Часть А
1. Запишите определения.
Химия – ……………………………………………………………...
Вещество – …………………………………………………………..
Химический элемент – …………………………………………......
Свойства веществ – …………………………………………..........
2. Заполните схему (схема 1).
схема 1
Часть Б
3. Заполните таблицу (табл. 1).
Таблица 1 Физические свойства веществ
Вещество | Агрегатное состояние | Цвет | Запах | Твердость | Растворимость в воде |
Поваренная соль | |||||
Питьевая сода | |||||
Вода | |||||
Кислород | |||||
Железо |
4. Из приведенного ниже перечня названий веществ и тел выпишите в два столбика:
в первый – названия веществ,
во второй – физических тел.
Медная монета, стекло, железо, поваренная соль, кусочек сахара, ножницы, ваза, вода, капля росы, железная ложка, булавка, снежинка, железный гвоздь, мел.
Вещество | Физическое тело |
5. Заполните таблицу (табл. 2).
Для этого в правой части таблицы напишите названия веществ, из которых могут быть изготовлены приведенные физические тела.
Таблица 2
Физические тела | Вещества | ||
Линейка | |||
Ложка | |||
Стакан |
6. Заполните таблицу (табл. 3).
Для этого в правой части таблицы напишите названия физических тел, которые могут состоять из указанных в левой части веществ.
Таблица 3
Вещества | Физические тела | ||
Графит | |||
Алюминий | |||
Серебро |
7. Найдите выигрышный путь (по типу "крестики-нолики") в предложенных ниже квадратах, если он составляет:
а) вещество;
|
б) физическое тело.
а) | б) | ||||
Фарфоровая ваза | Медный колокол | Ложка | Глюкоза | Медная проволока | Древесная стружка |
Железный гвоздь | Золото | Кусочек сахара | Сахар | Кусочек мела | Медный колокол |
Уксусная кислота | Поваренная соль | Сера | Химическая колба | Водород | Кремний |
8. Путь к вершине пирамиды (схема 2) – вещество.
Схема 2
9. Определите, физическим телом или веществом являются перечисленные в правой части таблицы (табл. 4) объекты.
Из букв, соответствующих правильным ответам, вы получите название одного из классов простых веществ.
Таблица 4
Название объекта | Физическое тело | Вещество |
Капля воды | Н | Щ |
Сахар | Ф | Е |
Медный колокол | М | Г |
Химическая колба | Е | Д |
Золото | Ц | Т |
Древесная стружка | А | Ж |
Уксусная кислота | Х | Л |
Вода | Ъ | Л |
Кусочек мела | Ы | Б |
10. Из перечисленных ниже веществ выпишите отдельно простые и сложные вещества.
Ацетилен (C2H2), глюкоза (С6Н12О6), магний (Mg), озон (О3), бор (В), негашеная известь (СаО), питьевая сода (NaHCO3), водород (Н2), соляная кислота (HCl), сера (S).
Простые вещества | ………………………………………………………………… |
Сложные вещества | ………………………………………………………………… |
Часть В. Задания для самоконтроля
Обведите кружком правильные ответы (их может быть больше одного).
1. Химия – это наука:
а) о явлениях, происходящих в природе;
б) о телах и их свойствах;
в) о веществах, их свойствах и взаимных превращениях этих веществ друг в друга;
г) о явлениях, происходящих в мире физических тел.
2. Выберите из приведенных ниже названий вариант I – вещества; вариант II – физические тела:
|
а) стакан; б) стекло;
в) линейка; г) вода.
3. К физическим свойствам из перечисленных ниже понятий
вариант I – не относится; вариант II – относится:
а) запах; б) цвет;
в) растворимость в воде; г) выпуклость.
4. О железе говорится как вариант I – о химическом элементе; вариант II – о простом веществе:
а) твердый;
б) входит в состав некоторых солей;
в) притягивается магнитом;
г) входит в состав гемоглобина крови человека.
Литература
1. Фельдман Ф.Г., Рудзитис Г.Е. Химия. 8 класс. М.: Просвещение, 1997;
2. Иванова Р.Г., Иодко А.Г. Система самостоятельных работ учащихся при изучении неорганической химии. М.: Просвещение, 1988;
3. Тыльдсепп А.А., Корк В.А. Мы изучаем химию. М.: Просвещение, 1988;
4. Химия в школе, 1991, № 1, с. 30–31;
5. Радецкий А.М., Горшкова В.П. Дидактический материал по химии. 8–9 класс. М.: Просвещение, 1999.