Утверждаю
Директор МКОУ Новогольская ООШ
Корнилова В.И.
Программа профилактики наркомании в
МКОУ Новогольская СОШ в 2017 - 2018 учебном году.
Цели и задачи программы.
Цели:
Разработка и реализация программы по развитию системы личного противостоя
ния наркотикам, формированию “наркоустойчивости” на основе самозапрета и формированию навыков:
управления собой в состоянии напряжения, в стрессовых ситуациях;
коммуникативной и социальной компетентности;
конструктивного поведения в конфликтах;
отстаивания и защиты своей точки зрения и своих интересов;
ответственного принятия решений;
рефлексии особых состояний сознания;
осознанного отношения к ПАВ.
Антинаркотическое просвещение учащихся, родителей, педагогов. Наличие достоверной, предоставленной в соответствии с возрастными особенностями информации, является важным условием профилактики употребления ПАВ.
Исходя из выше сказанного, мы выделяем следующие задачи первичной профилактики:
предоставление учащимся достоверной информации о ПАВ с учетом их возраст
ных особенностей;
минимизация факторов психологического характера;
овладение учащимися психотехнологией преобразования негативных установок
в личностно-развивающие;
развитие здорового самопознания;
психологическое просвещение родителей, педагогов по вопросам профилактики ПАВ;
содействие раскрытию способностей и интересов учащихся.
Принципы первичной личностно-ориентированной профилактики:
Системность – проведение профилактической работы со всеми представителями системы – школа-семья-ребенок;
работа с учащимися;
работа с педагогами;
работа с родителями.
Преемственность – проведение профилактической работы на протяжении всего периода становления личности, структура программы включает в себя три уровня (работа с целевыми группами различными по возрасту):
1 уровень – дошкольники;
2 уровень – младший школьный возраст (1–4 класс);
3 уровень – мл. подростки (5–6 класс);
4 уровень – подростки (7–9 класс);
5 уровень – старшеклассники (9–11 класс).
Комплексность – с одной стороны программа затрагивает все основные аспекты развития человека:
осознание себя, тела, эмоций;
семейные взаимоотношения, самооценка и устойчивость к стрессу;
осознание своей зависимости и внушаемости, трансовых состояний, способности критически мыслить;
сопротивление давлению со стороны, деструктивная конфликтность и коммуникативная компетентность;
ответственное поведение, сексуальность и раскрытие творческого потенциала.
Разработка тем модифицируется в зависимости от уровня развития, направления деятельности и формы организации работы
С другой стороны, в разработке занятий использованы различные формы организации работы и подачи материала с учетом новейших достижений в области практической психологии и социальной работы:
работа с аудиторией (лекции и групповые дискуссии);
работа в группе (ролевые игры, упражнения на релаксацию и творческую визуализацию, сказкотерапия, арт-терапия, самовыражение в танце и в движении, тренинг коммуникативной компетентности);
использование аудиовизуальных и дидактических материалов (видеофильмы, плакаты и т.д.)
Позитивность – развитие практических навыков, достоверная подача информации без запугивания, на основе реализации принципа разумного эгоизма.
Активность – использование интерактивных методов обучения;
Компетентность – проведение работы с учетом возрастных особенностей детей и подростков специалистами (преподаватель ЗОЖ, психологи, приглашенные специалисты);
Возможность органичного вплетения в учебный процесс (на уроках валеологии и факультативов по психологии) в соответствии с возрастными особенностями детей:
5 занятий в течение года по 35 минут для дошкольников, по 45 минут для младших школьников;
по 1 занятию в неделю в течение года для младших школьников;
тренинги (15 занятий) по 90 минут для подростков и старших школьников;
лекции для родителей и педагогов.
Младшему школьному возрасту присущ так называемый этап естественного аутодеструктивного (саморазрушающего) поведения, когда все то, что связано с риском, кажется особенно привлекательным. Главным образом это, конечно, касается мальчиков. Ребенок с удовольствием демонстрирует окружающим “чудеса храбрости” – не думая о последствиях, перебегает дорогу прямо перед носом мчащейся машины, забирается на крышу, совершает множество других “подвигов”.
Обычно этот этап сопровождается множеством синяков и шишек и является своеобразным способом оценки ребенком себя “на прочность”. Однако в том случае, если у ребенка недостаточно сформированы функции самоконтроля, стремление к риску может провоцировать отклоняющееся поведение, в том числе и приобщение к психоактивным веществам.
Тематика занятий с младшими школьниками.
1. Будь бездымным, а не безумным.
2. Что находится на дне бутылки.
3. Что такое наркотики?
4. Кто сильнее – наркотики или человек?
5. Мое тело – моя собственность.
Утверждаю