идеала и нуждались в серьезном осмыслении. Богатейшими возможностями художественных средств реализма пользовались такие прозаики, как Ю.В.Трифонов, Ю.П. Казаков, А.И.Солженицын, В.П.Астафьев, С.П.Залыгин, В.М.Шукшин, В. Г. Распутин, Ю. В. Бондарев и др.

В годы оттепели, впрочем, наблюдается преодоление стереотипов лже-соцреализма. Сам социалистический реализм несколько укрепляет свои позиции. В нём становится больше возможностей для правдивого изображения реалий жизни. Обновление социалистического реализма с наибольшей полнотой демонстрирует творчество шестидесятников. Шестидесятники – те представители творческой интеллигенции, которые выступали за социализм с человеческим лицом и были бескомпромиссны в своей критике сталинизма, призывали к преодолению его последствий. Но сталинизм критиковался во имя укрепления и улучшения социализма, его критика осуществлялась с позиций идеализированного ленинизма. Характерные фигуры шестидесятнической литературы: Евтушенко, Рождественский; Бондарев, Айтматов; Розов, Володин и некоторые другие.

При этом неотъемлемой частью литературного процесса 1950-1960-х годов являлись «нетрадиционные» для соцреализма модернистские и авангардистские тенденции.

С модернистской эстетикой было связано творчество А. А Ахматовой, Б.Л.Пастернака, Н.А.Заболоцкого, В.П.Катаева, В.А.Каверина, В.Т.Шаламова. В 1950-1960-е годы литературный модернизм пережил второе рождение в новаторской поэзии Е. А. Евтушенко, А.А.Вознесенского, Б.А.Ахмадулиной, Ю.П.Мориц, Б. Ш.Окуджавы, И. А. Бродского, в прозе В.П.Аксенова, АГ.Битова, С.Д.Довлатова.

Авангардные поиски в литературе вели поэты Г. Н.Айги, В.А.Соснора и др. Особенность авангарда 1960-х заключается в том, что он был противопоставлен не только официальной советской идеологии, но и романтическим идеалам «шестидесятников». Поэты-авангардисты отрицали всякую зависимость от любых ограничений художественного творчества, будь то политический диктат или рамки традиций.

Переосмысление некоторых эстетических категорий происходило и в реалистической литературе, даже в той, что разрешалась цензурой к печати. Так, этой литературой утверждалось достоинство частного, даже негероического человека. Вспомним, что в советской идеологии героическое понималось как действие, направленное на преобразование действительности, а искусство соцреализма объявлялось «героическим по преимуществу». Последующее развитие литературы переориентировало критерий героического на другие нравственные категории. Литературовед В.Я. Лакшин в статье «Писатель, читатель, критик» (1965) напоминал, что героем человека делает не только подвиг, понимаемый как деяние, направленное вовне, но и постоянное внутреннее подвижничество. После распада СССР в журнале «Знамя» (1992, № 11) в статье критика-эмигранта П.Вайля и вовсе была провозглашена «смерть героя», на смену которому в качестве нормы в литературу пришел «частный» человек.

Постепенно разнообразились и художественные средства реалистической литературы второй половины XX века. В период 1970-1980-х годов авторы активно использовали художественные приемы явной, «вторичной» условности. Психологический реализм сочетался с элементами фантастики и сюрреализма (сюрреализм (от франк. surrealisme — сверхреализм) — модернистское направление, художественные принципы которого базируются на сочетании несочетаемого в одном художественном образе; истоки русского сюрреализма восходят к творчеству Н.В.Гоголя).

В целом условные ситуации и обстоятельства, смещение временных и пространственных пластов, притчеобразие и мифоподобие в прозе и драматургии — средства, которыми охотно пользуются современные реалисты.

Наряду с традиционным реализмом, развивается условный, фантастический реализм, полузабытый при советской власти. Возрождают его Андрей Синявский и Юлий Даниэль. Свои произведения они переправляли за границу и печатались за рубежом под псевдонимами Абрам Терц и Николай Аржак. Если книги Солженицына и Гроссмана, при всём их критическом пафосе, были посвящены прошлому, то произведения Терца и Аржака, напротив, были посвящены текущей современности, что придавало им ещё большую остроту.

В период 1985-1991 годов в результате ослабления цензуры были опубликованы острокритические статьи, предметом обсуждения в которых стали «деформации социализма», произошедшие за 70 лет существования системы. «Прорабами перестройки», поддержавшими политику М.С.Горбачева, стали «шестидесятники», они рассматривали деятельность Горбачева как продолжение антисталинских реформ «оттепели».

Границы между официальной культурой и возникшими еще в недрах советского государства субкультурами (субкультура — здесь: культура какой-либо социальной группы) были окончательно взорваны. Пользуясь терминологией Ю.М.Лотмана, можно сказать, что отечественная культура на рубеже 1980-1990-х годов оказалась в ситуации «взрыва». Это, с одной стороны, усложнило, а с другой — разнообразило общественно-культурную жизнь страны. Постепенно налаживались контакты с эмигрантами третьей волны, снимались запреты с их публикаций.

В результате смягчения политико-идеологического давления в «толстых» литературно-художественных журналах «Новый мир», «Октябрь», «Дружба народов» и других были опубликованы произведения, многие годы хранившиеся в спецхранах и получившие определение «возвращенная литература». Среди них произведения А. П. Платонова, М. А. Булгакова, А.А.Ахматовой, Б.Л. Пастернака, В. С. Гроссмана, А.Т. Твардовского, Б.А.Можаева, В. И. Белова, М.Ф.Шатрова, Ю.В.Трифонова, В.Ф.Тендрякова, Ю.О.Домбровского, В.Т. Шаламова, А. И. Приставкина, А. И.Солженицына и др.

В эти же годы в литературу приходит новое поколение так называемых «сорокалетних» прозаиков, пришли они со своим героем, для обозначения которого критики вводят определения «срединный», «амбивалентный» (В.С.Маканин, А. Курчаткин, А. Ким, В.Н.Крупин, Р.Т.Киреев, Т.Н.Толстая, Л.С.Петрушевская, Т.Ю.Кибиров и др.).

Вершиной достижения литературы этого периода стала военная и деревенская проза. Военная проза характеризовалась подлинностью описаний боевых действий и переживаний героев, поэтому автор военной прозы являлся, как правило, прошедшим через всё, что он описывал в своём произведении (роман «Прокляты и убиты» Виктора Астафьева (1992)).

Рассмотрим плюсы и минусы каждого этапа развития культуры в СССР в 1950-1980 е гг.:

Этап Положительное Отрицательное
1956-1964 · Открытие театра «Современник» под руководством О.Н.Ефремова. · Публикации в журнале «Новый мир» (А.И.Солженицын «Один день Ивана Денисовича», произведения Ч. Айтматова). · VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. · Реабилитация генетики как науки. · Ракетостроение. · 1958 г. Введено обязательное восьмилетнее образование, срок обучения в средней школе был повышен до 11 лет. · Травля поэта Б.Л.Пастернака по поводу присуждения ему Нобелевской премии, осуждение некоторых писателей. · Гонения на церковь. · Осуждение художников-абстракционистов.
1965-1985 · Многие деятели культуры создавали произведения высокого уровня. · На этот период приходится взлёт театрального искусства, которое приобретает невероятную популярность. · Развивалась эстрадная песня, появилось множество вокально-инструментальных ансамблей. · Появилась неформальная культура — самиздат. · Характерными чертами этого периода стали атеизм, жёсткое давление идеологии на культуру, активная борьба с инакомыслием. · Третий поток эмиграции деятелей культуры.
1985-1991 Период перестройки отмечен появлением гласности в печати. · Начало публикации произведений М.А.Булгакова, · В.В. Набокова, «возвращённой литературы». · Легализация рок-культуры. · В СССР перестали глушить западные радиостанции («Голос Америки»). · Журналисты начали работать в прямом эфире, что явилось следствием отмены цензуры. · Опубликованы произведения, раскрывающие сущность тоталитаризма («1984» Дж. Оруэлла и др.). Значительным событием стал выход книги А.И.Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». · Зрителям стали доступны запрещённые ранее фильмы («Комиссар» А. Я. Аскольдова) и театральные постановки («Брестский мир» М.Ф.Шатрова). Литература, кинематограф и театр значительно повлияли на подготовку общества к новому этапу реабилитации жертв политических репрессий. · 1987 г.Создана Комиссия политбюро по реабилитации жертв политических репрессий. · Возобновлено сотрудничество государства с церковью.  

 

I Основные выводы.

В развитии русской литературы 1950-1980-х гг. условно можно выделить три основных периода:

Первый: 1956 – 1964, «оттепель» ( по одноименному названию повести Ильи Эренбурга):

- начало раскрепощения литературы, отход от нормативности, расширение рамок правдивого изображения жизни,

- обновление тематики и проблематики произведений (появление «лагерной темы», переосмысление проблемы человек и государство, связей личности с национальной традицией, утверждение самоценности личности),

- обновление соцреализма (демократизация художественного стиля, усиление субъективного начала),

- появление новых журналов.

- публикация повести А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича», но травля Б. Пастернака и его отказ от Нобелевской премии.

Второй: 1965 – 1985, «послеоттепельное» двадцатилетие:

- «шестидесятники», диссидентство, развитие неофициальной литературы, появление самиздата,

- суды над писателями (А. Синявским, Ю. Даниэлем, А.Солженицыным, И.Бродским и др.),

- третий поток эмиграции деятелей культуры (А.Солженицын, И.Бродский, В.Аксенов, Г.Владимов, В.Войнович, С.Довлатов, А.Галич и др.),

- развитие эмигрантской литературы,

- развитие поэзии, авторской песни и драматургии.

Третий: 1986 – 1991, «гласность»:

- свобода слова и гласность в печати,

- проблемно-тематическое обновление литературы (темы репрессий, раскулачивания, «лагерная тема»),

- эстетическое обновление литературы, тенденции авангардизма, модернизма и постмодернизма,

- публикация «задержанных» произведений («возвращенной литературы»).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: