Маркировка клемм реле РС 702





Маркировка клемм регуляторов напряжения.

Функция клемы регулятора напряжения 121.3702 от мотоцикла "Ява-638" (цвет провода) 33.3702 РР330
"-" бортовой сети после выключения зажигания D + (синий) + В3
Возбуждение генератора (шунт) DF (зеленый) Ш Ш
"-" бортовой сети (масса) В - (белый) на корпус регулятора на корпус регулятора
Средняя точка ркгулятора отсутствует отсутствует отсутствует -
Выход "+" на лампу контроля заряда аккумулятора отсутствует отсутствует Л К Л К

В случае необходимости вместо реле включения контрольной лампы мотоцикла «Ява» можно установить реле с нормально замкнутыми контактами PC 702 от автомобиля ВАЗ-2121, -2106, -1111. На принципиальной схеме генераторной установки цвет проводов соответствует стандартам, принятым для мотоцикла «Ява». Реле PC 702 (PC 702А) показано в виде врезки монтажной схемы. Нормальное положение этого реле при установке на мотоцикле - вертикальное, с выводами, направленными вниз.
Маркировка клемм и функциональное назначение отходящих проводов реле включения контрольной лампы приведены в таблице 2.

Маркировка клемм реле РС 702

Что подключено внутри реле "Ява-638" РС 702 Куда уходит провод от реле
Контакты нормально замкнуты 87 А (синий провод) к красной контрольной лампе (подает "+")
30/51 (синий провод) 30/51 к клеме "15" выключателя зажигания (на "плюс")
Обмотка 86 (желтый провод) к центру звезды генератора (у "Явы" "86", а у "Урала" "~")
0 (белый провод) к массе (на "минус")

Следует сказать несколько слов об ижевских мотоциклах, имеющих электросистему с бортовым напряжением 12 Вольт. На «ИЖах» применена более современная схема возбуждения генератора, при которой блок БПВ-14-10 коммутирует ток, протекающий между выводом обмотки возбуждения генератора и массой. Соответственно второй вывод обмотки возбуждения накоротко присоединен к «+» бортовой сети. К сожалению, часто возникающие проблемы из-за поломок БПВ-14-10 вынуждают искать ему замену. В БПВ объединены два прибора - силовой трехфазный выпрямитель, состоящий из шести кремниевых диодов ВА-10, установленных на радиаторах, и непосредственно регулятора. К регулятору относятся плата с деталями, а также два диода и два тиристора КУ202, установленные на отдельных радиаторах.
В случае выхода регулятора из строя его ремонт очень часто нецелесообразен по причине весьма капризной и в целом неудачной конструкции. Из начинки БПВ-14-10 имеет смысл использовать в дальнейшем только трехфазный выпрямительный мост, осторожно удалив все лишнее при помощи кусачек и плоскогубцев.
Для того чтобы обеспечить возможность использования на ижевском мотоцикле регулятора 121.3702 и привести схему генераторной установки к показанному виду, следует изменить полярность подключения цепи возбуждения генератора.
С этой целью нужно провод от ближней к прерывателю щетки (фото 1) снять с клеммы «И1+» и, расточив круглым надфилем отверстие в наконечнике провода, установить провод под головку болта крепления клеммной колодки (фото 2), тем самым соединив его с массой.

Фото 1. Стандартное включение генератора переменного тока 281.3701 П1 (к катушке зажигания № 2) прерыватель И1+ (к Х8 БПВ 14-10) на плюс бортовой сети И2 - (к - Х1 БПВ 14-10) на выход регулятора 3 фазы на вход выпрямителя: С1~ (к Х5 БПВ 14-10) С2~ (к Х4 БПВ 14-10) С3~ (к Х7 БПВ 14-10) П2 (к катушке зажигания № 1) прерыватель Фото 2. Включение генератора переменного тока 281.3701 с изменонной полярностью цепи возбеждения для совместной работы с регулятором 121.3702: П1 (к катушке зажигания № 2) прерыватель И1+ на плюс бортовой сети (не используется) провод подключенный на массу И2 - (к "67" регулятора 121.3702) на выход регулятора 3 фазы на вход выпрямителя: С1~ (к Х5 БПВ 14-10) С2~ (к Х4 БПВ 14-10) С3~ (к Х7 БПВ 14-10) П2 (к катушке зажигания № 1) прерыватель

Красный провод (плюсовой) на клемме «И1+» отныне остается без дела, а черный провод с клеммы «И2-» генератора теперь можно подключить к клемме «67» регулятора 121.3702.
В заключение напомним читателям, что в случае выхода из строя или утери силового трехфазного выпрямителя (V04...V09), на любом мотоцикле можно использовать выпрямитель «подкову» от генератора любой легковой машины (например, БПВ 4-45 от «Москвича» или БПВ 6-50 от «Жигулей»), снабдив их подходящим корпусом, из текстолита или иной прочной пластмассы и разместив вместе с остальными приборами электрооборудования под седлом или в боковых ящиках мотоцикла.

Рис. 1. Полумонтажная схема генераторной установки мотоцикла «ИЖ-П5» с применением регулятора Я112-В1: АБ - аккумуляторная батарея 6МТС-9; Р - предохранитель 10А; 51 - замок зажигания; 52 - выключатель массы (например, тумблер ТВ-1); VD8...VD13 - силовой трехфазный выпрямитель; VD5... VD7 - дополнительный выпрямитель Номиналы деталей регулятора не указаны, так как раздельных деталей в нем нет. По сути - это единый неразборный модуль

 

Рис. 2. Выпрямительный блок БПВ 11 -60 от ВАЗ-2108,-09: 1 -дополнительный выпрямитель; 2 - силовой выпрямитель

 

Рис, 3, Схема размещения диодов (VD 5...VD7) самодельного дополнительного выпрямителя на плате трехфазного силового выпрямительного моста от БПВ-14-10

Более современные генераторные установки мотоциклов и автомобилей разработки конца восьмидесятых - начала девяностых годов принципиально отличаются от вышеупомянутых тем, что у них оба вывода обмотки возбуждения изолированы от корпуса: один соединяется через выключатель зажигания с положительной клеммой аккумуляторной батареи и «плюсом» бортовой сети, а другой - через коммутирующий элемент регулятора напряжения с минусом бортовой сети (массой) и, соответственно, отрицательной клеммой аккумулятора. Такая система является более перспективной, так как создает предпосылки для уменьшения длины соединительных проводов и сокращения количества разъемов в цепи возбуждения генератора, а также для применения встроенных в него интегральных регуляторов напряжения.
По этому принципу построена электросхема всех ижевских мотоциклов, имеющих блок БПВ-14-10, на низкую надежность которого жалуются очень многие. В первой статье была рассмотрена возможность замены этого блока на полупроводниковый регулятор 121.3702 от ВАЗ-2121. Теперь опишем замену платы регулятора напряжения, находящейся внутри БПВ-14-10, на интегральный регулятор Я112-В1, применяемый на автомобилях ВАЗ-2104, -2105, -1111 («Ока»). Этот прибор обладает целым рядом достоинств, таких как исключительно малые габариты, полная герметизация радиокомпонентов путем заливки схемы компаундом и широчайшая распространенность на территории СНГ. Единственный недостаток заключается в невозможности его ремонта, поскольку прибор неразборный. Учитывая, что ремонт электронных конструкций доступен далеко не всем и не в любых условиях, этот до вод не может служить причиной для отказа от использования блока Я112-В1 При его применении заметно уменьшается износ контактов замка зажигания. Дело в том, что при отключении напряжения в стандартной системе электрооборудования мотоцикла приходится каждый раз размыкать электрическую цепь ротора генератора, где течет ток величиной в несколько ампер. Происходящее при этом искрение способно очень скоро испортить контакты в замке.
В приборе Я112-В1 имеется специальный управляющий вывод «Б», подключаемый через замок зажигания. Цепь управления потребляет ничтожно малый ток (на два порядка меньше, чем в цепи возбуждения). Благодаря этому значительно увеличивается ресурс безотказной работы контактной группы замка зажигания, искрение исключено.
Принципиальная схема Я112-В1 представлена на рис. 1??? в виде врезки в полумонтажную схему мотоцикла «ИЖ-П5», содержащую самые минимальные доработки.
Разберем принцип действия схемы. Допустим, что выключатель зажигания S1 включен, мотор работает, но напряжение генератора еще не достигло величины 14±0,2В. С находящейся под напряжением клеммы управления «Б» через разделительный диод VD3 положительный потенциал поступает на измерительный орган регулятора - делитель напряжения на резисторах R1, R2, R3. При этом стабилитрон VD1 закрыт, так как приходящее на него с делителя напряжение слишком мало.
Следовательно, транзистор VT также будет закрыт, так как ток в его цепи «база-эмиттер» не протекает. Транзистор VT2 открыт, так как по цепи «+АБ» - предохранитель F -замок зажигания - клемма «Б» - резистор R5 - переход «база-эмиттер» VT2 - масса («-») протекает базовый ток. В результате ток протекает по цепи «+АБ» - предохранитель Р - клемма «+Х8» - клемма «И1+» - обмотка возбуждения генератора - клеммы «И 2-», «-XI», «LU - открытый переход «коллектор - эмиттер» VT2 - масса («-» бортовой сети) и напряжение генератора возрастает.
При возрастании напряжения генератора до 1403 В напряжение на стабилитроне VD1 тоже возрастает и наступает «пробой» стабилитрона. Это значит, что стабилитрон переходит в открытое состояние и ток начинает протекать по цепочке «+АБ» - Р - замок зажигания - «Б» - VD3 - R1 - стабилитрон VD1 - переход «база-эмиттер» транзистора VT - масса. Транзистор VT1 тоже открывается и закорачивает переход «база-эмиттер» транзистора VT2 на массу. Вследствие этого транзистор VT2 немедленно закрывается и отключает обмотку возбуждения генератора от массы («минуса»). Напряжение генератора уменьшается, стабилитрон VD1 вновь закрывается и процесс повторяется.
Таким образом, регулирование напряжения генератора производится ступенчато. Электронное реле регулятора напряжения переходит от включенного к выключенному состоянию и обратно, то подключая обмотку возбуждения к источнику питания, то ее отключая. В зависимости от режима работы генератора меняется относительное время нахождения реле во включенном или выключенном состоянии, чем и обеспечивается автоматическое поддержание напряжения генератора на заданном уровне.
В регуляторе имеется еще несколько характерных элементов - диод VD2 (гасящий) предотвращает опасные для полупроводников всплески напряжения обратной полярности (ЭДС самоиндукции) при отключении обмотки возбуждения от цепи питания. Гибкие обратные связи, содержащие конденсаторы (С1, цепочка С2-R4-Кб), ликвидируют влияние электромагнитных помех и возможность самовозбуждения схемы на высокой частоте, а также уменьшают потери мощности в транзисторах при их переключении. Резисторы R5 и R8 обеспечивают токовый режим транзисторов. Резистор R7 ограничивает ток в цепи «+» бортовой сети - клемма «В» - делитель напряжения. Диоды VD3 и VD4 - разделительные, предотвращают вредное взаимное влияние цепей управления (клемма «Б») и питания (клемма «В»).
Представляет интерес вопрос, как поведет себя данная схема при отключении замка зажигания?
В этом случае пропадает «плюс» на клемме управления «Б», резисторе R5 и, соответственно, в базовой цепи транзистора VT2. При отсутствии положительного потенциала на базе транзистор VT2 закрывается и обесточивает обмотку возбуждения генератора, вследствие чего предотвращается возможность быстрого разряда аккумуляторной батареи на обмотку возбуждения. При этом сохраняется возможность протекания крайне малых токов по цепи «+АБ» - предохранитель Р - клеммы «+Х8» и «В» - разделительный диод VD4- ограничительный резистор R7 - делитель напряжения R1-R2-R3-масса («-»). При этом сила тока может составлять около 0,025А и потребляемая мощность будет порядка 0,3 Вт.
Несложный расчет показывает, что мотоциклетная аккумуляторная батарея 6МТС-9 может из-за этого наполовину разрядиться за 180 часов.
Следовательно, мотоцикл, оставленный без движения на срок более суток , рационально хранить с отключенным аккумулятором. Для того, чтобы постоянно не крутить клеммы, удобно установить на мотоцикле выключатель массы 52.

Схему электрооборудования любого ижевского мотоцикла, на котором изначально был использован блок БПВ-14-10, можно с минимальными переделками привести к виду, показанному на рис. 1. При этом следует учитывать следующие особенности:

· Требуется провести два новых провода - фиолетовый и красный (последний отмаркирован на схеме тонкой черной каймой по всей длине).

· В схеме имеется новая распаечная клемма «+Х15», которая может быть выполнена на базе болта М5, установленного на изоляционной колодке или иным подобным способом.

· В качестве выпрямителя можно использовать как трехфазный мост от блока БПВ-14-10 (осторожно удалив все лишнее), так и автомобильный выпрямитель «подкову»

· Так как ижевские генераторы не имеют вывода средней точки обмотки статора, целесообразно применить выпрямитель БПВ 11-60 от автомобиля ВАЗ-2109. Этот прибор (рис. 2) содержит дополнительный встроенный выпрямитель, имеющий отдельный вывод «Д» (61). На этом выводе при исправной работе генератора появляется напряжение +12В. Следовательно, если его подключить к выводу «86» «жигулевского» реле контроля заряда PC 702 (А) и подать «-» («массу») на вывод «85» означенного реле, будет получена возможность задействовать контрольную лампочку заряда батареи.

· При отсутствии БПВ 11-60 можно припаять на обратной стороне платы с выпрямителем от БПВ-14-10 три дополнительных диода КД 223А (или подобных, на ток не менее 1,5 А). Эта добавочная часть схемы показана на рис. 1 зеленым цветом. Схема размещения диодов на плате ясна из рис. 3. Для вывода «Д» (61) целесообразно использовать пустующую клемму «ХЗ», которая теперь будет действовать точно так же, как клемма «86» генератора мотоцикла «Ява-638»

· При необходимости проверки работоспособности электронных регуляторов Я112-В1 и описанного в предыдущей части 121.3702 следует собрать схему (рис. 4).

  Таблица для определения неисправностей полупроводниковых регуляторов
Напряжение, В исправен не исправен
обрыв пробой
15-16 не гор. не гор. гор.
гор. не гор. гор.

 

 


Рис. 4. Схемы для проверки электронных регуляторов напрядения:
А - проверка регулятора Я112-В1, Б - проверка регулятора 121.3702

В качестве имитатора нагрузки используется лампочка 12В, 6-8 Вт. Чтобы обеспечить нужные для проверки электронных регуляторов значения напряжений, как правило, используют два хорошо заряженных автомобильных аккумулятора с открытыми перемычками. Напряжение 16 В можно получить, подключив последовательно с обычным аккумулятором на 12В, состоящим из шести банок, еще две банки другого аккумулятора.
- При включении питания 12 В и исправном регуляторе лампа должна гореть, при повышении напряжения источника питания до 16 В лампа должна гаснуть. Напряжение при проверке следует контролировать соответствующим вольтметром (тестером). - Порог срабатывания описанных регуляторов, по стандарту, должен быть в пределах 13,8-14,4 В.
В заключение следует напомнить, что наличие в системе электрооборудования мотоцикла электронных регуляторов требует соблюдения следующих условий:

· эксплуатация генераторной установки с полупроводниковыми приборами, без аккумуляторной батареи, настоятельно не рекомендуется;

Категорически запрещается:

· даже кратковременное замыкание выводов регулятора между собой

· неверное подключение проводов

· проверка проводки с помощью мегомметра

· проведение сварочных работ при не отключенном регуляторе





Читайте также:
Особенности этнокультурного развития народов Пензенского края: Пензенский край – типичный российский регион, где проживает ...
История государства Древнего Египта: Одним из основных аспектов изучения истории государств и права этих стран является...
Социальные науки, их классификация: Общество настолько сложный объект, что...
Перечень актов освидетельствования скрытых работ и ответственных конструкций по видам работ: При освидетельствовании подготовительных работ оформляются следующие акты...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.033 с.