Игорь Виноградов, Владимир Воропаев 1 глава




Игорь Виноградов


Повести

Настоящий том включает в себя повести, которые Н. В. Гоголь собрал в третьем томе своих Сочинений 1842 г.: «Невский про­спект», «Нос», «Портрет», «Шинель», «Коляска», «Записки сума­сшедшего», «Рим». Повести создавались в разное время. «Невский проспект», первая редакция «Портрета», «Записки сумасшедшего» написаны в 1833-1834 гг. (все три опубликованы в сборнике «Арабес­ки» в 1835-м). «Нос» и «Коляска» появились в пушкинском «Совре­меннике» в 1836 г. Новая редакция «Портрета», «Рим» и «Шинель» увидели свет в 1842 г.

Тексты печатаются по изд.: Гоголь Н. В. Собр. соч.: В 9 т. /Сост., подг. текстов и коммент. В. А. Воропаева, И. А. Виноградова. М.: Русская книга, 1994. В отдельных случаях текст заново све­рен с автографами и прижизненными изданиями. В комментари­ях использованы мемуарные свидетельства современников Гоголя, переписка, записные книжки писателя, черновые редакции, разы­скания предыдущих комментаторов.

Невский проспект

Впервые напечатано в сб.: Арабески. Разные сочинения Н. Гого­ля. СПб., 1835. Ч. 2.

В конце октября или начале ноября 1834 г. перед представ­лением «Арабесок» в цензурный комитет (цензурное разрешение последовало 10 ноября 1834 г.) рукопись «Невского проспекта» просмотрел А. С. Пушкин, который писал автору, опасавшемуся цензурных строгостей: «Перечел с большим удовольствием; кажет­ся, все может быть пропущено. Секуцию жаль выпустить: она, мне кажется, необходима для полного эффекта вечерней мазурки. Авось Бог вынесет. С Богом!» {Пушкин А. С. Собр. соч.: В 10 т. Т. 10. М., 1976. С. 204). В сохранившейся черновой рукописи, относящейся к концу июля— сентябрю 1834 г., сцена «секуции» выглядела так: «Если бы Пирогов был в полной форме, то, вероятно, почтение к его чину и званию остановило бы буйных тевтонов. Но он прибыл совершенно как частный приватный человек в сюртучке и без эпо­летов. Немцы с величайшим неистовством сорвали с него все пла­тье. Гофман всей тяжестью своей сел ему на ноги, Кунц схватил за голову, а Шиллер схватил в руку пук прутьев, служивших метлою. Я должен с прискорбием признаться, что поручик Пирогов был очень больно высечен».

В повести нашли отражение впечатления Гоголя от занятий в классах Академии художеств, которые он посещал в качестве воль­ноприходящего в течение трех лет (с 1830 по 1833 г.). О своих заня­тиях и знакомстве с художниками он сообщал в письме к матери от 3 июня 1830 г.: «...после обеда в пять часов отправляюсь я в класс, в Академию художеств, где занимаюсь живописью, которую я никак


не в состоянии оставить, — тем более что здесь есть все средства совершенствоваться в ней, и все они кроме труда и старания ничего не требуют. По знакомству своему с художниками, и со многими даже знаменитыми, я имею возможность пользоваться средствами и выгодами, для многих недоступными. Не говоря уже об их талан­те, я не могу не восхищаться их характером и обращением; что это за люди! Узнавши их, нельзя отвязаться от них навеки, какая скром­ность при величайшем таланте! Об чинах и в помине нет, хотя неко­торые из них статские и даже действительные советники. В классе, который посещаю я три раза в неделю, просиживаю два часа...»

В Петербурге Гоголь общался с А. Г. Венециановым, А. Н. Мок­рицким, К. П. Брюлловым, с вице-президентом Академии художеств графом Ф. П. Толстым, секретарем Общества поощрения художни­ков В. И. Григоровичем, позднее близко сошелся с А. А. Ивановым, Ф. А. фон Моллером, Ф. И. Иорданом (подробнеесм.: Г.

Гоголь в кругу художников. М., 1955).

А. С. Пушкин, высоко оценивший «Невский проспект», в отзыве на второе издание «Вечеров на хуторе близ Диканьки» назвал повесть Гоголя «самым полным из его произведений» {Пушкин Л. С. Собр. соч.: В 10 т. Т. 6. С. 97). Типичность Пирогова подчеркивал

В. Г. Белинский: «...о единственный, несравненный Пирогов, тип из типов, первообраз из первообразов!.. Это символ, мистический миф, это, наконец, кафтан, который так чудно скроен, что придет по плечам тысячи человек!» {Белинский В. Г. Собр. соч.: В 9 т. Т. 1. М., 1976. С. 174). Верностью и типичностью гоголевского образа востор­гался Ф. М. Достоевский в «Дневнике писателя» за 1873 г.: «Поручик Пирогов, сорок лет тому назад высеченный в Большой Мещанской слесарем Шиллером, был страшным пророчеством, пророчеством гения, так ужасно угадавшего будущее, ибо Пироговых оказалось так безмерно много, так много, что и не пересечь. Вспомните, что поручик сейчас же после приключения съел слоеный пирожок и отличился в тот же вечер в мазурке на именинах у одного видного чиновника. Как вы думаете: когда он откалывал мазурку и вывер­тывал, делая па, свои столь недавно оскорбленные члены, думал ли он, что его всего только часа два как высекли? Без сомнения, думал. А было ли ему стыдно? Без сомнения, нет!» {Достоевский Ф. М. Поли, собр. соч.: В 30 т. Т. 21. Л., 1980. С. 124).

к стр. 7 ... летящих в каретах и на дрожках. — Дрожки — легки й двух­

местный открытый экипаж на рессорах.

Адрес-календарь— ежегодно издававшаяся книга с указанием учреждений, должностей и имен чиновников всех ведомств.

Прапорщик {от ст.-слав. прапор — знамя) — младший офицер­ский чин в русской армии.

к стр. 8 Салоп {фр. $а1оре) — верхняя женская одежда в виде широкой

длинной накидки с прорезями для рук или небольшими рукавами, часто на подкладке, вате или меху.


Комми (фр. сотпиз) — служащий магазина, приказчик.

Ганимед— в греческой мифологии красивый троянский юно­ша, похищенный богами и живший на Олимпе, любимец Зевса, его виночерпий; здесь: мальчик-слуга.

...плетется нужный народ...— Нужный— здесь: бедный, убогий.

...Екатерининский канал, известный своею чистотою... —

В Екатерининский канал спускались сточные воды, о «чистоте» его Гоголь говорит иронически.

...резкими выражениями, каких они, верно, не услышат даже в театре. — Намек на изменение театрального репертуара 1830-х гг., появление на сцене бытового водевиля с героями — чиновниками, актерами, купцами.

Департамент— отдел министерства или другого высшего государственного учреждения.

...говорит о гривне или о семи грошах меди... — Гривна — гри­венник, десять копеек. Грош — медная монета в две копейки.

...пестрядевых халатах... — из пестряди — грубой домашней ткани из разноцветных ниток.

...с пустыми штофами... — Штоф— четырехугольная стек­лянная бутыль с коротким горлышком и рельефным изображением двуглавого орла на стенке.

Картуз— мужской головной убор с околышем и козырьком.

...статью в газетах о приезжающих и отъезжающих... — к стр. 9 В газетах того времени был постоянный отдел, в котором печатались имена лиц, приехавших или выбывших из столицы (в список включа­лись, как правило, лица значительные, чиновные).

... служат в иностранной коллегии и отличаются благородст­вом своих занятий и привычек. — В Коллегии иностранных дел по традиции служили большей частью представители аристократиче­ских фамилий.

Редингот (фр. гесПп^оге) — мужское или дамское пальто широ­кого покроя.

Веленевая бумага — высокосортная плотная бумага.

Посессор (фр. роззеззеиг) — владелец, обладатель.

... по чувствуете себя выше адмиралтейского шпица...— кстр. ю Адмиралтейский шпиц — золоченый шпиль Адмиралтейства (дости­гает высоты 72 м).

...в зеленых вицмундирах.— Вицмундир— форменный фрак кстр. п чиновников. Введен Императором Николаем I в 1834 г.

...титулярные, надворные и прочие советники... коллежские регистраторы, губернские и коллежские секретари... — Согласно Табели о рангах, введенной Петром I в 1722 г., чиновники граждан­ского ведомства делились на 14 классов: 1-й (высший чин) — канцлер,

2-й— действительный тайный советник, 3-й— тайный советник;

4-й — действительный статский советник, 5-й — статский совет­ник, 6-й — коллежский советник, 7-й — надворный советник, 8-й —


коллежский асессор, 9-й — титулярный советник, 10-й — коллеж­ский секретарь, 11-й— корабельный секретарь, 12-й— губернский секретарь, 13-й — провинциальный секретарь, сенатский, синодский регистратор, 14-й (самый младший чин) — коллежский регистратор.

Правитель канцелярии — управляющий канцелярией. Обычно чиновник 6-го класса.

Повытчик — столоначальник; судебный чиновник, следивший за порядком и хранением поступавших бумаг (от слова «выть» — отдел, часть). В материалах для «объяснительного словаря» русского языка Гоголь отметил: «Повытно, частями; повыток, отдел, часть».

...фризовой шинели... — из фриза— грубой ворсистой ткани типа байки.

...сридикулем... — Ридикюль — женская ручная сумочка.

...демикотоновом сюртуке...— из демикотона— плотной хлопчатобумажной ткани, обычно белого цвета.

...из... окошек магазинов выглянут те эстампы, кото­рые не смеют показаться среди дня... — Эстамп {фр. езсатре) — оттиск гравюры с печатной формы, выполненной самим художником или мастером-гравером.

к стр. 12 Сиделец— лавочник, продавец, находящийся на жалованье

у купца.

Поручик— младший офицерский чин в русской армии с XVIII в., выше подпоручика и ниже штабс-капитана.

...совершенно Перуджинова Бианка.— Речь идет о фреске итальянского художника Перуджино (наст, фамилия Ваннуччи) Пьетро (между 1445 и 1452-1523) «Поклонение волхвов» с образом Мадонны в центре, находящейся в часовне Санта-Мария-деи-Бьян- ки в Пьеве. Как указала Н. М. Молева, появление на страницах гого­левской повести “Перуджиновой Бианки” объясняется, вероятно, тем, что копии с фресок Перуджино были привезены в Петербург из пансионерской поездки художником А. Е. Егоровым, одним из про­фессоров Академии художеств, под руководством которого Гоголь учился живописи в академических классах (Молева Н. Загадка «Нев­ского проспекта»//3нание— сила. М., 1976. № 4. С. 43). См. также коммент, к с. 91 — Кисть его хладела...

В известных «Записках А. О. Смирновой», изданных ее дочерью, О. Н. Смирновой, сообщается, что «Мадонна» Перуджино находи­лась в семействе Смирновых. Согласно этим «Запискам...», однажды А. О. Смирнова советовала Пушкину «сочинить поэму на Рождест­во и на волхвов»: «Он покачал головой. “Евангелие от Луки, кото­рое читается 25 марта, — лучшая из поэм, никогда мне не написать ничего, что бы хоть сколько-нибудь к этому приближалось”. Минуту спустя он продолжал: “Ваша “Мадонна” Перуджино меня чарует: она мне представляется таким типом рабы Господней, той, которая про­изнесла Ма^шйсаг <величание>. Брюллов говорил мне, что Младенец написан Рафаэлевской манерой”. Он пошел взглянуть на Мадонну...» (Смирнова-Россет А. О. Записки/Сост. О. Смирнова. М., 2003. С. 316).

Далее в «Записках...» сообщается, каким образом картина была при­обретена во Флоренции мужем Смирновой Николаем Михайловичем:

«Муж обещал Гоголю дать ему письмо... к Аффендульево, великому знатоку картин и оригиналу, каких мало. Пушкин от души хохотал, слушая рассказы Николая об одиссее этого Аффендульево, корфиота, ученого, великого чудака, близкого друга последнего венецианского дожа Манина, Аффендульево, который ненавидел Наполеона за то, что тот уничтожил Всепресветлейшую Венецианскую республику.

Манин сделал Аффендульево вице-королем Кипра, а впоследствии королем Кандии. Пушкин сказал: «Так это один из королей, которых Кандид встретил в Венеции!» На Венском конгрессе было решено, что Австрия и Россия должны производить пенсию этому низверженно- му королю, так как у него отобрали все его собственное состояние, ему и производят австро-русскую пенсию, на которую он и живет во Флоренции. Одно время он жил в Испании. Это страстный охотник до составления коллекций и большой знаток, он отказывает себе во всем, чтобы покупать эстампы, камеи, всякие оЬ)еГ5 <Гагг <предметы искусства; фр.>> он разыскивает их на чердаках различных палаццо; он-то и нашел в Перуджии прекрасную «Мадонну», которую купил Николай; это произведение Перуджино никогда не выходило из палаццо одного свойства, которое наконец впало в бедность, и Нико­лай купил картину очень дешево, за 35 000 франков, что для картины Перуджино, самой лучшей той эпохи, за подлинной подписью худож­ника, даже и без старинной рамы — сущие пустяки. Орлов позна­комил мужа с Аффендульево, который почти всякий день обедал у Орлова, с тех пор как тот узнал, что экс-король питается одними оливками» (Там же. С. 379-380).

...звезда и толстый эполет приводят их в... замешателъст- к стр. 14 во... — Звезда— знак высших орденов в Российской империи. Под­разумевалось, что человек со звездой имеет чин не ниже 4-го класса Табели о рангах. Эполет {фр. ераЫепе) — наплечный знак различия; эполеты — парадные погоны офицеров, украшенные позументами, бахромой и т. п.

...лакей в богатой ливрее.— Ливрея— форменная нарядная к стр. 18 одежда швейцаров и слуг в богатых домах.

...барыня... приказала просить вас к себе и прислала за вами карету. — Пошлость разворачивающихся перед Пискаревым виде­ний обнаруживается вполне при сравнении с черновой редакцией «Ревизора» (строками, относящимися к сцене хвастовства Хлестако­ва): «А какой со мною недавно анекдот случился <1 нрзб.> Меня одна графиня очень того... Один раз приезжает ко мне карета, убрано все это великолепнейшим образом, камердинер весь в золоте входит ко мне: Вы Иван Александрович... Я... и вдруг не говоря мне ни слова завязывают мне глаза, сажают в карету. Я признаюсь, я сначала даже немного испугался. [Только] привозят к дому великолепнейшему, берут меня под руки и чувствую, что ведут меня по вызолоченной лестнице, по сторонам вазы, все это со вкусом. Наконец приводят

в великолепную комнату, вдруг развязывают глаза и что ж я вижу: передо мной красавица, вообразите, в полном совершенстве, одета как нельзя лучше. Шляпа на ней в перьях, бриллианты сияют. Белиз­на лица. Лицо просто ослепительно... Ну само собою разумеется, что тот же час воспользовался». (Анекдот, вероятно, был заимствован Гоголем у В. Т. Нарежного; см. «Российский Жилблаз, или Похож­дения князя Гаврилы Симоновича Чистякова. Сочинение Василия Нарежного». СПб., 1814. Ч. 3. Гл. «Успехи в любви и науках».)

кстр.20 ...воздушные летящие газы, эфирные ленты... — Газ— про­

зрачная шелковая ткань. Эфирные ленты— т. е. легкие, воздушные.

к стр. 21 Камер-юнкер — придворное звание (степенью ниже камергера),

которое получали молодые аристократы, состоявшие на гражданской службе.

Камергер — высшее придворное звание (для лиц, имевших чин 3-го и 4-го классов). Отличительный знак камергера — ключ на голу­бой ленте.

кстр.22 ...сидели тузы за вистом, погруженные в мертвое молча­

ние. — Вист — карточная игра, в которой участвовало четверо. Играли обычно за столом, обтянутым зеленым сукном, на котором мелом записывались взятки. Считался игрой степенных, солидных людей.

к стр. 23 Чухонка — финка. После немцев финны были самым большим

по численности нерусским населением Петербурга.

к стр. 24 ...персиянина... который всегда... просил нарисовать ему кра­

савицу. — А. О. Смирнова, как бы прямо поясняя этот эпизод гого­левской повести, писала: «С искусством не позволено обращаться без уважения. Это надобно оставить французам, которые <не закончено> для турецких и египетских пашей, которые за них платили большие цены» (Смирнова-Россет Л. О. Дневник. Воспоминания. М., 1989.

С. 202).

к стр. 25 ...рука... стиснутая волосяным браслетом!— Волосяной брас­

лет — браслет из сплетенного человеческого волоса.

кстр.28 Квартальный надзиратель— полицейский чиновник, в веде­

нии которого находился определенный квартал города.

Гроб его тихо, даже без обрядов религии, повезли на Охту... — Православное вероучение признает самоубийство тягчайшим грехом и запрещает отпевать, поминать, а также хоронить внутри церковной ограды наложивших на себя руки (за исключением достоверно душев­нобольных). Охта — бывшее предместье Петербурга, где находилось старое кладбище (название получило по реке Охте, притоку Невы).

...одетый каким-то капуцином... — Имеется в виду служи­тель похоронного бюро (как правило, это были отставные солдаты- инвалиды), одетый в длинные одежды, напоминающие монашеские; капуцин (от ит. сарриссю — капюшон) — монах католического орде­на, носивший плащ с капюшоном.

...красный... гроб бедняка...— Сосновый гроб, не обитый материей.

...хвалят Булгарина... Греча и говорят с презрением к стр. 29 и остроумными колкостями об А. А. Орлове. — Булгарин Фаддей Венедиктович (1789-1859), Греч Николай Иванович (1787-1867) — литераторы и журналисты, издатели газеты «Северная Пчела»; их нравоописательные романы пользовались успехом у широкого чита­теля. Орлов Александр Анфимович (1791-1840) — автор многочис­ленных повестей и романов, часть из которых была написана как про­должение булгаринских романов о Выжигине. Произведения Орлова в 1830-х гг. служили мишенью для насмешек литературных крити­ков, особенно Булгарина. А. С. Пушкин иронически сравнивал двух «гениев» — Булгарина и Орлова в памфлетах «Торжество дружбы, или Оправданный Александр Анфимович Орлов» и «Несколько слов о мизинце г. Булгарина и о прочем», напечатанных в 1831 г.

...какие-нибудь «Филатки», которыми очень оскорбляется их разборчивый вкус. — «Филатки» — популярные водевили из просто­народной жизни «Филатка с детьми» П. И. Григорьева 1-го (постав­лен на сцене Александрийского театра 23 ноября 1831 г.) и «Филат­ка и Мирошка— соперники, или Четыре жениха и одна невеста»

П. Г. Григорьева 2-го (поставлен 30 ноября того же года). Особенно большим успехом у демократического зрителя пользовался второй из названных водевилей, продержавшийся в репертуаре до 1850-х гг.

Кабриолет— одноконный экипаж, управляемый самим се- к стр. зо доком.

...кучею брадатой родни.— Т. е. родственников купеческого сословия. Носить бороду чиновникам, состоящим на государствен­ной службе, запрещалось.

...превосходно декламировал стихи из «Димитрия Донско­го»... — «Димитрий Донской» — трагедия в стихах В. А. Озерова (1769-1816); поставлена в 1807 г.

...анекдот о том, что пушка сама по себе, а единорог сам по себе. — В записной книжке князя П. А. Вяземского этот анекдот зву­чит следующим образом: «“Никогда я не могла хорошенько понять, какая разница между пушкою и единорогом», — говорила Екатери­на II какому-то генералу. “Разница большая, — отвечал он, — сейчас доложу Вашему Величеству. Вот изволите видеть: пушка сама по себе, а единорог сам по себе”. “А, теперь понимаю”, — сказала Императри­ца» {Вяземский П. А. Старая записная книжка. Л., 1929. С. 93). Еди­норог— старинное русское артиллерийское орудие, получившее свое название от изображенного на нем мифического зверя с одним рогом на лбу. (См. также коммент. П. Г. Паламарчука в изд.: Гоголь Н. В. Арабески. М., 1990. С. 414.)

«Ох, ох! суета, все суета! что из этого, что я поручик?» —

Герой вспоминает известное изречение из Книги Екклезиаста: «Суета сует... — всё суета! Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?» (гл. 1, ст. 2-3).

...улицу табачных и мелочных лавок... — Мелочная лавка— к стр. 31 лавка, где продавались хозяйственные товары. В записной книжке

1846-1851 гг. в разделе «Черты городов» Гоголь отметил: «Мелочные лавчонки, где продавался чай, деготь, сахар и хомуты».

...не тот Шиллер, который написал «Вильгельма Телля» и «Историю Тридцатилетней войны»... — Шиллер Иоганн Фридрих (1759-1805) — немецкий поэт, драматург, теоретик искусства Про­свещения; автор «Истории Тридцатилетней войны» (1793) и народной драмы «Вильгельм Телль» (1804).

...не писатель Гофман, но довольно хороший сапожник с Офи­церской улицы...— Гофман Эрнст Теодор Амадей (1775-1822) — немецкий писатель-романтик, композитор, художник. На Офицер­ской улице (ныне улица Декабристов) в доме Брунста Гоголь жил в 1831-1832 гг.

...знал по-немецки только «гут морген»... —Гут морген (искаж. нем) — Доброе утро.

к стр. 32 Рапе— высший сорт французского нюхательного табака,

к стр. 34 Мейн фрау!.. — Вас волен зи дох!.. — Гензи на кухня! (искаж.

нем. — Мете Ргаи! —^7а$ \уо11еп $1е скэсЬ? — СеЬеп $1е т сйе КйсЬе!). — Моя жена! — Что вам угодно? — Ступайте на кухню!

к стр. 37 Торнюра {фр. гоигпиге) — фигура, осанка.

Гавот — старинный французский танец в умеренном темпе, к стр. 38 Главный штаб — высший орган военного управления в Рос­

сии.

Государственный совет — высший законосовещательный орган Российской империи, члены которого назначались Императором; собирался в Зимнем дворце.

«Северная Пчела»— первая крупная частная газета в России, политическая и литературная, издававшаяся в Петербурге Ф. В. Бул­гариным (с 1825 по 1830 г. единолично, с 1831 по 1859 г. совместно с Н. И. Гречем). В 1825-1830 гг. газета выходила три раза в неделю, с 1831 г. — ежедневно. Тираж ее доходил до 10 тысяч экземпляров. Деятельность газеты контролировалась правительством.

Контрольная коллегия— Министерство статистики и отчет­ности.

...отличился в мазурке... — Мазурка — бальный танец в быст­ром темпе.

...величиною в арку Главного штаба... — Имеется в виду арка здания Главного штаба на Дворцовой площади, построенного в 1823 г. по проекту архитектора К. И. Росси (1775-1849).

к СТР- 39 ... строящеюся церковью... — Речь идет о лютеранской церкви

Свв. Петра и Павла, заложенной в августе 1833 г. по проекту архитек­тора А. П. Брюллова (1798-1877), брата «великого Карла» (Брюлловы были протестантами), и отличавшейся необычной по тем временам архитектурой. В черновой редакции статьи Гоголя «Об архитекту­ре нынешнего времени» (1834) говорится: «Но и в гладкой, простой архитектуре сколько можно найти нового. Этому доказательством может служить прекрасная лютеранская кирка, строящаяся Брюл­ловым, архитектором, который доселе у нас один только показал

решительный истинный талант. Жаль, что ему до сих пор не поруче­но еще ни одно колоссальное дело».

Лафайет Мари Жозеф (1757-1834) — маркиз, французский генерал и политический деятель, участник Войны за независимость в Северной Америке; в период июльской революции 1830 г. коман­довал Национальной гвардией, содействовал вступлению на престол Луи-Филиппа.

...форейторы кричат и прыгают... — Форейтор— верховой ездок, управлявший передней парой лошадей, запряженных цугом (друг за другом).

Нос

Впервые напечатано в журнале «Современник» (1836. Т. 3) с редакционным примечанием А. С. Пушкина: «Н. В. Гоголь долго не соглашался на напечатание этой шутки; но мы нашли в ней так много неожиданного, фантастического, веселого, оригинального, что уговорили его позволить нам поделиться с публикою удоволь­ствием, которое доставила нам его рукопись».

Первоначально повесть предназначалась Гоголем для «Мос­ковского Наблюдателя», но была отвергнута журналом как произве­дение «пошлое». В этой редакции фантастический характер сюжета (исчезновение носа) объяснялся в финале сном майора Ковалева. Готовя повесть для пушкинского «Современника», Гоголь отказал­ся от этой традиционной мотивировки, заменив ее авторским иро­ническим послесловием. Редактируя «Нос» для третьего тома своих «Сочинений» (1842), Гоголь вновь переделал конец повести: сокра­тил послесловие, внес в последнюю главу ряд новых эпизодов (раз­говор Ковалева со слугой Иваном, поездка в кондитерскую, встреча со штаб-офицершей Подточиной и ее дочерью).

Отправляя повесть в «Московский Наблюдатель», Гоголь опа­сался цензурного вмешательства. «Если в случае ваша глупая цен­зура привяжется к тому, что нос не может быть в Казанской церк­ви, — писал он 18 марта 1835 г. М. П. Погодину, — то, пожалуй, можно его перевести в католическую. Впрочем, я не думаю, чтобы она до такой степени уж выжила из ума». По требованию цензу­ры Гоголю все-таки пришлось перенести встречу майора Ковалева с носом из Казанского собора в Гостиный двор.

В первоначальном наброске действие повести отнесено к 1832 г. В окончательной редакции Гоголь отбросил указание на год, точ­но обозначив лишь дату пропажи носа— 25 марта (Благовеще­ние — один из важнейших православных праздников). В то же время в повести упомянуты волновавшие петербургское общество в начале 1830-х гг. события, придававшие ее сюжету правдоподоб­ный характер: «опыты действия магнетизма», которыми занималась в 1832 г. некая г-жа Турчанинова, высланная полицией из Петербур­га за шарлатанство (отчет о расследовании ее опытов был помещен

в «Журнале Министерства Внутренних Дел» за 1832 г.); история о «танцующих стульях» в Конюшенной улице, будоражившая Моск­ву и Петербург в конце 1833 — начале 1834 г. О последней сохрани­лось немало свидетельств современников. В дневнике А. С. Пуш­кина имеется следующая запись от 17 декабря 1833 г.: «В городе говорят о странном происшествии. В одном из домов, принадлежа­щих к ведомству придворной конюшни, мебели вздумали двигаться и прыгать, дело пошло по начальству. Кн. В. Долгорукий нарядил следствие. Один из чиновников призвал попа, но во время молебна стулья и столы не хотели стоять смирно. Об этом идут разные тол­ки» (Пушкин Л. С. Собр. соч.: В 10 т. Т. 7. С. 273).

Князь П. А. Вяземский писал по этому поводу своему другу

А. И. Тургеневу 4 января 1834 г. из Петербурга: «Здесь долго гово­рили о странном явлении в доме конюшни придворной: в комнатах одного из чиновников стулья, столы плясали, кувыркались, рюмки, налитые вином, кидались в потолок; призвали свидетелей, священ­ника со святою водою, но бал не унимался» (Остафьевский архив князей Вяземских. Т. 3. СПб., 1899. С. 254-255).

Подобные явления в нашу эпоху получили наименование полтергейста (от нем. Рокег^е15С — игра духов). М. Н. Лонгинов, у которого Гоголь был в то время домашним учителем, рассказывал в своих воспоминаниях: «...как теперь помню комизм, с которым он передавал, например, городские слухи о танцующих стульях в каком-то доме Конюшенной улицы, бывшие тогда во всем разгаре» (Гоголь в воспоминаниях современников. 1952. С. 72).

к стр. 40 ...надписью: «И кровь отворяют»... — Ср. рассказ известно­

го бытописателя Петербурга М. И. Пыляева: «Если кто потрудился бы пройти лет пятьдесят назад с карандашом в руке по главным улицам Петербурга, тот собрал бы богатый запас диковинок из литературы вывесок... На углу Владимирской и Невского проспек­та над цирюльнею красовалась: “Здесь бреют 1 крофь а творяют”» (Пыляев М. И. Замечательные чудаки и оригиналы. (Репринтное воспроизведение изд. 1898 г.). М., 1990. С. 333-335). В старину цирюльники помимо стрижки, бритья и проч. занимались еще и лечением — рвали зубы, ставили банки, пиявки, отворяли, т. е. пускали, кровь.

к стр. 41 Уже ему мерещился алый воротник, красиво вышитый сереб­

ром... — Т. е. он ожидал прихода полиции. Форма полицейско­го состояла из зеленого мундира с красным стоячим воротни­ком.

к стр. 42 ...спросить стакан пуншу...— Пунш (англ. рипсЬ)— креп­

кий спиртной напиток, приготовляемый из рома (или вина) с саха­ром, лимонным соком или фруктами и употребляемый обычно в горячем виде.

к стр. 43 Обер-полицмейстер (обер-полицеймейстер)— здесь: началь­

ник полиции Петербурга.

...коллежскими асессорами, которые делались на Кавказе. —

По указу 1809 г. титулярный советник (чин 9-го класса) мог быть произведен в чин 8-го класса (коллежский асессор), дававший пра­во на личное дворянство, лишь при условии окончания универси­тета или сдачи экзамена по установленной программе. На Кавказе этот чин получить было намного легче, чем в русских губерниях.

В «Путешествии в Арзрум» Пушкин писал о Кавказе: «Молодые титулярные советники приезжают сюда за чином асессорским...» (Пушкин Л. С. Собр. соч.: В 10 т. Т. 5. С. 365).

...никогда не называл себя коллежским асессором, но всегда кстр.44 майором. — Коллежский асессор соответствовал чину майора в Табели о рангах. Существовал указ Екатерины II (от 15 ноября 1793 г.) о том, чтобы все «статские чины впредь ни в каких случа­ях не именовали себя воинскими чинами». В общественном мнении военные чины стояли выше гражданских.

...продававшую манишки... — Манишка— накрахмаленный нагрудник, преимущественно из белой ткани, приложенный или пришитый к мужской сорочке.

Бостон — карточная игра, носившая спокойный характер и не связанная с риском большого проигрыша; была популярна в чиновничьей среде.

...носил множество печаток сердоликовых и с гербами, и таких, на которых было вырезано: середа, четверг, понедель­ник и проч. — В старину письма запечатывались небольшими печатками, на которых вырезывались дворянские гербы их вла­дельцев, инициалы, символические знаки, дни недели и проч.; носились как брелок на цепочке от часов. Сердоликовый— из сер­долика— полудрагоценного камня красного или красно-желтого цвета.

...если удастся, то вице-губернаторского, а не то— экзе­куторского... — Вице-губернатор — второе по значению лицо в губернии, помощник (заместитель) губернатора. Имел чин не ниже 6-го класса Табели о рангах. Экзекутор (лат. ехзесисог) — должностное лицо, исполнявшее хозяйственные и дисциплинарно­полицейские обязанности. В зависимости от характера учреждения чиновник 8-10 классов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: