ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ




Я-СОСТОЯНИЙ

• Не бывает хороших или плохих Я-состояний. Каждое из них, в зависимости от конкретной ситуации, имеет позитивные и негативные стороны.

• Речь идет о том, чтобы в ситуации общения вы могли действовать и реагировать более гибко, т.е. из любого я-состояния. Тяготение к одной стереотипной позиции «отсекает» от Вас собеседников.

• Необходимо увидеть, в каком из трех состояний находится ваш собеседник и в какое я-состояние направлено его обращение. Ваш ответ должен стать параллельным («Параллельное» общение может идти неограниченно долго. При «перекрестном» взаимодействии развивается конфликт).

• Если вы измените свое поведение, то изменится и реакция собеседника, хотя, возможно, и не с первой попытки.

• Конструктивное взаимодействие идет по линии Взрослый -Взрослый. Для выведения собеседника во взрослую позицию необходимо вначале согласиться, а затем задать вопрос.

• Избегайте скрытых сообщений, которые сопровождаются критикой и недовольством. Критические замечания высказывайте прямо и откровенно, но в любом случае в подобающей форме.

• Используйте обращения, в которых на скрытом уровне присутствует ваше отношение «вы мне симпатичны», «мне нравится с вами общаться», «мне доставляет удовольствие помогать вам» и т.п. Это способствует установлению конструктивных отношений.

• Человек счастлив, если у него хочу, целесообразно, и должен имеют одно и то же содержание.


 

Информационный диалог

 

 

Информационный диалог — прояснение позиции партнера и собственной позиции путем обмена вопросами и отве­тами, сообщениями и предложениями.

Информационный диалог — это обмен вопросами и ответами, со­общениями и предложениями в бесстрастном и беспристрастном ре­жиме компьютерного поиска информации.

Эмоциональные подтексты игнорируются. В каждом обращении партнера отыскивается та суть, которая имеет отношение к обсуждае­мому делу, все остальное опускается.

Информационный диалог — это разговор о существе дела, или, по крайней мере, попытка такого разговора.

Если партнер идет на обсуждение вопроса по существу, постепенно отказываясь от манипуляции, противостояние можно считать успеш­но завершенным: манипуляция оказалась преобразованной в инфор­мационное обсуждение.

Техники информационного диалога

Вопросы, направленные на прояснение сути дела:

«Что вы имеете в виду, когда говорите о...»

«Какие факты (условия, ограничения, преимущество и т. п.) вы имее­те в виду?»

«Что следует предпринять, чтобы изменить ситуацию?

«Что именно вы считаете неконструктивным?»

«Как. мы могли бы сформулировать свою задачу?»

Вопросы, направленные на прояснение целей манипулятора:

«Почему вы спрашиваете у меня об этом именно сейчас?»

«Зачем ты говоришь мне об этом?»

«О чем в действительности ты хочешь меня попросить?»

«Что ты хочешь этим сказать?»

Ответы и сообщения:

«Да, эта работа не была закончена в срок».

«Это было мое решение».

«Совещание было созвано для обсуждения именно этой проблемы».

«Результаты будут известны через две недели».

«Да, я тоже голосовал против».

«Нет, я отказался поддержать этот проект».

«На этот раз нас постигла неудача».

«Да, этот успех очень важен для нас» и т. п.

Предложения по существу дела:

«Предлагаю согласовать наши подходы до начала переговоров».

«Предлагаю обсудить факты».

«Предлагаю наметить план действий».

«Предлагаю обсудить наши разногласия в свете новых данных».

«Предлагаю составить список необходимых документов».

«Не могли бы вы еще раз сформулировать свой вопрос?»

«Не могли бы вы пояснить некоторые детали?» и т. п.

Предложения ограничить область обсуждения:

«Предлагаю вернуться к существу дела».

«Предлагаю избегать личных комментариев в нашем обсуждении». «Предлагаю не затрагивать конфиденциальной информации».

«Предлагаю обсуждать вопросы последовательно» и т. п.

В наиболее трудных случаях могут использоваться также две аварий­ные техники.

«А почему это вас совершенно не заботят эти расходы?»

«Я вам отвечу на этот вопрос, но, если позволите, позже».

«Вам, похоже, не нравится Станислав Николаевич?»

«Этот вопрос я обойду молчанием

ТИПОЛОГИЯ СОБЕСЕДНИКА

(ЧЕТЫРЕ ТИПА УСТАНОВКИ)

ИСХОДНОЕ ДОПУЩЕНИЕ: Характер поведения собеседника во многом определяется типом установки.

Установка - это сложившаяся предрасположенность человека к определенному отношению и действиям. Существует четыре основных типа установки по отношению к себе и другим:

Я ПЛОХОЙ - ТЫХОРОШИЙ. В отношениях с окружающими в большей или меньшей степени проявляется как угодливость, заискивающее поведение. Основная потребность - заслужить одобрение, похвалу.

Я ХОРОШИЙ - ТЫПЛОХОЙ. Наиболее деструктивная в межличностном плане установка. Для человека с такой установкой практически недоступна возможность признания чьей-либо правоты. Часто проявляется как агрессивное, обвиняющее поведение. С собеседником, имеющим такую установку бывает крайне трудно установить позитивный контакт.

Я ПЛОХОЙ - ТЫПЛОХОЙ. Трудности взаимодействия с таким собеседника обусловлены его низкой контактностью, недоверчивостью, нерешительностью.

Я ХОРОШИЙ - ТЫХОРОШИЙ. Такой тип установки предполагает открытость, готовность к сотрудничеству, разумное, доброжелательное отношение к окружающим, в сочетании с уверенностью и самоуважением.

НЕОБХОДИМОЕ ЗАМЕЧАНИЕ: каждый человек также является носителем одной из четырех установок.


 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: