Зинаида Троицкая – женщина-легенда.




 

Её портрет был растиражирован на миллионах плакатов, тысячи советских девочек присылали ей восторженные письма с вопросом, как стать такой же, как вы?

 

Вопрос «делать жизнь с кого?» и в наше время волнует молодые умы и души. И искать ответ на него нужно, на мой взгляд, в жизнеописании лучших людей своей страны, не зависимо от времени их пребывания в её истории.

 

В крови у неё - пути-дороги

Зинаида Троицкая родилась 8 марта 1913 года на станции Москва-Сортировочная

Её детство «…совпало с годами гражданской войны. Вместе с матерью переезжала она из города в город, сопровождая отца, командира Красной армии.

Саратов, Царицын, Калач, Ростов-на-Дону... Девочка привыкла к постоянным переездам и по железной дороге, и в обозе...

Мать —народная учительница— обучала неграмотных в красноармейских частях. Зина всегда присутствовала на уроках. Она усаживалась рядом с матерью и внимательно слушала все то, что запоминали[Н1] красноармейцы, учившие азбуку между боями. Так девочка незаметно «ликвидировала» и свою неграмотность. Голубоглазый пятилетний товарищ иногда даже подсказывал бойцам, когда они запинались, отвечая на вопросы учительницы. Такой же смышленой была Зина и в школе, куда поступила прямо в пятый класс...

В детстве Зина мечтала стать капитанам дальнего плавания: зачитывалась морскими рассказами Станюковича, его повестью «Вокруг света на «Коршуне» и описаниями разных путешествий. Но судьба готовила ей другую стезю.

Каждый день девочка по дороге в школу проходила мимо огромного здания Московского института инженеров транспорта. Она прислушивалась к разговорам толпившихся у дверей студентов и подолгу смотрела в окно, разглядывая непонятные ей заманчивые таблицы, висевшие на стенах».

Возможно, уже тогда она думала, что учеба в этом институте осуществит её мечты о далеких путешествиях. Это желание вполне могло стать реальностью, ведь Зина, будучи отличницей в школе, «особенно любила физику и математику и помогала подругам изучать эти предметы».

Зине было пятнадцать лет, когда она окончила школу-девятилетку «со статистическим уклоном». Высокая широкоплечая с гладко причесанными волосами, она выглядела старше. Но на этот раз все зависело от документов». Ей надо было ждать ещё один год, чтобы поступить в институт.

Отец к тому времени уже сменил военную форму на форму железнодорожника и работал в депо станции Москва сортировочная наладчиком.

Как-то раз он вернулся с работы особенно радостным.

В его руке была путевка для дочери в школу фабрично-заводского ученичества при депо станции Москва-пассажирская. Она давала Зине право учиться на квалифицированного рабочего для транспорта, осваивая профессию слесаря-ремонтника.

Отец считал, что это хорошая профессия, ведь даже в самые суровые годы военного коммунизма ремонтникам давали повышенный паёк.

Теперь Зина по утрам выходила из дома вместе с отцом. Вскоре к ним присоединилась и мать: Елизавета Пантелеевна поступила в депо станции Москва-пассажирская табельщиком-счетоводом».

 

Чёртова дюжина

В группе оказалось двенадцать парней и лишь одна она девушка. В училище их прозвали «чёртова дюжина».

Учиться было интересно.

«Каждый раз все более восторженной возвращалась Зина из депо. Скоро она уже знала названия частей локомотива и их взаимодействие. В своей комнате она повесила на стене разрезную модель паровоза. С увлечением выполняла слесарную работу».

На выпускной экзамен надо было представить какой-либо инструмент, изготовленный собственноручно. И Зина задумала сделать сложный французский ключ. Её пытались отговорить: не успеешь, мол, выбери что-нибудь попроще. А она отступать не хотела – сделала всё-таки французский ключ! И её работу оценили высшим баллом.

После обучения «Зина сдала экзамен на слесаря, а затем вместе со всей группой стала заниматься на краткосрочных курсах помощников машиниста и вскоре блестяще выдержала и этот экзамен.

Как видно, тогда и зародилась её мечта идти дальше и стать машинистом паровоза.

 

Нужны машинисты, а не девчонки!

Группу направили на работу в депо Москва-сортировочная, на всю страну известное как родина «великого почина» – первого коммунистического субботника. Зинаиду - слесарем.

Это назначение разочаровало девушку, ведь она надеялась, что после успешного окончания курсов будет работать помощником машиниста.

Может быть распределительная комиссия ошиблась?

Нет, это не было ошибкой.

Распределение проходило с учётом соответствующего постановления Наркомтруда, в котором «ясно говорилось, что для женщин работа на паровозе считается «особо вредной».

Зинаида была возмущена.

«Ну, а если она здоровей и сильней многих машинистов-мужчин, если она хорошо знает машину, если ей уже давно грезится день, когда она самостоятельно поведет локомотив», то почему она должна отказываться от своей мечты. Нет, ее не может остановить никакое наркомтрудовское постановление. И она будет добиваться своего, активно осваивая все, что связано с профессией машиниста и самой машиной.

«…по инициативе узлового комитета ВЛКСМ комсомольцы нашего депо стали брать «на штурм» ремонт паровозов, – рассказывала Троицкая. – С радостью оставались после работы, нередко до следующего утра, чтобы вовремя выпустить локомотив. И как-то у нас родилась мысль: на паровозе, отремонтированном по примеру участников первого субботника, отвезти в далёкую Ферганскую долину состав с промышленными товарами. А оттуда привезти хлопок для московских текстильщиков. Паровоз отремонтировали, и комсомольцы Затилов, Масленников, Селемихин повели поезд…»

Один из этих парней, помощник машиниста Павел Масленников, был первой юношеской любовью Зины.

Правда, роман не успел развиться: Павла вместе с другими комсомольцами направили на строительство Турксиба (Туркестано-Сибирской магистрали).

Зинаида мечтала отправиться в Туркестан вместе с любимым, но комсомольское начальство было неумолимым: на стройке нужны машинисты, а не девчонки!

Очередной отказ усилил желание Зинаиды стать машинистом, и она добилась, чтобы её в 1930 году приняли на курсы помощников машиниста.

«Пусть те, кто не может, не работают, а ко мне это не относится, — думала Троицкая, — надо только доказать, что я сумею работать на паровозе не хуже, а лучше любого помощника машиниста мужчины».

После окончания кусов она знала устройство паровоза как свои пять пальцев и выпускные экзамены сдала на отлично – единственная из всех обучающихся.

 

Иди откуда пришла.

Вдохновленная успехом, Зина упорно шла к своей цели.

«Изведу их, а добьюсь своего, — делилась она с близкими. И «изводила», как только могла.

С одним и тем же вопросом обращалась она и к мастеру, и к начальнику депо:

— Когда пошлете на паровоз?

Просьбу Троицкой поддерживала комсомольская организация, и ей назначили ещё один экзамен на профпригодность.

Своими знаниями, точными ответами она поразила комиссию. Решили попробовать, как проявит себя девушка на практике. И в тот же день Троицкая получила назначение на паровоз».

Машинист, с которым Зинаида должна была отработать первую смену, зло буркнул: «Иди откуда пришла, у меня и без тебя есть помощник». Но девушка не ушла.

А вскоре повезло – её перевели в помощники к другому машинисту, немолодому и уже опытному Андрею Степановичу Ермолаеву, который по-настоящему поддержал настойчивую девушку. «Он сам попросил, чтобы ее назначили к нему на паровоз. С Ермолаевым считались в депо, как с отличным механиком.

Он просто относился к Троицкой. Хоть и много знает она, но нужен еще производственный опыт. И Ермолаев обучал Троицкую всему, до чего дошел сам, проездив сотни тысяч километров». С ним она и стала ездить в рейсы по маршруту Москва – Рязань.

Она полюбила паровоз, как можно полюбить только живое существо. Да он и был для неё живым существом со своим характером – то своенравным, то послушным. Каждый раз к нему надо было найти особый подход. Она знала в нём каждую деталь и могла по звуку определить, что у него «болит».

«Четыре года пробыла Троицкая помощником машиниста. За это время многие из тех, кто начинал работать одновременно с ней, уже давно ездили машинистами.

Троицкая в несколько раз превысила необходимую норму «наезженных» километров. Она подавала одно заявление за другим, но они или «терялись», или оставались без ответа».

Зинаида уже начала терять надежду, как неожиданно 8 марта, в день её рождения, она получила приглашение в управление Московской железной дороги, где уже собралась комиссия. Как выяснилось, это Ермолаев настоял, чтобы его помощника допустили наконец к экзамену на должность машиниста.

Она сдала его успешно и наконец получила долгожданное звание.

 

Первая в стране и мире!

Так как Зинаида была единственной женщиной- машинистом, то и паровоз ей дали тоже «единственный» во всем депо — Чн 394 маневровый.

«Это был старый локомотив. Никто из машинистов не соглашался на нем работать. Управлять им было трудно, он дергал и бросался вперед рывками, как необузданная лошадь. Его не выпускали на станцию. Обычно он на дальних путях вывозил из тупиков больные вагоны.

— Давно его на гвозди пора, — говорили в депо про паровоз 394».

Но и здесь Троицкая не сдалась.

Она и её напарник Василий Морозов подолгу не выходили из депо во время промывки паровоза, потеряли сон и аппетит. Они тщательно очистили все загрязненные части, проверили парораспределительный механизм, заменили в нем детали, освободили котел от накипи.

Как только ни насмехались, какими только обидными прозвищами ни величали их «чеэнку»: и «клячей», и «инвалидом», и «дергуном». Пытались острить над паровозом и после того, как он вышел с промывки: «Подмолодили, мол, «старушку»!

Чн 394 двинулся на станционные пути.

«Дергун» больше не дергал… Даже свисток паровоза звучал теперь совсем по-другому — чище и горластей».

Когда Троицкую просили открыть секрет, как это удалось, она в ответ лишь улыбалась: да нет, мол, никакого секрета – любой паровоз заботы и внимания требует. А более пытливым и настойчивым объясняла:

«На ЧН394 паровая машина системы «компаунд». Мы с ребятами её изучили, всю сами перебрали, смазали и опробовали. И убедились: всё дело в управлении. Я попробовала помягче брать с места, и результат превзошёл все ожидания. Паровоз стал вполне управляемым, более того, стал брать вдвое больше вагонов, чем считалось для него пределом возможного».

 

Самая чистая «Зойка»

С маневрового паровоза Троицкую перевели на пассажирский З 104. Они вскоре стали друзьями — Зинаида и «Зойка», — так в шутку называли локомотивы этой серии. Троицкая добилась осуществления давнишней мечты: ей, наконец, доверили вести самостоятельно поезд. Не раз мечтала Троицкая вырваться на открытый путь, на магистраль, уйти далеко от мерцающих вокруг огней, чтобы впереди были бы только пространство и ночь, которую разрезают ослепительные лучи фар паровоза».

Шел 1935 год.

«В августовскую ночь этого года на всю страну прозвучал отбойный молоток донецкого шахтера Алексея Стаханова. И там же в Донбассе молодой машинист Петр Кривонос достиг необычной для товарных поездов скорости.

Троицкая жадно читала в газетах сводки о победах стахановцев. И ей как комсомолке хотелось проявить себя и принять участие в социалистическом соревновании. Она считала, что для этого у неё есть все данные.

Она любила свою профессию, была ответственна и добросовестна. Её «Зойка» не знала аварий и опозданий. На ней Троицкая сделала больше 22 тыс. км без промывки при норме в 5 тыс. км.

Она держала свою машину в образцовом состоянии. Усердно боролась за чистоту. Обила будку паровоза линолеумом и в отличие от многих машинистов, выглядевших так, словно они были прокопчены дымом, всегда была на работе в чистом комбинезоне, из которого виднелась белая блузка.

Во время ремонта, когда паровоз стоял в деповском стойле, Троицкая была особенно требовательной. Мастера уже знали, что она сама все проверяет; она не расписывалась в книге ремонта, пока не убеждалась, что все требования выполнены до мелочей.

«Когда наша бригада добилась 22416 километров межпромывочного пробега, все в депо поражались, – рассказывала Троицкая. – Об этом пробеге говорили, как о чём-то необычайном. Я же лично убеждена, что любой машинист этого может добиться… У нас в депо многие машинисты тратят более двух часов на одну экипировку паровоза. А наши бригады научились выполнять её за 30 минут. За два с половиной месяца на нашей машине не было ни одной записи ремонта. Мой напарник относится к паровозу так же бережно, как и я».

 

Кавалер ордена Ленина

4 апреля 1936 года Зинаиде Троицкой как стахановке и победителю социалистического соревнования в Кремле вручили орден Ленина. Этой высокой награды первая в стране женщина-машинист была удостоена, когда ей было всего 23 года.

Произошло в это время и ещё одно интересное событие. Вернее, встреча. Как-то вечером ей предстояло отправиться в очередной рейс, а днём её вызвали в ВЦСПС и там познакомили с председателем профсоюза машинистов и кочегаров Англии мистером Брамлеем. Увидев девушку, он выразил сомнение, что она самостоятельно водит пассажирские поезда, и пожелал отправиться с ней в поездку. Иностранный гость, в прошлом сам машинист, убедился, что Зинаида знает паровоз как свои пять пальцев. И ещё больше поразился, узнав, что она так молода.

В том же 1936 году она стала машинистом первого класса. И без отрыва от производства окончила ВУЗ, получив диплом инженера-механика.

В 1937 году Троицкая была выбрана делегатом VIII Чрезвычайного съезда Советов. (Съезда, созванного для решения лишь одной задачи — обсуждения и принятия новой Конституции).

Летом 1937 года она была назначена заместителем начальника депо Сортировочная, а затем — начальником первого паровозного отделения Ленинской железной дороги.

«Женщины на паровоз!»

Но настоящая известность к ней пришла, когда она обратилась к работницам железнодорожного транспорта с призывом «Женщины – на паровоз!».

На железных дорогах в то время резко выросли объёмы перевозок, и остро ощущалась нехватка работников ведущих профессий. На призыв откликнулись железнодорожницы всей сети. В её родном депо на курсы машинистов и помощников записались жёны машинистов, работники технических отделов и бухгалтерии.

 

 

Пассажирский «Москва-Ташкент»

В 1938 году Троицкая осуществила свою мечту о далёком путешествии.

«28 октября 1938 года от перрона Казанского вокзала в Москве отошел скорый поезд № б «Москва — Ташкент». Радиорупоры, установленные во всех вагонах, объявили пассажирам, что поезд целиком обслуживается женской поездной бригадой, паровоз же ведут машинист-орденоносец Зинаида Троицкая и ее бригада. Рейс совершается в честь 20-летия Ленинско-Сталинского комсомола.

Плавно шел скорый поезд. Ночью уже далеко от Москвы многие пассажиры вдруг проснулись от резкого толчка. Раздались отдельные сердитые и сонные голоса — пассажиры негодовали на «неопытность» женщины-машиниста. Но толчок был неизбежен: не будь его — произошло бы крушение. Троицкая остановила поезд, применив экстренное торможение, так как путевые рабочие, ремонтировавшие путь, оставили на этом участке незакрепленные рельсы. Несколько минут стоял скорый. Троицкая еле сдерживала переполнявшие ее возмущение и досаду... Рельсы закрепили. Скорый продолжал свой путь, нагоняя просроченные минуты.

Утром проводницы рассказали пассажирам о причине внезапной остановки поезда ночью. Пришлось выспавшимся ворчунам взять обратно свои упреки по адресу женщины-машиниста и негодовать на этот раз по поводу возмутительной халатности путейцев, среди которых, конечно, было немало мужчин.

Женская паровозная бригада вернулась в Москву. На перроне Казанского вокзала состоялся митинг. Паровоз на этот раз был трибуной. Его украшал лозунг на кумаче: «Женщины, овладевайте техникой управления локомотивом!»

А вскоре было опубликовано краткое, но знаменательное постановление советского правительства:

...«Во изменение постановления Наркомтруда СССР от 10 апреля 1934 года за № 119 Совет народных комиссаров Союза ССР постановил: исключить из списка особо тяжелых и вредных работ и профессий, к которым не допускаются женщины, профессии паровозных машинистов, помощников паровозных машинистов, паровозных кочегаров, слесарей текущего ремонта».

Вместе с тысячами женщин Троицкая с нескрываемым удовлетворением встретила это постановление, хотя оно уже и не имело к ней непосредственного отношения. Наркомтрудовское поставновление было ею побеждено, когда она стала машинистом паровоза. А теперь была официально отменена и «теория», с которой Троицкая также вела ожесточенную борьбу.

 

Генерал-директор тяги III ранга

В 1938 году первая в мире женщина-машинист Зинаида Петровна Троицкая стала первой и единственной в мире женщиной - начальником железнодорожной магистрали (Московской кольцевой железной дороги).

Первой и единственной в стране женщиной, получившей звание Генерал-Директор тяги III ранга, соответствующее воинскому званию «генерал».

 

Великая Отечественная

К 1939 году в движение за освоение «мужских» профессий включились более 300 тыс. женщин. Сама Троицкая в газете железнодорожников «Гудок» писала: «Советские женщины – это тот могучий резерв, который в грозную минуту грядущих боёв встанет на место своих мужей, отцов и братьев».

И словно в воду смотрела: вскоре грянула война. Многие железнодорожники отправились на фронт, и все тяготы работы легли на женские плечи.

Троицкая продолжала руководить МОЖД в самые трудные годы Великой Отечественной войны.

С первого военного дня МОЖД сделалась дорогой первостепенной важности. Мобилизация, подвоз боеприпасов, питания, эвакуация женщин и детей из Москвы – всё шло через Окружную.

 

Когда фашисты подошли к столице, Московская Окружная дорога превратилась в прифронтовую. Подвоз боеприпасов и продовольствия и перевозки к линии обороны воинских частей. Вдоль стального Московского кольца прошёл и первый из трёх рубежей обороны города. Земляные насыпи и рассеянные по всему кругу инженерные сооружения превратились в защитные укрепления для гаубиц, а по дороге курсировали бронепоезда, которые наносили мощный артиллерийский удар по позициям врага и тут же уходили на запасные позиции, готовясь к новой атаке.

 

Фашистские "Юнкерсы" каждый день бомбили железную дорогу и охотились на составы с ремонтниками.

Все железнодорожники чётко знали немецкий график: сначала прилетали самолёты-разведчики F-189, которые шли так низко, что порой были различимы лица пилотов. Это был знак – через 10 минут после разведчиков прилетали пикирующие бомбардировщики. И ремонтники за 10 минут старались закончить ремонт и переставить ремонтный поезд в другое место, чтобы уберечь его от бомб, а потом вернуться и ещё раз починить дорогу.

 

Каждый день с ремонтниками выезжала и Зинаида Троицкая, проверявшая, как работает магистраль.

В 1941 году жители Москвы, опасаясь прихода фашистов, стали спешно эвакуироваться из столицы.

 

В это время Зинаида Петровна была на восьмом месяце беременности и имела больше других право на эвакуацию, но не оставила своего поста.

 

Мужественный характер этой молодой женщины не раз проявлялся в самые трудные минуты её жизни.

Так в один из октябрьских дней 1941 года к ней неожиданно обратился её шофёр. Он умолял отпустить его, чтобы успеть до подхода немцев забрать из подмосковной деревни жену с малолетним сынишкой. В помощь себе он, намеревался позвать кого-нибудь из других шоферов.

Но никто ехать с ним не захотел – все боялись, о чем он в расстройстве и сообщил Троицкой.

Она вспыхнула от возмущения:

– Заводи машину – я с тобой поеду.

К деревне они подъехали к вечеру, увидели, что там солдаты, а чьи – наши или немцы было непонятно. Зинаида с пистолетом осталась в автомобиле, а Чернов побежал за семьёй. Минуты длились, как вечность, но всё закончилось благополучно. Посадив в машину женщину с ребёнком, Троицкая с шофёром направилась в Москву.

 

По дороге им встречались потоки беженцев, образовавшие непрерывную людскую реку. На мосту произошёл затор из грузовиков, но вместо того, чтобы ликвидировать пробку, паникеры бросались захватывать места в кузовах машин, выбрасывая оттуда женщин и детей… Попытались захватить и автомобиль Троицкой. Несколько человек преградили дорогу, кто-то бросился на капот, забарабанил по лобовому стеклу.

Троицкая выскочила из машины. В руке – служебный пистолет ТТ. Выстрелила два раза в воздух, гаркнула: «Отставить! Разойдись! Застрелю!».

Толпа при виде молодой беременной женщины в распахнутой шинели отхлынула назад. Её узнали: да это же стахановка Троицкая, та самая женщина на паровозе! Надо же, все начальники из города бегут, а эта– обратно в город!

 

В депо её встретила тишина: сбежали все. И тогда Зинаида решила сама вести к линии фронта эшелон с бойцами, прибывающими для защиты Москвы. Шофёр Чернов стал в этом рейсе кочегаром. Вдвоём они провели эшелон от Курского вокзала до станции Серебряный Бор, выгрузили солдат и приняли раненых. Там же Зинаида собрала машинистов, ремонтников и организовала работу паровозных бригад.

 

Казалось, сами небеса помогли тогда нашей стране.

17 октября 1941 года, как записано в журнале боевых действий штаба немецкой группы армий "Центр", на всём участке фронта пошли затяжные дожди. И фашисты встали на два дня, побоявшись утонуть на русских дорогах. Пока враги «отдыхали» готовясь к последнему и, как им казалось, победоносному броску на Москву, работники МОЖД, падая от усталости, бесперебойно водили к линии фронта эшелоны с солдатами и боеприпасами. Когда 19 октября немецкие танки вновь рванулись к Москве, их встретили армии Калининского фронта, принявшие свежее пополнение с Урала. Атаки фашистов были отбиты.

А через месяц Зинаида Петровна родила дочку Аллочку.

 

Она – не герой?

В архиве сохранился любопытный документ.

В ноябре 1943 года, накануне очередной годовщины праздника Октябрьской революции, народный комиссар путей сообщения СССР Лазарь Каганович направил на имя Сталина список ста сорока двух "особо отличившихся работников железнодорожного транспорта", кому предлагалось присвоить звание Героя Советского Союза. Одной из первых была упомянута Зинаида Петровна Троицкая.

Её фамилию – единственную из всего списка – Сталин вычеркнул. И вместо неё вписал фамилию Кагановича. Почему он так поступил – никому не известно.

 

От Московской кольцевой - к Московскому метро

В 1943 году Троицкую назначают ревизором Центрального управления паровозного хозяйства НКПС (Народного Комиссариата путей сообщения).

Ещё через два года её переводят на пост заместителя начальника Московского метрополитена (он тогда входил в состав МПС), где её организаторские способности нашли новое применение.

После окончания войны продолжилось строительство новых веток метро, прежде всего, первой очереди Кольцевой линии. Это был самый успешный период в истории Московского метрополитена. Число линий росло невиданными темпами.

Зинаида Петровна Троицкая как и прежде много трудилась.

Кроме, она вела большую общественную работу. При её непосредственном участии в 1967 году был создан музей Московского метрополитена - организации, в которой она проработала тридцать славных – активных и плодотворных лет.

 

 

Текст составлен с использованием следующих материалов:

1. Статья из газеты «Гудок».

2.Статья В. Чистова «Генерал в юбке».

3.Очерк В. Шмерлинга «Зинаида Троицкая».

4.Материалы интернет-сайтов:

https://vlshmerling.narod.ru/ar/0145.htm

https://smena-online.ru/stories/general-troitskaya

 

[Н1]Ародная учительница



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: