Политика в области самоуправления




Печать и образование

Цензура – система государственного надзора за печатью, проверка материалов, готовящихся к публикации.  

 

 


Первоначально реакционные меры затронули сферу печати и просвещения. В 1882 г. был введен новый цензурный закон («Временные правила о печати»)., по которому высшей инстанцией в делах печати становился комитет четырех министров (внутренних дел, юстиции, просвещения и обер-прокурор Святейшего Синода). Устанавливался строгий административный надзор за газетами и журналами. В библиотеках страны прошла чистка - «вредные» книги были изъяты. Редакторам вменили в обязанность по требованию министра внутренних дел сообщать имена авторов статей, публиковавшихся под псевдонимами. Усилилась также "карательная цензура" – репрессивные меры против прогрессивной печати, в результате чего был закрыт ряд радикальных и либеральных периодических изданий («Отечественные записки», «Дело», «Голос», «Московский телеграф»).

Главной целью правительственного курса в области просвещения было вернуть образование на всех его ступенях от начального до высшего к сословным началам.

1884 г. Реакционный университетскийустав:

  • Ликвидация автономии университетов. Отменялась выборность ректора и деканов. Теперь они назначаются министром народного просвещения
  • Увольнение либеральных профессоров, пересмотр программ
  • Контроль администрации за студентами, преподавателями, учебным процессом
  • Закрытие большинства высших курсов, где могли получать высшее образование женщины
  • Студентам предписывалось ношение формы
  • Сокращение финансирования университетов, повышение платы за обучение в университетах от 10 до 50 рублей
  • Вводилась инспекция с полицейскими функциями, поступающие в университет должны были предъявлять свидетельство о политической благонадежности. Запрет студенческих организаций, недовольных – отдавать в солдаты.

Реакционные меры в сфере высшего образования вызвали серию студенческих волнений в 1887–1893 гг.

1887 г. Циркуляр МНП «о кухаркиных детях»:

  • Запрет обучения в гимназиях детям крестьян и рабочих ("детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей").
  • Принимать «только таких детей, которые находятся на попечении лиц, представляющих ручательство в правильном над нами домашнем надзоре и в предоставлении необходимых удобств».
  • Реальные училища были преобразованы в технические школы, окончание которых не давало права на поступление в вузы.

 

Из циркуляра о переменах в составе учеников гимназий и прогимназий 18.06.1887 Озабочиваясь улучшением состава учеников гимназий и прогимназий, я нахожу необходимым допускать в эти заведения только таких детей, которые находятся на попечении лиц, представляющих достаточное ручательство в правильном над ними домашнем надзоре и в предоставлении им необходимого для учебных занятий удобства. Таким образом, при неуклонном соблюдении этого правила гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одаренных необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат, и через то, как показывает многолетний опыт, приводить их к пренебрежению своих родителей, к недовольству своим бытом, к озлоблению против существующего и неизбежного, по самой природе вещей, неравенства имущественных положений.

Сверх того, если бы между принятыми уже учениками впоследствии оказались такие, которые вследствие домашней обстановки своих родителей или родственников оказывают вредное влияние на своих товарищей, то таких следует увольнять из гимназии или прогимназии.

Как правило, понятие "контрреформы" связывают с тремя законодательными актами: "Положением о земских участковых начальниках" (1889), "Положением о губернских и уездных земских учреждениях" (1890) и "Городовым положением" (1892). Однако всю намеченную программу контрреформ правительству провести не удалось, было лишь несколько ограничено действие земской, судебной, городской и других реформ.

КОНТРРЕФОРМЫ

           
   
 
1889 г. Положение о земских участковых начальниках
   
1892 г. Городовое положение

 


Судебная система

1885 год - ликвидирован принцип несменяемости судей

1887 год – отменен принцип открытости судебных заседаний

1887 год – уничтожен мировой суд (заменен земскими начальниками), урезалась юрисдикция суда присяжных

Социальная политика

1. В отношении дворянства:

§ 1881 г. – первенство в жизни страны

§ 1884 г. – запрет совмещать службу с предпринимательской деятельностью чиновникам пяти высших рангов

 
 


Ограничена возможность для представителей крупной буржуазии получать высшие чины

§ 1885 г. – заявлено о необходимости сохранения первенства в военном деле, государственной службе, в делах местного управления, суда.

§ 1885 г. – Дворянский банк – давал ссуды под залог имений (убыточен!)

  1. В отношении крестьянства:

Правительство не могло не считаться с реальным положением дел в деревне и с развитием новых капиталистических отношений в экономике. Поэтому были проведены в жизнь некоторые из реформ, намеченных М.Т.Лорис-Меликовым: был утвержден закон об обязательном выкупе временнообязанных крестьян, значительно понижены выкупные платежи, отменена подушная подать и введен ориентированный на реальные доходы населения поземельный налог, издан закон о неотчуждаемости крестьянских наделов. Кроме того, правительство содействовало переселению крестьян в Сибирь (до 80 тыс. семейств в 1892 г.) и Среднюю Азию (до 60 тыс. чел.).

 

§ 1882 г. – Крестьянский банк – кредиты на покупку земли

§ 80-нач. 90-х гг. – указы, консервирующие общинные порядки – затруднен выход крестьян из общины, запрещено продавать (закладывать) надельную землю

§ 1881 г. – указ об обязательном выкупе временнообязанных (с помощью государства), снижение выкупных платежей

 

Из указа о выкупе наделов 28 декабря 1881 г.

1. Остающихся еще в обязательных отношениях к помещикам бывших помещичьих крестьян в губерниях, состоящих на Великороссийском и Малороссийском местных положениях, перевести на выкуп и причислить к разряду крестьян-собственников с 1 января 1883 г. <...>

3. До перевода временно-обязанных крестьян на выкуп... крестьяне сии должны состоять к помещикам в тех же отношениях, в коих находятся к ним ныне; выкуп же крестьянами наделов в собственность может до того времени производиться на существовавших доселе основаниях. <...>

 

3. В отношении рабочих: В какой-то мере царизму пришлось пойти дальше по пути капиталистического реформирования и в 1866 г. издать Фабричный закон. Причиной подобного шага стали стачки и забастовки рабочих. По этому документу запрещалась стачечная борьба рабочих, учреждалась фабричная инспекция для наблюдения за порядком (оплатой труда, санитарным состоянием помещений, соблюдением заводских правил рабочими, их поведением на рабочем месте), устанавливалась общая процедура найма рабочих – заключение трудового договора с выдачей расчетных книжек.

 

o 1882 г. – ограничение применения женского и детского труда; запрет принимать на работу детей до 12 лет

o Рабочий день для детей от 12 до 15 лет – 8 часов

o Определение условий найма

o 1885 г. – запрет ночного труда женщин и детей

o 1886 г. – снижение штрафов для рабочих, запрет на расплату с рабочими через фабричные лавки. Запрет участия в стачках (арест до 6 месяцев).

o Создание фабричной инспекции (контроль соблюдения рабочего законодательства)

 

Национальная политика.

§ Политика русификации национальных окраин.

§ Преследование иноверческих религий (буддистов – калмыков и бурят) – запрет строить храмы, отправлять богослужения.

§ В 1882 г. у евреев отняли право селиться вблизи городов, им запретили приобретать недвижимое имущество в сельской местности.

§ В 1887 г. из черты оседлости исключили Ростов-на -Дону и Таганрог.

§ В 1891 г. из Москвы выселили всех евреев. С 1887г. Для еврейских детей ввели процентную норму приема в ВУЗы.

Политика в области самоуправления

 

1. 1889 г. – введение должности земских начальников, назначаемых МВД

Цель: восстановить административную и судебную власть помещиков над крестьянами;

сократить компетенции земств и усиление надзора за их решениями

 

Земские начальники (заменили мировых посредников, назначались администрацией и зависели от нее из числа только дворян) получали право:

§ Контролировать и надзирать за органами крестьянского самоуправления

§ отменять решения сельских сходов и отстранять от должности выборных должностных лиц

§ вести судопроизводство дел, изъятых из мирового суда

§ производить аресты, подвергать штрафам

§ применять телесные наказания

 

Земское самоуправление

Цель: усилить позиции дворянства в выборных органах – изменение системы выборов:

§ Первая курия – только дворяне, число гласных увеличено, ценз понижен

§ Вторая курия– повышение имущественного ценза

§ Третья курия– выбор не гласных, а кандидатов; список утверждался съездом земских начальников, затем – губернатором

§ Итог: в земствах увеличено число дворян

 

Городовое положение

 

§ Изменена система выборов.

§ Повышение имущественного ценза для избирателей на выборах в органы городского самоуправления - сокращение числа избирателей за счет мелких собственников (в 3-4 раза). Мелкие собственники – плательщики городских налогов – отстранялись от выборов, число избирателей уменьшалось, в состав городских дум входили только средние и крупные собственники

§ Городские головы и члены городской управы переводились в разряд государственных служащих (попадали под контроль администрации)

§ Была узаконена практика вмешательства администрации в дела городских судов

§ За городскими думами усилился контроль со стороны губернатора и губернского

присутствия

 

Причины контрреформ Александра III:

Ø Рост либеральных и революционных настроений в обществе

Ø Терроризм революционеров по отношению к представителям власти

Ø Сильное влияние на Александра III идеологов консерватизма

 

Что такое контрреформы (точки зрения):

  1. меры, проведенные в правление А III, которые ликвидировали или ограничили реформы 60-70-х гг. XIX в.
  2. это в целом весь реакционный курс политики Александра III.
  3. Политика Александра III – естественная реакция на народнический террор.
  4. Реформы Александра II – «забегание» вперед, общество к ним не было готово, поэтому политика Александра III была направлена на приведение в соответствие политической надстройки и общественного развития.
  5.  
     

    Действия АIII отвечали нуждам государственного управления.

 
 

 

 

 

 

ЭКОНОМИКА РОССИИ В КОНЦЕ XIX В.

 

К началу 80-х гг. в России завершился промышленный переворот. На очередь встала следующая задача – усиленное развитие тяжелой индустрии, превращение промышленности в основную отрасль народного хозяйства. Важнейшие шаги на этом пути, связанные с именем министра финансов С.Ю. Витте, были сделаны с середины 90-х гг.

 

Огромные трудовые и природные ресурсы, поощрение государства и приток иностранных капиталов породили к 90-м гг. промышленный подъем и обусловили самые высокие в мире темпы прироста объемов производства в промышленности. Например, за 1886–1896 гг. выплавка чугуна в России утроилась (Франция подобное сделала за 28 лет, США – за 23 года, Германия – за 12 лет). Однако главенствовать продолжала легкая промышленность: к концу XIX в. она давала две трети всей промышленной продукции.

 

Значительную роль в развитии индустрии сыграло массовое железнодорожное строительство, вызванное стратегическими и торговыми потребностями страны. В 80-е гг. было проложено 22 000 верст железных дорог. В итоге за 1865–1890 гг. железнодорожная сеть России выросла в 7 раз. Она соединила хлебные районы с промышленными городами и портами, центр с окраинами. Успешно развивался и паровой водный транспорт.

 

Важным показателем капиталистического развития был рост торговли. С 70-х по 90-е гг. внутренний товарооборот вырос в 3 с лишним раза, внешнеторговый – в 4 раза. Главным торговым партнером России была Германия, на втором месте шла Англия. Первое место в экспорте прочно занимал хлеб, на второе место вышел лес. Вывоз промышленных товаров достиг 25% экспорта. Импорт составляли машины, хлопок, металл, уголь, чай, нефть.

 

В 1890-е гг. появляются первые монополистические объединения в угле- и нефтедобыче. Так как внутренний рынок России был не очень велик и на нем было много иностранных производителей, объединения выполняли роль регуляторов сбыта.

 

Не только промышленности и торговле уделялось внимание в этот период. Александром III было учреждено Министерство земледелия, которому вменялось "споспешествовать нуждам сельского хозяйства". Им же был основан Крестьянский банк, выдававший ссуды на "необременительных для крестьян условиях". В 1891–1892 гг., когда Россию постиг сильнейший неурожай, по инициативе императора было ассигновано правительством 150 млн. рублей (весьма значительная сумма по тем временам) на борьбу с голодом.

 

 

Марксизм.

В середине XIX в.в Европе появилось новое учение – марксизм.

Теоретики – К.Маркс и Ф. Энгельс.

 

 

Доказывали:

§ неизбежность гибели капитализма,

§ роль пролетариата как «могильщика буржуазии»,

§ установление диктатуры пролетариата,

§ победу социалистической революции.

Т. н. теория научного социализма, разработанная К. Марксом и Ф. Энгельсом, рассматривала социализм как низшую фазу (ступень) коммунизма, приходящего на смену капитализму в результате пролетарской революции и установления диктатуры пролетариата.

 

Социализм - обозначение учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства, а также общественного строя, воплощающего эти принципы.

Термин «социализм» появился во 2-й пол. 19 в. (П. Леру), однако представления о строе социальной справедливости восходят к древним идеям о «золотом веке», они развиваются в различных религиях, а затем во многих разновидностях утопического социализма.

 

Коммунизм ( от лат. communis - общий) - общее название различных концепций, в основе которых отрицание частной собственности (первобытный коммунизм, утопический коммунизм и др.). В марксистской концепции исторического процесса общественно-экономическая формация, сменяющая капитализм и проходящая в своем развитии две ступени (фазы) - низшую, называемую социализмом, и высшую, называемую полным коммунизмом.

 

 

В 80-90-е годы XIX в. Международная обстановка резко обострилась. Борьба за передел мира и различные сферы влияния вынудила России вести очень осторожную внешнюю политику. Россия пыталась играть на противоречиях европейских стран и решать собственные проблемы.

Цели внешней политики:

§ Поддержание мирных отношений с другими странами

§ Усиление влияния на Балканах

§ Поиск союзников

§ Укрепление границ на юге

ГИРС Николай Карлович (1820-95), российский дипломат, с 1882 министр иностранных дел. Сторонник укрепления связей с Германией. Под давлением военного министерства и по прямому указанию Александра III вынужден был ратифицировать русско-французскую военную конвенцию 1892, заложившую основу русско-французского союза.

 

Александр III вошел в историю как "Александр-миротворец", т.к. при нем Россия совершенно не вела войн. Миротворческая идея, которой он руководствовался, выражалась в дипломатических усилиях по обеспечению гарантированного мира на Европейском континенте. "Силою и войною нельзя утверждать прочных и продолжительных союзов", – говорил Александр III. В мире позиция России была оценена по достоинству. "Счастливо человечество и русский народ, что император Александр III крепко держался идеи всеобщего мира и считал осуществление этой идеи своей первой и наибольшей обязанностью", – писала тогда лондонская "Таймс". Однако в ходе осуществления миротворческой дипломатии России пришлось и многим поступиться. Так, Александр III уничтожил достижения предыдущего царствования на Балканах. В дальневосточном регионе при нем уже назревал конфликт с Японией. Во время правления Александра III происходит постепенное ухудшение и российско-германских отношений. Одновременно Россия идет на сближение с Францией, которое закончилось заключением франко-русского союза (1891–1893). Миротворчество оборачивалось нарастающей дестабилизацией отношений России с целым рядом стран, что впоследствии привело к войнам.

 

Итоги царствования Александра III.

В целом внутренняя политика самодержавия 80 – начала 90-х гг. XIX вв. отличалась противоречивостью. Ее общее направление выражалось в откате к реакции путем "пересмотра" и исправления" реформ Александра II. Однако это было временное отступление, поскольку, как уже отмечалось выше, консервативным силам не удалось в полном объеме осуществить программу контрреформ. Например, не была воплощена в жизнь судебная контрреформа, проект которой был одобрен императором, а также не удалось осуществить пересмотр общего законодательства о крестьянах (этот вопрос был поставлен на обсуждение в высших правительственных органах в 1892 г.). В самих "верхах" в то время не было единства: наряду с консервативным направлением, требовавшим решительного пересмотра реформ 60 – 70-х гг., существовало и оппозиционное, выступавшее за "уступки духу времени". Даже наиболее дальновидные представители консерваторов понимали невозможность восстановления старых порядков. Само же правительство считалось с этим и параллельно с курсом контрреформ принимало меры по развитию экономики страны, делало уступки в крестьянском вопросе, завершало реформы в армии.

Имперская модель модернизации в России обладала определенной рациональностью, что позволило ей продержаться длительный период. Используя долготерпение собственного народа, царский режим концентрировал ресурсы в нужных ему направлениях, укрепляя собственный аппарат власти и расширяя свои владения вовне. Однако имперская модель содержала неустранимое противоречие – несоответствие между технико-организационными и социально-политическими аспектами модернизации. Заимствование европейского опыта не было органичным, поскольку осуществлялось лишь в нескольких областях и вовсе не европейскими методами. Поэтому с запозданием повторяя технологические фазы европейского развития, в социальном и политическом плане Россия двигалась как бы наоборот. Стимулируя развитие капиталистических отношений в России, самодержавно-бюрократический аппарат одновременно всячески тормозил их, что особенно ярко проявилось во внутренней политике Александра III. В деятельности режима явственно проступала консервативная ориентация. Особенно заметно она проявлялась в политической сфере, в которой российское самодержавие обнаружило особое упорство в неприятии даже ограниченных конституционных начал. В целом же в пореформенный период второй половины XIX в. можно констатировать постепенное угасание творческих потенций самодержавия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: