Впервые попытку создать теорию олигополии предпринял французский математик философ и экономист Антуан Огюстен Курно (1801 - 1877) еще в 1838 году. Однако eго книга, в которой излагалась эта теория, осталась незамеченной современниками. В 1863 году он выпустил новую работу «Принципы теории богатства», где изложил старые положения
своей теории, но без математических доказательств. Лишь в 70-е гг. XIX в. последователи стали развивать эти идеи.
Первая модель, предложенная французским экономистом А. Курно, представляла собой дуополию, что дает возможность лучше понять закономерности поведения фирмы на олигополистическом рынке, так как является простейшей олигополистической ситуацией, когда на рынке действуют только две конкурирующие между собой фирмы.
Одной из наиболее простых моделей некооперативного поведения является модель ломаной кривой спроса, предложенная независимо П. Суизи, а также Р. Хитчем и К. Холлом в 1939 году для объяснения относительной стабильности цен на продукты олигополистических отраслей по сравнению с товарами конкурентных отраслей.
Наиболее типичной для олигополии является модель «лидерство в ценах». Одна фирма на рынке, обычно (но не всегда) крупнейшая, действует как ценовой лидер, который устанавливает цену, чтобы максимизировать свои прибыли, в то время как другие фирмы назначают ту же цену, установленную лидером, и работают при уровне выпуска, который максимизирует прибыль при этой цене.
Изучение лидерства в ценах в ряде отраслей зарубежных стран говорит о том. что ценовой лидер придерживается следующей практики:
» поскольку изменение цен связанно с некоторым риском в том отношении, что конкуренты могут последовать за лидером, корректировки цен делаются редко, только в случае, когда издержки и спрос изменяются значительно и во всей отрасли (повышение зарплаты, налогов);
|
• о надвигающихся пересмотрах цен ценовой лидер часто сообщает через СМИ в процессе интервью и т. д.;
• ценовой лидер необязательно выбирает цену, которая максимизирует прибыли в отрасли в краткосрочном периоде.
Причина этого заключается в том, что предприятия отрасли нередко стремятся помешать вступлению новых предприятий в отрасль. В том случае, если барьеры для вступления в отрасль основаны на преимуществах в издержках (эффект масштаба) существующих предприятий, они могут быть преодолены вновь вступающими при условии, что цена, продукта установлена на достаточно высоком уровне.
Различают три типа ценового лидерства: лидерство доминирующей фирмы, тайный сговор о лидерстве и барометрическое лидерство.
Лидерство доминирующей фирмы - ситуация на рынке, когда одна фирма (предприятие) контролирует не менее 50% производства, а остальные фирмы слишком малы, чтобы оказывать влияние на цены путем индивидуальных ценовых решений.
Тайный сговор о лидерстве предполагает коллективное лидерство нескольких крупнейших фирм в данной отрасли, учитывающих интересы друг друга. Ценовые лидеры должны при этом решить вопрос, объявлять ли изменения в ценах, благоприятные только для них, или установить такой уровень цен, который смягчит противоречия между всеми фирмами, действующими в отрасли.
Барометрическое ценовое лидерство в отличие от предыдущего типа ценового лидерства более аморфно и неопределенно, оно зачастую не обеспечивает достижения высокого уровня цен. Нередко происходит смена лидера. За ним не всегда следуют из-за отсутствия у него возможности принудить остальных участников к совместным действиям. Часто барометрические лидеры осуществляют свои функции де-юре. Они объявляют справочные цены, но фактические цены, устанавливаемые другими фирмами, отличаются от объявленных.
|
В условиях модели ценообразования по принципу «издержки плюс» олигополист использует формулу или методику для определения издержек на единицу продукции, и к издержкам добавляется надбавка для того, чтобы определить цену. Однако издержки на единицу продукции изменяются с изменением объема производства, и поэтому предприятие должно устанавливать несколько типичный или плановый уровень производства.
В настоящее время все большее значение для анализа олигополистических ситуаций получает теория игр. Теория игр применительно к анализу структур рынка была разработана американскими экономистами Дж. фон Нейманном и О. Моргенстерном в книге «Теория игр и экономическое поведение». Теория игр - это исследование математическими методами поведения участников в вероятностных ситуациях, связанных с принятием решений Предметом этой теории являются игровые ситуации с заранее установленными правилами. Игроки стремятся максимизировать свой выигрыш. Таким выигрышем у олигополии является прибыль. В большинстве случаев наилучшая стратегия каждого игрока зависит от стратегии выбранной другими игроками. Равновесие возникает, когда каждый игрок выбирает такую стратегию, которая принимает в расчет наилучшие стратегии других игроков. Такое равновесие называется равновесием Нэша.