Адаптация: четыре стадии
1. «Медовый месяц». И ребенок, и приемные родители еще не вполне верят, что жизнь изменилась навсегда. Обе стороны стремятся вести себя как можно лучше.
2. Стадия агрессии. Уставшая приемная мама может сказать себе: «Что у меня в доме делают эти дети? Зачем я на это согласилась?»
Ребенок тоже может начать «козлить» — он все еще не верит, что это навсегда, и зачастую «проверяет» приемных родителей. Возможна и аутоагрессия. В этот период важно постоянство во всем: режим дня, понятные правила поведения, четкие границы.
3. Ребенок и родители постепенно подстраиваются друг под друга. Вспышки агрессии случаются реже. Родители и приемный ребенок учатся договариваться и соблюдать договоренности.
В этот период важно, чтобы совместно проведенное время было приятным. Положили в больницу? Конечно, хорошего мало, но ведь можно взять с собой любимую красную подушку, красивые кружки, интересные книжки — почитаем, поиграем, поговорим…
4. Принятие друг друга. Родители и ребенок нужны друг другу.
Адаптация приемного ребенка в замещающей семье
Адаптация приемного ребенка в замещающей семье.
В настоящее время, когда семейное устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, признано на всех уровнях приоритетным, число замещающих семей растет, стоит задача обеспечить каждому принятому на воспитание ребенку возможность для благополучного развития.
Вхождение ребенка в замещающую семью можно охарактеризовать как процесс формирования психологической и эмоциональной защищенности, которая у ребенка может возникнуть только в условиях «достаточности» проявляемой заботы.
Ребенок-сирота попадает в новые условия с багажом негативных воспоминаний и опыта. Его предыдущий негативный опыт в общении со значимыми взрослыми (либо взрослыми) не позволяет ему быстро и успешно освоиться в новой среде.
|
Существует взаимосвязь между возрастными периодами и стадиями адаптации ребенка в замещающей семье. Возраст, в котором ребенок попадает в замещающую семью, играет немалую роль – он определяет «радиус значимых отношений» по теории возрастной периодизации Эриксона.
Ребенок от 0 до 7 лет полностью ориентирован на семью, от 7 до 11 – на соседей и школьных товарищей, и далее – на отношения со сверстниками. Поэтому дети, попавшие в замещающую семью до 11 лет, в течении долгого времени (порой до 3 лет) заняты взаимодействием внутри семьи. Дети более старшего возраста, и особенно подросткового, возраста нуждаются в более широком круге взаимодействий, который одновременно включает и семью, и школу, и сообщество в целом. Такие дети привыкают к новой среде долго и порой мучительно – они вынуждены «работать» одновременно на нескольких «психологических фронтах».
Проанализировав основные процессы социализации ребенка в новых условиях. Результаты данных процессов являются интегральными критериями, определяющими благополучие ребенка.
Первый критерий – адаптация ребенка к новым условиям и его интеграция в новую семью. Без достижения такого результата дальнейшая жизнь и развитие ребенка в замещающей семье невозможны.
Второй – положительная динамика развития ребенка. Наличие такой динамики свидетельствует, что ребенок принял созданные ему в новой семье условия и отношения, что они достаточны для позитивных изменений.
|
Третий – успешная социализация ребенка в широком социальном окружении.
Адаптация ребенка в замещающей се6мье – это объективно необходимый процесс вхождения ребенка, оставшегося без попечения родителей, в новую семью. Она предполагает поиск путей и форм взаимодействия в семье и взаимного приспособления, в результате чего создаются условия как для реализации возможностей и жизненных планов приемного ребенка, так и для прогрессивного изменения самой семьи.
Итак, процесс адаптации – процесс двухсторонний. Приход ребенка в семью приводит к новым отношениям, перераспределению семейных ролей, возникновению новых привязанностей. А это означает, что адаптируется не только ребенок, но и каждый член семьи. И чем больше людей включено в этот процесс, тем он сложнее, но именно такой двухсторонний процесс изменения приемного ребенка и семьи как системы можно считать полноценной адаптацией.
В процессе взаимной адаптации семьи и ребенка исследователи выделяют несколько этапов. Первый – «Идеализированные ожидания», или «Вхождение в семью» - как у ребенка, так и у родителей – воспитателей. Примерно через месяц наступает первый кризис: привязанность ребенка к старой семье еще сохраняется, а к новой пока не сформировалась, приспособление к смене требований и правил требует значительных усилий. В результате возникают «установочные» конфликты, являющиеся частью нормального поступательного процесса адаптации ребенка и семьи друг к другу.
|
Первоначально в ходе адаптации и ребенок, и родители-воспитатели переживают кризис, который связан с нестабильностью их положения, необходимостью решения адаптационных задач. Приемные дети переживают собственную «невключенность» в замещающую семью и свою «безвластность».
Затем наступает стадия вживания, адаптации. И для ребенка, и для семьи идет установка внешних и внутренних границ, привыкание к взаимным потребностям и правилам поведения, индивидуальным способностям и привычкам. Главное достижение этой стадии, длящейся чуть более полугода, - взаимное доверие и субъективное ощущение постоянства отношений, появляющееся у обеих сторон, которые начинают воспринимать себя как целостность.
Третий этап адаптации ребенка в замещающей семье – стабилизация отношений. Семейная система входит в стационарное состояние, которое может характеризоваться несколько сниженной сплоченностью, чем до приема ребенка, и меньшей гибкостью, но в пределах сбалансированной зоны.
Таким образом, одним из показателей адаптации ребенка в семье следует считать включение (интеграцию) приемных детей в семейную систему. В процессе интеграцииприемный ребенок становитьсячастью семейной системы, и тогда можно говорить о его адаптации. Если интеграции не происходит, то ребенок остается внешним элементом, не включенным в семейную систему, и в результате дезадаптируется. Замещающая семья может существовать и при нерешении проблемы интеграции приемного ребенка, но эта ситуация опасна для его благополучия.
Эмоциональная идентификация с семьей означает, что ребенок чувствует себя здесь нужным, членом данной семьи. Главное изменение, которое происходит с ребенком, - это переход от осознания себя «ничейным, детдомовским, сиротой» к ощущению себя членом семьи («семейным»). Ребенок психологически отождествляет себя с новой семьей. Дети часто представляются незнакомым людям под новой фамилией. Внутренняя позиция приемного ребенка в замещающей семье, свидетельствующая о его адаптации: «вместе со всеми».
Идентификация ребенка с семьей выражается в поведении, которое свидетельствует о разделении мира на «мы» и «они». В кровной семье она начинается с внешнего сходства ребенка и родителей. Несмотря на то, что приемные дети не имеют внешнего сходства с воспитателями, отношение к ребенку как к индивидууму, который представляет собой ценность для семьи, усиливает процесс его признания.
Включение приемного ребенка в семейную систему предполагает, что он чувствует себя включенным в семейную историю. Обычно именно осведомленность о подробностях, касающихся личности и внутренней жизни семьи, помогает тому, кто становиться ее членом, чувствовать себя «своим», а не постороннем в ней. Приемный ребенок знает историю семьи: что было до него и что произошло с его постановлением, воспитатели решились на этот шаг и как они выбрали именно его.
Если приемный ребенок включается в семейную систему, то о его адаптации будет свидетельствовать позитивный характер его семейной роли.
Неадекватные ожидания членов замещающей семьи и приемного ребенка по отношению друг к другу становятся причиной неуспешной адаптации и отвержения ребенка семьей. Необходимым условием успешной адаптации ребенка-сироты в замещающей семье является взаимное соответствие ролевых ожиданий приемного ребенка и воспитателей, а также всех членов приемной семьи между собой. Взаимная адаптация членов новой семьи протекает успешно, если поведение каждого из них в его семейной роли не противоречит представлениям других о том, как эту роль надо исполнять, т.е. приобретают форму ожидания определенного поведения. Если поведение ребенка не совпадает с ожиданиями воспитателей, членов семьи, он вступает в определенный конфликт с ними.