Нормативный акт – это официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения).
В Российском государстве, в сущности, единственным источником права является нормативно-правовой акт. Судебного прецедента нет (но роль юридической практики велика), обычая тоже нет, хотя исключения имеются. В общем виде иерархическую систему нормативных правовых актов России можно представить в следующем виде:
1) Конституция;
2) ФКЗ;
3) федеральные законы;
4) указы Президента;
5) постановления Правительства;
6) нормативные акты ФОИВ.
Особую группу образуют м/н договоры России, нормативные акты ОГВ субъектов РФ.
Конституция РФ находится на вершине иерархии законодательства и имеет обязательное значение для всех остальных нормативных актов. Верховенство Конституции РФ (в предыдущие годы называлась Основным Законом) в системе нормативных актов Российского государства определяется следующими основаниями. Конституция РФ:
1) принята на референдуме в результате свободного волеизъявления всего народа;
2) устанавливает основные начала, принципы, нормы общественного и государственного строя;
3) содержит перечень основных прав человека и фиксирует структуру и компетенцию высших органов государственной власти и управления;
4) принимается, изменяется в результате соблюдения усложненной процедуры правотворчества.
Текст Конституции РФ состоит из 137 статей, содержит нормы, относящиеся к различным отраслям права. Особое значение имеют нормы Конституции, определяющие компетенцию высших органов гос-ва по изданию НПА определенного вида (ст. 90, 105, 106 и др.), порядок принятия и вступления в действие ФКЗ, ФЗ (ст. 104 – 108) и некоторые другие вопросы.
|
Федеральные законы принимаются в Российской Федерации Государственной Думой, после чего передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения.
Особая группа федеральных законов – ФКЗ, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ и отличаются особым порядком принятия – требуется 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 голосов от общего числа членов Думы.
В соответствии с Конституцией РФ субъекты Федерации (республики, края, области, автономная область, автономные округа и города федерального значения) по вопросам своего ведения осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов. Такие законы не могут противоречить федеральным законам. В этом проявляется принцип единства правовой регламентации и правового режима на территории всего государства.
Подзаконные акты РФ. Правовое регулирование в РФ только законами не исчерпывается. Наряду с ними соответствующие отношения регулируются актами Президента РФ, Правительства РФ, ФОИВ. Рассмотрим их более подробно.
НПА Президента РФ. Президент – глава государства, и в соответствии с этим издаваемые им нормативно-правовые акты (указы) занимают следующее после законов место в иерархии НПА федерального законодательства. Юридическая сила указов такова: они обязательны для исполнения на всей территории РФ; указы в качестве предмета регулирования имеют основные направления внутренней и внешней политики; в случае противоречия указа Президента Конституции и законам России на основании заключения Конституционного Суда РФ указ мб отменен. По сравнению с законами указы имеют преимущество относительно быстрой процедурой их принятия. Кроме того, перечень субъектов подготовки проектов указов законодательно не установлен. Поэтому, учитывая предмет регулирования, многие проекты указов подготавливаются Правительством РФ или соответствующими ФОИВ.
|
Акты ФОИВ. Особенность их состоит в том, что они могут издавать предусмотренные положениями о них акты, содержание нормы права, в случаях и пределах, предусмотренных российскими законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ. Поэтому издание любого ведомственного акта дБ основано на специальном указании вышестоящих органов, хотя на практике это происходит не всегда.
НА этой группы очень многочисленны и многообразны. К ним относятся приказы и инструкции, постановления, положения, письма, уставы, разъяснения и т.д. Все они издаются в рамках реализации функций государственного управления в разных сферах общественной жизни (промышленность, наука, культура, здравоохранение, безопасность и т.д.) и обязательны для исполнения для всех подведомственных организаций, должностных лиц.
Нормативные акты ФОИВ, затрагивающие права, свободы и иные законные интересы граждан, а также любые межведомственные акты подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и публикуются не позднее десяти дней после регистрации. Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий, поскольку вступившими в силу не считаются.
|
Регистрация в Минюсте РФ необходима для проверки законности нормотворческого решения ФОИВ: проверяется, не ущемляет ли данный акт права и свободы граждан, не возлагаются ли им дополнительные, не предусмотренные законодательством РФ обязанности.
Данные акты вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в газете «Российские вести».
Нормативные акты ОГВ субъектов Федерации. Локальные нормативные акты. ОГВ субъектов Федерации, решая задачи, которые встают перед ними и в соответствии с компетенцией, принимают решения, облекая их в правовую форму. Издаваемые нормативные акты распространяются лишь на территорию соответствующего региона. Согласно законодательству решения областного уровня (законы, распоряжения) доводятся до исполнителей в течение семи дней со дня их принятия, но не позднее даты вступления данного НА в силу.
Наряду с этим в теории права локальными нормативными актами называются также юридические документы, содержащие нормы права, принимаемые субъектами управления на предприятии, в организации и т.д. Краевая, областная администрация субъектов Федерации (в некоторых регионах – правительство) вправе принимать постановления, распоряжения, приказы. Глава администрации по вопросам, отнесенным к его компетенции, может издавать постановления и распоряжения.
Общим для всех видов подзаконных актов РФ является то обстоятельство, что они, наряду с законами, служат источником законности, т.е. граждане и ЮЛ, выполняя нормы права, содержащиеся в подзаконных актах, укрепляют режим законности и правопорядка государства. На принимаемые правовые решения ориентируются граждане, должностные лица и организации. Среди подзаконных актов существует своя иерархия, производная от иерархии административной. Так, постановление Правительства имеет большую юридическую силу, чем аналогичное постановление министерства, правительства области, главы администрации города. Эта иерархия берет начало от указов Президента РФ и завершается решениями главы администрации муниципального района.
Существуют также локальные акты государственных и негосударственных учреждений и организаций различных форм собственности. Для законного оформления, юридической институционализации эти организации создают различные правовые акты: приказы, издаваемые руководителем организации, уставы и положения, на основе которых осуществляют свою деятельность. Подобные акты составляют нижнее звено подзаконных правовых актов и в большинстве случаев, для того чтобы приобрести юридическую силу, должны быть зарегистрированы в соответствующем муниципальном органе власти. Например, устав общества с ограниченной ответственностью (либо иной аналогичной организации) приобретает юридическую силу только после регистрации в государственных органах власти.