Расчет денежного мультипликатора




Денежный мультипликатор – это числовой коэффициент, показывающий, во сколько раз возрастет или сократится денежная масса в результате изменения денежной базы на единицу. Мультипликатор находится в обратной зависимости от уровня резервов и может быть описан упрощенной формулой:

где М – денежный мультипликатор; R – банковские резервы. Основными факторами роста денежной массы за счет мультипликационного эффекта являются:размер минимальной ставки резервов; спрос на новые кредиты. Пользуясь этими рычагами, Центральный банк может воздействовать на денежную массу в стране, а через нее регулировать: хозяйственную активность агентов рынка; макроэкономические пропорции; инфляционные процессы; инвестиции и т. д.

34.рынок ценных бумаг. Особенности функционирования. Ры́нок це́нных бума́г -составная часть финансового рынка, на котором оборачиваются ценные бумаги. Способы классификации 1-По характеру движения ценных бумаг (первичный, вторичный).2- По виду ценных бумаг (рынок облигаций, рынок акций, рынок производных финансовых инструментов).3-По форме организации (организованный и неорганизованный, биржевой и внебиржевой).4- По территориальному принципу (международные, национальные и региональные рынки).5- По эмитентам (рынок ценных бумаг предприятий, рынок государственных ценных бумаг и т. п.).6-По срокам (рынок кратко-, средне-, долгосрочных и бессрочных ценных бумаг).7-По видам сделок (кассовый рынок — подразумевает мгновенное исполнение сделок, форвардный рынок и т. д.).8- По отраслевому принципу.9-По другим критериям. Классификация по характеру движения ценных бумаг. Первичный рынок — рынок, на котором происходит первичное размещение вновь выпущенных ценных бумаг. Вторичный рынок — рынок, на котором производятся сделки с ранее выпущенными и прошедшими процедуру первичного размещения ценными бумагами. Третий рынок охватывает торговлю, как правило незарегистрированными на бирже, то есть не прошедшими процедурулистинга ценными. Четвёртый рынок — это электронные системы торговли крупными пакетами ценных бумаг напрямую между институциональными инвесторами.

35.международные экономические отношения. (МЭО) — экономические отношения между государствами, региональными группировками, транснациональными корпорациями и другими субъектами мирового хозяйства. Включают валютно-финансовые, торговые, производственные, трудовые и другие отношения. Выделяют следующие формы МЭО: международная специализация производства и научно-технических работ; обмен научно-техническими результатами; международная кооперация производства; международная торговля; информационные, валютно-финансовые и кредитные связи между странами; движение капитала и рабочей силы; деятельность международных экономических организаций, хозяйственное сотрудничество в решении глобальных проблем

36. внешняя торговля и торговая политика. Значение внешней торговли для национальной экономики. Внешняя торговля представляет собой взаимодействие страны с иностранными государствами по поводу перемещения товаров и услуг через национальные границы. Внешняя торговля позволяет государству: а) получать дополнительный доход от продажи национальных товаров и услуг за рубежом; б) насытить внутренний рынок; в) преодолеть ограниченность национальных ресурсов; г) повысить производительность труда, специализируясь в мировой торговле на поставке определенной продукции на мировой рынок. Внешняя торговля характеризуется понятиями экспорта и импорта: первый предполагает вывоз товаров и услуг за рубеж и получение взамен иностранной валюты, а второй – ввоз их из-за границы с соответствующей оплатой. Экспорт, подобно инвестициям, увеличивает совокупный спрос в стране и приводит в действие мультипликатор внешней торговли, создавая первичную, вторичную, третичную и т. д. занятость. Увеличение же импорта ограничивает действие этого эффекта вследствие оттока финансовых ресурсов за границу. Торговая политика – это государственная политика, которая оказывает влияние на торговлю через налоги, субсидии и прямые ограничения на импорт или экспорт. Государственное регулирование внешнеэкономических связей – это совокупность используемых государственными органами и службами форм, методов и инструментов воздействия на экономические отношения между странами в соответствии с государственными и национальными интересами. Из истории известны два основных направления внешнеэкономической политики: протекционизм и фритредерство. Фритредерство – это политика свободной торговли, отсутствие искусственных (установленных правительством) барьеров в торговле между отдельными лицами и фирмами разных стран. Протекционизм – это политика создания отечественным предпринимателям льготных условий деятельности по сравнению с иностранными, т.е. защита национальных производителей от иностранных конкурентов с помощью торговых барьеров. Существуют 2 группы методов политики протекционизма 1. Тарифные методы. 2. Нетарифные методы. Нетарифные методы делятся на группы: 1. Административные меры или количественные ограничения:. 2. Технические меры 3. Экономические методы: § валютный контроль; § НДС; § обеспечение уплаты таможенных платежей; § контроль над ценами (например, установление минимальной цены и расследование по ценам в случае антидемпинговых мер) § государственная монополия на внешнюю торговлю; и т.д.

37. социальная политика государства,ее задачи. Социальная политика отражает взаимоотношения социальныхгрупп по поводу сохранения и изменения социального положения населения, составляющих его классов, слоев, социальных, социаль­но-демографических, социально-профессиональных групп, соци­альных общностей (семьи, народы, население города, поселка, ре­гиона и т.п.). Основными задачами социальной политики являются: • повышение благосостояния; • улучшение условий труда и жизни людей; • осуществление принципа социальной справедливости.
Социальная политика должна учитывать не только материальные, но и политические и духовные интересы членов общества.
В литературе выделяют следующие задачи социальной политики, обеспечивающие нормальное развитие общества: 1) социальная защита человека и его основных социально-экономических прав;
2) обеспечение условий для повышения благосостояния каждого человека и общества в целом;
3) поддержание определенного статуса различных социальных групп и отношений между ними, формирование и воспроизводство оптимальной социальной структуры общества; 4) развитие социальной инфраструктуры (жилищно-коммунальные услуги, транспорт и связь, образование, здравоохранение, информация); 5) формирование экономических стимулов участия в общественном производстве; 6) создание условий для всестороннего развития человека, удовлетворения его потребностей и возможности реализации в свободном труде.
Слово “социальный” характеризует все то, что связано с жизнью и отношениями людей в обществе. Многие вопросы социальной политики решает рынок. Он справедливо распределяет доходы по конечным результатам труда, повышая эффективность производства, создает базу для роста благосостояния народа, заставляет производителей работать на максимальное удовлетворение разнообразных запросов населения исходя из спроса.
Социальная политика осуществляется на разных уровнях экономической деятельности:
1) социальная политика фирмы (корпорации) в отношении своего персонала; 2) региональная социальная политика применительно к регионам; 3) государственная социальная политика; 4) межгосударственная социальная политика, связанная с решением глобальных экологических проблем, преодолением социально-экономической отсталости групп стран.
Возможности решения задач социальной политики определяются объемами ресурсов, которые государство может направить на их реализацию. Социальная политика — это не чисто экономическая проблема. Она включает в себя и экономические механизмы реализации этой политики. К последним в первую очередь относятся механизмы формирования доходов и поддержания занятости населения.
Социальная политика государства в переходной к рынку экономике имеет особенности, выражающиеся в: • поддержке различных слоев населения; • социальной поддержке малоимущих граждан; • создании условий для развития предпринимательства; • финансировании в достаточном объеме образования и здравоохранения; • заботе об охране экологии, окружающей среды; • регулировании сферы трудовых отношений.
Меры по осуществлению социальной политики финансируются государством. В настоящее время происходит переход от государственного финансирования к социальному партнерству. Это означает, что ряд социальных программ по созданию рынка жилья, использованию возможностей страховой медицины, переход ряда социальных услуг на платную основу осуществляется за счет средств не только бюджета, но и предприятий.

38.государственное регулирование экономики. Государственное регулирование — комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов.Государство отвечает за:Фискальную политику (бюджет, налоги), Монетарную политику (денежные средства, регулирование кредитного рынка), Регулирование внешней торговли, Регулирование распределения доходов. Механизмы государственного регулирования рыночной экономики: Бюджетно-налоговая (фискальная) политика — деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета. Направлена на обеспечение стабильного развития экономики, предотвращения инфляции и обеспечение занятости населения.,Денежно-кредитная (монетарная) политика — контроль над денежной массой в экономике. Её цель — поддержка стабильного развития экономики.Методы регулирования разделяются на: Прямые: контроль над монополиями, экология, разработка стандартов, их поддержание (знаки качества, государственные стандарты),Косвенные: денежная политика, контроль за доходами, социальная политика, Внешнеэкономическое регулирование. Формы регулирования: Государственные целевые программы (социальные),Прогнозирование, Моделирование ситуаций…Причины регулирования: Наличие в стране общественных благ (образование, здравоохранение, охрана окружающей среды и др.),Наличие частного и общественного характера производства, Возникновение отрицательных эффектов внутри рынка (бедность, преступность, экологические проблемы),Научно-технический прогресс, Тенденция к монополизации, Наличие международной конкуренции.

Наиболее общая цель государственного регулирования экономики состоит в том, чтобы ограничить действие законов рынка определёнными рамками[1], исходя из интересов господствующих элит.

39.неравенство распределения доходов. кривая лоренца. При формировании доходов сохраняются условия неравенства их распределения между семьями и группами населения. Это обусловлено тем, что население формирует свои доходы в основном за счет трех главных источников: заработная плата; доходы от собственности (дивиденды, проценты, рента); доходы в виде социальных выплат (пенсии, пособия по уходу за детьми, пособия по безработице и т. д.). Естественно, что значимость этих источников для различных семей различна. Поэтому по размеру дохода все население можно подразделить на три крупные социальные группы: ♦ Лица, основным источником доходов которых является собственность. ♦ Лица наемного труда, основным источником доходов которых является заработная плата. ♦ Лица, живущие преимущественно за счет социальных выплат.
В целях установления достоверной картины уровня жизни населения возникает необходимость определения доли населения, приходящейся на каждую группу. В экономической литературе существуют разные методы определения уровня жизни и дифференциации населения по доходам.
Одним из первых оценку уровня жизни осуществил немецкий статистик Эрнст Энгель (1821-1896), установивший зависимость доли потребления продуктов питания от уровня доходов семьи. При этом Э. Энгель сделал вывод о том, что чем беднее семья, тем большая доля всех расходов выделяется для приобретения продуктов питания. Это положение вошло в экономическую теорию в виде «закона Энгеля». «Закон Энгеля»- с ростом доходов семьи удельный вес расходов на пищу снижается; на одежду, жилище, отопление и освещение мало меняется; на удовлетворение культурных потребностей увеличивается. Отсюда следует, что при прочих равных условиях доля дохода, расходуемая на пищу, может служить показателем уровня благосостояния данной группы населения.

Кривая Лоренца. Для характеристики степени дифференциации доходов по группам населения в экономической теории используется кривая Лоренца, названная по имени американского экономиста и статистика М. Лоренца. Она графически отображает неравномерность распределения совокупного дохода между различными группами населения Абсолютное неравенство характеризуется кривой OFE, означающей, что и 20 %, и 40 %, и 60 % населения не получают никаких доходов, за исключением одного единственного, последнего в ряду OF человека, который присваивает 100 % всего дохода. Кривая распределения доходов. В действительности фактические доходы соответствуют ломаной линии OABCDE - кривой Лоренца, или кривой распределения доходов. Чем больше отклоняется кривая Лоренца от линии ОЕ, тем больше неравенство в распределении доходов.

Рис. 23.1. Кривая Лоренца

40.налоговая политика государства. В любом обществе государство использует налоги для осуществления своих функций и задач, достижения определенных целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет налоговая политика. Налоговую политику государства необходимо рассматривать в совокупности с финансовой и экономической политикой, т.к. она является их неотъемлемой частью. Налоговая политика на современном этапе – совокупность мероприятий, осуществляемых государством с целью воздействия на элементы налоговой системы и налогового механизма для регулирования налоговых отношений в интересах достижения финансовой стабилизации и выполнения государственных программ экономического и социального развития. Выделяют три типа налоговой политики:- политика максимальных налогов;- политика разумных налогов – способствует развитию национального дохода и обеспечивает ему благоприятный налоговый климат;- налоговая политика, которая предусматривает достижение высокого уровня налогообложения, но при значительной социальной защите.Содержание налоговой политики многогранно. Оно включает следующие важнейшие звенья:1. Определение и постановку главных целей, конкретизацию перспективных и ближайших задач (выработка концепции)2. Разработку методов, средств и конкретных форм организации налоговых отношений.3. Организацию деятельности, управления с целью достижения поставленных задач.Налоговая политика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества, важнейшие из них следующие: - аккумулирование средств в бюджете, т.е. обеспечение его доходной части с целью выполнения государством своих функций;- перераспределение национального дохода в целях повышения эффективности производства;- стимулирование производственной сферы, деловой активности;- обеспечение структурных сдвигов и изменения экономических пропорций в пользу производств, непосредственно направленных на удовлетворение потребностей населения;- снижение уровня инфляции.Налоговая политика определяет роль налогов в обществе и тесно связана с деятельностью государства. Она находится в постоянном движении и зависит от экономической политики государства. Эффективной может считаться только налоговая политика, которая стимулирует накопления и инвестиции. налоговый механизм представляет собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением. Государство придает своему налоговому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства и регулирует ее. Налоговая политика на современном этапе и налоговый механизм находятся в тесном взаимодействии и взаимозависимости.

41.стабилизационная политика,ее цели. Стабилизационная политика представляет собой управление уровнем совокупного спроса в экономике при помощи бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики с целью смягчения или даже устранения колебаний уровня экономической активности (реального ВВП и занятости), связанных с экономическим (деловым) циклом.

Главная цель стабилизационной политики состоит в «точной настройке» совокупного спроса для того, чтобы не допустить: 1. недостаточности совокупного спроса по сравнению с потенциальным ВВП (чтобы избежать потери в выпуске продукции и безработицы); 2. избыточности совокупного спроса по сравнению с потенциальным ВВП (для предотвращения инфляции). Конечно, идеальной была бы политика, которая обеспечивала бы такой рост совокупного спроса, который точно соответствовал бы росту потенциального ВВП (сплошная прямая линия на рисунке 8.7). Однако разработка и осуществление стабилизационной политики сталкиваются с рядом проблем, связанных с точностью прогноза экономического развития, точным определением времени и объёма осуществляемых мероприятий. Действительные результаты этой политики выглядят скромнее: в лучшем случае государству удается смягчить спады и бумы (пунктирная кривая на рисунке 8.7).

42. международная валютная система. (МВС) — совокупность организаций, правил, обычаев, договорённостей и инструментов, созданных для осуществления валютных отношений между странами; то есть, платежей, сопровождающих международные экономические операции. Функции настоящей МВС, с более сложной структурой, чем у предыдущих, можно разделить на четыре основные и две производные: Основные: Регулирование, Ликвидность, Управление. Производить.

Производные или вторичные функции любой системы: Назначать доходы от денежной эмиссии, разницы между издержками от эмиссии и стоимостью валюты. Согласовывать режим валютного курса.В мировую валютную систему входят следующие элементы: 1) международные платежные средства;2) механизм установления и поддержания валютных курсов; 3) порядок балансирования международных платежей; 4) условия конвертируемости (обратимости) валют; 5) режим работы валютных и золотых рынков; 6) права и обязанности межгосударственных институтов, регулирующих валютные отношения.

43.проблемы переходной экономики. Проблемы переходной экономики разделяются на общие и особые. Общие проблемы экономики в условиях различных социально-политических систем состоят в следующем: организация общественного производства; обеспечение рационального производства, распределение, обмен и потребление; реализация технологического выбора; координация выбора, поддержание прав собственности и «правил игры» в хозяйственной системе; создание экономических и неэкономических благ, регулирование кредитно-финансовой системы; регулирование механизма цен, спроса и предложения; эффективное использование факторов производства; определение роли и границ регулирования государством экономических процессов, объектов и систем; противодействие макроэкономической нестабильности, инфляции, безработицы; регулирование экономических отношений с системой всемирного хозяйства. Особые проблемы, которые должны быть решены именно в переходный период от командно-административной к рыночной экономике: приватизация; макроэкономическая стабилизация, становление и развитие предпринимательства, либерализация внешнеэкономических связей и переход к социальной политике, направленной на защиту лиц с низкими доходами.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: