Приложение 1
К Положению о конкурсе
«Энергия и среда обитания»
2019-2020 уч.г.
Номинация 3. Климатический план школы
КЛИМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ШКОЛЫПРОДВИГАЮТ ЭКОСОВЕТНИКИ!
Общешкольный проект «Климатический план школы» отвечает актуальной проблеме изменения климата и российским национальным приоритетам, отраженным в Климатической Доктрине РФ, Госпрограмме по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, Плане ратификации Парижского климатического соглашения. Первоочередная задача, определяемая этими документами - внедрение мер энергосбережения и энергоэффективности во всех отраслях деятельности, во всех организациях - для снижения выбросов парниковых газов, что поможет снизить влияние человеческой деятельности на климат.
Климатический план школы перекликается с несколькими международными программами и проектами: «Школа Устойчивого Развития», «Эко-школа/Зеленый флаг», «Энергоффективная школа» и многими другими современными инициативами.
Климатический план школы - это в первую очередь комплекс действий по повышению энергоэффективности школьного здания, энергосберегающие меры в поведении детей и взрослых, энергоэффективные приоритеты в закупках, в транспортных решениях не только для школьного обеспечения, но и в личном выборе транспорта учениками, педагогами и персоналом.
Важное условие данной номинации: Координатором проекта должен стать школьный Экосоветник.
Экосоветник в образовательном учреждении - это добровольный консультант, выбранный из числа сотрудников и помогающий сформировать чувство ответственности за окружающую среду в учебном заведении среди своих коллег и учащихся. Экосоветником может стать любой работник школы: педагог, представитель школьной администрации или технический специалист. Это добровольная должность, не требующая много времени и сил, но способная принести как образовательный эффект, так и практическую выгоду учебному заведению.
Статус Экосоветника может быть подтвержден сертификатом международной программы SPARE/ШПИРЭ.
Опыт создания экологических советов в школах пришел к нам из Финляндии и был успешно апробирован в Петербурге, где в более чем 40 образовательных учреждениях появились и продолжают работу Экосоветники. Вокруг них формируется команда – Экологический Совет (или Экосовет).
В компетенцию школьного экосоветника входит помощь администрации и консультирование по экологически дружественным решениям в школе, распространение информации среди сотрудников школы, учащихся и их родителей.
Если вы читаете этот документ, значит вы уже задавались вопросом как сделать вашу школу экологически и климатически дружественной.
Для этого вам необходим Климатический план школы.
Такие планы сейчас создаются по всему миру - на уровне стран, регионов, компаний, государственных учреждений, местных сообществ, школ.
Климатический план помогает перейти на путь низкоуглеродного устойчивого развития с использованием новых технологий, что ведет к снижению антропогенной нагрузки на климатическую систему, а также обеспечивает эффективную адаптацию к изменениям климата.
Этапы создания климатического плана.
Создание команды. Команда должна состоять из педагогов и школьников, очень важно привлечь родителей и взаимодействовать с администрацией школы в подготовке и реализации плана. Ваша команда – Экосовет школы и ваша задача - вовлечение в действия по экономии энергии как можно большего количества людей, следуя климатическому плану. Важно, чтобы каждый член команды понимал, как связана экономия энергии с окружающей средой.
Энергоаудит. В Приложении 2 вы найдете подробный план, который поможет вам провести обследование школы и выявить причины потерь энергии. Обсуждение результатов аудита поможет вам увидеть самые актуальные задачи и составить план.
Климатический план. В плане должны быть прописаны конкретные действия по устранению потерь тепла, повышению энергоэффективности вашей школы, а также мероприятия по информированию коллектива школы о том, как можно сохранять энергию и беречь ресурсы. Следует в цифрах просчитать, что дадут те или иные меры – сколько энергии будет сэкономлено, например, за год, если внедрить конкретные меры.
Чем больше действий по экономии энергии в вашем плане будет уже выполнено на период подачи проекта, тем больше баллов получает ваш проект. Также важно посчитать и оценить, насколько каждый пункт вашего плана помогает снизить выбросы углекислого газа, и тем самым сделать вашу школу «климатически дружественной».
Вы можете придерживаться следующего шаблона для создания климатического плана.
Климатический план школы _________________________
Таблица 1
Федеральный округ | ||
Населенный пункт | ||
Название/номер школы | ||
Количество учащихся | ||
Экологический советник школы (ФИО, должность) | ||
Энергосберегающие меры | Ожидаемый (или полученный) результат, кВт | Результат: снижение выбросов парниковых газов, тонн CО2 |
Меры экономии электричества | ||
Меры экономии тепла | ||
Транспортные решения (экономия топлива) | ||
Экономия воды | ||
Другие меры – закупки, стиль жизни |
Опишите вашу команду, кто в нее входит, кто за что отвечает.
Опишите, как ваша команда видит реализацию Климатического плана – на один год вперед:
· что можно сделать самим и как вы это планируете делать (или уже делаете),
· как вы двигаетесь от поставленной цели к пониманию, что именно надо делать, как информируете всех учеников и педагогов,
· как принимаете решения о первоочередных задачах, с чего начинаете практические действия.
· в чем могут помочь родители, энергосервисные организации, и как вы их планируете вовлечь.
· с какими предложениями вы пойдете к школьной администрации, в муниципалитет.
Опишите также в общих чертах ваши среднесрочные и долгосрочные планы.