Механизм современного российского государства.




В современной юридической литературе понятие "механизм государства" не является однозначным. Одни ученые под механизмом понимают аппарат государства, т.е. систему его органов, с помощью которых осуществляется государственная власть. При этом механизм (аппарат) государства определяется как специально созданная постоянно действующая иерархическая система государственных органов, учреждений и должностных лиц, осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства. Л.И. Спиридонов понимает под механизмом государства систему его органов, посредством которых оно осуществляет государственную власть и реализует свои функции. Профессор В.М. Сырых также рассматривает понятие механизма государства через системы его органов и определяет его как совокупность государственных органов, осуществляющих государственную власть и обеспечивающих реализацию функций государства. Однако, представляется, при всей важности государственных органов, образующих государственный аппарат, ими нельзя ограничивать объем данного понятия.

Другие включают в механизм государства органы государства и государственные организации. При этом различаются государственные организации. В трудах одних исследователей механизм рассматривается через органы государства и государственные организации, осуществляющие охранительную функцию государства (вооруженные силы, полиция, разведка, спецслужбы, пенитенциарные учреждения). Так, известные ученые в своих работах определяют государственный механизм как совокупность органов, осуществляющих управление обществом, реализующих основные направления государственной деятельности. В государственный механизм входят законодательные, судебные и иные органы, а также силовые структуры, осуществляющие в случае необходимости меры принуждения.

Исследования других правоведов посвящены рассмотрению механизма как органов государства и государственных организаций, реализующих экономическую и социально-культурную функции (образовательные научно-исследовательские учреждения, предприятия связи, транспорта и др.). В советское время широкое распространение имело следующее определение механизма государства, предложенное В.В. Копейчиковым: "Механизм государства включает в себя всю систему советских государственных организаций - организованных государством коллективов людей, обеспечивающих руководство и непосредственное осуществление функций... государства. Государственные организации, образующие в своей совокупности механизм государства в зависимости от существа стоящих перед ним задач (своего основного назначения) и вытекающих отсюда различий в компетенции, порядке образования, внутренней структуре и т.д., делятся на органы государства, государственные предприятия и государственные учреждения". Таким образом, по мнению автора, механизм государства представляет собой систему трех основных элементов: государственных органов, государственных предприятий и государственных учреждений.

Профессор Л.П. Рассказов полагает, что механизм государства представляет собой совокупность государственного аппарата, государственных структур, обеспечивающих реализацию государственно-властных предписаний, государственных предприятий и учреждений, рассматриваемую в состоянии динамики (движения), во взаимодействии между собой в целях осуществления функций государства.

Во многом схоже с профессором Л.П. Рассказовым рассматривает механизм государства Э.П. Григонис, который в своем диссертационном исследовании понимает под механизмом государства функционирование, действие органов государства (государственного аппарата). Собственно механизм выражается в определенных способах, принципах организации и функционирования системы органов государства (государственного аппарата), во взаимосвязи и взаимодействии между собой отдельных ее частей.

По мнению Л.А. Морозовой, механизм государства понимается в двух аспектах: в узком смысле - как органы государства и в широком - как совокупность государственных органов и организаций.

Проведя анализ приведенных выше определений по поводу сущности понятия "механизм государства", согласимся с мнением О.И. Маминой, полагающей, что на современном этапе механизм государства представляет собой систему государственных органов, функционирование которых основано на законодательно закрепленном принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, располагающих необходимыми "вещественными" (материальными) придатками, а также государственных учреждений и организаций, посредством деятельности которых осуществляются задачи и функции государства. При этом очевидно, что более точным было бы определять механизм государства как указанную систему в динамике, т.е. в действии, в процессе осуществления государственной власти.

Правовое положение государственных учреждений и организаций регулируется ГК РФ, Бюджетным кодексом РФ, а также ФЗ «О НКО» и ФЗ «Об автономных учреждениях».

Государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием. Виды: автономные, бюджетные и казенные.

Функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного РФ или субъектом РФ, муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено ФЗ-ми, НПА-ми Президента РФ или Правительства РФ, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.

Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: