Праздник как форма организации культурно-массовых мероприятий.




Тема 32. Группировки и мизансцены

Законы сценичности. Внимание зрителя и время. Пластическое выражение сценического взаимодействия. Группировки – взаимное расположение действующих лиц на сцене. Группировки – составная часть мизансцен. Статический момент мизансцены. Мизансцена – взаимное расположение действующих лиц на сцене в определенных сочетаниях друг с другом и с окружающей вещественной средой. Динамика и статичность. Прерванное и незаконченное движение на сцене. Внутренняя и внешняя динамика. Общая выразительность мизансцены. Нахождение наиболее выгодного положения в сценическом пространстве в зависимости от поставленной задачи. Управление вниманием зрителя.

Мизансцена и сценическое действие. Мизансцена – пластическое выражение сценического действия, идеи спектакля, балета, композиции. Подчиненность мизансцены событию, конфликту, сверхзадаче. Виды мизансцен. Мизансцены идейно-смысловые, главные, второстепенные. Характер мизансцен (ироничные, легкие, насмешливые). Основные правила расположения на сцене. Построение мизансцен и группировок вдоль рампы, поперек рампы, по диагонали, по вертикали, по кривой. Преимущества диагонального построения мизансцены. Приемы построения группировок и мизансцен: прием шахматного построения, прием сохранения дистанций, прием ломаных линий, прием пересеченных линий. Постепенность развития мизансцены. Радиусы движений. Мизансцена тела. Мизансцена массовых сцен. Графика мизансцен. Знаки препинания в мизансцене.

Практические занятия.

1. Организация сценического пространства, с целью создания обстановки, в которой будет происходить определенное действие в определенных обстоятельствах – «вещи говорят».

2. Овладение приемами построения группировок и мизансцен.

Тема занятия: «Взаимодействие на сцене в различных предлагаемых обстоятельствах».

Цель занятия: Через освобождение физическое и психическое развивать и раскрывать духовный потенциал учащихся, совершенствуя их творческие способности.

Задачи занятия:

  • Образовательные
    • закрепить знания о взаимодействии актеров, видах и способах сценического общения;
    • сформировать понятие «Предлагаемые обстоятельства»;
    • развить навыки сценического взаимодействия;
    • создать условия для самостоятельной творческой работы в малых группах по подготовке этюдов на данную тему.
  • Воспитательные
    • активизация познавательных интересов учащихся;
    • формирование партнерских отношений в группе;
    • воспитание в учащемся самодисциплины;
    • формирование и поддержка адекватной самооценки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент (4 мин.)

Звучит фонограмма музыкального приветствия «Играй – город» представляет!». Ребята с педагогом в кругу. Выполняется разминка «Хорошо на свете жить!» По окончании зарядки, педагог:

– Здравствуйте, мои дорогие! Надеюсь, что ваш учебный день прошёл замечательно!? И после нашей зарядки у вас вновь появились силы для творчества. Прошу садиться. (Садимся в творческий круг).

2. Теоретическая часть – повторение материала (5 мин.)

Педагог: Мы продолжаем с вами совершенствовать наши актёрские навыки в рамках темы…? (Ответы учеников)
Педагог: Верно. Взаимодействие и общение актёров на сцене. На прошлом занятии мы выяснили, что выполняя цепь сценических задач и действуя каким-либо образом по отношению к партнёру, актёр неизбежно и сам подвергается воздействию со стороны партнёра.
Вопрос: Что возникает в результате?
Ответ: Возникает взаимодействие, борьба.
Вопрос: В чем особенности актёрского общения?
Ответы:

  • Надо воспринимать действия партнёра,
  • Ставить себя в зависимость от партнёра,
  • Быть чутким, податливым и отзывчивым ко всему, что исходит от партнёра,
  • Радоваться неожиданностям, возникающим при наличии настоящего общения.

Вопрос: В чём проявляется общение?
Ответ: Во взаимозависимости актёрских приспособлений: в изменении интонаций, в музыкальной связи реплик, во взаимосвязи мимики, жестов, пластики и движений.
Вопрос: Что «убивает актёрское общение?»
Ответ: Притворство, искусственность и «внешность» оценок; если нарушена органика поведения, хотя бы одним из партнёров.
Вопрос: Что рождает настоящее взаимодействие?
Ответ: Подлинное внимание и органическое действие со стороны обоих.

3. Теоретическая часть – новый материал (6 мин.)

Педагог: Тема сегодняшнего занятия «Взаимодействие в различных предлагаемых обстоятельствах». С взаимодействием мы разобрались, а вот предлагаемые обстоятельства, что это?
Ответ:Место и время действия, мизансцены, декорации, костюмы и т.д.
Педагог: Вы правы! Послушайте, как определяет «предлагаемые обстоятельства» великий русский театральный деятель К.С. Станиславский:
«предлагаемые обстоятельства – обстоятельства жизни действующего лица, предложенные автором, найденные режиссёром и созданные воображением актёра. «Это события, эпоха, время и место действия, условия жизни, актерское и режиссерское понимание пьесы, мизансцены, декорации и костюмы художника, бутафория, освещение, шумы и звуки, всё что предлагается актерам принять во внимание при их творчестве»…
Сложно?! Предлагаю приступить к изучению темы на практике!

4. Практическая часть – тренинг на разогрев (5 мин.)

Предлагаемые обстоятельства:
1. Каждый из вас – Кучер, заснувший на рабочем месте! (Упражнение на релаксацию)
2. Каждый из вас – участник конкурса по бодибилдингу! (Упражнение на разогрев мышц)
3. Вы певцы, готовящиеся к сольному выступлению! (Артикуляционные упражнения: щётка, иголка, пятачок-улыбочка, драндулет, качели; и упражнения на опору дыхания)

5. Практика на сцене (25 мин.)

Педагог: Отлично! Но нам пора на сцену! Предлагаемое обстоятельство следующее! На сцену вы сможете попасть только через воображаемую дверь, которая находится вот здесь! (показывает) Дверь закрыта. По очереди вы будете входить на сцену, открывая дверь способом, отличным от других.

Упражнение «Сто способов открыть дверь» тренирует воображение и сенсорное восприятие.

Педагог: Всех вновь прибывших на сцене встречаем аплодисментами! (Упражнение выполнено – дети на сцене).
Далее провожу пять упражнений на взаимодействие в различных предлагаемых обстоятельствах:
Упражнение на концентрацию внимания «Поймай хлопок» Хлопаю в ладоши, прошу ребят поймать хлопок на лету, как бабочку, как мячик, как ключик. Добиваюсь слитного хлопка.
«Невидимая нить» – усложнённый вариант предыдущего упражнения предлагаю представить, что между мной и каждым из ребят, от груди к груди, протянута ниточка, которой мы связаны. Она не должна ни порваться, ни провиснуть при дальнейших движениях. Двигаясь, усложняя и ускоряя движения, не забываю про хлопок.
Упражнение на освобождение мышц «Взрыв» Исходное положение «в точке»: на коленях, руки обнимают колени, голова опущена. Это зародыш новой звезды или вселенной. Из точки нужно «взорваться» по хлопку – максимально выбросить из себя энергию. Тело при этом принимает самые неожиданные позы. Чем они разнообразнее, тем лучше
Упражнение «Суета» Занимаем пространство сцены, постоянно перемещаясь на разной скорости, чтобы нигде не возникло пустот. «Переключаю» скорости от 1-й до 10-й (музыкальные фоны). Затем движение происходит с превращением, например, в букву «зю» или «кукарямбу», а после – с объединением в группы по 2, 3, 4, 5 человек (так называемые молекулы – 2, 3, 4, 5)
Упражнение «В летнем кинотеатре». Садимся на сцене в шахматном порядке. Предлагаю обстоятельства, на которые каждый реагирует по-своему:

  • смотрим комедию, смотрим фильм ужасов
  • вдруг пошёл дождь или нас кусают комары
  • сильно припекает солнце: слепит и мешает смотреть
  • у кого-то (у тебя) зазвонил мобильный
  • кто-то (ты) уронил предмет, который надо найти в темноте.

Перерыв10 минут.

6. Тренинги на взаимодействие (10 мин.)

Учащиеся на сцене.

Педагог: Мы продолжаем взаимодействовать в различных предлагаемых обстоятельствах. Прошу вас встать парами лицом друг к другу.
«Мяч и насос» формирует навыки взаимодействия в паре, и длительного и резкого выдоха. Один ученик – мяч, другой – насос. Насос надувает мяч, пока тот не лопнет. Затем смена ролей.
«Простые парные задания» Называю предлагаемые обстоятельства на простое взаимодействие. Ребята создают «жизненные картины». (Пилить дрова, дрессировать собаку, слушать музыку через одни наушники, делать прическу подруге, бинтовать руку/ногу и т.д.). Показ по очереди.
Упражнение «Орган». Цель: развитие навыков взаимодействия и освобождение голоса. Расслабившись и закрыв глаза, дети лежат на полу. Касаясь каждого, «открываю» трубы органа, которые начинают звучать. Звучат все дети – звучит весь орган. Затем по очереди касанием «закрываю» трубы, в итоге инструмент замолкает.
Упражнение «Машины». Выработка навыков коллективной работы. Цель: найти воображаемые, но логичные пути связать воедино движение и звук и создать вместе «машину»/станок/фантастический агрегат». Под ритмичную музыку 1-й учащийся выполняет одно движение, характерное, по его мнению, для работы какого-то механизма. Затем к нему подключается 2-й участник «проекта» и добавляет своё «механическое движение». Далее в фантастическом «агрегате» появляются всё новые механизмы (подключаются все участники занятия).
Педагог: Наша удивительная машина работает слаженно и ритмично. Все механизмы её связаны друг с другом невидимыми шестерёнками. Вот это результат!!! Прекрасная работа! Но не всегда бывает всё гладко. Иногда кто-нибудь, чье настроение не такое радостное и приподнятое, обязательно испортит нам день. Удивлены? Так называется новая игра, которая тренирует актёрское общение и заставляет чётко представить себе обстоятельства, которые определяют действия актёров.

7. Творческая игра «Испорти мой день» (10 мин.)

Педагог: Прошу всех пройти на стулья, на сцене только один. Это… Вова. Он сидит на остановке и ждёт автобуса… Задача Алины прийти на эту остановку и сделать что-то такое, что заставит Вову встать и уйти. Если всё получилось, Алина остаётся ждать автобуса, и к ней подходит следующий участник коллектива с той же задачей. На остановке побывают все! Начнём! (Проводится игра)

Педагог: Отлично! Это было здорово! И для того чтобы закрепить знания и умения по теме, приступаем к этюдным работам! Прошу объединиться в группы по 3-4 человека и вытянуть карточки, определяющие содержание этюдов.

8. Этюдные работы на взаимодействие в предлагаемых обстоятельствах по карточкам (20 мин.)

Карточки для постановки этюдных работ:

  • определяющие место действия: школьный класс, дискотека, автобус, берег моря…
  • определяющие исходное событие: день рождения, травма, вызов к директору, наводнение, обман…
  • определяющие предмет борьбы: любовь, деньги, дружба, торт, лидерство, микрофон…

Самостоятельная работа в группах – 10 минут, показ этюдов – 10 минут.

Итог занятия (5 мин.)

1) Обобщение по теме.
2) Оценка работы каждого (активность, фантазия, образное мышление, игра).
3) Домашнее задание (наблюдаем взаимодействие членов своей семьи).

– Спасибо за творческое общение!

Поделиться…

Праздник как форма организации культурно-массовых мероприятий.

Октябрь 30th, 2012 admin

Уличное оформление шарами детских праздников..

Праздник - это выражение мироощущения человека отличное от социально-ролевого восприятия человека. Праздник самый яркий феномен культуры который концентрирует или вбирает в себя высшие человеческие чувства. Утверждает жизненные идеалы, следовательно любому празднику присуща выделенность из будничного потока человека. Праздник всегда состоит оппозиции к будням, реальности, однообразию и обыденности жизненных перспектив человека.

Праздник - день торжества, установленный в честь или память кого-нибудь или чего-нибудь, выходной, не рабочий день, день радости, торжества по какому-нибудь поводу, день игр, развлечений. Праздник можно рассматривать как акт художественной коммуникации, как синтез форм, средств и методов. В празднике сливаются, взаимоусиливая и взаимодополняя друг другахудожественные и нехудожественные элементы, профессиональное и самодеятельное искусство, спортивные игры и хореография, музыка и живопись, искусство мультипликации и воинский ритуал, цирк и народный танец.

Средство – есть орудие воздействия на массу. Режиссер пользуется различными средствами. Силин выделил три группы выразительных средств:

- традиционные (так как используются в режиссуре с давнего времени): слово, музыка, свет, хореография, пластика, изобразительное искусство, киноискусство, цирк, декоративные средства (живопись, скульптура, архитектура, художественное и документальное кино).

- специфические выразительные средства:

- использование воды, огня, пиротехники, лазера, достижений науки и техники, использование животных и птиц, использование элементов спорта.

-иносказательные средства:

Символ – определенный знак, понятный всем, многозначная форма, которая кроме собственного первоначального значения исторически стала означать и иные явления (алтарь – престол, потом символ близости к богу) – Вершковский. Метафора – в основе принцип сравнения на основании общего признака.

Три типа метафор:- метафора сравнения – прямое сопоставление,- метафора загадка – в которых объект замещен другим объектом,- метафоры, в которых объекту приписываются средства других предметов. Бывают метафоры оформления, метафоры пантомимы, метафоры мизансцены, метафоры в актерской игре (заяц-трусость) Аллегория – иносказание, изображение отвлеченной идеи посредством конкретного отчетливо представляемого образа. В режиссуре предполагает двуплановость. Первый план – художественный образ. Второй – иносказательный, определяемый знанием ситуации, исторической обстановкой.

В руках режиссера свои средства: 1) -мизансцена – расположение на сцене действующих лиц, декораций.

Мизансцены основные: симметричные, ассиметричные, фронтальные и диагональные, хаотические и ритмические, круговые, спиральные, полуциркульные, шахматные, оригинальные, переходные. 2) – темпо-ритм (степень скорости исполняемого действия, ритм – интенсивность, размеренность совершаемого действия).

3) – атмосфера (музыка, метроном, чувства, эмоции). 4) – пространственное видение (т.е. композиция, с лат. составление, соединение, связь – построение, расположение на сцене, взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов). 1 и 4 воздействуют на разум зрителя, 2 и 3 – на чувства, образ.

Принцип отбора средств:

  1. Закон соответствия выразительных средств идейно-тематическому содержанию (на Новый год не поют про 7 ноября).
  2. Сочетание информационно-логической линии с эмоционально-образной.
  3. Соответствие выразительных средств замыслу.
  4. Расширение круга использования выразительных средств (нельзя пользоваться одним видом выразительных средств).

Ассоциация – создание в сознании человека смысловой или эмоциональной параллели к происходящему явлению, невольное замещение его уже знакомым синонимом. Ассоциация зависит от интеллекта (голубь – почта, голубь – символ мира и т.п.).

Методика использования (каким путем). 1.Поиск самого факта.2.Поиск художественного материала, органично и эмоционально воплощающий факт (стих, басня).3.Поиск яркой формы образного решения.4Включение в сценическое действие пантомимы, музыки, танца и т.д.

Наиболее типичны:

1.Понимание и учет специфики производства.2.Заключение со зрителем «условий условного» – через песню, стих, игру, трансформацию деталей.

Зрелищный игровой способ общения, где условием общения является разделение на зрителей и участников.

Формы праздника: 1).Театрализованные праздники (на улице) Самая емкая и многообразная форма, включающая в себя все возможные виды искусства. Особенности ее в том, что она менее привязана к конкретной социальной общности, обобщенные образы, преобладание художественных элементов над вне художественными. Минимум импровизации. Наличие игрового элемента.2 ) Фольклорный вид жанра. Ярмарочные гуляния, карнавалы, народные гуляния. Максимум импровизации. Максимальный игровой элемент.3 ) Театрализованные представления и театры малых форм. Проходит в закрытом помещении. ограниченное количество участников и зрителей. Ограничение в пространстве и во времени. Может быть наличие импровизационного момента. (драматург + режиссер + художник)Жанры: театр миниатюр, эстрадный театр, эстрадные шоу и т.д.4.)Сценарии вечеров, повещенных реальным людям, событиям. Более конкретизированы, имеют более развитую документальную основу, преобладание вне художественных элементов. Отсутствие игровых элементов. (журналист + режиссер + художник)Жанры: юбилеи, вечера памяти, презентации5.) Досуговые программы. Проводятся в закрытом помещении. Отсутствие художественных и вне художественных элементов. Жанры: эстетического, развлекательного, клубного характера. Умеренное использование игрового и импровизационного элементов.

Наиболее сложной праздничной формой является массовый праздник.

Массовый праздник – это форма реализации одной из ведущих потребностей личности, потребности в общении.

Процесс реализации потребности в общении требует единства комплексного и программно-целевого подходов. Суть этой работы является целенаправленная комплексная деятельность, предполагающая несколько этапов.

1 – этап – подготовительный, когда осуществляется ряд мер с целью отбора материала и подготовки аудитории праздника.

2- этап – создание сценария массового праздника.

3 – этап- проведение самого праздника.

Хочется отметить, что успешно организованный подготовительный период – залог успешной реализации потребности в общении.

Основная цель при подготовке массового праздника это формирование ситуативного коллектива – праздничной общности. Праздничная общность – это объединение людей, возникающее под воздействием двух основных факторов:

А. Праздничной ситуации, – социально психологической основы праздника,

Б. И потребности в общении.

Праздничная общность характеризуется высокой степенью стойкости и единства целей. Цели участников праздника – это выявить социальную ценность праздничного события, и выразить свое отношение.

Особенностью педагогики массового праздника является ситуативность, которая определяет характерные черты присущие праздничной общности:

  • Широкое социальное общение,
  • Общий эмоциональный подъем,
  • Сюжетная структура,
  • Причастность к событию, выделяемому в празднике,
  • Активность.

Праздничная ситуация – это объективный фактор, определяющий возникновение праздничной общности, являясь социально-психологической основой для деятельности по формированию установок на праздник.

Эта деятельность организуется в нескольких направлениях:

А) изучение материалов о событии, которое стоит в центре праздника

Б) изучение традиций и истории коллектива-ядра праздничной общности;

В) анализ первичной структуры праздничной общности;

Г) организация производственной группы по подготовке праздника;

Д) организация цикла мероприятий, направленных на формирование установок.

Названные этапы деятельности назовем подготовительным периодом. Подготовительный период включает в себя теоретические, организаторские и практические виды работы.

Рассмотрим отдельно каждый из этапов подготовительного периода.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: