Свойства производственной функции




Рис. 2.8. Угловое равновесие потребителя

 

 

В приведенном примере угловое равновесие может превратиться во внутреннее, если значительно уменьшатся цены на пирожки или значительно возрастут цены на котлеты. Если же потребитель вообще не будет хотеть отказываться от котлет ради пирожков, то кривая безразличия будет иметь вид вертикальной прямой, и переход от углового равновесия ко внутреннему будет вообще невозможный.

Исключительно угловой равновесие потребителя будет и в том случае, когда один с товаров является антиблагом, то есть имеющим отрицательное значение полезности для потребителя. В этом случае изменится сам характер кривой безразличия: вместо убывающей она станет возрастающей. Например, какое-либо заболевание вообще не позволяет потреблять мясо. Тогда для потребителя предпочтительнее будет тот набор, где меньше котлет, а равновесие (максимизация полезности) будет достигаться в точке, отвечающей максимальному количеству пирожков, которое позволяет приобрести его бюджет. Ведь потребитель никогда добровольно не приобретет антиблаго. Заметим, что практически каждый товар может превратиться на антиблаго, когда он становится доступным в таком количестве, что полностью удовлетворяет потребности потребителя. Точка, в которой потребитель перестает рассматривать дополнительное потребление как такое, что приносит ему пользу, называется точкой насыщения.


 


 

Равновесие потребителя, изображенное на рисунке 55, называется внутренним, поскольку точка оптимума (B2) лежит «внутри» графического двумерного пространства товаров. Hо бывают случаи, когда бюджетная линия и кривая безразличия имеют разный наклон на всем их протяжении и точка касания их вообще отсутствует. Тогда оптимальное решение определяется положением, наиболее близким к касанию, и называется угловым. Оно определяется пересечением бюджетной прямой одной из осей координат и кривой безразличия (рис.56).


 

 

18. Кривая «цена-потребление». Представление кривой спроса для различных категорий товаров. Парадокс Гиффена.

Кривая «цена—потребление». Мы убедились, что при изменении цены одного из двух товаров меняется поведение потребителя. Этот процесс может быть проиллюстрирован при помощи так называе­мой кривой «цена—потребление».

На рис. 2 изображены кривые безразличия I1, I2, I3, I4. Также отмечены повороты бюджетной линии в соответствии с изменени­ем цены товара X. Каждая бюджетная линия имеет свою собствен­ную точку касания с определенной кривой безразличия. Это точки А, В, С и D. Каждая точка касания характеризует оптимальный вы­бор потребителя, наиболее рациональную комбинацию двух това­ров (структуру потребления), которая при данном уровне дохода и при данных уровнях товарных цен максимизирует полезность по­требителя. Соединив точки рационального выбора А, В, С, D, по­лучим кривую, называемую кривой «цена—потребление» (рис. 2).

Рис. 2. Кривая «цена—потребление»

Кривая «цена—потребление» показывает, как меняется опти­мальный уровень потребления двух товаров при изменении цены одного из них.

Парадокс Гиффена - увеличение (уменьшение) объема спроса на благо при повышении (понижении) его цены, объясняющееся тем, что эффект дохода превышает эффект замены

 

19. Кривая «доход-потребление». Представление кривых Энгеля для различных категорий товаров.


Увеличение денежного дохода означает смещение бюджетной линии вправо вверх. Аналогичный результат может быть достигнут при снижении цен обоих продуктов, что также означает увеличение реального дохода.При уменьшении денежного дохода или росте цен бюджетная линия смещается влево вниз.

С ростом реального дохода бюджетное ограничение сдвигается последовательно в положение В12, В3, …, Вn. Точки касания кривых безразличия с бюджетными ограничениями показывают последовательные положения равновесия потребителя в соответствии с ростом его дохода (рис.4.3).

Эта кривая, названная Дж. Хиксом«доход-потребление», в американской литературе получила название кривой уровня жизни. Если кривая «доход-потребление» - луч, выходящий из начала координат под углом 45°, это значит, что с ростом дохода потребитель в одинаковой пропорции увеличивает потребление и блага Х, и блага У. Если же покупки увеличиваются непропорционально, то изменяется угол наклона кривой


 

 

 

Кривая на рис. отображает зависимость величины спроса QD товара Х

от дохода Y. Подобная кривая соответствует неэластичным нормальным

товарам: приращения Y превосходят приращения QDx. Речь идет о

товарах первой необходимости, потребление которых мало меняется в зависимости

от уровня дохода потребителей.

Кривая на рис. 46 характерна для эластичных (Ly>l) товаров. Такими

товарами являются чаще всего предметы роскоши, недоступные для семей с доходами

ниже Y '. Если доход достигает величины Y ', то по мере роста

Y приращения QDx значительно превосходят приращения Y, и кривая

резко поднимается вверх.

Кривая на рис. описывает некачественные товары: до тех пор, пока

доход не достигает величины Y ", потребление таких товаров растет, а

затем, по мере повышения достатка потребителей, QD подобных товаров

сокращается.

По Энгелю все блага можно разделить на три категории:

1. Блага, на которые увеличение (уменьшение) спроса превышает увеличение

(уменьшение) дохода, называются предметами роскоши ED>1.

2. Блага, спрос на которые с ростом доходов снижается, называются

низкокачественными товарами 0<ED<1.

3. Блага, кривая спроса на которые при увеличении дохода (выше среднего)

становится более пологой, называются нормальными товарами ED

<0.

Итак, кривая Энгеля – это кривая, показывающая величину расходов на товары в

зависимости от роста дохода, она полезна при определении степени влияния на

спрос дохода и изменений в относительных ценах.

При построении кривых Энгеля, в отличие от кривых спроса и предложения,

ценовой параметр откладываем по горизонтальной оси, а количество товара, на

который предъявляется спрос—по вертикальной (рис. 4).


20. Понятие о реальном и номинальном доходах потребителя. Эффект дохода и замещения: понятие.

доходы потребителей - общая сумма денег, которая поступает к потребителю в виде заработной платы, ренты, процентов от предпринимательской прибыли, за определенный период. Покупательская способность каждого потребителя напрямую зависит от уровня его дохода по причине того, что все блага потребления потребитель как бы выменивает на деньги, а это значит, что он всегда ограничен уровнем своего дохода.

Реальным доходом называется то количество товаров и услуг, которое можно приобрести на денежную сумму номинального дохода. Реальный доход находится в зависимости от объёма конечных доходов (то есть номинальный доход минус подоходный налог) и имеющегося на нынешний день уровня цен на услуги и товары. Иными словами, реальный доход равен объёму конечных доходов, разделенному на индекс потребительских цен.

Номинальным доходом называется доход, который исчисляется чисто в денежном выражении, не учитывая покупательную способности денег, уровень цен и инфляцию. Основными источниками номинального денежного дохода потребителя являются заработная плата, пенсии, стипендии, пособия и прочие социальные государственные выплаты; доходы от предпринимательской и иных видов деятельности; так же доходы от собственности (проценты на денежный капитал, плата за аренду дачи, дома, квартиры, выплаты по ценным бумагам).

Эффект дохода

Возникает вследствие того, что при снижении цены одного из благ потребительской корзины покупатель может предъявить возросший спрос при прежней величине дохода, а при повышении цены на товар вынужден будет снизить спрос при прежнем доходе. Как правило, при повышении цены товара потребитель в силу эффекта дохода приобретает больше относительно дешевых товаров-заменителей и меньше – дорогих.

Эффект замещения

Указывает на то, что при изменении соотношения цен товаров потребитель замещает относительно подешевевшим товаром другие блага, которые относительно подорожали. При этом цена одного из товаров потребительской корзины может оставаться неизменной: если дорожает первый товар, второй относительно дешевеет, если первый товар абсолютно дешевеет, второй относительно дорожает.

Общий эффект, определяющий решение потребителя при изменении цены одного из товаров потребительской корзины – сумма эффектов дохода и эффекта замещения.

Эффект дохода и эффект замещения впервые исследовали Дж.Хикс и Е.Слуцкий, которые по-разному оценивали их величину в общем эффекте. По Хиксу реальный доход можно считать неизменным, если при новом соотношении цен потребитель располагает доходом, который обеспечивает достижение прежнего уровня общей полезности. В трактовке Слуцкого неизменность реального дохода означает возможность при новом соотношении цен приобрести набор благ, соответствующий рациональному выбору при старом соотношении цен.

 

21. Производственная функция: понятие, свойства. Производственный выбор в краткосрочном периоде. Закон убывающей производительности факторов.

Производственная функция — технологическая зависимость между затратами ресурсов и выпуском продукции.


Свойства производственной функции

Экономическая теория предполагает, что при данной технологии производственная функция обладает свойствами, определяющими соотношение между объемом выпуска и количеством используемых факторов. Хотя производственные функции различны для разных видов производств, все они обладают общими свойствами.

1. Существует предел для увеличения объема производства, которое может быть достигнуто увеличением затрат одного ресурса при прочих равных условиях. Прирост производства, который может быть достигнут от прироста рабочих, очевидно, будет приближаться к нулю. Действительно, можно достигнуть такой точки, когда каждый новый рабочий на фабрике будет способствовать скорее сокращению, а не увеличению выпуска продукции! Это может произойти, если рабочий не будет обеспечен оборудованием для работы, и его присутствие будет мешать работе других рабочих и снижать их эффективность.

2. Существует определенная взаимная дополняемость (комплементарность) факторов производства, но без сокращения объема производства возможна и определенная взаимозаменяемость этих факторов. Работники выполняют свою работу более эффективно, если они снабжены всеми необходимыми инструментами. Точно так же инструменты могут оказаться бесполезными в том случае, если работники не будут обладать необходимой для их применения квалификацией. Тем не менее, в производстве возможно заменить один ресурс на другой. Например, данное количество и качество мебели может быть произведено высокомеханизированным способом или при использовании меньшего количества капитала и большего количества труда.

Существует, тем не менее, предел того, насколько труд может быть замещен большим количеством капитала, не вызывая сокращения выпуска продукции. И, напротив, существует предел использования ручного труда без применения оборудования. Например, на фабрике можно сократить применение машин и увеличить количество ручного труда. Однако при меньшем количестве машин и большем количестве рабочих на фабрике для замещения каждого часа работы машин потребуется большее количество рабочих часов.

Отдача от масштаба выражает реакцию объема производства продукции на пропорциональное изменение количества всех факторов производства.


 

Закон убывающей отдачи. Любой производственный процесс обладает той характерной особенностью что если при данном количестве по­стоянного фактора наращивать применение переменного фактора, то производственный выпуск обязательно достигнет максимума и (* Поскольку речь идет о единичных изменениях фактора, то и изме­нение общего продукта должно измеряться в физических единицах, т.е. MPL=F(K,L+1)-F(K,L).) начнет снижаться. Это обусловлено изменениями в отдаче от пере­менного фактора. На первоначальном этапе, когда в производстве задействовано незначительное количество переменного фактора, каждая дополнительная единица последнего оборачивается ростом предельного продукта от этого фактора. Однако по мере увеличения применения переменного фактора рост его предельного продукта приостанавливается, а затем начинает снижаться. Указанная зави­симость получила название закона убывающей отдачи, или убываю­щей предельной производительности.

По мере увеличения применения переменного фактора при фиксации остальных всегда достигается точка, с которой использование допол­нительного количества переменного фактора ведет к постоянно снижающемуся приросту продукта, а затем и к его абсолютному снижению

Причина действия закона убывающей отдачи кроется в наруше­нии сбалансированности в производстве между постоянными и пе­ременными факторами. Низкая эффективность при слабой загрузке оборудования может быть повышена за счет вовлечения в производ­ство дополнительного количества переменного фактора, что приве­дет к увеличению выработки в возрастающей степени. Напротив, из­лишняя загрузка оборудования приведет к падению эффективности и снижению выпуска.

Действие закона убывающей отдачи позволяет сделать ряд важ­ных выводов:

 


  • Во-первых, всегда существует область затрат, когда их увели­чение не ведет к снижению совокупного продукта (все первые частные производные положительны), называемая экономи­ческой областью.

  • Во-вторых, в условиях краткосрочного периода, когда хоть
    один из факторов производства остается фиксированным, всегда существует точка, с которой увеличение переменного фактора ведет к снижению его предельного продукта.

  • В-третьих, в рамках экономической области существует точ­ка, с которой дальнейшее увеличение применения переменного фактора приводит к снижению объема выпуска.


Действие закона убывающей производительности фактора ука­зывает на то, что возможности увеличения выпуска при фиксации хоть одного фактора ограничены. При этом следует иметь в виду, что: а) закон применим только к условиям краткосрочного периода; б) ин­тенсивность действия закона обусловлена особенностями техноло­гии и в каждом производстве различна. Применение более прогрес­сивной технологии (рис.1), позволяющей получить в рамках крат­косрочного периода больший выпуск при том же (а) или меньшем (б)количестве фактора, отнюдь не означает отмены действия закона убы­вающей отдачи, а всего лишь изменяет характер его влияния.

Краткосрочный период - период, в те­чение которого хоть один фактор производства остается неизменным. Долгосрочный период - период, в течение которого могут быть изме­нены все факторы производства. Переменные факторы - это ресур­сы, количества которых могут быть изменены в рамках краткосроч­ного периода. Постоянные факторы - это ресурсы, количества кото­рых не могут быть изменены в рамках краткосрочного периода. Сле­дует обратить внимание, что хотя определения краткосрочного и дол­госрочного периодов связаны со временем, их экономическое содер­жание обусловлено не временем, а реальными изменениями структу­ры производства. Поэтому в силу технологических особенностей раз­ных производств временные рамки краткосрочного или долгосрочно­го периодов для каждого из них могут значительно различаться.

Функция производства краткосрочного периода показывает выпуск А который может осуществлять фирма путем изменения количества переменного фактора, при данном количестве постоянных факторов.

Главная задача анализа производственного выбора в краткосроч­ном периоде - определить влияние изменений каждого отдельного переменного фактора на объем выпуска продукции, т.е. выявить его эффективность. Для этого используются показатели совокупного, среднего и предельного продуктов от переменного фактора, считая влияние остальных фиксированным.

 


22. Производственный выбор в долгосрочном периоде: замещение факторов производства. Выбор оптимального размера производства. Эффект масштаба.

В долгосрочном периоде фирма имеет возможность не только ком­бинировать факторы производства, но и изменять количество приме­няемых факторы, то есть изменять масштабы производства. Измене­ние факторов в одной и той же пропорции может привести к различ­ным результатам. Соотношение между относительным изменением ве­личины затрат факторов производства и относительным изменением объема выпуска называется эффектом масштаб. В зависимости от характера изменения указанного соотношения различают положитель­ный, постоянный и отрицательный эффект масштаба (рис. 10).

При увеличении в одинаковой пропорции всех производственных факторов эффективность производства может вырасти, остаться неизменной или снизиться, что выражается в характере эффекта масштаба

Положительный (растущий) эффект масштаба - свойство про­изводственного процесса, выражающееся в том, что объем выпуска увеличивается в большей пропорции, чем затраты факторов - F(aX) < aF(X).

(*Для функции Кобба-Дугласа Q = АаL." при (а + р) = 1 постоянный эффект масштаба; при (а + Р) > 1 - растущий; при (а + р) < 1 - снижа­ющийся.)

Постоянный (неизменный) эффект масштаба - свойство произ­водственного процесса, выражающееся в том, что объем выпуска изме­няется в той же пропорции, что и затраты факторов - F(aX) = aF(X).

Отрицательный (снижающийся) эффект масштаба - свойство производственного процесса, выражающееся в том, что объем выпус­ка увеличивается в меньшей пропорции, нежели затраты факторов производства - F(aX) > aF(X).

Сохранение неизменности соотношения факторов производства для любого уровня выпуска позволяет проследить проявление эф­фекта масштаба, анализируя карту изоквант. Если при одной и той же пропорции увеличения объема выпуска изокванты сближаются, это свидетельствует о положительном эффекте масштаба; если они расходятся, то имеет место отрицательный эффект масштаба, если сохраняют шаг - постоянный (рис. 11).

Рис. 10. Действие эффекта масштаба Рис. 11.Характеристика эффекта

масштаба по карте изоквант



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: