МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ .




Приходится говорить о том, что часть выпускников не знают устройства и организации государственной власти в РФ (содержательные элементы «органы государственной власти Российской Федерации» и «федеративное устройство Российской Федерации»).
Экзамен 2018 г. показал, что по-прежнему не все выпускники знают названия высших государственных органов РФ, многие затрудняются в установлении связи той или иной государственной функции с соответствующей ветвью власти / высшим органом власти,
должностным лицом РФ. Самая распространенная ошибка: «Правительство РФ принимает законы», «Высший орган законодательной власти – Правительство РФ». Как и в 2016–2017 гг.,
наблюдается путаница в представлениях выпускников о разделении полномочий между федеральным уровнем и уровнем субъектов РФ. Отметим, что в 2018 г. в массе своей успешно выполнили подобные задания только высокобалльники.

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _

Участники ЕГЭ 2018 г. по обществознанию продемонстрировали непонимание функций различных финансовых институтов (в частности, институтов банковской системы), экономических процессов (безработица, инфляция). Трудность вызвали задания, проверяющие элементарные знания о системе налогов в РФ. Данные факты не содействуют оптимальному включению выпускников школ в экономическую жизнь страны. Настораживает и тот факт, что не все выпускники понимают смысл таких понятий, как «гуманизм», «патриотизм», «гражданственность».

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _

 

Группа 1 (не получившие минимального балла).
Достижимой целью для данной группы выпускников является освоение хотя бы на уровне распознания ключевых понятий, единичных признаков социальных объектов и конкретных проявлений социальных явлений и процессов по всем разделам обществоведческого курса. Индикатором может стать успешность выполнения по каждому
КЭС заданий, проверяющих умение характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (задания 4, 7, 13, 17–на 1 балл, а задание 11 – на 2 балла).

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _

Группа 2
Преодолевшие границу минимального балла ЕГЭ (42 т.б.).
Участники с результатами 42–60 т.б. наиболее успешно выполняют задания, одержание которых связано с изученными еще в основной школе базовыми понятиями курса, прежде всего по разделу «Человек и общество». При написании мини-сочинений (задание 29) просматривается та же тенденция: 64,0% (63,7%) участников с низким уровнем подготовки демонстрируют понимание смысла выбранного высказывания (критерий 29К1), но только 1,1% (0,9%) раскрывают избранную тему с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения, рассуждения и выводы; 5,7% (5,3%) приводят примеры из различных источников и получают максимальные
баллы по критериям 29К2 и 29К4. Как было отмечено выше, чрезвычайно важны диагностика проблем в подготовке обучающихся и построение реалистичной индивидуальной траектории обучения. При этом
подготовка предполагает изучение основных понятий и ведущих идей курса, но особое внимание следует обратить на систематизацию знаний. Показателем может стать выполнение на 2 балла заданий 4, 7, 11, 13, 17 на характеристику с научных позиций основных социальных.
объектов и на 1 балл заданий 5, 8 и 18 на установление соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями.
Советуем при работе с этой группой обучающихся обратить внимание (в дополнение к перечисленным выше для группы 1) на следующие содержательные элементы.

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _

Как правильно готовиться к экзамену?
Подготовка к ЕГЭ по любому учебному предмету не может и не должна быть оторвана от изучения этого предмета в основной и средней школе. В корне неверен подход, сущность которого можно сформулировать следующим образом: «Не будем читать учебник, будем выполнять типовые задания ЕГЭ» / «тему урока я расскажу за 10 минут, а потом мы будем готовиться к ЕГЭ». Систематическое изучение предмета, а именно работа с учебным текстом, ответы на вопросы, выполнение разнообразных учебных заданий с использованием потенциала УМК, в совокупности будет способствовать развитию комплекса умений,
необходимых не только для успешной сдачи экзамена, но и для дальнейшего обучения и профессиональной деятельности.
Рекомендуем объяснять материал в проблемно-дискуссионном стиле, представлять различные точки зрения, создавая возможности для свободного обсуждения. Желательно, чтобы изучаемые понятия, идеи, теоретические положения иллюстрировались фактами
общественной жизни, примерами из СМИ, других учебных предметов, использовались для анализа личного социального опыта школьников. Особенно эффективной работа будет в том случае, когда примеры будут приводить и ученики, и учитель.
К сожалению, при выполнении экзаменационных заданий выпускники редко обращаются к реалиям своего родного края, национальной культуре, в то время как включение этого материала в контекст обществоведческого курса способно обогатить его и сделать уроки обществознания более интересными.


_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _

По традиции в начале учебного года рекомендуется провести стартовую диагностику уровня подготовки обучающихся, выявить пробелы и построить индивидуальную траекторию обучения. Для стартовой диагностики можно использовать демонстрационный вариант КИМ
Советуем также систематически проводить рубежную диагностику (например, после каждого изученного раздела), используя тематические работы.

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _

«Неужели ребёнок должен знать содержание всех кодексов РФ?»

Разработчики КИМ ЕГЭ по обществознанию еще в 2014 г. подготовили для участников кзамена своего рода «навигатор» по правовым сюжетам – Приложение № 2 к спецификации КИМ по обществознанию. Назначение этого Приложения – дать обучающимся возможность ычленить наиболее значимые для изучения фрагменты важнейших нормативных правовых

актов (которые зачастую весьма объемны). По результатам экзаменационной кампании 2018 г. хотим обратить внимание на нормативные ссылки по следующим вопросам:

- Способы защиты гражданских прав — см. Гражданский кодекс РФ (часть первая). ст. 12;
- Федеральные, региональные и местные налоги — см. Налоговый кодекс РФ, ст. 13–15;-
- Права и обязанности налогоплательщика — см. Налоговый кодекс РФ, ст. 21, 23,-
- Виды наказаний в уголовном праве — см. Уголовный кодекс РФ, ст. 440;-
- Административные наказания — см. Кодекс РФ об административных-
правонарушениях, гл. 3;
- Дисциплинарные взыскания — см. Трудовой кодекс РФ, ст. 192.-

 

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _

 

Обратим внимание на четко зафиксированное требования к структуре предложений в п. 2): предложения должны быть распространенными, то есть в их составе, помимо главных членов, имеются второстепенные члены предложения, служащие для пояснения и уточнения
подлежащего и сказуемого. Кроме того, в качестве правильных элементов ответа не будут приниматься словосочетания.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: