Реформа государственного управление.




МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Российский государственный университет туризма и сервиса»

ФГБОУ ВО «РГУТИС»

Институт дистанционного обучения

Реферат.

НА ТЕМУ: «Реформы Ивана Грозного середины 16 в.»

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«История»

Выполнил:

Студент 1 курса

Направление подготовки 30687

Табунов

Иван

Михайлович

Проверил:

Критерии Знание и понимание теоретического материала Анализ и оценка информации Построение суждений Оформление работы Итого:
баллы          

Г.

Содержание.

Введение…………………………………………………………....……… 1 стр.

Реформы и их цели………………………...…………………………... 1-2 стр.

Реформа государственного управление…………………....……...... 2-4 стр.

Приказная реформа………………………………………………...……. 4 стр.

Первый Земской собор…………………..……………………….……. 4-5 стр.

Судебник………………………………………………………………… 5-7 стр.

Опричнина……………………………………………………………… 7-8 стр.

Церковная реформа…………………………………………………… 8-9 стр.

Денежная реформа……………………………………………….…. 10-11 стр.

Налоговая реформа…………………………………………………….. 11 стр.

Военная реформа………………………………………………….… 11-13 стр.

Итоги реформ Ивана IV……………………………………………..13-14 стр.

Заключение…………………………………………………………... 14-15 стр.

Список литературы…………………………………………………….. 16 стр.

Введение.

Правление Ивана Грозного имело огромное значение для русской истории, для дальнейшего укрепления Русского государства и самодержавной власти. Политика Ивана IV прошла как бы два этапа: реформы 50-х годов усилили самодержавную власть, ограниченную сословно-представительными учреждениями в центре и на местах; затем опричнина стала попыткой установить абсолютную монархию.

Детство Ивана IV прошло в период "боярского правления" - заговоров в верхах, городских восстаний, что расшатывало государственную власть. Надежды на разрешение противоречий связывались с началом самостоятельного правления Ивана IV, принявшего в 1547 г. титул царя. При царе сложилась "Избранная рада" (князь Курбский, Алексей Адашев, митрополит Макарий, духовник Ивана IV Сильвестр), с помощью которой Иван IV попытался осуществить в России идеи европейского абсолютизма, представить свою власть как выразительницу общественных интересов.

Политическая деятельность Ивана IV была весьма противоречива. В народном эпосе он представляет и как покоритель Казани, и как жестокий «царь-собака». Умный, дальновидный, образованный и в то же время подозрительный, жестокий, суеверный, непоследовательный. Свойства личности царя оказали серьезное влияние на характер его политической деятельности и форму власти в России в XVI в. Однако Иван IV был государем своей феодальной эпохи, он руководствовался законами данного ему исторического времени. Объективные условия становления и укрепления единого Российского государства и воля царя определяли направления, цели и методы политической деятельности Ивана IV.

Реформы и их цели.

В 1549 г. Иван IV создает так называемую «Избранную раду» (Совет избранных) – небольшой круг приближенных к царю лиц, точный состав, который не вполне ясен. В нее входили представители служивых людей – А.Ф. Адашев, выходец из не знатных, но крупных землевладельцев; духовенства – митрополит Макарий и духовный наставник царя, протопоп кремлевского Благовещенского собора Сильвестр; княжеско-боярской знати – князья А. Курбский и М. Воротынский; придворной адмистрации – И.М. Висковатый и др. не являясь формально государственнымучреждением, Избранная рада по сути была правительством России и в течении одиннадцати лет управляла государством от имени царя, последовательно осуществляя целую серию реформ. От Избранной рады зависело назначение военачальников и

руководящих лиц центрального и местного аппарата управления, решение по судебным и местническим делам.

Цели реформ:

· Укрепление власти и царя-самодержца;

· Создание преданной и сильной опоры власти в лице служилого дворянства;

· Предотвращение попыток оппозиции власти;

· Ограничение политической роли боярства;

· Сравнятся с Европой, приблизится к ее политическим и культурным достижениям.

 

Содержание реформ во многом совпало с сочинениями – «Челобитные» и «Сказание о Магомет-Салтане», написанным дворянином Иваном Пересветовым в 1549 г. В них он приводит в качестве идеального образца неограниченной дворянской монархии грозную Османскую империю и предлагает целую программу действий: положение людей на службе должно определятся не происхождением, а личными заслугами; создание сильной армии «воинников» - служилых людей – должно дать царю мощную силу для укрепление царской власти и для решение внешних задач; «Государство без грозы, что конь без узды» - писал Пересветов, требуя беспощадной расправой с противниками царской власти. Государь должен опираться на служилых людей, которые преданы царю и служат за деньги. Деньги для уплаты жалования следует брать с горожан.

Реформа государственного управление.

На всем протяжении предыдущей истории, Боярская дума играла важную роль органа законодательной и совещательной власти при великом князе. При Иване IV Боярская дума также сохранялась, но Иван IV предпринял много усилий, чтобы ослабить в ней позиции старой боярской аристократии, увеличив ее состав почти втрое.

Появляется новый орган власти – Земский собор. Земские соборы решали важнейшие государственные дела такие как: вопросы внешней политики, финансов, выбирали царей, когда это было необходимо. Историки насчитали, что за всю историю Земские соборы собирались более 50 раз. Это был сословно-представительный орган, и Боярская дума была его лишь составной частью. Кроме Боярской думы в него входили представители высшего духовенства (Освященный собор), представители от дворянства и верхушки посада. Первый Земский собор состоялся в 1549 году, основным его решением

было приятие нового Судебника, утвержденного в 1550 году, а также была рассмотрена и утверждена программа реформ. Так сложилось, что ещё задолго до этого, отдельные отрасли государственного управления и управление отдельными территориями стали «приказываться», т.е. поручаться боярам. Это и стало основой для принятия решения об образовании Приказов. Приказы – учреждения, которые управляли отдельными отраслями хозяйства или отдельными регионами страны. Появилось около двадцати таких приказов.

Программа действий для Ивана IV и его окружения была высказана в феврале 1549 г. на заседании членов Боярской думы, представителей духовенства и служилых людей, которое известно как первый Земский собор, положивший началу периодическому созыву на таких совещаниях представителей сословий, высказывающие свои соображения по предлагавшимся царю вопросам. Земские соборы не ограничивали власть царя, но служили для совета и опоры в проведении внутри и внешнеполитических мероприятий.

Выступая перед участниками собора, 18-летний царь публично заявил о необходимости перемен. Однажды перед началом совещания, в воскресный день, царь, сопровождаемый духовенством, вышел на Красную площадь, полную народа, и с Лобного местапроизнес речь, в которой описал беспорядки и бедствия, произошедшие во время его малолетства, от самовластия бояр; в заключение он просил народ забыть все прошлое, обещая ему правосудие и защиту от притеснителей.

Крупнейшие отрасли управления перешли в ведение особых признаков: внешние соотношение сосредоточились в Подольском приказе, военные дела – в Рязрядном, земельные дела – в Поместном приказе. Разбойный приказ ведал делами о разбойниках и ворах, о составлении кабальных книг и надзоре за общественным порядком, а также всеми уголовными делами. Старые территориальные учреждения(так называемые дворцы) не были уничтожены, но утратили свое прежнее значение. Приказная система не отличалась полным единообразием, но она отвечала потребностям политической централизации Российского государства. Боярская дума контролировала деятельность приказов, периодически отправляла туда околлечих бояр. Приказы стали развлетленнойканцелярией Думы. К концу XVI в. насчитывалось около 30 приказов. Наряду с учреждениямиобщегосударственной компетенции, появляются приказы, ведающие делами отдельных территорий. Это приказ Казанского двора по управлению присоединенным Казанским ханством. Во

 

главе приказов стояли барин или дьяк, которые подчинялись подьячие и другие мелкие служащие.

Претерпели изменения и система управления на местах. Она стала единой. Важным моментом было упразднение в 1556 году системы кормления. Бояре-кормленщики, по сути, были представителями великого князя, «Государя Всея Руси», в провинциях, они собирали налоги с территорий, которые поступали в их личное распоряжение, и только часть которых они отправляли в государственную казну. Они были фактическим правителями этих земель, «кормились» за цсчет этих территорий, а размер подати с населения зависел от их неумеренных аппетитов. Теперь же кормление было отменено. Управление на местах было передано губным старостам (губа- округ), которых избирали из местных дворян, кроме управления они были уполномочены проводить сыск и суд по очень важным государственным делам. На землях, принадлежавшим государству, власть передавали земскому старосте, который был из зажиточных черносошных крестьян, в городах – появляются управленцы – городовые приказчики или излюбленные головы.

Оформление приказной системы ставило правительство перед необходимостью реорганизации кормлений – устаревших органов местного управления. В 1556 г. кормлениябыли отменены. Управления на местах было передано в руки губных старост, избиравшие местных дворян, городовых приказчиков и излюбленных голов – в городах. Таким образом, в середине XVI в. сложилсяаппарат государственной власти в форме сословно-представительской монархии.

Приказная реформа.

Приказная реформа была проведена во второй половине 50-х гг. ХVI столетия. В ходе ее было завершено создание стройной системы исполнительной власти и государственного управления, состоящей из 22 приказов. Приказная реформа имела следствием увеличение численности бюрократии, охватывающей своим тотальным влиянием все сферы жизни общества.

В середине XVI в. возникает высший государственный орган - земской собор, созываемый для решения самых важных вопросов. Участие в них бояр, дворян, духовенства и купечества свидетельствовало о превращении государства в сословно-представительную монархию. Это отразилось и в развитии на местах земского самоуправления. В 1555-1556 гг. ликвидируется система кормлений. Вместо наместников появляются земские старосты, выбираемые из зажиточных посадских людей и крестьян.

Первый Земской собор.

Земским собором называется высшее сословно-представительское государственное учреждение, которое представляло собой собрание представителей большинства слоёв населения (исключение составляли крепостные крестьяне) для обсуждения административных, экономических, а также политических вопросов.

 

Созыв самого первого Земского собора в 1549 году (двадцать седьмого февраля) совпал с началом периода реформ царя Ивана Четвёртого (Грозного). На нём рассматривались два основных вопроса: отмена кормлений, а также злоупотребления чиновников на местах. Собор возникает в качестве общегосударственного аналога городских советов, которые раньше существовали в больших уездных городах. Первый Земский собор объединил в себе высшее духовенство (члены Освященного собора), бояр и удельных князей (Боярскую думу), зажиточных горожан, а также придворных царя. Заседание проходило по чинам, а принятые решения фиксировались как полностью единогласные. Состоял Земский собор из двух палат. В первую входили: казначеи, окольничие, дворецкие, а также бояре. А во вторую: большие дворяне, княжата, боярские дети и воеводы. Собор продолжался два дня. За это время трижды выступил царь, бояре и, наконец, состоялось боярское заседание.

Данный первый Земский собор прозвали «Собором примирения», так как именно он ознаменовал изменения русского государства в сословную монархию через формирование сословно-представительного центрального учреждения, в котором значительную роль играло дворянство. Однако при этом аристократия обязана была поступиться своими привилегиями в пользу простого слоя населения. Данный собор также стал известным благодаря составлению (исправлению и дополнению) нового Судебника, который был утверждён уже в июне 1550 года.

Также одновременно с проведением Земского Собора происходили и заседания Церковного собора, по решению которого было установлено после рассмотрения их жития празднование шестнадцати святых.

Ещё одним новаторством, введённым на Земском соборе в связи с решением «давать суд», обратившемуся с челобитным на бояр, стала Челобитная изба. В неё не только поступали челобитные на государево имя, но и принимались решения. Данная Изба стала своего рода контрольным органом и

 

апелляционным ведомством, которое надзирало над остальными учреждениями

Судебник.

В феврале 1549 года царь собрал на совещание боярскую думу, Освященный собор (верхушка церкви) и высших представителей боярства и дворянства–первый Земский Собор. Царь обвинил бояр в злоупотреблениях и насилиях, которые они совершали в его малолетство, и напомнил им, как они издевались над ним самим. Насовещании боярской думы объявили о намеченных реформах и о подготовке нового Судебника. Решением Собора дворян освободили от суда бояр-наместников и предоставили им право на суд самого царя.

Общая тенденция к централизации страны и государственного аппарата вызвала необходимость издания нового свода законов – Судебника,который появился в 1550 г. Свое внимание законодатели сосредоточили на проблеме совершенствования системы центрального и местного управления.Был изменен порядок судопроизводства. Судебник Ивана 4-го вводил ответственность для судей. Теперь судья, который вынес неправильный приговор или отказался вести дела, мог быть подвергнут преследованию и понести наказание, равное наказанию за уголовное преступление. Новый Судебник ускорил формирование приказов и расширил функции служилой приказной бюрократии. Власть наместников ограничилась. В разбирательстве дел на местах теперь обязательно должны были принимать участие выборные земские старосты. Отменялись поданные льготы монастырям, что также укрепляло централизованную власть и ослабляло материальную базу церкви. Новый Судебник вводил наказание на взятки, ябедничество без доказательства.

Еще одно важное отличие нового документа - новые формы ведения расследования и судов. Судебный процесс теперь делился на розыскной и состязательный. При розыскном процессе судья имел право поголовно опросить всех жителей области, где было совершено преступление, чтобы найти свидетелей. Было введено такое понятие, как «официальный обыск». Преобразование произошло и в самих судах, которые теперь делились на вышестоящие и нижестоящие. По сути, вышестоящий суд был один - это суд государя и Боярской думы, а все остальные относились к нижестоящим (за исключением церковного суда). В 1581 г. выход крестьян в Юрьев день был временно отменен. Это был первый известный «заповедный год ».

Данный Судебник содержал не только старую систему наказаний за преступления, но и вводил меры наказания для судей, которые превысили свои полномочия или несправедливо вынес приговор (ровно также наказания заслуживали и судьи, отказавшиеся вести дело). Также был установлен новый порядок выбора целовальников и старост в наместничьих судах. С вводом нового Судебника, закон обретает обратную силу и способен учитывать интересы сразу нескольких сторон. Тяжесть самого наказания оставалась зависимой от статуса осуждённого, а виды наказаний стали разнообразными. Кроме смертной казни ввели торговую казнь, которая представляла из себя истязание кнутом, а также клеймление и пр. Также была обновлена и классификация преступлений (например, мошенничество или вымогательство).

 

Таким образом, Судебник Ивана Грозного является не только историческим памятником Руси, но и служит одной из основ, поддерживающих последующее развитие российского права.

В отличие от своего предшественника новый Судебник больше похож на современные нормативные документы. Он был более обширен, имел хорошую систему разделения норм права и позволял быстро находить нужные акты. Судебник 1550 г. стал основой единой системы управления в централизованном государстве.

Опричнина.

Иван IV, борясь с мятежами и изменами боярской знати, видел в них главную причину неудач своей политики. Он твердо стоял на позиции необходимости сильной самодержавной власти, основным препятствием к установлению которой, по его мнению, были боярско-княжеская оппозиция и боярские привилегии. Вопрос состоял в том, какими методами будет вестись борьба. Острота момента и общая неразвитость форм государственного аппарата, а также особенности характера царя, бывшего, по-видимому, человеком крайне неуравновешенным, привели к установлению опричнины. Иван IV расправлялся с остатками раздробленности чисто средневековыми средствами.

В январе 1565 г. из подмосковной царской резиденции села Коломенского через Троице-Сергиев монастырь царь выехал в Александровскую слободу (ныне город Александров Владимирской области). Оттуда он обратился в столицу с двумя посланиями. В первом, направленном духовенству и Боярской думе, Иван IV сообщал об отказе от власти из-за измены бояр и

просил выделить ему особый удел - опричнину (от слова "опричь" - кроме. Так раньше называли удел, выделявшийся вдове при разделе имущества мужа). Во втором послании, обращенном к посадским людям столицы, царь сообщал о принятом решении и добавлял, что к горожанам у него претензий нет.

 

Это был хорошо рассчитанный политический маневр. Используя веру народа в царя, Иван Грозный ожидал, что его позовут вернуться на трон. Когда же это произошло, царь продиктовал свои условия: право неограниченной самодержавной власти и учреждение опричнины. Страна была разделена на две части: опричнину и земщину. В опричнину Иван IV включил наиболее важные земли. В нее вошли поморские города, города с большими посадами и важные в стратегическом отношении, а также наиболее экономически развитые районы страны. На этих I землях поселились дворяне, входившие в опричное войско. Его состав вначале был определен в тысячу человек. Содержать это войско должно было население земщины. В опричнине параллельно с земщиной сложилась собственная система органов управления. Опричники носили черную одежду. К их седлам были приторочены собачьи головы и метлы, символизировавшие собачью преданность опричников царю и готовность вымести измену из страны.

Стремясь уничтожить сепаратизм феодальной знати, Иван IV не останавливался ни перед какими жестокостями. Начался опричный террор, казни, ссылки.

Однако попытка грубой силой (казнями и репрессиями) разрешать противоречия в стране могла дать лишь временный эффект. Она не уничтожила окончательно боярско-княжеское землевладение, хотя сильно ослабила его мощь; была подорвана политическая роль боярской аристократии. До сих пор вызывает ужас и содрогание дикий произвол и гибель многих неповинных людей, ставших жертвами опричного террора. Опричнина привела к еще большему обострению противоречий внутри страны, ухудшила положение крестьянства и во многом способствовала его закрепощению.

Церковная реформа.

В мае 1551 в Москве состоялся церковный Стоглавый собор. Вопросы, обсужденные на нем, стали сводом узаконений для церковной жизни Руси в течение последующих ста лет, оказали также большое воздействие на мирскую жизнь Московского государства. Для русских староверов решения Стоглава и сегодня являются законом.

Главная задача собора состояла в «утверждении веры и исправлении церковного благочиния» в связи с государственным «благозаконием» и «земским устроением».

Материальные реформы, по мысли Ивана Васильевича, должны были получить гармоничное соответствие в духовной жизни народа, которая тогда полностью концентрировалась вокруг церкви.

В своих постановлениях Собор обличал сребролюбие, корыстолюбие, пьянство, недостойное поведение духовных лиц и мирян.

Собор предложил избирать духовных пастырей, «как и доселе избирали, грамоте гораздых и житием непорочных». Таким образом, узаконивалась выборность священников, чего не знала ни католическая церковь, ни государственные протестантские церкви, как например лютеранство и англиканство.

Местные общества (приходы) будут теперь в обязательном порядке выбирать причетников и священников, которых местный епископ будет полагать в сан. А в жизни каждой русской общины, городской или сельской, священники играли огромную роль, и не только в церковных делах, но и в гражданских. Без них не делалось ни одно общественное начинание, не составлялась ни одна просьба к правительству.

В то же время, согласно постановлению Стоглава, при митрополите и епископе, при монастырях, для заведывания делами, не относящимися к церковными, должны были находиться миряне.

С целью нравственного оздоровления общества, собор призвал духовных пастырей «учить своих духовных детей жить в чистоте духовной и телесной, пребывать в братолюбии. Иметь любовь между собою».

Также собор постановил учредить особый налог для выкупа пленных («пленный окуп») — вместе с другими средствами казны он должен был использоваться для вызволения десятков тысяч русских людей, томящихся в рабстве у крымцев, турков или казанцев.

Своими постановлениями собор 1551 г. утвердил древлеправославные догматы и обычаи, содействовал устранению пороков и злоупотреблений в церковных и общественных делах. В значительной степени благодаря решениям Стоглава, русская церковь никогда не будет выступать в роли мучителя и казнителя невинных людей, как это происходило в западно-христианских церквях.

 

Согласно общему приговору царя, митрополита и других архиереев от 1 мая 1551 г. (включенному в перечень постановлений Стоглавого собора), архиепископы, епископы и монастыри обязывались передать государственной казне все земли, пожалованные им после смерти Василия III, т. е. во времена смуты и беззаконий боярского правления. Кроме того, церковные власти должны были вернуть старым владельцам — дворянам и крестьянам — поместья и черные земли, отнятые за долги или „насильством“. Это решение, во многом, соответствовало философии „нестяжателей“, идущей от Нила Сорского».

Денежная реформа.

Еще при Елене Глинской была начата денежная реформа (1535), по которой московский рубль стал основной денежной единицей страны. Денежная реформа была мерой вынужденной: политическое "собирание земель русских" вокруг московского центра требовало унификации денежного обращения. Усилиями нескольких великих князей государство менее чем за век выросло в несколько раз, внутренняя торговля и сношения с соседними странами становились все интенсивнее. Однако сильно мешал тот факт, что одновременно в обращении находились монеты, которые чеканили едва ли не в каждом княжестве.

Монеты стали приниматься на вес, а не «в счет». Значительное распространение получили порча монет и изготовление фальшивых денег. Эта конфискационная денежная реформа стала своеобразным прототипом для последующих подобных реформ, проведенных на Руси. Не будучи связанными обязательствами ни перед какими-либо финансовыми или банковскими учреждениями, которые практически отсутствовали в стране в то время, и не имея еще серьезных представлений о государственном бюджете (до начала XVIII в. в России не было национального бюджета), правители пользовались полной свободой в реформировании денежного обращения, игнорируя частные интересы и негативные коммерческие и финансовые последствия от своих действий для купцов, участвовавших во внешней и внутренней торговле. Реформой предусматривался запрет в обращении и в приеме в качестве средства платежа всех старых монет, сохранившихся как в целом виде, так и срезанных. Взамен их и на их основе была начата на государственных «денежных дворах» чеканка для выпуска в обращение новой государственной монеты — серебряной «новгородки» или копейки, массой 0,68 г, по размерам превышавшей в 2 раза предшествовавшую ей деньгу, которая тоже выпускалась в Новгороде. С того времени копейка долгое время оставалась крупной денежной единицей в обращении страны. Ее название

происходило от изображения на монете всадника с копьем. Это название монеты сохранилось через столетия, но скорее всего не из-за первоначального изображения на ней всадника с копьем, а, возможно, в связи со значением созвучного глагола «копить».

Эта монета стала общепринятой как одна сотая рубля, а изображение всадника с копьем исчезло с нее давным-давно. Чеканка монеты стала госмонополией, позволив властям жестче контролировать качество рублей и гривенников. Три года спустя старые монеты полностью ушли из оборота.

Налоговая реформа.

Реформа налогообложения при Иване Грозном имела несколько направлений. В отношении монастырей, в 1548-1549 годах началась, а в 1550-1551 годах была проведена отмена финансовых изъятий на оплату основных налогов и разнообразных проездных и торговых пошлин - основного источника дохода монастырей.

В Судебнике 1550 г. были отменены тарханы, то есть освобождение от части или всех платежей в пользу государства. (Вопрос о «тарханных грамотах», сфере распространения данной нормы в Судебнике и ее практическом применении является дискуссионным).

В мае 1551 года была проведена перерегистрация всех жалованных грамот с пометкой.

Была установлена единая мера определения доходности - «соха» - земельная единица.

Были введены новые налоги: «пищальные деньги», «полоняные деньги».

Произведено увеличение многих старых налогов. Например, происходит увеличение ставок одного из главных поземельных налогов- «ямских денег».

Несмотря на общее направление увеличения налогов, оскудение дворянства вынудило власти сделать серьезные уступки военному сословию. Отныне служилые люди платили гораздо меньшие налоги со своих земель, чем крестьяне и монастыри. Налоговые льготы должны были приостановить разорение мелкопоместных дворян, составлявших ядро русской армии.

Таким образом, налоговые изменения при Иване Грозном были направлены на увеличение доходов государства. Происходит резкое и заметное повышение денежного налогового пресса. В итоге реформ власти добились также единообразия в налоговой сфере.

Военная реформа.

Военная реформа началась 1550 г. с формированием дворянского ополчения. Служба регулировалась в нем специальным «Уложением о службе» (1556), которое определяло единый порядок ее происхождения: «по прибору» (по набору) и «по отчеству» (по происхождению). Служба по набору означала следующее: с каждых 100 четвертей или полудесятин «доброй» земли землевладелец (боярин = дворянин!) должен был выставить» человека на коне и в доспехе». Всякий, кто имел право на больший, чем 150 десятин, размер поместья, должен был давать лишних ратников из своих крестьян по тому же расчету: со ста четвертей – конный воин. Кто давал людей сверх указанной нормы, тот имел право на дополнительное денежное жалование. Это общее «уложение» вносило порядок и правильность в отбытии ратной службы и давало правительству возможность точного учета его ратных сил. Не выполнявших указание наказывались денежным штрафом.

Служба также переходила по наследству (прохождение службы «по отчеству»), она начиналась с 15 лет. До этого возраста дворянин считался недорослем. Эта категория служилых формально обеспечивалась окладом от 150 до 450 десятин земли в трех полях и от 4 до 7 тыс. рублей в год. Фактически же у государства не было таких денег, ни столько свободных земель.

Одним из важнейших военных преобразований Ивана Грозного было создание стрелецкого войска. Особая воинская часть, наделенная особыми привилегиями, получила название стрельцов из-за использовавшегося новейшего огнестрельного оружия – пищали. Основу войска составляли горожане и свободные крестьяне, за переход на государеву службу получившие не только жалование, но собственные небольшие земельные наделы. В городах – в первую очередь в Москве – стрельцам была выделена своя территория, так называемый стрелецкий двор. В мирное время стрельцы несли службу по охране дворца, занимались торговлей и ремеслом, Особым указом стрелецкие дворы освобождались от налогов. А для регулирования работы этого особого войска была создан отдельный Стрелецкий приказ. Благодаря таким льготам и послаблениям стрельцы стали самым привилегированным родом войск в русской армии. А дальнейшая модернизация привела к тому, что стрелецкое войско стало главной опорой трона и наиболее сильной военной единицей.

В 1550 г. из числаслужилых людей по прибору формируется стрелецкое войско, имевшее как огнестрельное (пищали), так и холодное (сабли) оружие. Они составили личную охрану царя. К концу XVI в. в постоянном стрелецком

войске насчитывалось до 25 тыс. человек, которые являлись наиболее мощной силой русской армии. К «приборным людям» относились также казаки, пушкари, воротники, казенные кузнецы; они несли службу по городам и на границах, селились отдельными слободами, получая за службу коллективные земляные «дачи», а также, крайне редко, хлебное и денежное жалование, во второй половине XVI в. в войско влились казаки, жившие на Дону. Они преимущественно использовались для несения пограничной службы в городах, сохранив выборное самоуправление и получая жалование в виде земляных наделов. На военную службу принимались и иностранцы (поляки и немцы), число которых к концу XVI в. составляло около 2,5 тыс. человек. В 1571 г. появился первый военный устав, посвященный сторожевой и станичной службы на границах, составленный М.И. Воротынским.

Благодаря пересмотру налогообложения расходы на армии могли финансироваться напрямую из государственной казны, причем в полной мере. Усиление числа служилых дворян обеспечивало лояльность войска царю и делало армию подлинной опорой трона. Изменение принципа набора рекрутов обеспечило не только рост численности войск, но и достаточно одинаковое их вооружение. А массовое введение огнестрельного оружия и артиллерии значительно усилило боеспособность русской армии.

Итоги реформ Ивана IV.

Задуманный Иваном Грозным и его «радой» круг реформ был очень широк и по замыслу должен был обновить все стороны московской жизни. Но правительство Грозного не могло вполне успешно вести преобразованное дело по той причине, что в нем не было согласия и единодушия. В 1557-1558 гг. у Ивана Грозного вышло столкновение с боярами из-за Ливонской войны, которой, по-видимому, боярская рада не желала. Сильвестр и Адашев были согласны, попытки бояр вернуть их привели и репрессиям. Заметив наклонность не довольных к отъездам из России, Грозный брал с бояр обязательства не отъезжать за поручительством нескольких лиц, чем связывал все боярство. Так, в 1562 г. царь заставил поручиться за князя Ивана Дмитриевича Бельского множество знатных лиц с обязанностью уплатить 10000 рублей в случае его измены. Подобные действия были совершены в отношении князя Воротынского, за которого поручители обязаны были уплатить 15000 рублей. Одни ручителиручались за других поручителей. В 1564 г. убежал в Литву князь А.М. Курбский, бросив ему вверенные ему на театре войны войска и крепость. Принадлежала к составу Избранной рады, он попытался объяснить свой побег с несогласием политики Ивана VI, а также

его нестерпимой яростью по отношению бояр. Курбский писал Ивану Грозному, что, по его мнению, наибольший успех при решении государственных вопросовобеспечивает такой политический строй, при котором знать занимает важное место государстве, а королевская власть ограничена. Грозный ответил А. Курбскому обличительным письмом, в котором формулировал идею «божественного происхождения» своей власти, подчеркивая ее не ограниченность и неподконролимость. Такой характер Грозного привел к решимости уничтожить такими способами родовую аристократию. Совокупность этих мер, направлена на родовую аристократию, которой называется опричниной (1564-1572). Суть опричнины состояла в том, что царь применил к территории старых удельных княжеств, где находили вотчины служилых князей-бояр, тот порядок, который обыкновенно применялся Москвой в завоеванных землях. И отец, и дед Ивана IV, следуя московской правительственной традиции, при покорении Новгорода, Пскова и иных мест выводили оттуда наиболее видных и опасных для Москвы людей в свои внутренние области, а в завоеванный край посылали пересланцев из коренных московских мест.

Политические реформы Ивана IV Грозного способствовали развитии России сословно-представительной монархии. Упорядочены были действия различных атрибутов власти – закон, управление, налоги, суд. Четко обозначались социальная опора власти – служилое сословие. Методы государственного руководства приводили к разорению страны, росту не политической стабильности, династическому кризису и смуте начала XVIIв

Заключение.

Таковы были меры Ивана IV, выработанные им вместе с кружком бояр и Сильвестром в 50-х годах XVI века. “Они касались многих сторон тогдашней жизни и вносили в жизнь много добра; поэтому они и пользуются большой славой. Таким образом, положительное значение царя Ивана в истории нашего государства далеко не велико, как можно было бы думать, судя по его замыслам и начинаниям, по шуму, какой производила его деятельность. Грозный царь больше задумывал, чем сделал, сильнее подействовал на воображение и нервы своих современников, чем на современный ему государственный порядок. Карамзин преувеличил очень немного, поставив царствование Ивана –одно из прекраснейших по началу - по конечным его результатам наряду с монгольским игом и бедствиями удельного времени. Вражде и произволу царь жертвовал и собой, и своей династией, и государственным благом. Главной особенностью преобразований периода

правления Избранной рады стала беспорядочность их проведения и в тоже время комплексность, явный прадворянский характер. Власти приходили к выводу о необходимости данных изменений в процессесамих реформ и четко оформленной программы действий не было. Однако изменения отличались отчетливой правовой направленностью, это обуславливалось созданием новой правовой системы. Следовательно, реформы нельзя назвать слабыми, так как главные учреждения и институты, основные регламентирующие нормы пережили и опричнину, и самого Ивана IV, а значит, достигли своей цели. В результате реформ Россия получила новый свод законов - Судебник 1550 года, новую систему управления на местах и в центре. Военно-служивая система приобрела свой окончательный вид и стала фундаментом Российской монархии. Последующие войны показали, что госуд



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: