Порядок расчета потребного количества форм ТО




Содержание занятия

1. Контроль готовности студентов к занятию.

2. Анализ основных видов и форм технического обслуживания ВС. Их классификация, назначение, содержание и периодичность выполнения.

3. Решение цикла задач.

4. Анализ полученных результатов и подведение итогов занятия.

Основные положения по теме занятия

Техническая эксплуатация ВС представляет собой систему инженерно-технических и организационных мероприятий, выполняемых в процессе использования ВС и обеспечивающих:

- высокую надежность работы авиационной техники (АТ) и ее грамотную эксплуатацию на земле и в полете;

- сохранение заданных характеристик АТ на протяжении установленных ресурсов и сроков службы;

- наиболее эффективное использование ВС при рациональных затратах трудовых и материальных ресурсов.

Составной частью технической эксплуатации является техническое обслуживание (ТО) ВС, представляющее собой комплекс работ, выполняемых в целях своевременной подготовки ВС к полетам и обеспечения их безотказной работы на протяжении установленных ресурсов или сроков службы.

ТО включает выполнение регламентных работ, устранение отказов и неисправностей, заправку ГСМ спецжидкостями и газами, а также оформление технической документации.

В ГА в настоящее время принята планово-предупредительная система ТО и ремонта АТ, характерным признаком которой является обязательное соблюдение плановости в объемах работ и периодичности их выполнения.

Основными документами, определяющими объем и периодичность выполнения работ в процессе эксплуатации и хранения АТ, являются регламенты ТО, разрабатываемые для каждого типа ВС. Регламентами предусматривается выполнение в течение межремонтного ресурса ВС оперативных и периодических видов ТО.

Основное назначение оперативного ТО – устранение возникших в полете отказов и неисправностей и подготовка ВС к очередному полету. Оперативное ТО производится перед вылетом или после прилета ВС.

Формами оперативного ТО современных ВС являются: форма А (Ф-А), форма Б (Ф-Б), а для некоторых ВС и форма В (Ф-В).

ТО по форме А выполняется:

- после каждой посадки ВС, если не требуется более сложной формы ТО;

- перед вылетом после выполнения периодического ТО;

- перед вылетом, если продолжительность стоянки ВС после выполнения любой формы ТО превышает календарный срок, указанный в регламенте.

ТО по форме Б выполняется в базовом аэропорту через определенный календарный срок эксплуатации (7-10 суток), если по налету часов не требуется выполнять периодическое ТО.

ТО по форме В выполняется перед вылетом ВС, если запланированный полет не состоялся и простой превысил время, указанное в регламенте.

Оперативное ТО предусматривает выполнение работ по встрече ВС, осмотру и обслуживанию, обеспечению стоянки и вылета. Работы по обеспечению стоянки выполняются в случае приемки ВС от экипажа в авиапредприятие на техническое обслуживание.

Периодическое ТО выполняется в базовых аэропортах через установленный налет часов ВС. Периодическое то проводится с целью выявления и устранения неисправностей и отказов АТ и выполнения профилактических мероприятий по их предупреждению. По трудоемкости и продолжительности выполнения периодические формы ТО значительно превышают оперативные.

Примерная периодичность выполнения периодических форм ТО, характерная для современных самолетов с ГТД, устанавливается в следующих пределах по налету часов (ч):

- форма 1 (Ф-1) – через каждые 300 + 50 ч;

- форма 2 (Ф-2) – через каждые 900 + 150 ч;

- форма 3 (Ф-3) – через каждые 1800 + 300 ч.

Для особых условий эксплуатации периодичность выполнения может устанавливаться не по налету, а по календарным срокам или количеству посадок.

Каждая последующая форма периодического ТО включает в себя все работы предыдущей формы и дополнительные работы. Следовательно, трудоемкость и продолжительность выполнения возрастают с увеличением порядкового номера формы.

Работы по каждой форме периодического ТО подразделяются на предварительные, основные работы по осмотру и обслуживанию и заключительные работы.

Помимо оперативных и периодических видов ТО предусматриваются и другие виды обслуживаний, содержание которых раскрывается в НТЭВС-71 и регламентах ТО.

Порядок расчета потребного количества форм ТО

Необходимые исходные данные:

- перечень форм оперативного и периодического ТО, предусмотренных для ВС данного типа (Ф-А, Ф-Б, Ф-В, Ф-1, Ф-2, Ф-3 и т.д.);

- периодичность выполнения форм ТО tФ и величина межремонтного ресурса ВС Трес.с.;

- средняя продолжительность беспосадочного полета Тб/п.;

- суммарный налет часов Т всех видов ВС данного типа за рассматриваемый период времени.

Расчет количества форм ТО следует начинать с определения количества капитальных ремонтов nкр:

nкр=Т/Трес.с. . (1.1)

Далее определяется количество выполнений периодических форм ТО, начиная с наиболее трудоемких (тяжелых) форм, имеющих наибольшее значение периодичности:

nФ-3=(Трес.с. /tФ-3)-nкр; (1.2)

nФ-2=(Трес.с. /tФ-2)-nкр- nФ-3; (1.3)

nФ-1=(Трес.с. /tФ-1)-nкр- nФ-2-nФ-3. (1.4)

Количество оперативных обслуживаний по форме Б, выполненных на К самолетах за рассмотренный период времени продолжительностью П дней, может быть определено по формуле:

nФ-Б=(П·К/tФ-Б)-(nкр-nФ-1- nФ-2-nФ-3). (1.5).

Выражение для расчета количества выполнений формы А имеет вид:

nФ-А=(Т/Тб/п)·КФ-А-nФ-Б, (1.6)

где КФ-А - коэффициент, учитывающий повторное выполнение формы А после длительной стоянки ВС, или ТО по форме В, если такое ТО предусмотрено регламентом (КФ-А=1,02+1,05).

При расчете величины nФА, как это видно из формулы (1.6), периодические формы ТО не учитываются, так как форма А выполняется после проведения любой периодической формы.

Для закрепления навыков выполнения расчетов студентами предлагается решит ряд задач. Условия типовых задач по данной теме с необходимыми пояснениями приводятся ниже.

Задача 1

Определить количество оперативных и периодических форм ТО, выполненных на самолете за период отработки межремонтного ресурса 9000 летн.ч., при следующих исходных данных:

· средняя продолжительность беспосадочного полета Тб/п - 2 ч;

· периодические формы ТО Ф-1, Ф-2, Ф-3 выполняются соответственно через 300, 900 и 1800 летн.ч.;

· годовой налет часов Тг на среднесписочный самолет данного типа составляет 2250 летн.ч.;

· периодичность выполнения формы Б составляет 10 календарных суток.

Задача 2

Определить, как изменится величинаудельной оперативной продолжительности технического обслуживания и ремонта К при изменении величины межремонтного ресурса и периодичности выполнения ТО.

Исходные данные:

· годовойналет Тг часов на среднесписочный самолет - 1500 ч;

· средняя продолжительность беспосадочного полета Тбп - 2ч;

· количество двигателей на самолете nдв- 3;

· норма работы двигателей на земле от работы в воздухе (при рулёжке, запуске, опробования и регулировке и др.) составляет 5%;

· коэффициент досрочных замен двигателей Кдоср. - 0,1.

Кдоср. учитывает досрочные, (до отработки межремонтного ресурса) замены двигателей вследствие отказов.

Величина межремонтного ресурса, а также периодичность выполнения ТО, изменяются в соответствии с данными таблицы.

 

Виды ТО и ремонта Периодичность ТО и продолжительность выполнения
До изменения межремонтного ресурса и периодичности ТО («Было») После изменения межремонтного ресурса и периодичности ТО («Стало»)  
Периодич-ность летн.ч. Календарный простой ч. дн. Периодич-ность летн.ч. Календарный простой ч. дн.
Оперативные:        
Ф-А 1,5 1,5
Ф-Б 6,0 6,0
Периодические:        
Ф-1       35,0
Ф-2       63,0
Ф-3       90,0
Замена двигателей (межрем. ресурс дв-лей, Трес.д)   10,0   10,0
Капитальный ремонт Трес.с   24 дн.   24 дн.
           

Дополнительные указания

Удельная оперативная продолжительность ТО и ремонта определяется по следующей формуле:

Кt = (Топпрем) / Трес.с. + Тсм·h / Трес.д.(1- Кдоср.), (1.7)

где Топ, Тп – суммарная продолжительность выполнения всех форм оперативного и периодического обслуживания соответственно за межремонтный ресурс (ремонтный период) самолета Трес.с.;

Трем – средняя продолжительность ремонта самолета, ч;

Тсм – средняя продолжительность смены двигателя, ч;

Трес.д. – межремонтный ресурс двигателя, ч;

Кдоср.– коэффициент досрочных замен двигателей;

h – коэффициент, учитывающий количество замен двигателей, которые не совмещаются по времени выполнения с периодическими формами обслуживания.

Решение задачи сводится к расчету количества выполнений всех видов ТО, включая замену двигателей, до и после изменения межремонтных ресурсов и периодичности выполнения ТО.

Количество замен двигателей на самолете за период отработки им межремонтного ресурса с учетом введенных ранее обозначений может быть определенно из выражения:

Nсм.дв. = Трес.с. ·Nдв·1,05/ Трес.д. ·(1-Кдоср.). (1.8)

При решении данной задачи условно принимается, что величина Кдоср. составляет 20% от суммарного количества замен двигателей.

Результаты расчетов сводятся в таблицу:

 

 

Виды ТО и ремонта Количество выполнений i -й формы ТО или ремонта Продолжитель-ность выполнений i-й формы ТО или в ремонте Суммарная продолжитель-ность пребывания на i-й форме ТО или в ремонте
  Было Стало   Было Стало
Оперативные:          
Ф-А          
Ф-Б          
Периодические:          
Ф-1          
и т.д...          
Продолжительность пребывания на всех видах ТО и в ремонте
Удельная оперативная продолжительность ТО и ремонта Кt

 

 

Задача 3

Определить количество замен двигателей на всех ВС данного типа в подразделении за год при следующих данных:

Количество ВС на I/I – 20;

выбыло I/V – 2;
поступило I/ VП – 4.

Плановый налет часов в год на среднесписочный ВС данного типа – 2000 ч.

Количество двигателей на ВС – 3.

Межремонтный ресурс двигателя – 1500ч.

Нормы работы двигателей на земле от работы в воздухе – 5%.

Коэффициент досрочных замен двигателей – 0,1

План решения задачи и дополнительные указания

1. Определяется среднесписочное количество ВС данного типа в подразделении за год nс путем деления суммы произведений количества ВС на срок их работы по периодам действия начального количества ВС, после выбытия 2-х ВС, а также после поступления 4-х ВС на общий рассматриваемый календарный срок (в месяцах):

= (20·4мес + (20–2)·2мес + (20–2+4)·6мес)/12мес (1.9)

2. Рассчитывается общий налет часов Т всеми ВС данного типа в подразделении за год:

n = Тг· (1.10)

Определяется количество замен двигателей на всех ВС данного типа в подразделении за год по формуле (1.8), подставляя вместо величины Трес.с. величину Т.

Задача 4

Определить все виды экономии денежных средств при увеличении назначенных и межремонтных ресурсов авиадвигателей при следующих данных (значения всех величин даны условными).

1. Назначенный ресурс увеличился с 8000 до 10000 ч.

2. Межремонтный ресурс увеличился с 2000 до 2500 ч.

3. Стоимость одного капитального ремонта – 9000 у.е.

4. Стоимость одной замены двигателя – 3000 у.е.

5. Плановый налет часов на один среднесписочный самолет – 1600 ч.

6. Количество самолетов в авиакомпании:

- на 1/I – 24;

- поступает на эксплуатацию 1/IV – 6;

- выбывает с эксплуатации 1/V – 2.

7. Количество двигателей на самолете – 2.

8. Первоначальная стоимость двигателя – 9000 у.е.

9. Ликвидационная стоимость двигателя – 600 у.е.

10. Себестоимость 1 ткм – 0,25 у.е.

11. Доля амортизации в себестоимости 1 ткм – 18%.

12. Средняя производительность полетов – 200 ткм/ч.

13. Норма работы двигателей на земле от работы в воздухе- 5%.

Примечание: К экономии относятся уменьшение затрат на приобретение новых двигателей; уменьшение затрат на капитальный ремонт и смену двигателей; изменение нормы амортизации; изменение стоимости 1 ткм и суммы накоплений на этот счет.

План решения задачи

1. Определяется годовой налет часов на среднесписочное количество самолетов.

2. Определяется потребность в двигателях (в связи с выработкой назначенного ресурса) при прежнем и новом значении ресурсов.

3. Определяется экономия за счет сокращения потребности в двигателях при неизменной их первоначальной стоимости.

4. Определяется количество капитальных ремонтов при прежнем и вновь установленном межремонтном ресурсе.

5. Определяется экономия за счет сокращения количества капитальных ремонтов двигателей.

6. Определяется количество замен двигателей при прежнем и вновь установленном межремонтном ресурсе.

7. Определяется экономия за счет сокращения количества капитальных ремонтов.

8. Определяется суммарная экономия за счет сокращения потребности в новых двигателях, числа капитальных ремонтов и количества замен двигателей.

9. Определяется изменение нормы амортизации в расчете на I час работы двигателя в у.е.

10. Определяется экономия по амортизационным отчислениям при заданном налете часов в год по всему парку самолетов в авиакомпании.

11. Определяется снижение себестоимости 1 ткм и годовая экономия за этот счет в авиакомпании.

 

Дополнительные указания

Под амортизацией понимается возмещение в денежной форме износа основных фондов (в данном случаи авиадвигателей) вследствие постепенного переноса стоимости этих фондов на вновь созданную в процессе их использования продукцию или выполненную работу (услугу).

Амортизационные отчисления за весь срок службы основных фондов должны возместить все первоначальные затраты на создание (или приобретение) данных фондов, а также все затраты на их частичное восстановление (ремонт) и модернизацию.

Нормы амортизационных отчислений устанавливаются в процентах от первоначальной стоимости или в расчете на единицу наработки (например на 1 час работы).

Норма амортизационных отчислений в у.е. на 1 час работы авиадвигателя может быть определена по формуле:

Нан=(Спкрмо)/Там (1.11)

где Сп– первоначальная стоимость двигателя, у.е.;

Скр– общая стоимость капитальных ремонтов за амортизационный срок службы (назначенный);

См – стоимость модернизации;

Со – ликвидация стоимости двигателя;

Там – амортизационный срок службы (назначенный), ч.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: