ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА




Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Саратовский государственный аграрный университет имени Н. И. Вавилова»

 

 

Санникова М. О.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«АУДИТ»

 

Для студентов 3 курса

Направление подготовки

Экономика

Профиль подготовки

Финансы и кредит

 

 

Саратов 2016


УДК 657.6 (076)

ББК 65

С 18

 

С18 Санникова М. О. Методические указания по выполнению курсовых проектов по дисциплине «Аудит» для студентов обучающихся по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» / М. О. Санникова. – Саратов, 2016.     УДК 657.6 (076) ББК 65

 

 

© Санникова М. О., 2016

© ФГБОУ ВО «Саратовский ГАУ», 2016


 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 4

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА.. 4

СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОГО ПРОЕКТА.. 5

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРОЕКТА.. 13

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 18

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 24


 

ВВЕДЕНИЕ

Курсовые проекты являются неотъемлемой частью учебного процесса. Они дают студентам возможность закрепить и углубить теоретические знания, приобрести практические навыки самостоятельных научных исследований, которые окажут помощь в подготовке и защите выпускной квалификационной работы.

В современных условиях сложившегося рынка аудиторских услуг перед субъектами аудиторской деятельности стоят задачи повышения конкурентоспособности своих услуг. Решение этих задач лежит в области повышения качества проверок, сокращения трудозатрат и уменьшения риска ошибок при формулировании заключения, обеспечения урегулирования реальных и потенциальных конфликтов между аудиторской организацией и аудируемыми лицами, между аудиторской организацией и контролирующими органами, обеспечения общей эффективности функционирования аудиторских фирм как предпринимательских структур. Одним из актуальных направлений развития аудита является совершенствование методик проведения аудиторских проверок, которые должны учитывать и отражать специфику экономической среды и рынка аудиторских услуг. Получение и закрепление знаний и навыков в этой области является одним из важнейших факторов при подготовке квалифицированных кадров в области бухгалтерского учета, анализа и аудита, чему в немалой степени способствует выполнение студентами курсового проекта по дисциплине «Аудит».

 

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

Процесс подготовки курсового проекта должен состоять из следующих этапов:

- обоснованный выбор актуальной темы курсового проекта;

- работа с литературными источниками и нормативными документами по теме исследования;

- формирование плана курсового проекта;

- выполнение курсового проекта на примере конкретного хозяйствующего субъекта.

Выбор темы исследования – ответственный этап подготовки курсового проекта. Опыт показывает, что правильно выбранные тема и объект изучения во многом предопределяют его успешное написание и способствуют проявлению интереса студента к научной работе.

Тему курсового проекта студент выбирает самостоятельно или вместе с руководителем. При выборе темы студенту следует учесть свои научные интересы, опыт работы в научных кружках, знание специальной литературы. Студент может сам предложить тему исследования, не включенную в примерную тематику (приложение А), исходя из его научных интересов.

Для закрепления темы курсового проекта студент должен сообщить название темы ответственному преподавателю кафедры и научному руководителю. Фамилия научных руководителей сообщается студентам заранее.

Перед составлением плана курсового проекта студент должен ознакомиться с основными литературными источниками и нормативными документами, позволяющими разобраться в важнейших вопросах темы. Подбор литературы производится самостоятельно. При этом следует пользоваться предметным и алфавитным каталогами библиотек, библиографическими справочниками, электронными и сетевыми ресурсами.

Выполняя курсовой проект, студент должен как можно шире привлекать новейшую информацию, относящуюся к теме его исследования. В перечень подбираемой литературы включаются законодательные и нормативные документы, монографические и методические работы отечественных и зарубежных авторов по избранной теме, статьи из научных и научно-практических журналов. Всю отобранную литературу целесообразно фиксировать на отдельных карточках. Список источников по изучаемой теме должен быть согласован с руководителем.

В каждом курсовом проекте должны быть разработаны современные и перспективные теоретические и практические вопросы темы исследования. План курсового проекта включает в себя перечень глав, составленный в определенном порядке, и развернутый перечень вопросов, которые должны быть освещены в работе (приложение Б).

План курсового проекта может составляться студентом самостоятельно с учетом замысла и индивидуального подхода. Ознакомившись с литературой по исследуемой теме, студент представляет предварительный план курсового проекта руководителю, который консультирует, помогает более четко определить структуру и логику изложения намеченных вопросов. После обсуждения проекта студент самостоятельно составляет окончательный вариант плана и согласовывает его с научным руководителем.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

Во введении к курсовому проекту раскрывается актуальность темы с указанием степени ее важности в настоящее время для решения определенных проблем. В частности, необходимо обосновать насущность повышения достоверности отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности информации об остатках и оборотах по счетам в соответствии с избранной темой работы.

Формулировка цели исследования должна являться логичным продолжением доказательства актуальности рассматриваемой проблемы и отражать планируемый результат научного поиска. Цель проекта, ориентированная на примерный план, рекомендуемый в настоящем издании, должна содержать указание на совершенствование методического обеспечения аудиторских проверок отдельных объектов.

Достижение поставленной цели должно обеспечиваться с помощью задач исследования, которые также подлежат раскрытию во введении к проекту. Они указываются в логичной последовательности, позволяющей поэтапно и полно провести исследование, результаты которого подтверждали бы обоснованность и достоверность сделанных утверждений и выводов. Необходимо учитывать, что план проекта должен отражать задачи, сформулированные во введении в соответствии с указанными принципами.

Необходимыми элементами вводной части проекта являются объект и предмет исследования. При их описании надо учитывать, что объект исследования – процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения, предмет исследования – все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования. В соответствии с этим в курсовом проекте в качестве объекта исследования может быть указано проведение аудиторских проверок определенного вида имущества, обязательств или операций хозяйствующего субъекта (в зависимости от избранной темы), а в качестве предмета исследования – методическое обеспечение соответствующей работы аудиторов и его совершенствование.

Также во введении перечисляются применяемые в процессе работы методы исследования. Перечень некоторых методов и приемов экономических исследований приведен в приложении В.

Первая глава курсового проекта посвящена исследованию теоретических основ проведения аудиторских проверок. Материал первой главы должен быть сформирован на основе изучения студентом различных источников по избранной проблематике (законодательных актов, учебно-методической литературы, научных статей, методических рекомендаций и пр.), их переработки и изложения авторского видения современного содержания основ организации пообъектных аудиторских проверок. Работа с литературой должна подтверждаться ее кратким анализом с обязательным указанием источников (с помощью ссылок на соответствующую позицию списка литературы).

Первый параграф должен содержать авторской определение цели и задач аудиторской проверки отдельного объекта в соответствии с темой работы, при этом сформулированные задачи должны обеспечивать полное достижение цели. Кроме этого в параграфе указывается детальный перечень источников информации, используемых для проведения проверки. Среди них должны быть указаны документы системы нормативного регулирования учета и аудита, включая акты федерального, отраслевого, внутрифирменного (например, учетная политика) уровней, а также данные информационных систем аудируемого лица, в том числе связанных с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, перечень документов первичного и сводного учета, регистров аналитического и синтетического учета, форм бухгалтерской (финансовой) отчетности).

Во втором параграфе первой главы приводится описание методики проведения аудиторской проверки, которое должно включать указание на особенности организации и проведения проверки по данному направлению, состав и последовательность применения аудиторских процедур, прочие аспекты.

Вторая глава проекта предназначена для характеристики организации, на примере которой проводится исследование, в целях достижения понимания ее деятельности в соответствии с требованиями Федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности» [7].

Первый параграф второй главы посвящен описанию особенностей деятельности организации, к которым в соответствии с указанным стандартом относят:

1. Отраслевые, правовые и другие внешние факторы, влияющие на деятельность организации, включая применяемые способы ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности. Эти факторы включают следующие отраслевые особенности: конкуренция в отрасли, взаимоотношения с поставщиками и покупателями, изменения в технологии производства, экологические требования, оказывающие влияние на отрасль и аудируемое лицо, применяемые способы ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности, требования нормативных правовых актов, в том числе регулирующих сферу деятельности организации, сложившиеся общие экономические условия.

2. Характер деятельности аудируемого лица, включая выбор и применение учетной политики. Особенности деятельности организации характеризуются осуществляемыми хозяйственными операциями, формой собственности и способом управления, видом финансовых вложений, которые она осуществляет, ее структурой и источником финансирования, выбранной и применяемой учетной политикой.

3. Цели и стратегические планы аудируемого лица.

Финансово-экономическая характеристика исследуемого предприятия, приводимая во втором параграфе второй главы, должна включать анализ набора показателей, который позволяет всесторонне оценить деятельность организации за последние три года. При этом рекомендуется использовать показатели имущественного положения, ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой активности, показатели динамики и структуры финансовых результатов. Кроме того необходимо провести анализ динамики и эффективности использования определенного вида имущества, обязательств или операций в соответствии с заявленной темой курсового проекта.

В третьем параграфе второй главы описание системы внутреннего контроля исследуемого предприятия должно проводиться в соответствии с рекомендациями ФПСАД № 8, с особым выделением тех аспектов, которые имеют отношение к теме курсового проекта. Характеризоваться должны следующие элементы системы внутреннего контроля предприятия:

1) контрольная среда;

2) процесс оценки рисков;

3) информационная система, в том числе связанная с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности;

4) контрольные действия;

5) мониторинг средств контроля.

Третья глава проекта посвящена совершенствованию методического обеспечения проведения аудиторских проверок, в частности разработке внутренних регламентов аудиторских фирм, направленных на унификацию и повышение качества работы аудиторов. Указанные регламенты должны учитывать особенности деятельности потенциальных аудируемых лиц, организацию и функционирование системы внутреннего контроля, сложившуюся учетную практику. Изучение фактического материала исследуемого предприятия (что отражено во второй главе) должно обеспечить учет этих моментов при разработке методических рекомендаций по проведению проверок.

В первом параграфе третьей главы необходимо обосновать направления совершенствования методического обеспечения аудита. В частности, может быть разработано такое направление, как создание аудиторскими организациями внутренних инструктивных материалов, регламентирующих порядок контрольных мероприятий в отношении отдельного объекта аудита. При этом необходимо доказать их эффективность, раскрыть их содержание, определить порядок разработки, утверждения, внедрения.

Во втором параграфе третьей главы приводится описание разработанных методических рекомендаций аудиторской проверки (формальный текст этого документа должен быть представлен в приложении к работе). Разработанный регламент должен иметь наименование «Методические рекомендации по проведению аудиторских проверок материально-производственных запасов» (переменная часть, изменяется в зависимости от формулировки темы и объекта исследования). При осуществлении каждого вида работы аудитора, целью которой является проверка достоверности отражения в отчетности определенной категории средств, источников их формирования или вида операций, действия должны осуществляться в определенной последовательности, что отражается в методических рекомендациях. Исходя из этого, ниже представлена рекомендуемая структура документа с пояснениями.

1. Общие положения

2. Цель, задачи аудита

3. Источники информации при проведении проверки

4. Программа аудита

5. Процедуры подготовки проверки и тестирование средств внутреннего контроля

5.1. Тестирование средств внутреннего контроля

5.2. Выявление приоритетных направлений проверки исходя из особенностей деятельности организации, отбор специфических элементов генеральной совокупности

5.3. Построение аудиторской выборки

5.4. Проверка начальных остатков по счетам

6. Процедуры, выполняемые в ходе проверки по существу, для подтверждения предпосылок подготовки отчетности

7. Заключительные процедуры

7.1. Анализ ошибок, выявленных в ходе проверки и их влияния на достоверность бухгалтерской отчетности

7.2. Формирование мнения аудитора о достоверности показателей бухгалтерской отчетности

1. Общие положения. В этом разделе могут быть указаны регламентирующие параметры (ссылка на российские или международные стандарты, использованные при разработке), необходимость регламента, определение его основных терминов и понятий, сферы применения, его назначение и конкретные проблемы, решение которых обеспечивается его применением.

2. Цель, задачи аудита. Основная цель и соответствующие задачи проведения проверки могут быть указаны в соответствии с материалом п. 1.1 курсового проекта.

В процессе проверки необходимо обеспечить получение аудиторских доказательств с целью подтверждения предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности. По тексту Федерального стандарта аудиторской деятельности «Аудиторские доказательства» (ФСАД 7/2011) [37] предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности – сделанные руководством аудируемого лица утверждения, отраженные в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Данные предпосылки включают в себя следующие элементы: существование, права и обязанности, возникновение, полнота, стоимостная оценка, точное измерение, представление и раскрытие. С учетом вышесказанного, задачи проверки должны быть сформулированы таким образом, чтобы их решение обеспечивало подтверждение всех предпосылок подготовки отчетности.

3. Источники информации при проведении проверки. Источники информации могут быть приведены в соответствии с п. 1.1 курсового проекта.

4. Программа аудита. Программа аудита составляется в соответствии с требованиями Федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности № 3 «Планирование аудита» [4] и определяет характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур. Программа должна обеспечивать решение поставленных задач и достижение цели проверки.

5. Процедуры подготовки проверки и тестирование средств внутреннего контроля. Эта часть методических рекомендаций регулирует проведение работ на подготовительном этапе проверки.

5.1. Тестирование средств внутреннего контроля. Целью тестов средств внутреннего контроля является получение аудиторских доказательств в отношении надлежащей организации и эффективности функционирования систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля [7], что должно быть учтено при разработке раздела 5.1. В этом разделе должны быть представлены соответствующие инструкции, а также рабочие документы, составляемые по результатам тестирования. При этом учитывается, что примерный перечень процедур внутреннего контроля, которые должны применяться на предприятии, включает:

- проверку наличия оправдательных и распорядительных документов для проведения хозяйственных операций;

- проверку правильности оформления первичных учетных документов и наличия разрешительных записей;

- арифметическую проверку правильности расчетов;

- проверку правильности корреспонденции счетов;

- проверку соответствия данных в первичных учетных документах бухгалтерским записям;

- инвентаризацию;

- сверку расчетов;

- выверку данных синтетического и аналитического учета;

- проверку соответствия отдельных статей бухгалтерской отчетности записям в Главной книге;

- проверку соблюдения утвержденного графика документооборота;

- физическое ограничение несанкционированного доступа лиц к активам, к документации и записям по бухгалтерским счетам;

- отслеживание изменений показателей финансово-хозяйственной деятельности организации, сравнение плановых (сметных) показателей с фактическими и выяснение причин существенных расхождений (отклонений);

- прочие.

Для формирования тестов, учитывая тематику проекта и, соответственно, проверяемый объект, необходимо из представленного списка выбрать и конкретизировать процедуры внутреннего контроля.

5.2. Выявление приоритетных направлений проверки исходя из особенностей деятельности организации, отбор специфических элементов генеральной совокупности. Исходя из особенностей деятельности аудируемого лица, проверяющими выявляются приоритетные направления проверки, риск ошибок для которых, в общем случае, достаточно велик. Это могут быть операции, наиболее существенные по объему, операции, не связанные с основной деятельностью организации, операции, по которым предусмотрен особый порядок ведения бухгалтерского учета. Регламентация этих действий и перечень таких направлений должны содержаться в разделе 5.2.

Здесь же указываются и конкретизируются в зависимости от объекта проверки принципы отбора специфических элементов генеральной совокупности на основании требований Федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности № 16 «Аудиторская выборка» [12], если отбор специфических элементов целесообразен.

5.3. Построение аудиторской выборки. Раздел 5.3 включается в методические рекомендации, если применяется выборочная проверка, иначе делается указание на применение сплошной проверки генеральной совокупности с обоснованием ее целесообразности.

В этом разделе необходимо описать порядок формирования выборочной совокупности с учетом требований Федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности № 16 «Аудиторская выборка» [12], сформулировать соответствующие инструкции для проверяющих, привести формы рабочих документов. Среди методов отбора выборочной совокупности могут быть указаны:

- нестатистические методы: метод блочного отбора, метод бессистемного отбора, пр.;

- статистические методы: случайный отбор, систематический отбор (методом количественной выборки по интервалам, методом денежной выборки по интервалам), пр.

В необходимых случаях разрабатываются указания по стратификации генеральной совокупности.

5.4. Проверка начальных остатков. В соответствии с Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 19 «Особенности первой проверки аудируемого лица» [15]:

- остатки по счетам бухгалтерского учета на начало отчетного периода должны соответствовать данным финансовой (бухгалтерской) отчетности на начало отчетного периода,

- остатки по счетам бухгалтерского учета на начало отчетного периода должны определяться исходя из соответствующих остатков по счетам бухгалтерского учета на конец предыдущего периода,

- остатки по счетам бухгалтерского учета на конец предыдущего периода должны соответствовать данным финансовой (бухгалтерской) отчетности предыдущего периода.

Исходя из этого, проверка начальных остатков должна заключаться в оценке согласованность указанных данных, что находит свое отражение в разделе 5.4 методических рекомендаций. Для его формирования рекомендуется использовать ряд форм рабочих документов аудитора с комментариями по их заполнению и организации работы проверяющих. Примеры таких форм приведены ниже (состав анализируемых счетов зависит от темы проекта).

 

ПРОВЕРКА ПРАВИЛЬНОСТИ ПЕРЕНЕСЕНИЯ ОСТАТКА ПО СЧЕТАМ УЧЕТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ИЗ ПРЕДЫДУЩЕГО ПЕРИОДА   Форма № 5-РД

 

Шифр счета, уровень учета На конец предыдущего периода, руб. На начало проверяемого периода, руб. Отклонение, руб.
Остаток по счету 50      
Остаток по счету 51      
     

 

 

CВЕРКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА С ДАННЫМИ СИНТЕТИЧЕСКОГО УЧЕТА ПО СЧЕТАМ УЧЕТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ   Форма № 6-РД

 

Наименование статьи На конец предыдущего периода, руб. На начало проверяемого периода, руб. Формирование показателя На конец предыдущего периода, руб. На начало проверяемого периода, руб. Отклонения, руб.
На конец предыдущего периода, руб. На начало проверяемого периода, руб.
Денежные средства     Дебетовое сальдо счетов 50, 51, 52, 57, 55 (за исключением субсчета «Депозитный счет»)        

 

6. Процедуры, выполняемые в ходе проверки по существу, для подтверждения предпосылок подготовки отчетности. Получение доказательствв результате проведения процедур проверки по существу является основным этапом аудита. Для проверки по существу и документирования ее результатов аудиторами используются схемы, таблицы, что должно быть зафиксировано в разделе 6 методических рекомендаций.

Содержание аудиторских процедур и инструкции для аудиторов по их выполнению должны быть представлены в разделе 6 в полном соответствии с программой проверки, содержащейся в разделе 4.

7. Заключительные процедуры. На заключительном этапе аудиторы оценивают результаты проведенной проверки и формулируют мнение о достоверности показателей отчетности, соответствующих объекту проверки. Раздел 7 (в составе пунктов 7.1 и 7.2) должен содержать инструктивный материал по выполнению заключительных процедур, а также формы документов, подлежащих составлению на этом этапе. При работе над этим разделом может быть использован материал Методических рекомендаций по сбору аудиторских доказательств достоверности показателей материально-производственных запасов в бухгалтерской отчетности [46] (процедуры 9.1 и 9.2).

Законченный текст методических рекомендаций должен быть приложен к курсовому проекту (оформлен в виде приложения), а описание его содержания должно быть приведено в параграфе 3.2. При оформлении рекомендаций необходимо придерживаться принципов единообразия и целесообразности: они должны быть выдержаны в едином стиле, нумерация объектов (например, рабочих документов аудиторов), должна быть либо сквозной (отличной от текста курсового проекта), либо соответствовать логике построения текста документа. В качестве образца для разработки и оформления работы могут использоваться методические рекомендации, одобренные Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, например [46, 47, 48, 49].

Список использованной литературы должен оформляться по результатам изучения актуальных источников по теме исследования и содержать не менее 30 позиций. Критерий актуальности подразумевает возможность и необходимость использования информации, содержащейся в издании, для практической работы и научных исследований в настоящий момент. Кроме этого включение источника в список должно быть логичным и вытекать из темы, специфики и содержания исследования.

Так как список литературы к курсовому проекту представляет собой совокупность затекстовых библиографических ссылок, то его оформление должно отвечать требованиям раздела 7 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления» [42]. Примеры оформления источников, в том числе электронных, приведены в приложении к данному стандарту, а также продублированы в приложении Г к настоящему изданию.

Приложения к курсовому проекту должны содержать источники информации, на основании которых осуществлялся расчет показателей для финансово-экономической характеристики исследуемого предприятия (формы отчетности и пр.), а также текст разработанных методических рекомендаций проведения пообъектного аудита. Также приложения могут содержать в необходимых случаях таблицы, схемы, прочий иллюстративный материал. Ниже представлен минимально необходимый состав приложений и последовательность их представления.

Приложение 1 – Бухгалтерский баланс на 31 декабря первого года

Приложение 2 – Отчет о финансовых результатах за первый год

Приложение 3 – Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах за первый год

Приложение 4 – Бухгалтерский баланс на 31 декабря второго года

Приложение 5– Отчет о финансовых результатах за второй год

Приложение 6 – Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах за второй год

Приложение 7 – Бухгалтерский баланс на 31 декабря третьего года

Приложение 8 – Отчет о финансовых результатах за третий год

Приложение 9 – Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах за третий год

Приложение 10 – Методические рекомендации по проведению аудиторской проверки материально-производственных запасов (переменная часть, изменяется в зависимости от формулировки темы и объекта исследования)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: