Метод «Имена - это важно»




Цель применения: активизация личностной, коммуникативной рефлексии, презентация своего имени, активизация памяти, меж коммуникативных связей.

Оборудование: три предмета для передачи (мягкие игрушки и т. п.)

Технология реализации.

1 этап. Группа встает в круг. Преподаватель начинает игру. Он поднимает над головой выбранный предмет (мягкую игрушку), громко называет свое имя и передает этот предмет своему соседу справа. Каждый участник, получая игрушку, называет свое имя и передает игровой предмет дальше до тех пор, пока он не окажется у преподавателя.

2 этап. Преподаватель передает игровой предмет в противоположном направлении, предлагая выполнить те же движения: поднять игровой предмет вверх и назвать свое имя. Руководителю метода рекомендуется акцентировать внимание группы на форме представления имени (громкость, интонация, форма имени).

3 этап. Преподаватель предлагает передавать игровой предмет по кругу в первоначальном направлении, называя своего соседа по имени. Например, «Маша!». При этом человек, которому передается игровой предмет, благодарит словами «Спасибо, Ира». Игра продолжается в заданном направлении. Если участнику передает предмет человек, чье имя он еще не запомнил, он говорит «Спасибо,...» и ждет, что «неизвестный» ему представится (напомнит имя).

4 этап. Преподаватель предлагает перебрасывать игровой предмет в произвольном направлении, соблюдая заявленные ранее условия: назвать участника, которому бросаешь предмет, по имени. Участник, получивший игровой предмет, должен поблагодарить, используя слова благодарности и называя имя человека, передавшего предмет.

5 этап. Во время перебрасывания игрового предмета преподаватель постепенно вводит второй, а затем и третий игровой предмет, призывая участников быть более внимательными и вежливыми. (Внимание! На этом этапе в помещении станет достаточно шумно).

6 этап. Преподаватель останавливает игру, убедившись, что игровые предметы побывали в руках у каждого участника. На этом этапе рекомендуется провести рефлексивный анализ состоявшегося взаимодействия: предложить нескольким желающим назвать запомнившиеся имена, имена всех членов группы. Преподаватель может предложить участникам поменяться местами и нескольким желающим вновь назвать имена членов группы.

Вопросы, упражнения и задания для самостоятельной работы

1. В чем сущность метода «Имена - это важно»?

2. Реализуйте метод «Имена - это важно» у себя на занятии.

3. Проанализируйте полученные результаты использования метода «Имена - это важно».

4. Предложите свой вариант применения этого метода.

Метод «Измерим друг друга»

Цель применения: активизация личностной, коммуникативной рефлексии, активизация межкоммуникативных связей.

Технология реализации: для реализации метода «Измерим друг друга» преподаватель делит группу на две команды по десять-двенадцать человек. Сделать это можно несколькими способами:

• при помощи цветных карточек двух видов, предложив выбрать каждому участнику одну карточку любого цвета (карточек по видам должно быть равное количество);

• предложить рассчитаться на «первый, второй»;

• раздать всем участникам элементы двух картинок, а затем предложить найти членов своей команды, сложив при этом элементы рисунка.

Преподаватель предлагает задания, выполнением которых является наиболее быстрое и правильное построение команды в необходимой последовательности. Микрогруппы выстраиваются в шеренгу, например, по следующим критериям:

• по росту;

• по длине волос;

• по числу братьев и сестер у каждого;

• по числу пуговиц на одежде;

• на каком этаже проживает;

• по цвету обуви (от самого темного к самому светлому) ит. д. Степень знакомства участников позволяет варьировать задания. Например:

• выстроиться в командах по алфавиту имени;

• выстроиться в командах по алфавиту фамилии;

• по ширине улыбки;

• по громкости голоса и т. д.

Реализация этой технологии позволяет участникам группы хорошо познакомиться, при этом координируя свои действия в команде. Преподавателю рекомендуется по итогам реализации метода организовать блиц-опрос (рефлексию) на основе представленных участниками сведений о себе:

• у кого имя начинается на букву М;

• у кого самый маленький размер ноги;

• кто выше всех ростом;

• у кого фамилия начинается на букву П и т.д.

Метод «Интервью»

Цель применения: активизация личностной и коммуникативной рефлексии, организовать взаимодействие за ограниченное количество времени в паре.

Технология реализации: руководитель разбивает группу на пары таким образом, чтобы в ней оказались участники, ранее не знавшие друг друга. Каждой паре предлагается план интервью. В течение 6-7 минут собеседникам предлагается рассказать друг другу о себе в соответствии с предложенным планом. По истечении отведенного времени руководитель предлагает каждой паре представить друг друга. План интервью может быть таким:

• имя собеседника;

• почему так назвали;

• что обозначает имя;

• любимое имя, с которым к нему обращаются (по желанию);

• где родился;

• место жительства;

• увлечения.

При реализации метода преподаватель может варьировать количество и тематику вопросов в зависимости от возраста участников, подготовленности группы, цели проведения «Интервью». По итогам реализации метода преподавателю рекомендуется организовать обсуждение по таким вопросам, например:

• Кто из собеседников хорошо запомнил то, что вы ему рассказали?

• Понравилось ли вам, как рассказывали о вас?

• Кто из «журналистов» вам понравился больше всех? Почему?

• Чья история вам понравилась?

• Кто из участников увлекается спортом?

• Кто из участников живет за городом? И т. д.

Вопросы, упражнения и задания для самостоятельной работы

1. В чем сущность метода «Интервью»?

2. Реализуйте метод «Интервью» у себя на занятии.

3. Проанализируйте полученные результаты использования метода «Интервью».

4. Разработайте 4-5 вариантов «Интервью» для реализации на занятиях по различным темам.

5. В каких ситуациях можно использовать метод «Интервью»?

Литература

1. Белановская О. В. Развитие рефлексивной деятельности учащихся // Пачатковае навучанне. 1999. № 3.

2. Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса. Мн, 2001.

3. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения / Е. К. Григаль-чик, Д. И. Губаревич, И. И. Губаревич, С. В. Петрусев. Мн., 2003.

4. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения: практ. пособие / пер. с нем. М., 2002.

5. Фопель К. Технология ведения тренинга. Психологические игры и упражнения: практ. пособие / пер. с нем. М, 2002.

6. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: практ. пособие / пер. с нем, М., 2002.

7. LiecTHTKO И. В. Готовность учителя к формированию рефлексивных умений младших школьников // Адукацыя i выхаван-не. 2002. №11.

8. Шеститко И. В. Использование методов рефлексии в процессе обучения младших школьников // Проблемы развития педагогического образования: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Мн., 2005.

9. Шеститко И. В. О понятии рефлексии и условиях ее формирования в младшем школьном возрасте // Адукацыя i выхаванне. 2003. № 5.

10. Шеститко И. В. О развитии рефлексивных способностей у младших учащихся в современной школе // Тенденции и проблемы социокультурного развития Республики Беларусь: Сб. материалов науч.-практ. конф. молодых ученых и асп. Мн., 2002.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: