Тема 3. Объекты и субъекты предпринимательской деятельности
1. Субъекты предпринимательской деятельности
2. Физические лица, как субъекты предпринимательской деятельности. Индивидуальный предприниматель.
3. Юридические лица, как субъекты предпринимательства
4. Права и обязанности предпринимателей. Личные качества предпринимателя.
5. Основные средства воздействия предпринимателя на потребителя.
6. Объекты предпринимательства. Свойства товара как объект предпринимательской деятельности.
Наиболее значимым субъектом предпринимательской активности выступает предприниматель. Однако предприниматель — не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. И потребитель и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник (если, конечно, предприниматель работает не в одиночку), и партнеры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера)
Основными субъектами предпринимательской деятельности выступают: Предприниматель; Потребитель; Государство; Наемный работник; Партнеры.
Предприниматель при этом может выступать в качестве юридического или физического лица.
Субъекты предпринимательской деятельности.
Предприниматель и потребитель. Во взаимоотношениях предпринимателя и потребителя предприниматель относится к категории активного субъекта, а потребитель - пассивного субъекта. Потребитель является своеобразным индикатором предпринимательского процесса, поэтому все то, что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право на реализацию только в случае позитивной (положительной) экспертной оценки потребителя. Такая оценка осуществляется потребителем и выступает, как готовность последнего приобрести тот или иной товар. Предприниматель, при планировании и организации своей деятельности обязан учитывать настроения, желания, интересы, ожидания, оценки потребителя. Но при этом сам предприниматель может формировать спрос потребителя, создавая новые покупательские потребности.
К этому как раз и сводится положение о двух способах организации предпринимательской активности: на основе выявленного интереса потребителя или на основе "навязывания" ему нового товара.
Основными средствами воздействия предпринимателя на потребителя выступают следующие факторы:
· новизна товара и его соответствие интересу потребителя;
· качество;
· цена, доступность товара;
· степень универсальности товара;
· внешний вид и упаковка;
· позитивные отличительные характеристики товара от товаров других производителей и возможность потребителя ознакомиться с такими отличиями;
· возможность воспользоваться услугами послепродажного сервиса;
· соответствие общепринятым или государственным стандартам;
· престижность и привлекательность рекламы товара и т. д.
Вывод, который можно было бы сделать из рассматриваемой проблемы, сводится к следующему: если с точки зрения общественного производства именно предприниматель выступает в роли активного субъекта, то с точки зрения самого предпринимательского процесса, его содержания и эффективности активную роль играет потребитель, и предприниматель не может игнорировать этот факт.
Государство. Роль государства как субъекта предпринимательского процесса может быть различной в зависимости от общественных условий, ситуации, складывающейся в сфере деловой активности, и тех целей, какие ставит перед собой государство.
В зависимости от конкретной ситуации государство может быть:
• тормозом развития предпринимательства, когда оно создает крайне неблагоприятную обстановку для развития предпринимательства или даже запрещает его;
• посторонним наблюдателем, когда государство прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в то же время и не способствует
этому развитию;
• ускорителем предпринимательского процесса, когда государство ведет постоянный и активный поиск мер по вовлечению в предпринимательский процесс новых экономических агентов (нередко такая целенаправленная деятельность государства вызывает "взрыв" предпринимательской активности и приводит к "буму" предпринимательства).
Государства, как ускоритель предпринимательского процесса, обладает следующими функциями:
Во-первых, государство берет на себя образовательные функции - по профессиональной подготовке и воспитанию предпринимательских кадров. При этом учитывается тот факт, что для эффективной деятельности, предприниматель должен владеть и обладать: общеэкономической теорией; конкретными экономическими знаниями по ведению своего бизнеса; практическими методами и навыками по ведению своей предпринимательской деятельности.
Во-вторых, государство разрабатывает специальные программы по поддержке предпринимателей, в которых учитываются меры по льготному кредитованию. Особые льготы предоставляются тем, кто берется за реализацию каких-либо предпринимательских проектов.
В-третьих, государство обычно также берет на себя функции создания для предпринимателей требуемой предпринимательской инфраструктуры:
а) снабжает предпринимателя необходимой (чаще всего маркетинговой) информацией;
б) финансирует расходы по ведению научных, научно-технических, проектно-изыскательских и иных работ с предоставлением их результатов предпринимателям на безвозмездной или льготной основе;
д) создает сеть консультационных, юридических и иных фирм, облегчающих деятельность предпринимателей;
е) ведет подготовку кадров нужной квалификации для предпринимательских структур.
Наемный работник. Наемный работник как реализатор идей предпринимателя также относится к группе субъектов предпринимательского процесса. Именно от него зависит эффективность и качество реализации предпринимательской идеи. Известно, что каждому экономическому субъекту свойственны свои собственные интересы. Что касается предпринимателя и наемного работника, то часть их планов совпадает (чем выше прибыль, тем выше заработная плата, к примеру), а часть носит полярно противоположный характер (предприниматель не заинтересован в высокой оплате труда, а наемный работник заинтересован). В таких случаях стороны вынуждены идти на поиск компромиссных вариантов, что в общем-то и составляет основу взаимоотношений этих двух субъектов предпринимательского процесса.
В рамках таких взаимоотношений предприниматель обозначает для себя определенные проблемы в своей повседневной деятельности и старается разрешить их с наибольшим эффектом. Какие же это проблемы?
Первая - подбор кадров нужной специализации и требуемого уровня квалификации. Эта проблема разрешается двумя возможными путями:
а) подготовка таких кадров на собственной информационной и финансовой базе (но такой путь не всегда эффективен по понятным причинам);
б) привлечение кадров, занятых в других предпринимательских или производственных структурах, для чего требуется создание для работников лучших, более привлекательных условий.
Вторая - необходимость вовлечения наемного работника в интерес предпринимательской структуры. При этом различают две формы вовлечение наемного работника в производственный интерес предпринимательской структуры; вовлечение наемного работника в коммерческий интерес фирмы.
Первая форма свойственна европейской системе организации труда, когда каждый наемный работник точно знает свои производственные функции и выполняет их с присущей ему умелостью.
Вторая форма характерна для японо-американской системы организации труда, когда каждый наемный работник заинтересован не только в должном исполнении своих производственных функций, но и обеспокоен общим результатом деятельности предпринимательской структуры. Эта форма вовлечения работника является, конечно, более эффективной по сравнению с первой и наиболее привлекательной как с точкизрения предпринимателя, так и с точки зрения общества.
Для вовлечения работника в коммерческий интерес фирмы важно создать такую ситуацию, когда работник одновременно будет заинтересован как в своих личных результатах, так и в результатах коллективной деятельности.