Раздел 11. Технологии медицинских услуг при проведении лабораторных методов исследования




ВЗЯТИЕ КРОВИ НА БИОХИМИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

(с помощью одноразовой вакуумной системы «Веножект»)

ЦЕЛЬ:диагностическая.

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ: повреждение кожи в месте пунктирования вены;травмирование вен.

ОСНАЩЕНИЕ:стерильные перчатки;спиртовые ватные шарики;одноразовая вакуумная система «Веножект» со стерильной иглой;стерильный лоток;пинцет;жгут венозный;валик (клеенчатая подушечка);штатив для пробирок;лоток для отработанного материала;направление на исследование;

НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ:

• плановое взятие крови производят в строго определенные часы (экстренно – в любое время);

• кровь собирается в химически чистые, сухие, целые пробирки;

• должна соблюдаться техника взятия крови;

• быстрая доставка материала в лабораторию осуществляется в специальном контейнере;

• в кабинете должна быть аптечка для профилактики заражения медперсонала гемоконтактными инфекциями;

• избегать непосредственного контакта с биологическими жидкостями пациентов;

• манипуляция выполняется с использованием средств индивидуальной защиты (в стерильных, резиновых перчатках, халате, колпаке, маске, защитных очках или экране);

• не допускать боя лабораторной посуды и травм осколками стекла;

• после взятия биологического материала тщательно вымыть руки с мылом и продезинфицировать кожным антисептиком;

• четкое, разборчивое оформление направлений на исследование.

 

ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ:

 

Этапы манипуляции Обоснование необходимости

1. Подготовка к манипуляции

1. Объяснить пациенту (или родственнику) цель и ход предстоящего исследования и получить информированное согласие пациента на манипуляцию. Обеспечение осознанного участия пациента в манипуляции. Соблюдение права пациента на информацию. Мотивация к сотрудничеству.

2. Информировать пациента (или родственника):

• о времени и месте взятия крови;

• откуда будут брать кровь;

• забор крови берется натощак (после 12-часового ночного голодания);

• пациент не должен допускать изменения в питании в течение 24 часов до взятия крови. Обеспечение достоверности и качества полученных результатов исследования.

3. Перед плановым взятием крови пациенту не должны проводить такие манипуляции как:

• физические упражнения;

• прием и введение лекарственных средств;

• физиотерапевтические процедуры;

• массаж;

• рентгенологические исследования. Обеспечение достоверности и качества полученных результатов исследования.

4. Указать, к каким последствиям приведет нарушение рекомендаций медицинской сестры. Нарушения в подготовке приведут к неточности диагностики.

5. В амбулаторных условиях выдать пациенту правильно оформленное направление. В стационаре пригласить пациента с направлением в процедурный кабинет (если это необходимо). Примечание: в направление обязательно указывается название отделения, номер палаты (или кабинета), номер истории болезни (или амбулаторной карты), Ф.И.О. пациента, возраст, цель исследования, дата, подпись врача, название лаборатории.

6. Подготовить необходимое оснащение. Обеспечение четкости и эффективности проведения манипуляции.

7. Пригласить пациента в кабинет, идентифицировать пациента (уточнить Ф.И.О). Исключение ошибки при взятии крови.

8. Расположить руку пациента так, чтобы плечо и предплечье образовывали прямую линию. Под локоть пациента подложить клеенчатую подушечку. Необходимое условие для проведения манипуляции. Обеспечивается доступ к вене.

9. Надеть средства индивидуальной защиты (халат, колпак, маску, защитные очки). Провести гигиеническую дезинфекцию рук и надеть стерильные перчатки. Мероприятия по профилактики ИСМП.

10. Собрать систему «Веножект».

2. Выполнение манипуляции

1. Наложить на среднюю треть плеча салфетку, сверху нее наложить венозный жгут.

Примечание: жгут должен быть затянут таким образом, чтобы вены набухли, и чтобы его легко можно было развязать одной рукой. Пульс на лучевой артерии должен хорошо прослушиваться.

Примечание: при наложении жгута женщине, не использовать руку на стороне мастэктомии.

2. Попросить пациента сжать кулак.

Примечание: нельзя задавать для руки физическую нагрузку (сжимание и разжимание кулака), т.к. это может привести к искажению показателей крови.

3. Для пунктирования чаще всего используют вены локтевого сгиба. Определить наиболее наполненную вену. Выбранный венозный ствол необходимо пропальпировать. Пальпация позволяет ощутить ход вены, ее наполнение кровью, позволяет исключить флебиты и тромбофлебиты.

4. Кожу локтевого сгиба обработать стерильным спиртовым шариком в одном направлении снизу вверх (размер поля 4х8 см). Соблюдение требований асептики.

5. Следующим спиртовым шариком обработать непосредственно место прокола вены. Подождать, пока спирт испарится.

Примечание: после обработки место инъекции не пальпировать! Соблюдение требований асептики и времени дезинфекции инъекционного поля.

6. Взять систему «Веножект» в правую руку (для правшей). Снять со стерильной иглы колпачок. Направление иглы почти параллельно вене, срезом вверх.

7. Обхватить левой рукой предплечье пациента так, чтобы большой палец находился на 3-5 см ниже места венепункции, натянуть кожу и фиксировать вену. Уменьшение подвижности вены.

8. Пропунктировать вену стерильной иглой и провести ее немного в сосуд (не более чем на 1/2 иглы):

1 способ: одномоментное прокалывание кожи над веной и стенки самой вены;

2 способ: сначала прокалывается кожа, затем игла проводится к стенке вены и делается прокол стенки вены. Обеспечивается доступ в сосудистое русло.

9. Подсоединить пробирку. Когда она заполнится кровью, отсоединить и поместить в штатив.

10. Развязать/ослабить жгут и попросить пациента разжать кулак.

11. Приложить стерильный спиртовой шарик к месту прокола и извлечь иглу из вены. Предупреждение кровотечения и образования гематомы.

12. Попросить пациента согнуть руку в локтевом суставе, прижав большим пальцем второй руки, спиртовой шарик в течение 5-7 минут. Обеспечение гемостаза.

3. Окончание манипуляции

1. Осуществить дезинфекцию использованного оснащения. Обеспечение инфекционной безопасности.

2. Поместить штатив с пробирками в специальный контейнер для доставки в лабораторию.

Примечание: Запрещается вкладывать в пробирки с кровью направления на лабораторные исследования и закрывать пробирки ватой или марлевыми тампонами. Обеспечение инфекционной безопасности.

3. Обработать манипуляционный столик, валик, венозный жгут путем 2-кратного протирания ветошью, смоченной в дезинфицирующем растворе. Обеспечение инфекционной безопасности.

4. Спросить у пациента о его самочувствии после процедуры. Убедиться, что наружного кровотечения в области венепункции нет. Контроль за состоянием пациента.

5. Снять использованные перчатки, подвергнуть их дезинфекции, вымыть и осушить руки. Документировать выполнение манипуляции. Соблюдение личной гигиены медсестры.

6. Доставить контейнер в лабораторию не позднее 1,5-2 часов после взятия крови. Обеспечение своевременности лабораторной диагностики.

7. Полученные из лаборатории результаты подклеить в историю болезни (амбулаторную карту). Обеспечение преемственности и формирование банка данных.

 

 

ТЕХНОЛОГИЯ ВЗЯТИЯ КРОВИ НА РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫИССЛЕДОВАНИЯ

 

ИССЛЕДОВАНИЕ КОЛИЧЕС-ТВО

КРОВИ ОСОБЕННОСТИ ВЗЯТИЯ ДОСТАВКА КОНСЕРВАНТ

1 2 3 4 5

Определение группы крови и резус-фактора 5-6 мл Предварительно определить группу крови. На пробирке: фамилия, имя, отчество пациента полностью.

Направление:

• фамилия, имя, отчество полностью;

• № истории болезни;

• указание группы крови;

• дата;

• подпись лица, определявшего группу крови и резус-фактор. В день взятия не позднее 1,5 часов

На С-реактивный белок,

на формоловую пробу,

на ревматоидный фактор,

для определения титра антистрептолизина 5 мл Натощак.

Можно все в одну пробирку, но три разных направления. В день взятия не позднее 1,5 часов

Определение антител в ткани щитовидной железы 5 мл Натощак. В день взятия не позднее 1,5 часов

Определение циркулирующих иммунных комплексов 4 мл Натощак. В день взятия не позднее 1,5 часов

Определение иммуноглобулинов классов G 5 мл Натощак. В день взятия не позднее 1,5 часов

Определение

Т и В-лимфоцитов до метки на флаконе Натощак.

Во флакон с консервантом, аккуратно перемешать.

В направлении указать количество лейкоцитов и лимфоцитов из последнего клинического анализа крови. В день взятия не позднее 1,5 часов 5 % цитрат натрия

На коагулограмму

3 пробирки, предваритель-но взятые в лаборатории 2 мл

3 мл

до 7 мл Желательно без жгута или минимальное (не более 2-х минут) наложение слабой перетяжки, свободным током. Кожу над местом прокола обрабатывать спиртом (не эфиром!). Прокол производить после высыхания спирта. Первые 5-6 капель выпустить на салфетку, после взятия крови пробирку плотно закрыть пробкой, перемешать кровь с антикоагулянтом покачиванием или легким встряхиванием (без вспенивания). Взятие крови производить иглой с большим просветом. При назначении нескольких исследований сначала берется кровь на коагулограмму, протромбиновый индекс, фибриноген. Сразу после взятия 2-я и 3-я пробирки с цитратом натрия

Кровь на фибриноген, протромбин Технология взятия см. «Кровь на коагулограмму»

Кровь на холестерин, фракции липопротеидов 3-5 мл Накануне рекомендуется голодание. В день взятия не позднее 1,5 часов

На гормоны 6-8 мл Натощак. В день взятия не позднее 1,5 часов

На титр антител До 5 мл Натощак. В день взятия не позднее 1,5 часов

На билирубин, трансаминазу, К, Nа 7-10 мл Не рекомендуется за 7-10 дней до взятия принимать аскорбиновую кислоту.

Кровь берется в сухую пробирку. В день взятия не позднее 1,5 часов

Проба Кумбса до 5 мл Натощак. В день взятия не позднее 1,5 часов

На L- клетки до 10 мл Натощак.

Кровь аккуратно перемешать с цитратом. В день взятия не позднее 1,5 часов 0,5-1,0 мл цитрата натрия 3,8%

На вирусный гепатит 5 мл Кровь берется в сухую центрифужную пробирку. Категорически запрещается забор крови в пробирки с отбитыми краями. Пробирку закрыть резиновой пробкой. На пробирке написать фамилию пациента. К каждой пробирке приложить правильно оформленное направление в 2-х экземплярах (отделение, палата, Ф.И.О. полностью, пол, возраст, домашний адрес полностью, место работы, диагноз, дата забора материала, фамилия лица забравшего материал). Аккуратно транспортировать пробирку. В день взятия

не позднее 5-6 часов после взятия

На ВИЧ (может быть совмещено с анализом на вирусный гепатит) 4-5 мл Кровь берется в сухую центрифужную пробирку. Категорически запрещается забор крови в пробирки с отбитыми краями. Пробирку закрыть резиновой пробкой. На пробирке написать фамилию пациента. К каждой пробирке приложить правильно оформленное направление в 2-х экземплярах (отделение, палата, Ф.И.О. полностью, пол, возраст, домашний адрес полностью, место работы, диагноз, код контингента, дата забора материала, фамилия лица забравшего материал). Аккуратно транспортировать. В день взятия

не позднее 5-6 часов после взятия

На RW 3-5 мл Кровь берется в сухую центрифужную пробирку. Категорически запрещается забор крови в пробирки с отбитыми краями. Пробирку закрыть резиновой пробкой. К каждой пробирке приложить правильно оформленное направление (отделение, палата, Ф.И.О пациента, дата забора крови, диагноз). Аккуратно транспортировать. В день взятия

не позднее 5-6 часов после взятия

На клинический анализ крови 2 мл Кровь на клинический анализ крови берется в пробирку с трилоном. После взятия крови аккуратно перемешать кровь с консервантом. В день взятия не позднее 1,5 часов Трилон

 

ПОДГОТОВКА ПАЦИЕНТА К ОБЩЕМУ АНАЛИЗУ МОЧИ

 

ЦЕЛЬ:

• обеспечить качественную подготовку к исследованию и своевременное получение результата.

 

ПОКАЗАНИЕ:

• определение функционального состояния мочевыделительной системы.

 

ОСНАЩЕНИЕ:

• сухая чистая лабораторная банка с крышкой и этикеткой;

• направление на исследование;

• контейнер для транспортировки материала;

• нестерильные перчатки;

• мыло жидкое;

• одноразовые полотенца для рук персонала.

 

ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ:

 

Этапы манипуляции Обоснование необходимости

1. Накануне объяснить пациенту/члену семьи цель и необходимость предстоящего исследования и получить информированное согласие пациента на манипуляцию. Обеспечение права пациента на информацию, осознанное участие пациента в исследовании.

 

2. Объяснить пациенту/члену семьи ход предстоящей подготовки к сбору мочи на исследование. Обеспечение достоверности полученного результата исследования.

3. В амбулаторных условиях – объяснить пациенту, где взять лабораторную посуду.

В стационарных условиях – вечером накануне исследования выдать пациенту лабораторную посуду с заполненной этикеткой. Примечание: посуда для мочи должна быть тщательно вымыта и не содержать следов мыла. В этикетке на банке необходимо указать отделение, № палаты, вид забираемого материала, Ф.И.О, название лаборатории, дата и подпись медицинской сестры.

4. Правильно оформить направление.

5. Инструктаж пациента:

• обучить пациента технике гигиенического ухода за наружными половыми органами (подмыванию);

• объяснить пациенту, что он должен находиться на обычном водном и пищевом режиме;

• обучить пациента технике сбора мочи: в 8 часов утра, после подмывания, начать мочеиспускание в унитаз, затем в середине мочеиспускания собрать «среднюю порцию» струи мочи 100-150 мл в, баночку затем мочеиспускание завершить в унитаз;

• в стационарных условиях емкость оставить в санитарной комнате в специальном контейнере;

• в амбулаторных условиях – дать пациенту направление, заполненное по форме; объяснить, куда и в какое время принести емкость с мочой. Условия для качественной подготовки пациента к исследованию

Примечание: инструктаж пациента проводиться заранее накануне исследования.

6. Задать пациенту вопросы по алгоритму подготовки. Убедиться в правильности понятой информации.

7. Указать к каким последствиям приведет нарушение рекомендаций медицинской сестры. Ошибочные результаты затруднят диагностику и лечение.

8.Надеть средства индивидуальной защиты. Провести гигиеническое мытье рук с мылом, надеть перчатки. Соблюдение инфекционной безопасности.

9. Своевременно (до 9 часов утра) доставить собранный материал в клиническую лабораторию. Условие своевременной доставки собранной мочи (не позднее чем через 1час после того как она собрана).

10. Снять использованные перчатки, вымыть и осушить рук. Соблюдение инфекционной безопасности.

11. Полученные из лаборатории результаты подклеить в историю болезни (амбулаторную карту). Обеспечение преемственности и формирование банка данных.

 

ПОДГОТОВКА ПАЦИЕНТА К ИССЛЕДОВАНИЮ МОЧИ НА САХАР

 

ЦЕЛЬ:

• обеспечить качественную подготовку к исследованию и своевременное получение результата.

 

ПОКАЗАНИЕ:

• диагностика сахарного диабета;

• коррекция инсулинотерапии;

• определение потерь сахара с мочой.

 

ОСНАЩЕНИЕ:

• чистая градуированная 3-х литровая емкость;

• чистая сухая лабораторная банка с крышкой и этикеткой;

• стеклянная палочка;

• нестерильные перчатки;

• направление на исследование;

• мыло жидкое;

• одноразовые полотенца для рук персонала;

• контейнер для транспортировки биологических жидкостей.

 

ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ:

 

Этапы манипуляции Обоснование необходимости

1. Накануне объяснить пациенту/члену семьи цель и необходимость предстоящего исследования и получить информированное согласие пациента на манипуляцию. Обеспечение права пациента на информацию, осознанное участие пациента в исследовании.

 

2. Объяснить пациенту/члену семьи ход предстоящей подготовки к сбору мочи на исследование. Обеспечение достоверности результата исследования.

3. В амбулаторных условиях – объяснить пациенту, где взять лабораторную посуду.

В стационарных условиях – выдать пациенту две стеклянные ёмкости. Примечание: ёмкости для сбора мочи готовятся и выдаются вечером накануне исследования.

4. Правильно оформить направление.

5. Инструктаж пациента:

• обучить пациента технике гигиенического ухода за наружными половыми органами (подмыванию);

• объяснить пациенту, что мочу собирают в течение суток с 8.00 часов одного дня до 8.00 следующего;

• объяснить пациенту, что он должен находиться на обычном водном и пищевом режиме;

• обучить пациента технике сбора мочи: в 8 часов утра, после подмывания, опорожнить мочевой пузырь в унитаз;

• далее до 8 часов утра следующего дня всю мочу необходимо собирать в выделенную 3-х литровую емкость, которая хранится в закрытом виде в санитарной комнате;

• последний раз нужно помочиться в емкость в 8 часов утра следующих суток. Условия для качественной подготовки пациента к исследованию

Примечание: инструктаж пациента проводится заранее накануне исследования.

6. Задать пациенту вопросы по алгоритму подготовки. Убедиться в правильности понятой информации.

7. Указать к каким последствиям приведет нарушение рекомендаций медицинской сестры. Ошибочные результаты затруднят диагностику и лечение.

8. Надеть средства индивидуальной защиты. Провести гигиеническое мытьё рук с мылом и надеть нестерильные перчатки. Соблюдение инфекционной безопасности.

9. В 8 часов утра следующего дня измерить общее количество мочи, собранной за сутки и вписать эти данные в направление. Определение суточного количества мочи.

10. Тщательно размешать всю мочу в емкости с помощью палочки. Обеспечение достоверности результата исследования.

11. Отлить в емкость 100-150 мл мочи и своевременно доставить в клиническую лабораторию с направлением.

12. Остатки мочи вылить в унитаз, использованное оснащение и перчатки подвергнуть дезинфекции, вымыть и осушить руки. Обеспечение инфекционной безопасности.

13. Полученные из лаборатории результаты подклеить в историю болезни (амбулаторную карту). Обеспечение преемственности и формирование банка данных.

 

ПОДГОТОВКА ПАЦИЕНТА К ИССЛЕДОВАНИЮ МОЧИ ПО ЗИМНИЦКОМУ

 

ЦЕЛЬ:

• обеспечить качественную подготовку к исследованию и своевременное получение результата.

 

ПОКАЗАНИЕ:

• определение концентрационной и выделительной способности почек;

• определение преобладания дневного или ночного диуреза.

 

ОСНАЩЕНИЕ:

• 8-10 чистых сухих лабораторных банок, снабженных этикетками, каждая на 250 мл с пробкой;

• направление на исследование;

• мыло жидкое;

• одноразовые полотенца для рук персонала;

• нестерильные перчатки;

• контейнер для транспортировки биологических жидкостей.

 

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ:

• правильное оформление этикетки на емкости:

- отделение; палата;

- вид исследования;

- номер порции и время сбора мочи

№ 1. 06.00 - 09.00

№ 2. 09.00 - 12.00

№ 3. 12.00 - 15.00

№ 4. 15.00 - 18.00

№ 5. 18.00 - 21.00

№ 6. 21.00 - 24.00

№ 7. 24.00 - 03.00

№ 8. 03.00 - 06.00

- Ф.И.О. пациента;

- дата, подпись медсестры;

• врач отменяет мочегонные препараты за день до исследования.

 

ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ:

 

Этапы манипуляции Обоснование необходимости

1. Накануне объяснить пациенту/члену семьи цель и необходимость предстоящего исследования и получить информированное согласие пациента на манипуляцию. Обеспечение права пациента на информацию, осознанное участие пациента в исследовании.

 

2. Объяснить пациенту/члену семьи ход предстоящей подготовки к сбору мочи на исследование. Обеспечение достоверности результата исследования.

3. Инструктаж пациента:

• объяснить пациенту, что он должен находиться на обычном водном и пищевом режиме;

• объяснить пациенту, что сбор мочи на исследование производиться в течение суток;

• в 6 часов утра пациент должен опорожнить мочевой пузырь в унитаз;

• затем всю образовавшуюся мочу пациент последовательно собирает в 8 баночек, каждые 3 часа меняя банку;

• пациент должен внимательно читать этикетки на банках;

• если мочи в течение 3 часов не окажется, банка остается пустой;

• если банки не хватит, пациент обязан попросить у медсестры дополнительную банку с указанием номера той же порции;

• в стационарных условиях банки необходимо оставлять в санитарной комнате в специальном контейнере. Условия для качественной подготовки пациента к исследованию Примечание: в порциях №8 и №9 меняется дата т.к. исследование проводится с 6 часов утра одного дня до 6 часов следующего. Инструктаж пациента необходимо проводить заранее накануне исследования.

4. Задать пациенту вопросы по алгоритму подготовки. Убедиться в правильности понятой информации.

5. Указать, к каким последствиям приведет нарушение рекомендаций медицинской сестры. Ошибочные результаты затруднят диагностику и лечение.

6.Надеть индивидуальные средства защиты, провести гигиеническое мытье рук с мылом надеть перчатки. Соблюдение инфекционной безопасности.

7. Своевременно (до 9 часов утра) доставить собранный материал в клиническую лабораторию (все банки, в том числе пустые и дополнительные). Условие своевременной обработки собранного материала.

8.Провести дезинфекцию контейнера для транспортировки биологического материала, снять перчатки и вымыть руки.

7. Полученные из лаборатории результаты подклеить в историю болезни (амбулаторную карту). Обеспечение преемственности и формирование банка данных.

 

ПОДГОТОВКА ПАЦИЕНТА К ИССЛЕДОВАНИЮ МОЧИ ПО НЕЧИПОРЕНКО

 

ЦЕЛЬ:

• обеспечить качественную подготовку к исследованию и своевременное получение результата.

 

ПОКАЗАНИЕ:

• количественное определение содержания форменных элементов в моче (лейкоцитов, эритроцитов, цилиндров).

 

ОСНАЩЕНИЕ:

• чистая сухая лабораторная банка с пробкой;

• направление на исследование;

• мыло жидкое;

• одноразовые полотенца для рук персонала;

• нестерильные перчатки;

• контейнер для транспортировки биологической жидкости.

 

ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ:

 

Этапы манипуляции Обоснование необходимости

1. Накануне объяснить пациенту/члену семьи цель и необходимость предстоящего исследования и получить информированное согласие пациента на манипуляцию. Обеспечение прав пациента на информацию, осознанное участие пациента в исследовании.

 

2. Объяснить пациенту/члену семьи ход предстоящей подготовки к сбору мочи на исследование. Обеспечение достоверности результата исследования.

3. В амбулаторных условиях – объяснить пациенту, где взять лабораторную посуду.

В стационарных условиях – выдать пациенту баночку с этикеткой вечером накануне исследования.

4. Правильно оформить направление.

5. Инструктаж пациента:

• обучить пациента технике гигиенического ухода за наружными половыми органами (подмыванию). Туалет наружных половых органов должен быть тщательным с использованием одного из растворов (кипяченой воды, фурацилина, слабо-розового раствора перманганата калия);

• если у пациентки в это период менструация, рекомендовать ей прикрыть отверстие влагалища ватно-марлевым тампоном;

• обучить пациента технике сбора мочи: утром, после гигиенического ухода за наружными половыми органами, начать мочеиспускание в унитаз, затем в середине мочеиспускания собрать «среднюю порцию» струи мочи, затем мочеиспускание завершить в унитаз;

• в стационарных условиях емкость оставить в санитарной комнате в специальном контейнере;

• в амбулаторных условиях – дать пациенту направление, заполненное по форме; объяснить, куда и в какое время принести емкость с мочой. Условия для качественной подготовки пациента к исследованию

Примечание: инструктаж проводиться заранее накануне исследования.

4. Задать пациенту вопросы по алгоритму подготовки. Убедиться в правильности понятой информации.

5. Указать, к каким последствиям приведет нарушение рекомендаций медицинской сестры. Ошибочные результаты затруднят диагностику и лечение.

6.Надеть средства индивидуальной защиты. Провести гигиеническое мытье рук с мылом, надеть перчатки. Соблюдение инфекционной безопасности.

7. Своевременно (до 9 часов утра) доставить собранный материал в клиническую лабораторию. Условие своевременного исследования.

8.Снять использованные перчатки, вымыть и осушить руки. Соблюдение инфекционной безопасности.

9. Полученные из лаборатории результаты подклеить в историю болезни (амбулаторную карту). Обеспечение преемственности и формирование банка данных.

 

ПОДГОТОВКА ПАЦИЕНТА К БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ МОЧИ

 

ЦЕЛЬ:

• обеспечить качественную подготовку к исследованию и своевременное получение результата.

 

ПОКАЗАНИЕ:

• определение характера и интенсивности бактериурии;

• определение степени микробной обсемененности почек.

 

ОСНАЩЕНИЕ:

• стерильная сухая лабораторная банка с крышкой (берут в бактериологической лаборатории);

• направление на исследование;

• мыло жидкое;

• одноразовые полотенца для рук персонала;

• контейнер для транспортировки биологических жидкостей.

 

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ:

• доставка емкости с мочой должна осуществляться немедленно;

• если доставить мочу немедленно невозможно, то емкость можно хранить в холодильнике при температуре +40С не более суток;

• стерильным катетером моча берется только в тех случаях, когда катетеризация мочевого пузыря проводится по соображениям урологического диагностического исследования.

 

ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ:

 

Этапы манипуляции Обоснование необходимости

1. Накануне объяснить пациенту/члену семьи цель и необходимость предстоящего исследования и получить информированное согласие пациента на манипуляцию. Обеспечение права пациента на информацию, осознанное участие пациента в исследовании.

 

2. Объяснить пациенту/члену семьи ход предстоящей подготовки к сбору мочи на исследование. Обеспечение достоверности результата исследования.

3. Материал рекомендуется брать до начала антибактериальной терапии или в интервалах между курсами лечения. Обеспечение достоверности результата исследования.

4. В амбулаторных условиях – объяснить пациенту, где взять лабораторную посуду.

В стационарных условиях – вечером накануне исследования выдать пациенту лабораторную посуду с этикеткой.

5. Правильно оформить направление.

6. Инструктаж пациента:

• обучить пациента технике гигиенического ухода (подмыванию). Туалет наружных половых органов должен быть тщательным, с использованием одного из растворов (кипяченой воды, фурацилина, слабо-розового раствора перманганата калия);

• обучить пациента технике сбора мочи: утром, после гигиенического ухода за наружными половыми органами, начать мочеиспускание в унитаз, затем в середине мочеиспускания собрать «среднюю порцию» струи мочи в количестве 3-5 мл, затем мочеиспускание завершить в унитаз;

• указать пациенту, что посуда стерильная, поэтому она должна оставаться открытой как можно меньше;

• пациент не должен прикасаться к внутренним поверхностям стерильной емкости и стерильной крышки;

• крышка кладется на чистую салфетку внутренней поверхностью вверх;

• в стационарных условиях емкость нужно отдать в руки медсестре;

• в амбулаторных условиях – дать пациенту направление, заполненное по форме; объяснить, куда и в какое время принести емкость с мочой. Условия для качественной подготовки пациента к исследованию.

7. Задать пациенту вопросы по алгоритму подготовки. Убедиться в правильности понятой информации.

8. Указать к каким последствиям приведет нарушение рекомендаций медицинской сестры. Ошибочные результаты затруднят диагностику и лечение.

9.Надеть средства индивидуальной защиты, провести гигиеническое мытьё рук с мылом и одеть перчатки. Обеспечение инфекционной безопасности.

10. Своевременно доставить собранный материал в бактериологическую лабораторию. Условие своевременного исследования.

11.Провести дезинфекцию контейнера, снять перчатки. Вымыть и осушить руки. Обеспечение инфекционной безопасности.

12. Полученные из лаборатории результаты подклеить в историю болезни (амбулаторную карту). Обеспечение преемственности в лечении и формирование банка данных.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУТОЧНОГО ДИУРЕЗА

 

ЦЕЛЬ:

• обеспечить качественную подготовку к исследованию и своевременное получение результата.

 

ПОКАЗАНИЕ:

• определение функции почек и ряда других органов (сердца, печени, гипофиза).

 

ОСНАЩЕНИЕ:

• градуированный мочеприемник (либо градуированная 3-х литровая банка);

• листок учета выпитой жидкости;

• температурный лист с графой «суточный диурез».

 

ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ:

 

Этапы манипуляции Обоснование необходимости

1. Накануне объяснить пациенту/члену семьи цель и необходимость предстоящего исследования и получить информированное согласие пациента на манипуляцию. Обеспечение права пациента на информацию, осознанное участие пациента в исследовании.

 

2. Объяснить пациенту/члену семьи ход предстоящей подготовки к сбору мочи на исследование. Обеспечение достоверности результата исследования.

3. Инструктаж пациента:

• в 8 часов утра помочитесь в унитаз, и далее в течение суток всю мочу собирайте в мочеприемник, и выливайте в унитаз, только предварительно определив и записав количество выделенной мочи;

• последний раз помочитесь в мочеприемник в 8 часов утра следующего дня;

• листочек с записями отдайте медицинской сестре;

• необходимо также фиксировать количество потребляемой за сутки жидкости (первые и третьи блюда, овощи и фрукты, вводимые парентеральные растворы). Примечание: инструктаж пациента проводиться заранее накануне исследования. Исследование проводиться в течение суток, как правило, с 8.00 утра до 8.00 утра следующего дня.

4. Если пациент находится на постельном режиме, то фиксирование количества выделенной мочи проводит медицинская сестра. Она же опорожняет и дезинфицирует мочеприемник.

5. Полученные данные зафиксировать в температурном листе в графе «суточный диурез». Например:

Иванов И.П.

Дата Суточный диурез

17/3 2000 мл

18/3 2300 мл

19/3 1800 мл Обеспечение преемственности и формирование банка данных.

Примечание: в температурном листе в соответствующих графах отмечают также массу тела пациента до исследования и в его конце для выявления скрытых отеков.

 

Примечание: диурез – это процесс образования и выделения мочи. Общее количество мочи, выделяемое за сутки (суточный диурез), колеблется от 1000 до 2000 мл, составляя в среднем 1,5 л. Соотношение между потребляемой за сутки жидкостью и суточным диурезом носит название водного баланса. Суточное количество выделенной мочи должно составлять 70 – 80% всей потреблённой пациентом за сутки жидкости.

Быстрое нарастание массы тела и уменьшение выделения мочи по сравнению с количеством выпитой жидкости указывает на наличие отеков в организме пациента.

 

ПОДГОТОВКА ПАЦИЕНТА К ОБЩЕМУ КОПРОЛОГИЧЕСКОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ

 

ЦЕЛЬ:

• обеспечить качественную подготовку к исследованию и своевременное получение результата.

 

ПОКАЗАНИЯ:

• определение переваривающей способности различных отделов пищеварительного тракта.

 

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ: нельзя использовать кал

• после клизмы;

• после применения ректальных свечей;

• после приема слабительных средств;

• во время диареи;

• в первые 2-3 дня после рентгенологического исследования ЖКТ с введением сернокислого бария.

 

ОСНАЩЕНИЕ:

• чистая сухая лабораторная емкость с крышкой и этикеткой;

• одноразовый деревянный шпатель (петля), судно;

• перчатки нестерильные;

• направление на исследование;

• мыло жидкое;

• одноразовые полотенца для рук персонала;

• контейнер для транспортировки биологического материала.

 

ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ:

 

Этапы манипуляции Обоснование необходимости

1. Накануне объяснить пациенту/члену семьи цель и необходимость предстоящего исследования и получить информированное согласие пациента на манипуляцию. Обеспечение права пациента на информацию, осознанное участие пациента в исследовании.

 

2. Объяснить пациенту/члену семьи ход предстоящей подготовки к сбору кала на исследование. Обеспечение достоверности результата исследования.

3. В амбулаторных условиях – объяснить пациенту, где взять лабораторную посуду.

В стационарных условиях – выдать пациенту емкость с крышкой и этикеткой, шпатель. Примечание: лабораторная емкость готовится и выдается пациенту заранее накануне исследования.

4. Правильно оформить направление.

5. Инструктаж пациента:

• за 4-5 дней до исследования врачом может быть назначена диета Шмидта или Певзнера;

• за 2 дня до исследования отменить медикаменты, примеси которых мешают микроскопическому исследованию и влияют на внешний вид каловых масс, а также усиливают перистальтику кишечника (слабительные, бария сульфат, препараты висмута, железа, активированный уголь ректальные свечи);

• собирать кал лучше утренний непосредственно после дефекации в чистую, сухую лабораторную посуду;

• кал не должен содержать посторонние примеси (мочу, воду, дезинфицирующие средства);

• из судна (горшка) деревянным шпателем или петлей взять 10-20 г каловых масс из разных мест и переложить в емкость.

Примечание: из унитаза кал брать нельзя!

• в случае невозможности доставить материал в лабораторию сразу, его можно хранить в холодильнике при температуре +3+40С не более 8 часов;

• в стационарных условиях – емкость оставить в санитарной комнате в специальном контейнере;

• в амбулаторных условиях – дать пациенту направление, заполненное по форме; объяснить, куда и в какое время принести емкость с калом. Условия для качественной подготовки пациента к исследованию

Примечание: инструктаж пациента

проводится заранее.

Диеты Ф. Шмидта и М.И.Певзнера содержат точно дозированные определенные наборы продуктов.

Диета Ф. Шмидта щадящая, общая энергетическая ценность диеты: 2250 ккал. При ее соблюдении в условиях нормального пищеварения пищевые остатки в кале не обнаруживают.

Диета М.И. Певзнера основана на максимальной для здорового человека пищевой нагрузке. Общая энергетическая ценность диеты: 3250 ккал. В кале здорового человека находят большое количество непереваренной клетчатки и немного мышечных волокон.

6. Задать пациенту вопросы по алгоритму подготовки. Убедиться в правильности понятой информации.

7. Указать к каким последствиям приведет нарушение рекомендаций медицинской сестры. Ошибочные результаты затруднят диагностику и лечение.

8.Надеть средства индивидуальной защиты. Провести гигиеническое мытьё рук с мылом. Надеть перчатки. Обеспечение инфекционной безопасности.

9. Своевременно (до 9 часов утра) доставить емкость с материалом и направ<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: