SOCIO-ECONOMIC PROBLEMS OF THE TERRITORY OF TRADITIONAL NATURE RESOURCE MANAGEMENT OF INDIGENOUS SMALL-NUMBERED PEOPLES OF THE NORTH




М.Д. Федотов

ФГБОУ ВО «Мурманский арктический

Государственный университет»,

Г. Мурманск, Россия

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫТЕРРИТОРИИ ТРАДИЦИОННОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА

 

Аннотация: Проблемы, связанные с существованием факторов общественной жизни, прямо или косвенно влияющих на состояние общества, а также требующих коллективных усилий для их решения, принято называть социальными. В любом регионе, где образованы территории традиционного природопользования, для сохранения уникальных культур коренных малочисленных народов Севера.

Ключевые слова: социальные проблемы; экономические проблем; предупреждение и разрешение социальных проблем; коренные малочисленные народы; Север и Арктика.

M.D. Fedotov

Of the «Arctic Murmansk state University»,

Murmansk, Russia

 

SOCIO-ECONOMIC PROBLEMS OF THE TERRITORY OF TRADITIONAL NATURE RESOURCE MANAGEMENT OF INDIGENOUS SMALL-NUMBERED PEOPLES OF THE NORTH

 

Abstract: Тhe Problems associated with the existence of factors of social life, directly or indirectly affecting the state of society, as well as requiring collective efforts to solve them, are called social. Such problems exist in any region where territories of traditional nature management have been established to preserve the unique cultures of indigenous peoples of the North.

Key words: social problems; economic problem; prevention and resolution of social problems; indigenous small people, North and Arctic.

 

Проблемы, связанные с существованием факторов общественной жизни, прямо или косвенно влияющих на состояние общества, а также требующих коллективных усилий для их решения, принято называть социальными. В любом регионе, где образованы территории традиционного природопользования, для сохранения уникальных культур коренных малочисленных народов Севера.

Среди многочисленных проблем территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов одной из наиболее острых является социально-экономические. Вопросы, возникающее в социально-экономической сфере, многочисленны и требуют скорейшего решения.

Для начала следует разобраться непосредственно в территориях традиционного природопользования. Для этого мы обратимся к ст. 1 федерального закона от 07.05.2001 № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» [1] откуда следует, что территорией традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации – являются особо охраняемые территории, образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Территории традиционного природопользования создаются для сохранения исторически сложившегося уклада жизни малочисленных коренных народов Севера, способствует сохранению ими уникального быта. Кроме того, подобные территории отчасти помогают сохранению языков и диалектов малочисленных коренных народов, а также сбережению их культуры. Для этого государство взяло под охрану территории традиционного природопользования и отнесло их к особо охраняемым территориям федерального, регионального или местного значения.

На сегодняшний день на территории Российской Федерации так и не было создано ни одной территории традиционного природопользования федерального значения, подобные территории регионального значения в России существует, но в малом количестве.

Федеральным законом признается, что на территориях традиционного природопользования должен быть установлен особый правовой режим, при этом такие территории рассматриваются как особо охраняемые, относящейся к общенациональным. Территории традиционного природопользования не могут быть в собственности физических или юридических лиц.

На данный момент территории традиционного природопользования были созданы в Ханты-Мансийском автономном округе, Приморском крае, Иркутской области и некоторых других субъектах. При этом во многих регионах Севера России территории традиционного природопользования так и не были созданы, хотя потребность в них назрела.

Из постановления Правительства РФ «О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации» [4] следует, что на территории Российской Федерации признаются 47 различных малочисленных коренных народов, и только один из них является коренным малочисленным народом Мурманской области. Этим народом являются саамы.

Как следует из данных Всероссийской переписи населения 2010 года [6], на территории Мурманской области численность саамов составила 1599 человек, что составляет 0,2 % от всех, кто указал свою национальную принадлежность. Сравнивая данные переписи с Всероссийской переписью населения 2002 года становится понятно, что количество саамов сократилось на 170 человек, а это 9,6 % [7]. Всероссийская перепись, которая будет проводиться в 2020 году, сможет дать нам новые данные, относительно численности саамов в Мурманской области, но пока мы можем сделать вывод, что количество единственного коренного малочисленного народа Мурманской области сокращается.

В 2009 году Правительство Российской Федерации приняло распоряжение «О Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» [5]. В данной концепции Правительство РФ выделило основные проблемы, препятствующие нормальному развитию коренных малочисленных народов Севера, а также сохранению их культуры и быта. К основным проблемам причисляют неприспособленность традиционного образа жизни малочисленных народов Севера к современным экономическим условиям, высокая безработица, низкие доходы, высокую детскую смертность, распространенность заболеваний инфекционных, а также высокий алкоголизм, кроме того к причинам относят ухудшение экологической обстановки, загрязнение водоемов, из-за чего многие они потеряли свое рыбохозяйственное значение. Также к проблемам причисляется несовершенство законодательства.

Несмотря на многочисленные проблемы, работа в области защиты прав национальных меньшинств продолжает идти. Для решения проблем национальных меньшинств, в 2015 году в Российской Федерации появился новый государственный орган исполнительной власти – Федеральное агентство по делам национальностей. В 2012 году Президентским Указом была утверждены «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» [3], где одной из задач является решение экологических проблем территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Дальнего Востока и Сибири.

В принятой Правительством Российской Федерации концепции, также обращается внимание на несовершенство законодательной базы, в том числе на отсутствие в Земельном кодексе Российской Федерации нормы, устанавливающей безвозмездное срочное пользование малочисленными народами Севера земельными участками для природопользования.

Также было предложено изменить некоторые положения, закрепленные в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2] в части установления полномочий органов местного самоуправления по защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов Севера, в законодательство о рыболовстве и животном мире - в части приоритетного доступа малочисленных народов Севера к рыбопромысловым участкам и охотничьим угодьям, к водным биологическим ресурсам и охотничьим животным.

Кроме того, одна из проблем проявляется в сфере образования, в его доступности для малочисленного коренного населения Севера. Нет сомнений в том, что Правительство Российской Федерации сделало многое, для того чтобы образование стало более доступным, к примеру, для коренного малочисленного населения Севера были созданы дневные общеобразовательные школы, школы-интернаты. Для кочевых народов были созданы кочевые школы, где дети получают начальное образование с учетом традиционного образа жизни малочисленных народов Севера. При этом доступ к получению образования в высших учебных заведениях для детей коренных малочисленных народов Севера может быть ограничен. Это связано с тем, что качество образования в учебных заведениях начального и среднего звена для детей коренных малочисленных народов Севера может быть намного ниже, из-за ограниченности ресурсов подобных школ и отсутствия кадров. Помимо это причиной может явиться и финансовый аспект.

Получение высшего образования является дорогостоящей услугой, не каждая семья со средним достатком может себе позволить обучение ребенка на платной основе, помимо этого ребенку также требуются средства на личные расходы. Для коренных малочисленных народов Севера оплата образования может быть куда более тяжелой финансовой проблемой, чем для многих семей, проживающих в городах, так как их доходы ниже в 1,5-2 раза, что следует из приведенной Правительством Российской Федерации информации.

В связи с вышеизложенным, необходимо внести изменения в Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в статью 71 «Особые права при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета».

Требуется создать новую часть, следующую за ч. 5 ст. 71. В нее целесообразно ввести квоты на обучение в российских высших учебных заведениях, в частности в учебных заведениях, профилированных на изучение и ведение сельского хозяйства, рыбного хозяйства, оленеводства, лесного хозяйства и так далее, для студентов, относящихся к коренным малочисленным народам Севера. Поэтому в ст. 71 необходимо появление ч. 5.1, которая звучала бы так: «Право на прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах установленной квоты имеют дети, принадлежащие к малочисленным коренным народам Севера».

Далее в ч. 4, в которой говориться о том, кто имеет право на прием без вступительных испытаний. В ч. 4 необходимо добавить п. 3 «дети, чьи родители причислены к коренным малочисленным народам Севера, а также зарегистрированы и постоянно проживают на территории традиционного природопользования, при условии их поступления на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета в высшие учебные заведения сельского хозяйства, в высшие учебные заведения по направлениям обучения связанными с изучение и ведением рыбного хозяйства, оленеводства, лесного хозяйства». Данная инициатива поможет дать образование детям, относящимся к малочисленным коренным народам Севера, а также дает возможность сохранить традиционное хозяйство малочисленных коренных народов, при этом привлечь специалистов.

Кроме того, требуется внести изменения в ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации, где перечислены основные принципы земельного законодательства. В ч. 1 ст. 1 необходимо внести п. 12, где был бы предусмотрен принцип безвозмездного срочного пользования малочисленными народами Севера земельными участками для природопользования. То есть п. 12 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса должен будет звучать так: «безвозмездное срочное пользование малочисленными народами Севера земельными участками для природопользования». Данная норма позволит предоставлять земельные участки для природопользования малочисленным коренным народам Севера, а также снизит финансовую нагрузку на них.

И наконец, необходимо добавить в ч. 1 ст. 17 «Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения» Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» п. 8.3, который звучал бы так: «защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов Севера». Данная инициатива закрепила бы необходимость органам местного самоуправления защищать исконную среду обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов Севера.

Реализация предложенных инициатив станет новым шагом на пути реализации концепции, принятой Правительством Российской Федерации, поможет облегчить жизнь народов, проживающих на территории традиционного природопользования, что является главной целью для сохранения коренных малочисленных народов Севера.

 

Список литературы:

1. Российская Федерация. Законы. О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации: федер. закон: [принят Гос. Думой 04 апреля 2001 г.: по состоянию на 31 декабря 2014 г.] // Собр. законодательства РФ. – 2015. – № 1 (ч. I).

2. Российская Федерация. Законы. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон: [принят Гос. Думой 06 октября 2003 г.: по состоянию на 27 декабря 2019 г.] // Собр. законодательства РФ. – 2003. – № 40.

3. Российская Федерация. Указы. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года. Указ Президента: [30 апреля 2012 г.: по состоянию на 12 апреля 2012 г.].

4. Российская Федерация. Постановления. О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации. Постановление Правительства: [24 марта 2000 г.: по состоянию на 25 августа 2015 г.] // Собр. законодательства РФ. – 2003. - № 2.

5. Российская Федерация. Распоряжения. О Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Распоряжение Правительства: [04 февраля 2009 г.: по состоянию на 04 февраля 2009 г.] // Собр. законодательства РФ. – 2009. - № 7.

6. Всероссийская перепись населения 2010: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm Дата обращения: 25.04.2020

7. Всероссийская перепись населения 2002: Государственный комитет статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.perepis2002.ru/index.html?id=11 Дата обращения: 25.04.2020

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: