Мифология и современный человек.




 

С детства в нашей жизни присутствуют сказки, мифы, легенды, былины, притчи. Из них мы узнаем о героях, злодеях; начинаем понимать о добре и зле, подвигах и подлости, щедрости, жадности, а также о других понятиях, которые присутствуют не только в нашем детстве, но и тогда, когда становимся старше и уже сами рассказываем сказки, мифы и т.д. младшим братьям и сестрам, своим детям или внукам. Как это не удивительно, но все эти понятия, персонажи, а точнее образы этого с нами на протяжении всей жизни.

И они, эти образы, находятся не столько в нашей памяти, сознании, подсознании, а на более глубоком, глубинном уровне.

Наиболее значимый вклад, в плане исследования взаимосвязи мифологии (куда можно и следует отнести не только непосредственно мифы, но и сказки, былины, предания, легенды и другие народные сказания) и психики человека, внес К. Г. Юнг, который практически всю свою психологическую деятельность посвятил изучению коллективного бессознательного. По Юнгу именно в этой области психики человека и отражены образы, которые появляются и проявляются в сновидениях, фантазиях, видениях, галлюцинациях – что не редко трансформируется в произведениях искусства, религиозных текстах, мифологических сказаниях и даже научные открытия (таблица Менделеева). Коллективное бессознательное это область коллективной психики, в которой отражен, собран весь опыт человечества. а отражен этот опыт в виде образов, которые Юнг обозначил как архетипы - «врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. В действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие. Врожденной здесь является именно тенденция реагировать эмоционально, когнитивно (мысленно) и поведенчески на конкретные ситуации — например, при неожиданном столкновении с родителями, любимым человеком, незнакомцем, со змеей или смертью»[i].

Кому то может показаться, что мифология это не совсем опыт, а возможно и вообще не опыт, но на самом деле, сохранение информации происходит не в точности, до мелочей – одна и та же история зачастую рассказывается, записывается разными людьми по разному, в силу прохождения, переработки ее через сознание, бессознательное каждого человека, воспринявшего и воспроизводящего эту историю. К примеру: персонажи в мифологических сказаниях это, в основном, собирательные образы или прообразы реальных людей:

- Прообразом известного былинного героя, богатыря, Добрыни Никитича, – Добрыня, брат матери князя Владимира Святославовича (крестившего Русь), который был воеводой его дружины;

- «Знаменитый Дракула. Брэм Стокер описал действительные исторические события, а прототипом для Дракулы стал граф Влад Цепиньш, который правил в Унгровлахии в середине XV века. Кровь подданных он, конечно, не пил, но, говорят, был очень жестоким»[ii];

- «Дуремар из сказки про Буратино. В 1895 году в Москве был очень популярен французский доктор Жак Булемард. Эта экзотическая личность была в свое время любимым поводом для шуток и анекдотов. Доктор был страстным поклонником метода лечения пиявками и показывал опыты на себе. Пиявок он ловил сам, и поэтому одевался в длинный балахон (от комаров). Дуремаром его дразнили русские дети, коверкая французскую фамилию»[iii];

- «Тугарин Змей Прототип "змея" филологи нашли ещё в XIX веке, в начале XX версию озвучил Всеволод Федорович Миллер. "Тугарин змей" - это половецкий хан Тугоркан из династии Шураканидов. Шарукан у половцев означало как раз "змея"[iv].

Но мифологические сказания это не просто набор персонажей, а полноценная история со своим сюжетом, смыслом, структурой: в них рассматриваются различные понятия, даются наставления; они поучают и т.п. в них так же существуют общие принципы, которые несмотря на видоизменения, трансформацию текста, возможно структуры, имен героев остаются неизменны на протяжении веков и даже тысячелетий, и актуальны и по сей день: это – «добро» и «зло», «борьба добра со злом», «добро всегда побеждает зло», «любовь-ненависть», «щедрость-жадность», «благородство-подлость», «почитание старших» и т. д. «…Сказки - хранилище позабытой народом информации о событиях, происходивших так давно, что помнится с трудом. Любая сказка несет в себе как минимум два уровня информации: общий и скрытый. Общий уровень говорит о том, что такое хорошо и что такое плохо в данном обществе. А вот скрытый рассказывает о жизни в далёкие времена, затеняет истинных героев для получения сказочных персонажей[v], хорошо узнаваемых читателями и рассказчиками любого поколения»[vi].

Примеры:

- «Колобок». Колобок – уменьшительное от слова колоб, которое вероятнее всего произошло от древнерусского коло (колесо). Колоб – круглый хлеб, хлебный ком, шар. Рассказывает о том, как раньше на Руси жили обычные люди: просто, бедно, питались в основном хлебом. – скрытый уровень. На общем же уровне мы можем увидеть повествование о таких понятиях как самоуверенность: колобок был уверен, что ему ничего не грозит, не смотря на то, что защитить он себя физически не мог и в итоге был съеден. Что нужно ценить, то, что тебе дано: старик и бабка дали ему, по-сути, жизнь, а он от них ушёл. Знать свое предназначение: колобок был слеплен для еды и, несмотря на все попытки избежать этого, был съеден.

- Ярким проявлением сказания, где основополагающим выступает скрытый уровень, является «Слово о полку Игореве» (полное название «Сло́во о похо́де И́гореве, И́горя, сы́на Святосла́вова, вну́ка Оле́гова », Сло́во о плъкѹ́ И́горєвѣ · И́горѧ сꙑ́на Свѧ́тъславлѧ · внѹ́ка О́льгова). Произведение написано на основе реального похода русских князей на половцев под предводительством Игоря, князя Новгород-Северского. При этом в «Слове» упоминаются и другие битвы, походы, междоусобицы между русскими княжествами с древнейших времен до похода Игоря. В этом плане это сказание выступает как своеобразная история Руси того времени. Так же в произведении автор обращается и к языческим, религиозным верованиям древних славян: «Боян называется внуком Велеса, князья — Даждьбога, а ветры — Стрибога. Упомянут Див, который кличет вверху дерева. Великим величается Хорс. Также есть упоминание о Карне и Желе, которые иногда считаются поэтическими олицетворениями тоски и печали»[vii]. Так же упоминаются различные географические места (Киев, Курск, Тмутаракань, Волга, Днепр, Дон и др.).

На общем уровне «Слово» дает нам информацию о таких понятиях как патриотизм, героизм, подвиг, «борьба добра со злом», любовь, верность и т.д.

Исходя из приведенных примеров и других сказаний можно подвести небольшой итог: произведения мифологии несут в себе несколько уровней информации. Общий: понятия о том, что хорошо и что плохо. Скрытый: на этом уровне хранится информация о том, какие события происходили, что было актуально для людей, во что они верили, где и как они жили тогда, когда формировалось то или иное сказание.

Выше я говорил о том, что понятия, герои, персонажи отображены, отражены, заложены в нашей душе (психике), в виде образов (архетипов). И здесь к двум уровням информации, которые несут в себе мифологические произведения прибавляется еще один – психологический, внутренний; если общий уровень говорит нам о том, что плохо, а что хорошо, то психологический это причина, источник этого «плохого» и/или «хорошего». А для того, чтобы разобраться в этом уровне, нам необходимо вернутся к началу формирования сказания и понять, что для людей значило событие, которое явилось для него (сказания) основой.

Недавно я посмотрел документальный фильм, в котором выдвигалась гипотеза о том, что языческие божества изначально были реальными людьми, которые своими делами, поведением, деятельностью и/или жизнью в целом заслужили уважение, а в дальнейшем и возвеличивание статуса, подобным образом в православии происходит причисление к лику святых. Но по мере забывания реальных лиц этих личностей, героев, вытеснения их в сферу бессознательного (сначала личного, а затем и коллективного) остаются абстрактные образы, которые также переходят в сферу бессознательного, при чем этот процесс происходит не только с лицами, но и с поступками, мыслями, событиями, образцами поведения, действенным, эмоциональным и чувственным реагированием на ситуации, события, обстоятельства и жизнью в целом.[viii] Но коллективное бессознательное сохраняет не только положительное, но и отрицательное, оно сохраняет всё. Так же как и наша память: мы помним не только хорошее и плохое, но и другие моменты; но вспоминаем чаще именно то, что произвело на нас наиболее яркое впечатление, а это, как правило, те события, которые подкреплены такими эмоциями и чувствами как радость – горе, счастье – боль, любовь – ненависть. Отсюда и разделение в мифологических сказаниях на «плохое и хорошее» – что причиняет боль, страдание; несет в себе негатив отходит в плоскость «плохого», а что доставляет радость, позитивные эмоции и т.п. переходит на сторону «хорошего»; и как наиболее значимые и актуальные моменты «плохое и хорошее» играют немаловажную роль в формировании и существовании сказок, мифов, преданий, былин и т.д.

По сути, наша память это личное бессознательное, а память народа, нации, человечества это коллективное бессознательное и при этом они постоянно взаимодействуют между собой и играют важную роль в нашей жизни, хотя по большей части мы этого не замечаем и не осознаем.

 

Источники и комментарии:


[i] https://www.grandars.ru/college/psihologiya/tipy-lichnosti-po-yungu.html

[ii] https://mywebs.su/blog/riddles/632/

[iii] https://newsland.com/community/1141/content/realnye-prototipy-skazochnykh-geroev/647400

[iv] https://nlo-mir.ru/bezrubriki/34776-realnye-prototipy-skazochnyh-i-literaturnyh-personazhej-15-foto.html

[v] Прим. автора: иногда имена героев остаются реальными, а могут добавляться вымышленные герои.

[vi] https://www.hintfox.com/article/proobrazi-geroev-rysskih-narodnih-skazok.html

[vii]https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE_%D0%BE_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D1%83_%D0%98%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B5#%D0%A1%D1%8E%D0%B6%D0%B5%D1%82

[viii] Аналогичным образом происходит переход, преобразование имени собственного в имя нарицательное. «Русский термин "нарицательный" образовался от старославянского слова нарицати - "называть". Им в первой грамматике XVII века Мелетия Смотрицкого обозначались "назывные, обыкновенные, обычные" существительные. Слово "нарицати" в свою очередь произошло от "рицати" - говорить, а это слово образовалось от древнеславянского слова "речи". Очень часто в старых свитках встречается фраза "я реку", т.е. "я говорю". Нарицательные имена существительные - это обобщенные названия однородных предметов. Например: ученик, учитель, привидение, сущность, цветок, дерево и т.п. Слово "собственный" происходит от старославянского собьство, что означает "своё", "личное", "себе принадлежащее", а также "особенность, лицо". Собственное имя - это второе имя, которым называют предмет, чтобы отличить его от другого однородного предмета» (https://studopedia.ru/10_165767_imena-sobstvennie-stavshie-naritsatelnimi.html). «Шумахер» – любитель быстрой езды, «Ксерокс» – бумажная копия, « Наган » - револьвер системы бельгийского оружейника Нагана (Nagant), « Меценат» - Меценат Гай Цильний (ок. 70–8 до н.э.), покровитель искусств, римский государственный деятель, приближённый императора Августа, убеждённый сторонник монархии и др.

Еще одним примером деятельности коллективной психики в этом направление образование фразеологизмов – «…устойчивые сочетания слов, обороты речи типа: «бить баклуши», «повесить нос», «задать головомойку»... Оборот речи, который называют фразеологизмом, неделим по смыслу, то есть его значение не складывается из значений составляющих его слов. Он работает только как единое целое, лексическая единица. …Это крылатые выражения, не имеющие автора. Значение фразеологизмов состоит в том, чтобы придать эмоциональную окраску выражению, усилить его смысл» (https://razumniki.ru/frazeologizmy.html): «нить Ариадны» - метод выхода из сложной ситуации (Миф о Минотавре), помощь, «ахиллесова пята» – уязвимое место (древнегреческая мифология), «показать, где раки зимуют» - выражение угрозы (многие помещики любили полакомиться свежими раками, а зимой их ловить очень трудно: раки прячутся под коряги, выкапывают норы в берегах озерка или реки и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков из ледяной воды), «филькина грамота» - документ, не представляющий никакой силы, или же вызывающий сомнения/недоверие/игнорирование второй стороной (происходит от имени московского митрополита Филиппа. В свое время он писал Ивану Грозному письма с просьбами успокоиться, покаяться и смягчать законы. Царь же не придавал им никакого значения и выбрасывал, не читая) и т. д.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: