Содержание занятия
1. Контроль готовности студентов к занятию.
2. Анализ основных видов и форм технического обслуживания ВС. Их классификация, назначение, содержание и периодичность выполнения.
3. Решение цикла задач.
4. Анализ полученных результатов и подведение итогов занятия.
Основные положения по теме занятия
Техническая эксплуатация ВС представляет собой систему инженерно-технических и организационных мероприятий, выполняемых в процессе использования ВС и обеспечивающих:
- высокую надежность работы авиационной техники (АТ) и ее грамотную эксплуатацию на земле и в полете;
- сохранение заданных характеристик АТ на протяжении установленных ресурсов и сроков службы;
- наиболее эффективное использование ВС при рациональных затратах трудовых и материальных ресурсов.
Составной частью технической эксплуатации является техническое обслуживание (ТО) ВС, представляющее собой комплекс работ, выполняемых в целях своевременной подготовки ВС к полетам и обеспечения их безотказной работы на протяжении установленных ресурсов или сроков службы.
ТО включает выполнение регламентных работ, устранение отказов и неисправностей, заправку ГСМ спецжидкостями и газами, а также оформление технической документации.
В ГА в настоящее время принята планово-предупредительная система ТО и ремонта АТ, характерным признаком которой является обязательное соблюдение плановости в объемах работ и периодичности их выполнения.
Основными документами, определяющими объем и периодичность выполнения работ в процессе эксплуатации и хранения АТ, являются регламенты ТО, разрабатываемые для каждого типа ВС. Регламентами предусматривается выполнение в течение межремонтного ресурса ВС оперативных и периодических видов ТО.
Основное назначение оперативного ТО – устранение возникших в полете отказов и неисправностей и подготовка ВС к очередному полету. Оперативное ТО производится перед вылетом или после прилета ВС.
Формами оперативного ТО современных ВС являются: форма А (Ф-А), форма Б (Ф-Б), а для некоторых ВС и форма В (Ф-В).
ТО по форме А выполняется:
- после каждой посадки ВС, если не требуется более сложной формы ТО;
- перед вылетом после выполнения периодического ТО;
- перед вылетом, если продолжительность стоянки ВС после выполнения любой формы ТО превышает календарный срок, указанный в регламенте.
ТО по форме Б выполняется в базовом аэропорту через определенный календарный срок эксплуатации (7-10 суток), если по налету часов не требуется выполнять периодическое ТО.
ТО по форме В выполняется перед вылетом ВС, если запланированный полет не состоялся и простой превысил время, указанное в регламенте.
Оперативное ТО предусматривает выполнение работ по встрече ВС, осмотру и обслуживанию, обеспечению стоянки и вылета. Работы по обеспечению стоянки выполняются в случае приемки ВС от экипажа в авиапредприятие на техническое обслуживание.
Периодическое ТО выполняется в базовых аэропортах через установленный налет часов ВС. Периодическое то проводится с целью выявления и устранения неисправностей и отказов АТ и выполнения профилактических мероприятий по их предупреждению. По трудоемкости и продолжительности выполнения периодические формы ТО значительно превышают оперативные.
Примерная периодичность выполнения периодических форм ТО, характерная для современных самолетов с ГТД, устанавливается в следующих пределах по налету часов (ч):
- форма 1 (Ф-1) – через каждые 300 + 50 ч;
- форма 2 (Ф-2) – через каждые 900 + 150 ч;
- форма 3 (Ф-3) – через каждые 1800 + 300 ч.
Для особых условий эксплуатации периодичность выполнения может устанавливаться не по налету, а по календарным срокам или количеству посадок.
Каждая последующая форма периодического ТО включает в себя все работы предыдущей формы и дополнительные работы. Следовательно, трудоемкость и продолжительность выполнения возрастают с увеличением порядкового номера формы.
Работы по каждой форме периодического ТО подразделяются на предварительные, основные работы по осмотру и обслуживанию и заключительные работы.
Помимо оперативных и периодических видов ТО предусматриваются и другие виды обслуживаний, содержание которых раскрывается в НТЭВС-71 и регламентах ТО.
Порядок расчета потребного количества форм ТО
Необходимые исходные данные:
- перечень форм оперативного и периодического ТО, предусмотренных для ВС данного типа (Ф-А, Ф-Б, Ф-В, Ф-1, Ф-2, Ф-3 и т.д.);
- периодичность выполнения форм ТО tФ и величина межремонтного ресурса ВС Трес.с.;
- средняя продолжительность беспосадочного полета Тб/п.;
- суммарный налет часов Т всех видов ВС данного типа за рассматриваемый период времени.
Расчет количества форм ТО следует начинать с определения количества капитальных ремонтов nкр:
nкр=Т/Трес.с. . (1.1)
Далее определяется количество выполнений периодических форм ТО, начиная с наиболее трудоемких (тяжелых) форм, имеющих наибольшее значение периодичности:
nФ-3=(Трес.с. /tФ-3)-nкр; (1.2)
nФ-2=(Трес.с. /tФ-2)-nкр- nФ-3; (1.3)
nФ-1=(Трес.с. /tФ-1)-nкр- nФ-2-nФ-3. (1.4)
Количество оперативных обслуживаний по форме Б, выполненных на К самолетах за рассмотренный период времени продолжительностью П дней, может быть определено по формуле:
nФ-Б=(П·К/tФ-Б)-(nкр-nФ-1- nФ-2-nФ-3). (1.5).
Выражение для расчета количества выполнений формы А имеет вид:
nФ-А=(Т/Тб/п)·КФ-А-nФ-Б, (1.6)
где КФ-А - коэффициент, учитывающий повторное выполнение формы А после длительной стоянки ВС, или ТО по форме В, если такое ТО предусмотрено регламентом (КФ-А=1,02+1,05).
При расчете величины nФА, как это видно из формулы (1.6), периодические формы ТО не учитываются, так как форма А выполняется после проведения любой периодической формы.
Для закрепления навыков выполнения расчетов студентами предлагается решит ряд задач. Условия типовых задач по данной теме с необходимыми пояснениями приводятся ниже.
Задача 1
Определить количество оперативных и периодических форм ТО, выполненных на самолете за период отработки межремонтного ресурса 9000 летн.ч., при следующих исходных данных:
· средняя продолжительность беспосадочного полета Тб/п - 2 ч;
· периодические формы ТО Ф-1, Ф-2, Ф-3 выполняются соответственно через 300, 900 и 1800 летн.ч.;
· годовой налет часов Тг на среднесписочный самолет данного типа составляет 2250 летн.ч.;
· периодичность выполнения формы Б составляет 10 календарных суток.
Задача 2
Определить, как изменится величинаудельной оперативной продолжительности технического обслуживания и ремонта К при изменении величины межремонтного ресурса и периодичности выполнения ТО.
Исходные данные:
· годовойналет Тг часов на среднесписочный самолет - 1500 ч;
· средняя продолжительность беспосадочного полета Тбп - 2ч;
· количество двигателей на самолете nдв- 3;
· норма работы двигателей на земле от работы в воздухе (при рулёжке, запуске, опробования и регулировке и др.) составляет 5%;
· коэффициент досрочных замен двигателей Кдоср. - 0,1.
Кдоср. учитывает досрочные, (до отработки межремонтного ресурса) замены двигателей вследствие отказов.
Величина межремонтного ресурса, а также периодичность выполнения ТО, изменяются в соответствии с данными таблицы.
Виды ТО и ремонта | Периодичность ТО и продолжительность выполнения | ||||
До изменения межремонтного ресурса и периодичности ТО («Было») | После изменения межремонтного ресурса и периодичности ТО («Стало») | ||||
Периодич-ность летн.ч. | Календарный простой ч. дн. | Периодич-ность летн.ч. | Календарный простой ч. дн. | ||
Оперативные: | |||||
Ф-А | – | 1,5 | – | 1,5 | |
Ф-Б | – | 6,0 | – | 6,0 | |
Периодические: | |||||
Ф-1 | 35,0 | ||||
Ф-2 | 63,0 | ||||
Ф-3 | 90,0 | ||||
Замена двигателей (межрем. ресурс дв-лей, Трес.д) | 10,0 | 10,0 | |||
Капитальный ремонт Трес.с | 24 дн. | 24 дн. | |||
Дополнительные указания
Удельная оперативная продолжительность ТО и ремонта определяется по следующей формуле:
Кt = (Топ+Тп+Трем) / Трес.с. + Тсм·h / Трес.д.(1- Кдоср.), (1.7)
где Топ, Тп – суммарная продолжительность выполнения всех форм оперативного и периодического обслуживания соответственно за межремонтный ресурс (ремонтный период) самолета Трес.с.;
Трем – средняя продолжительность ремонта самолета, ч;
Тсм – средняя продолжительность смены двигателя, ч;
Трес.д. – межремонтный ресурс двигателя, ч;
Кдоср.– коэффициент досрочных замен двигателей;
h – коэффициент, учитывающий количество замен двигателей, которые не совмещаются по времени выполнения с периодическими формами обслуживания.
Решение задачи сводится к расчету количества выполнений всех видов ТО, включая замену двигателей, до и после изменения межремонтных ресурсов и периодичности выполнения ТО.
Количество замен двигателей на самолете за период отработки им межремонтного ресурса с учетом введенных ранее обозначений может быть определенно из выражения:
Nсм.дв. = Трес.с. ·Nдв·1,05/ Трес.д. ·(1-Кдоср.). (1.8)
При решении данной задачи условно принимается, что величина Кдоср. составляет 20% от суммарного количества замен двигателей.
Результаты расчетов сводятся в таблицу:
Виды ТО и ремонта | Количество выполнений i -й формы ТО или ремонта | Продолжитель-ность выполнений i-й формы ТО или в ремонте | Суммарная продолжитель-ность пребывания на i-й форме ТО или в ремонте | ||
Было | Стало | Было | Стало | ||
Оперативные: | |||||
Ф-А | |||||
Ф-Б | |||||
Периодические: | |||||
Ф-1 | |||||
и т.д... | |||||
Продолжительность пребывания на всех видах ТО и в ремонте | |||||
Удельная оперативная продолжительность ТО и ремонта Кt |
Задача 3
Определить количество замен двигателей на всех ВС данного типа в подразделении за год при следующих данных:
Количество ВС на I/I – 20;
выбыло I/V – 2;
поступило I/ VП – 4.
Плановый налет часов в год на среднесписочный ВС данного типа – 2000 ч.
Количество двигателей на ВС – 3.
Межремонтный ресурс двигателя – 1500ч.
Нормы работы двигателей на земле от работы в воздухе – 5%.
Коэффициент досрочных замен двигателей – 0,1
План решения задачи и дополнительные указания
1. Определяется среднесписочное количество ВС данного типа в подразделении за год nс путем деления суммы произведений количества ВС на срок их работы по периодам действия начального количества ВС, после выбытия 2-х ВС, а также после поступления 4-х ВС на общий рассматриваемый календарный срок (в месяцах):
= (20·4мес + (20–2)·2мес + (20–2+4)·6мес)/12мес (1.9)
2. Рассчитывается общий налет часов Т всеми ВС данного типа в подразделении за год:
n = Тг·
(1.10)
Определяется количество замен двигателей на всех ВС данного типа в подразделении за год по формуле (1.8), подставляя вместо величины Трес.с. величину Т.
Задача 4
Определить все виды экономии денежных средств при увеличении назначенных и межремонтных ресурсов авиадвигателей при следующих данных (значения всех величин даны условными).
1. Назначенный ресурс увеличился с 8000 до 10000 ч.
2. Межремонтный ресурс увеличился с 2000 до 2500 ч.
3. Стоимость одного капитального ремонта – 9000 у.е.
4. Стоимость одной замены двигателя – 3000 у.е.
5. Плановый налет часов на один среднесписочный самолет – 1600 ч.
6. Количество самолетов в авиакомпании:
- на 1/I – 24;
- поступает на эксплуатацию 1/IV – 6;
- выбывает с эксплуатации 1/V – 2.
7. Количество двигателей на самолете – 2.
8. Первоначальная стоимость двигателя – 9000 у.е.
9. Ликвидационная стоимость двигателя – 600 у.е.
10. Себестоимость 1 ткм – 0,25 у.е.
11. Доля амортизации в себестоимости 1 ткм – 18%.
12. Средняя производительность полетов – 200 ткм/ч.
13. Норма работы двигателей на земле от работы в воздухе- 5%.
Примечание: К экономии относятся уменьшение затрат на приобретение новых двигателей; уменьшение затрат на капитальный ремонт и смену двигателей; изменение нормы амортизации; изменение стоимости 1 ткм и суммы накоплений на этот счет.
План решения задачи
1. Определяется годовой налет часов на среднесписочное количество самолетов.
2. Определяется потребность в двигателях (в связи с выработкой назначенного ресурса) при прежнем и новом значении ресурсов.
3. Определяется экономия за счет сокращения потребности в двигателях при неизменной их первоначальной стоимости.
4. Определяется количество капитальных ремонтов при прежнем и вновь установленном межремонтном ресурсе.
5. Определяется экономия за счет сокращения количества капитальных ремонтов двигателей.
6. Определяется количество замен двигателей при прежнем и вновь установленном межремонтном ресурсе.
7. Определяется экономия за счет сокращения количества капитальных ремонтов.
8. Определяется суммарная экономия за счет сокращения потребности в новых двигателях, числа капитальных ремонтов и количества замен двигателей.
9. Определяется изменение нормы амортизации в расчете на I час работы двигателя в у.е.
10. Определяется экономия по амортизационным отчислениям при заданном налете часов в год по всему парку самолетов в авиакомпании.
11. Определяется снижение себестоимости 1 ткм и годовая экономия за этот счет в авиакомпании.
Дополнительные указания
Под амортизацией понимается возмещение в денежной форме износа основных фондов (в данном случаи авиадвигателей) вследствие постепенного переноса стоимости этих фондов на вновь созданную в процессе их использования продукцию или выполненную работу (услугу).
Амортизационные отчисления за весь срок службы основных фондов должны возместить все первоначальные затраты на создание (или приобретение) данных фондов, а также все затраты на их частичное восстановление (ремонт) и модернизацию.
Нормы амортизационных отчислений устанавливаются в процентах от первоначальной стоимости или в расчете на единицу наработки (например на 1 час работы).
Норма амортизационных отчислений в у.е. на 1 час работы авиадвигателя может быть определена по формуле:
Нан=(Сп+Скр+См+Со)/Там (1.11)
где Сп– первоначальная стоимость двигателя, у.е.;
Скр– общая стоимость капитальных ремонтов за амортизационный срок службы (назначенный);
См – стоимость модернизации;
Со – ликвидация стоимости двигателя;
Там – амортизационный срок службы (назначенный), ч.