Письма из сборника «Основы йоги» (раздел IV),
пер. Сергея Данченко
* * *
Если вы хотите осуществлять Йогу, то должны постепенно встать на йогическую позицию во всех делах, малых и великих. На нашем пути эта позиция состоит не в силовом подавлении, а в отсоединении от желания и беспристрастии, равном отношении к его объектам. Силовое подавление (сюда входит и ограничение себя в пище) представляет собой явление того же порядка, что свободное попустительство; в обоих случаях желание остается: в одном случае оно подпитывается попустительством, в другом – остается скрытым и распаляется подавлением. И лишь когда отступаешь от него, отделяешь себя от низшего витала, отказываясь считать его желания и требования своими, а также культивируешь по отношению к ним полную беспристрастность и невозмутимость сознания, низший витал как таковой сам начинает постепенно очищаться и становиться спокойным и беспристрастным. Каждую приходящую волну желания надо наблюдать так же тихо и с той же нерушимой отрешенностью, как если бы наблюдалось нечто, происходящее вне вас, – ей надо позволить пройти, отторгнуть ее от сознания и спокойно поставить на ее место истинное движение, истинное сознание.
* * *
Привязанность к пище, жадность до пищи и страстная тяга к ней, придание ей чрезмерной важности, – вот что противоречит духу Йоги. В осознании того, что нечто имеет приятный вкус, нет ничего плохого; не должно быть лишь желания или тоски по этому, ликования по поводу его получения, равно как и неудовольствия или сожаления по поводу его отсутствия. Человек должен быть спокоен и беспристрастен, не расстраиваться и не досадовать, когда пища невкусная или не изобильная, – съедая ровно столько, сколько нужно, не больше и не меньше. Не должно быть ни тяги, ни отвращения.
|
Постоянно думать о еде и занимать этим ум – совершенно неверный путь избавления от желания поесть. Отведите элементу питания верное место в жизни, маленький уголок, и не сосредотачивайтесь на нем, думайте о других вещах.
* * *
Не занимайте свой ум мыслями о еде. Принимайте ее в нужном количестве (не слишком много, не слишком мало), без жадности или отвращения, как средство, данное вам Матерью для поддержания тела, а также с верным настроем, преподнося ее Божественному в вас; тогда ей не придется порождать тамас.
* * *
Подавление вкуса, расы отнюдь не является частью этой Йоги. От чего надлежит избавиться, так это от витального желания и привязанности, жадности до еды, излишней радости по поводу получения пищи, которая вам нравится, сожаления и недовольства по поводу ее отсутствия, придания пище чрезмерного значения. Как и во многих других случаях, критерием здесь служит беспристрастность.
* * *
Посетившая вас идея отказа от пищи – это ложное вдохновение. Вы можете и далее обходиться небольшим количеством пищи, но не можете обходиться без нее вообще, за исключением относительно коротких периодов времени. Помните, что говорит Гита: "Йога не для того, кто ест слишком много, и не для того, кто отказывается есть вообще". Витальная энергия – это одно, ее можно черпать в больших количествах без пищи, а в результате голодания она нередко увеличивается; но физическая субстанция, без которой жизнь теряет свою опору – это нечто иное.
|
* * *
Не оставляйте без внимания эту сторону натуры (желание поесть) и не превращайте ее в нечто особенное; следует заниматься ею, очищать ее и ставить под контроль, но не придавать ей при этом чрезмерного значения. Существует два способа овладения ею: первый состоит в том, чтобы практиковать отсоединение от желания, учиться рассматривать пищу как чисто физическую необходимость, а витальное удовлетворение желудка и вкус еды – как нечто несущественное; второй заключается в способности принимать любую пищу, не делая предпочтений, и находить в ней (как бы ни отзывались о ней другие, хорошо или плохо) одну и ту же расу, – не данной пищи как таковой, а всеобщей Ананды.
* * *
Пренебрегать телом, предоставляя ему постепенно разрушаться, – это ошибка; тело представляет собой инструмент садханы, и его следует поддерживать в хорошей форме. Не следует привязываться к материальной части нашей натуры, но не следует также и презирать ее или относиться к ней пренебрежительно.
Цель этой Йоги – не только единение с высшим сознанием, но и преображение (посредством его силы) низшего, включая физическую природу человека.
Чтобы есть, не обязательно иметь желание или сильную тягу к пище. Йогин ест не под воздействием желания, а для того, чтобы поддерживать тело.
* * *
В самом деле, при наличии крепкого ума и нервов или динамичной силы воли с помощью голодания можно на время войти в заманчивое для ума состояние внутренней энергии и восприимчивости, а обычных реакций голода, слабости, кишечных расстройств и т.д. можно полностью избежать. Но тело при этом страдает от истощения, а в витале легко может развиться нездоровое состояние перенапряжения, обусловленное избыточным притоком витальной энергии, которую нервная система не в состоянии усвоить или распределить. Нервным людям следует избегать искуса голодания, так как у них оно часто сопровождается галлюцинациями или утратой внутреннего равновесия, либо ведет к ним. Голодание особо опасно, если побуждается чувством протеста или обретает черты голодовки, ибо в этом случае оно потворствует витальному движению, которое легко может стать вредной привычкой, пагубной для садханы. Даже если упомянутых реакций удалось избежать, в голодании все равно не много пользы, так как восприимчивость и энергия свыше должны приходить благодаря напряженности сознания и сильной воле к садхане, а не под воздействием искусственных или физических средств.
|
* * *
Преображение, к которому мы стремимся, – нечто слишком обширное и сложное, чтобы придти сразу; ему нужно дать возможность придти поэтапно. Физическое изменение представляет собой последний из этих этапов и, в свою очередь, является постепенным процессом.
Внутреннее преображение не может быть вызвано физическими средствами, как позитивными, так и негативными. Наоборот, само физическое изменение может быть вызвано лишь нисхождением супраментального сознания в клетки тела. Пока это не произошло, по крайней мере тело и обслуживающие его энергии следует частично поддерживать обычными средствами – едой, сном и т.п. Пищу следует принимать в верном настрое, с верным сознанием; сон следует постепенно преобразовывать в йогический отдых. Преждевременный и неумеренный физический аскетизм, Тапасья, может поставить под угрозу ход садханы, нарушая нормальное соотношение сил в различных частях системы и тем самым привнося в нее разлад. В ментальную и витальные части может влиться большая энергия, но нервы и тело могут в результате перенапрячься и утратить прочность необходимую для того, чтобы поддерживать игру этих более высоких энергий. Вот почему крайний физический аскетизм в данном случае не относится к числу существенных составляющих садханы.
Нет никакого вреда в том, чтобы поголодать время от времени день или два или уменьшить количество потребляемой пищи до необходимого минимума; но полный отказ от еды на длительный период не рекомендуется.
***
Мать О МЯСНОЙ ПИЩЕ, КУРЕНИИ И АЛКОГОПОТРЕБЛЕНИИ из сборника "На пути к бессмертию" (стр. 75-79).
Из беседы с Сатпремом о правилах, которые она вынуждена установить для новобранцев-ашрамитов):
"... я ввожу разграничение: есть люди, которые приходят сюда [в Ашрам], чтобы посвятить себя божественной жизни, но они же приходят, чтобы работать, и они будут работать (они не будут заниматься интенсивной йогой, потому что вряд ли найдется один из пятидесяти, способный на это, но они способны на то, чтобы превратить свою жизнь и работу в служение Божественному — и это уже очень хорошо), но все–таки, ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ ЗАНИМАТЬСЯ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ЙОГОЙ, НАСТОЯТЕЛЬНО РЕКОМЕНДУЕТСЯ ВОЗДЕРЖИВАТЬСЯ ОТ ТРЕХ ВЕЩЕЙ... Итак, эти ТРИ ВЕЩИ (смеясь), заткните свои уши: СЕКС (это третье по счету условие), УПОТРЕБЛЕНИЕ СПИРТНЫХ НАПИТКОВ и... (шепотом) КУРЕНИЕ.
Я должна сказать, что родилась в семье, где никто не курил: мой отец никогда не курил, и его братья тоже. Поэтому с ранних лет я не привыкла, чтобы окружающие меня люди курили. Поз же, когда я жила с художниками... Художники, конечно, курили (кажется, это приносит им «вдохновение»!), но я ненавидела за пах табачного дыма. Я ничего не говорила, потому что не хотела навязывать свои вкусы, но я ненавидела курение. Потом я приехала сюда. Шри Ауробиндо курил. Он курил демонстративно, чтобы показать, что можно заниматься йогой и курить одновременно. Как будто он хотел сказать: «Я заявляю, что курение не мешает йоге, и я курю». И он курил. И естественно, что все его ученики тоже курили, потому что курил Шри Ауробиндо. Некоторое время я даже давала им карманные деньги на сигары (они курили сигары — это было ужасно!). Потом я пере ехала жить в дом Шри Ауробиндо, мы свободно обсуждали разные вещи, и однажды я сказала ему: «Как ужасен запах табачного дыма! (Смеясь) Он отвратителен!» И он сказал мне: «Тебе не нравится запах табачного дыма?» — «Не только не нравится, — сказала я, — но мне приходится прилагать особые йогические усилия, чтобы меня не стошнило!» На следующий день он бро сил курить. На этом все было кончено. Больше он не курил ни когда... Это было очень любезно с его стороны. Он это сделал не из принципа, но потому что не хотел навязывать мне запах табачного дыма. Я никогда ничего не говорила против его куре ния; просто он спросил меня однажды во время разговора и я ответила. А когда он бросил курить, то и всем пришлось тоже бросить. И курить с тех пор больше не разрешалось, так как Шри Ауробиндо больше не курил.
Нет, для тех, кто не курит (смеясь), запах табачного дыма очень...
Та же самая история была и с питанием, мясом и т.д. Долгое время мы ели мясо; это было даже очень забавно. Павитра, когда он сюда приехал, был строгим вегетарианцем. А в то время мы не только не были вегетарианцами, но держали цыплят и резали их прямо во дворе(!), и... (смеясь) комната Павитры находилась прямо рядом с кухней, так что цыплят резали прямо у него под носом! Бедный Павитра! Потом все это прекратилось по очень простой причине (вовсе не из принципа): кормить людей мясом гораздо дороже, чем вегетарианской пищей! Здесь тоже были свои сложности. Я лично была вегетарианкой по своим вкусовым склонностям — исключительно потому, что мне больше нравится вегетарианская пища, и никаких принципов. Я стала вегетарианкой в начале века, уже очень давно... (да, уже больше шестидесяти лет назад), так как в детстве меня заставляли есть мясо, а его вкус был мне неприятен (мясо вызывало у меня отвращение!), и доктор предписывал давать мне мясо с различными острыми приправами, чтобы скрыть его вкус. Поэтому, как только я стала взрослой и независимой, я сказала: «Все, хватит (смеясь), больше я не буду есть мяса», — но, конечно, я не возвожу это в правило, так как время от времени я все еще ем паштет из гусиной печенки (а это не вегетарианская пища!), и в течение долгого времени я ела омаров и тому подобные продукты — никаких правил и принципов, ради бога, никаких правил, только то, что нравится.