III. Учебно–методическая карта




Заочная сокращенная

Составил А.А.Дичковский, к.э.н., профессор

 

Учебная программа «Микроэкономика» составлена на основе типовой учебной программы «Микроэкономика» (утв.03.01.2011 регистрационный № ТД-Е.283/тип).

 

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры мировой экономики и финансов 29 августа 2011, протокол № 1

Заведующий кафедрой
_________Ю.Ю.Королев

 

 

Одобрена и рекомендована к утверждению Научно-методическим советом учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси Международный университет «МИТСО»

 

2011, протокол №

 

Председатель

__________С.Н.Князев

 

 


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Учебная программа по дисциплине «Микроэкономика» предназначена для руководства и своей деятельности преподавателя. Учебная программа по изучаемой дисциплине раскрывает технологию преподавания дисциплины, учитывает региональные и внутривузовские особенности в подготовке специалистов.

Содержание, объем, и организационные формы изучения «Микроэкономики» должны обеспечить формирование у студентов знаний, умений и навыков в соответствии с образовательными стандартами по специальностям высшего образования первой ступени.

Структура курса «Микроэкономика» включает теорию поведения потребителя, торию фирмы, теорию ценообразования на рынках производственных ресурсов, анализ микроэкономической политики государства, направленной на преодоление несовершенства (фиаско) рынка. Данный курс предполагает расширение инструментария микроэкономического анализа, в частности, широкое использование кривых безразличия и бюджетных ограничений.

Целью изучения курса «Микроэкономика» является:

- дальнейшее развитие экономического мышления студентов;

- анализ институциональной структуры современного рыночного хозяйства, в том числе социально ориентированной его модели;

- изучение процессов принятия решений субъектами рынка в условиях экономического выбора;

- определение экономических границ вмешательства государства в экономику на уровне отдельных предприятий, рынков, отраслей.

Курс «Микроэкономика» закладывает основы для анализа последующих разделов общей экономической теории, способствует определению методологических подходов к изучению конкретных экономических дисциплин, формированию экономического образа мышления у студентов.

В результате изучения дисциплины студент должен:

- знать механизм ценообразования на товарных и факторных рынках: поведение экономических субъектов в рыночной экономике; теоретические основы микроэкономической политики;

- уметь решать задачи и тесты, закрепляющие учебный материал, участвовать в дискуссиях по актуальным микроэкономическим проблемам;

- обладать навыками самостоятельного экономического мышления и отстаивания собственной точки зрения по проблемам микроэкономики.

Изучение дисциплины основано на использование знаний, полученных студентами по предмету: «экономическая теория».

 


II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В МИКРОЭКОНОМИКУ

 

Предмет микроэкономики. Принятие решений субъектами рынка в усло­виях экономического выбора. Концепция экономического рационализма. При­менение и границы микроэкономической теории.

Методы микроэкономического анализа. Предельный и функциональный анализ. Равновесный подход к исследованию экономических явлений и процес­сов. Моделирование микроэкономических процессов.

 

Тема 2. ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ

 

Проблема оценки потребителем общей полезности потребляемых благ: кардинализм (количественный подход) и ординализм (порядковый подход).

Аксиомы ординалистского подхода. Функция полезности и кривые безраз­личия потребителя. Свойства кривых безразличия. Предельная норма замеще­ния.

Бюджетные ограничения. Бюджетная линия потребителя, ее свойства.

Графическая интерпретация равновесия потребителя.

Изменение цены товара и сдвиги бюджетной линии. Кривая «цена— потребление». Построение кривой индивидуального спроса. Кривые «цена— потребление» и кривые спроса для различных видов благ.

Изменение дохода потребителя и сдвиги бюджетной линии. Кривая «до­ход—потребление». Сдвиги кривой индивидуального спроса. Кривые «доход— потребление» для различных видов благ. Кривые Энгеля.

Эффект дохода и эффект замещения. Совокупный эффект цены. Влияние эффекта дохода и эффекта замещения на величину спроса на различные виды благ при изменении цены.

Практическое значение анализа кривых безразличия.

 

Тема 3. РЫНОЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ФИРМ

 

Типы конкуренции и основные рыночные структуры в современной эко­номике.

Совершенная конкуренция и ее основные черты. Спрос на продукт и пре­дельный доход совершенного конкурента. Равновесие фирмы-совершенного конкурента в краткосрочном периоде (максимизация прибыли, минимизация убытков). Два подхода к анализу: принцип сопоставления общего дохода с об­щими издержками, принцип сопоставления предельного дохода с предельными издержками. Предельные издержки и кривая предложения фирмы в кратко­срочном периоде. Отраслевое предложение в краткосрочном периоде.

Равновесие фирмы - совершенного конкурента в долгосрочном периоде. Долгосрочное предложение в конкурентной отрасли. Предложение отрасли с постоянными, возрастающими и убывающими издержками в долгосрочном пе­риоде.

Совершенная конкуренция и эффективность.

 

Тема 4. ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ

 

Чистая монополия и ее основные черты. Факторы монополизации. Виды монополии.

Спрос на продукт и предельный доход монополиста. Равновесие фирмы-чистой монополии в краткосрочном периоде (максимизация прибыли, миними­зация убытков).

Равновесие чистой монополии в долгосрочном периоде.

Ценовая дискриминация: условия, формы, последствия.

Чистая монополия и эффективность.

Экономические последствия монополии. Регулирование естественной мо­нополии.

 

Тема 5. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

 

Монополистическая конкуренции и ее основные черты.

Равновесие фирмы-монополистического конкурента в краткосрочном пе­риоде (максимизация прибыли, минимизация убытков).

Равновесие фирмы-монополистического конкурента в долгосрочном пе­риоде. Безубыточность фирм.

Монополистическая конкуренция и эффективность. Избыточные произ­водственные мощности.

Неценовая конкуренция. Дифференциация и усовершенствование продук­та. Реклама. Издержки неценовой конкуренции.

 

Тема 6. ОЛИГОПОЛИЯ

Олигополия и ее основные черты. Стратегическое взаимодействие фирм в условиях олигополии.

Типология моделей олигополии. Модели, основанные на кооперативной стратегии. Модели, основанные на некооперативной стратегии.

Проблема устойчивости цен в условиях олигополии. Модель ломаной кри­вой спроса.

Использование теории игр при моделировании стратегического взаимо­действия фирм в условиях олигополии. Олигополия и эффективность.

Рыночная власть, ее источники. Монополизм. Показатели монопольной власти. Проблема монополизма в Республике Беларусь.

Антимонопольная политика государства: зарубежный опыт и ее особенно­сти в Республике Беларусь.

 

Тема 7. РЫНКИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РЕСУРСОВ. РЫНОК ТРУДА

 

Рынки ресурсов. Спрос на ресурс. Предельная доходность и предельные издержки ресурса. Кривая спроса фирмы на ресурс. Эластичность спроса на ре­сурс. Неценовые факторы спроса на ресурс. Предложение ресурса. Совершен­ная и несовершенная конкуренция на рынке ресурса. Условие равновесия мак­симизирующей прибыль фирмы на рынке ресурса.

Рынок труда. Функционирование конкурентного рынка труда. Спрос на труд. Индивидуальное и рыночное предложение труда. Равновесие конкурент­ного рынка труда.

Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции. Модель монопсо-нии. Модель с учетом профсоюзов. Двусторонняя монополия.

Заработная плата. Номинальная и реальная заработная плата. Формы и системы заработной платы. Дифференциация заработной платы и ее причины. Минимальная заработная плата.

Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь.

 

Тема 8. РЫНОК КАПИТАЛА. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СПОСОБНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИБЫЛЬ

 

Рынок капитала и его структура. Спрос на капитал и инвестиции. Опти­мальный объем инвестиций. Предельная норма окупаемости инвестиций и спрос на инвестиции. Влияние ставки ссудного процента на спрос на капитал. Предельная чистая окупаемость инвестиций. Долгосрочные инвестиции. Соиз­мерение текущих затрат и будущих доходов. Приведенная (текущая) стои­мость. Факторы, влияющие на приведенную стоимость. Критерий чистой при­веденной стоимости и принятие решений по долгосрочным инвестициям. Ры­ночный спрос на капитал.

Предложение капитала. Источники предложения. Сбережение домохо-зяйств как основной источник предложения капитала. Межвременной выбор и временные предпочтения. Предельная норма временного предпочтения. Меж­временное бюджетное ограничение и равновесие. Влияние ставки ссудного процента на предложение сбережений. Эффекты дохода и замещения. Ставка ссудного процента и предложение капитала. Рыночное предложение капитала. Равновесие на рынке капитала.

Рынок капитальных благ. Спрос и предложение услуг капитала. Равнове­сие на рынке услуг капитала в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Инфраструктура рынка капитала. Рынок ценных бумаг. Цены и доходы на рынке ценных бумаг.

Особенности функционирования рынка капитала в Республике Беларусь.

Предпринимательская способность как фактор производства. Экономиче­ская прибыль: источники и функции.

 

Тема 9. РЫНОК ЗЕМЛИ

 

Земля как фактор производства. Ограниченность земли. Земля как возоб­новляемый природный ресурс: естественное и экономическое плодородие поч­вы.

Экономическая рента. Земельная рента как цена за использование земли. Определение размера ренты в условиях конкуренции. Рента и арендная плата. Цена земли.

Разнокачественность земельных участков и дифференциальная рента по плодородию и местоположению.

Формирование рынка земли в Республике Беларусь.

 

Тема 10. ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГОСОСТОЯНИЕ

 

Частичное и общее равновесие. Взаимосвязи в изменениях на рынках про­дуктов и ресурсов.

Эффективность обмена. Обмен на диаграмме Эджуорта. Критерий опти­мальности обмена по Парето. Кривая контрактов. Кривая потребительских воз­можностей. Конкурентное равновесие потребителей. Эффективность обмена и справедливость.

Эффективность производства. Производство на диаграмме Эджуорта. Критерий оптимальности производства по Парето. Кривая производственных контрактов. Конкурентное равновесие производителей. Кривая производствен­ных возможностей.

Эффективность структуры выпуска продукции. Критерий оптимальности структуры выпуска по Парето.

Общее экономическое равновесие и общественное благосостояние. Крите­рии оценки общественного благосостояния.

Фиаско рынка и необходимость микроэкономического регулирования.

 

Тема 11. ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ

 

Внешние эффекты. Частные и общественные издержки и выгоды. Поло­жительные и отрицательные внешние эффекты и проблема эффективного раз­мещения ресурсов в рыночной экономике.

Интернализация внешних эффектов: роль спецификации прав собственно­сти и трансакционных издержек. Теорема Коуза.

Регулирование внешних эффектов: корректирующее налоги и субсидии.

Использование теории внешних эффектов в экономической практике. Ад­министративно-экономические методы природоохранного регулирования. Ры­нок прав на загрязнение окружающей среды. Киотский протокол.

Государственное регулирование внешних эффектов в Республике Бела­русь.

 

Тема 12. ИНФОРМАЦИЯ, НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ И РИСК В ЭКОНОМИКЕ

 

Информация и ее роль в рыночной экономике. Причины неполноты ин­формации. Неопределенность. Риск: отношение субъектов к риску, способы смягчения последствий риска.

Асимметричность информации. Рынки с асимметричной информацией. Отрицательный отбор. Роль рыночных сигналов в преодолении информацион­ной асимметрии.

Моральный риск и рынок страхования. Проблема «принципал-агент». Деятельность государства по регулированию асимметричности информа­ции.

 

Тема 13. ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА

 

Чистые частные и чистые общественные блага. Свойства общественных благ. Смешанные блага.

Особенности спроса на общественные блага. Индивидуальный и общест­венный спрос на общественные блага.

Производство общественных благ. Эффективный объем производства об­щественных благ. Предложение общественных благ через кооперацию товаро­производителей (частное предложение общественных благ) и проблема «безби­летников». Роль государства в обеспечении предложения общественных благ. Понятие общественного выбора.

 

Тема 14. ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА

 

Методология анализа общественного выбора. Концепция «экономического человека». Методологический индивидуализм. Политика как обмен.

Модель взаимодействия политиков и избирателей. Общественный выбор при прямой демократии. Модель медианного избирателя. Общественный вы­бор при представительной демократии. Парадокс голосования.

Модель конкуренции групп давления за политическое влияние. Лоббизм. Логроллинг.

Модель бюрократии. Теория поиска ренты.

Политико-экономический цикл.

Проблемы эффективности государственного вмешательства в экономику.


III. Учебно–методическая карта

№ п/п занятия № п/п темы   Название темы; перечень изучаемых вопросов   Количество аудиторных часов   Материальное обеспечение занятия (наглядные методические пособия и др.) литература     Формы контроля знаний
Лекции Семинарские занятия Управляемая самостоятельная работа студента
                 
    Микроэкономика (10 час.)-1 курс     - Наглядные и методические пособия, схемы, графики, таблицы, компьютерная презентация Учебники и учебные пособия Устный опрос, тесты, задачи, рефераты, выступления на конференциях, экзамен
    Введение в микроэкономику 1. Микроэкономика как составная часть экономической теории. 2. Предмет микроэкономики как науки. 3. Субъекты и объекты микроэкономики. 4. Методы микроэкономики. 5. Функции микроэкономики.   - -
    Теория поведения потребителя 1. Проблема оценки потребителем общей полезности потребляемых благ. 2. Кардинализм и ординализм в оценке полезных благ. 3. Кривая безразличия потребителя. 4. Бюджетные ограничения потребителя. 5. Равновесие потребителя. 6. Реакция потребителя на изменения дохода. Кривая Энгеля. 7. Реакция потребителя на изменение цены. Эффект замещения и эффект дохода.   -   -//- -//- -//-
    Рыночное поведение конкурентных фирм 1. Типы конкуренции и основные рыночные структуры (виды, типы, модели) в современной экономике. 2. Совершенная конкуренция и ее основные черты. 3. Равновесие фирмы в краткосрочном периоде. 4. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде. 5. Эффективность совершенной конкуренции.   - - Наглядные и методические пособия, схемы, графики, таблицы, компьютерная презентация Учебники и учебные пособия Устный опрос, тесты, задачи, рефераты, выступления на конференциях, экзамен
    Чистая монополия 1. Чиста монополия и ее основные черты. Факторы монополизации и виды монополии. 2. Спрос на продукт и предельный доход монополиста. 3. Поведение фирмы в условиях чистой монополии в краткосрочном и долгосрочном периодах. 4. Ценовая дискриминация: условия, формы, последствия. 5. Чистая монополия и ее эффективность. - - - -//- -//- -//-
    Монополистическая конкуренция 1. Понятие монополистической конкуренции и ее основные черты. 2. Особенности поведения фирмы при монополистической конкуренции в краткосрочном периоде. 3. Равновесие фирмы - монополистического конкурента в долгосрочном периоде. 4. Монополистическая конкуренция и эффективность. 5. Неценовая конкуренция и реклама. - - - -//- -//- -//-
      Олигополия 1. Понятие олигополии и основные ее черты. 2. Типология моделей олигополии. 3. Ценообразование и производство в условиях олигополии: а) в краткосрочном периоде, б) в долгосрочном периоде. 4. Олигополия и эффективность. 5. Проблема монополизма в Республике Беларусь. 6. Антимонопольная политика государства: зарубежный опыт и ее особенности в Республике Беларусь. -   - - Наглядные и методические пособия, схемы, графики, таблицы, компьютерная презентация Учебники и учебные пособия Устный опрос, тесты, задачи, рефераты, выступления на конференциях, экзамен
    Рынки производственных ресурсов. Рынок труда 1. Общая характеристика рынков производственных ресурсов. 2. Условие равновесия максимизирующей прибыль фирмы на рынке ресурса. 3. Рынок труда и его особенности. 4. Рынок труда в условиях совершенной конкуренции. 5. Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции. 6. Формы и системы заработной платы. 7. Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь. -   - -//- -//- -//-
    Рынок капитала. Предпринимательская способность и экономическая прибыль. 1. Рынок капитала и его структура. 2. Рынок ссудного капитала и ссудный процент. 3. Краткосрочные и долгосрочные инвестиции. 4. Рынок ценных бумаг. 5. Особенности формирования и функционирования рынка капитала в Республике Беларусь. 6. Предпринимательская способность как фактор производства. 7. Экономическая прибыль и ее источники. -   - -//- -//- -//-
    Рынок земли 1. Понятие природных ресурсов и их ограниченность. Роль природных ресурсов в экономике Республики Беларусь. 2. Рынок земли и особенности его функционирования. 3. Земельная рента. 4. Цена земли. 5. Особенности рынка земли в Республике Беларусь.   -   - -//- -//- -//-
    Общее равновесие и общественное благосостояние 1. Понятие частичного и общего экономического равновесия. 2. Общее конкурентное равновесие и эффективность: а) эффективность обмена; б) эффективность производства; в) эффективность структуры выпуска продукции. 3. Экономическая эффективность и социальная справедливость. Критерии оценки благосостояния. 4. Фиаско рынка и необходимость микроэкономического регулирования. - - - Наглядные и методические пособия, схемы, графики, таблицы, компьютерная презентация Учебники и учебные пособия Устный опрос, тесты, задачи, рефераты, выступления на конференциях, экзамен
    Внешние эффекты 1. Сущность внешних эффектов. Положительные и отрицательные внешние эффекты. 2. Причины существования внешних эффектов. Интернализация внешних эффектов. Теорема Коуза. 3. Регулирование внешних эффектов: корректирующие налоги и субсидии. 4. Использование теории внешних эффектов в экономической практике. Борьба с загрязнением окружающей среды. 5. Особенности государственного регулирования внешних эффектов в Республике Беларусь. -   - -//- -//- -//-
    Информация, неопределенность и риск в экономике 1. Полная информированность экономических субъектов как условие экономического оптимума. 2. Выбор в условиях неопределенности. 3. Рынки с асимметричной информацией. 4. Рынок страхования. Моральный риск. Проблемы «принципал-агент», нанимателя и нанятого. 5. Преодоление информационной асимметричности. - - - -//- -//- -//-
    Общественные блага 1. Сущность общественных благ. 2. Классификация смешанных общественных благ. 3. Особенности спроса на общественные блага. 4. Производство общественных благ. 5. Роль государства в обеспечении предложения общественных благ. - - - Наглядные и методические пособия, схемы, графики, таблицы, компьютерная презентация Учебники и учебные пособия Устный опрос, тесты, задачи, рефераты, выступления на конференциях, экзамен
         
    Теория общественного выбора 1. Понятие общественного выбора. 2. Методология анализа общественного выбора. 3. Модель взаимодействия политиков и избирателей. 4. Группы специальных интересов. Лоббизм. Логроллинг. Модель бюрократии. Поиск политической ренты. 5. Политико-экономический цикл. 6. Проблема эффективности государственного вмешательства в экономику. - - - -//- -//- -//-

 


IV. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

 

Законодательные и нормативные акты:

1.Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и
дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года). — 3-е изд., стер. — Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2008. — 64 с.

2. Гражданский кодекс Республики Беларусь: [принят Палатой представи­телей 28 окт. 1998 г.: одобрен Советом Республики 19 нояб. 1998 г.]: с измене­ниями и дополнениями по сост. на 1 сент. 2008 г. — 6-е изд., с изм. и доп. — Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2008. —653 с.

3. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического разви­тия Республики Беларусь на период до 2020 г. / Национальная комиссия по ус­тойчивому развитию Республики Беларусь; Редкол: Я.М. Александрович и др.

— Минск: Юнипак, 2004. — 202 с.

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

4. Микроэкономика: учебное пособие для студентов экон: спец. вузов / [А.В. Бондарь и др.]; под ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьева. — 2-е изд. — Минск: БГЭУ, 2009. — 415 с.

5. Курс микроэкономики: учебник для студентов вузов, обуч. по фин.-экон. спец. / Р. М. Нуреев. — 2-е изд., изм. — Москва: НОРМА, 2009. — 560 с.

6. Тарануха, Ю.В. Микроэкономика: учебник по специальности
«Менеджмент организации» / Ю. В. Тарануха, Д. Н. Земляков. — Москва:
КноРус,2010. —318 с.

 

Дополнительная:

 

7. Гальперин, В.М. Микроэкономика: учебник для студ. вузов, обуч. по
экон. спец. и направлениям. [В 3 т.]. / В. М. Гальперин, С. М. Игнатьев, В. И.
Моргунов; общая редакция В.М. Гальперина. — Санкт-Петербург: Экономи-
ческая ппсола ГУ ВШЭ: Экономикус: ОМЕГА-Л, 2008. — Т. 1. — 348 с. — Т. 2.

— 503 с. —Т. 3.—171 с.

8. Лемешевский, И.М. Макроэкономика: мировой опыт и белорусская
практика: учебное пособие для студентов вузов, обуч.по экон. спец. / И. М.
Лемешевский. — 3-е изд., доп. и перераб. — Минск: ФУЛинформ, 2009.

— 701 с.

9. Макконнелл, К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика:
учебник: [для студентов экон. вузов]: пер. с англ. / К. Р.Макконнелл, С. Л. Брю.

— 17-е изд. — Москва: РШФРА-М, 2009. — 915 с.

10. Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics): учебник для студентов вузов, обуч. по спец. «Финансы и кредит», «Бух. учет, анализ и аудит», «Мировая экономика», «Налоги и налогообложение» / [А.Ю. Юданов (рук. авт. кол.) и др.]; под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова; [Финансовая академия при Правительстве РФ]. — Изд. 3-е, стер. — Москва: КНОРУС, 2007. — 660 с.

11. Микроэкономика: учебное пособие для студентов экон. спец. сельскохозяйственных вузов / [С.А. Константинов и др.; под ред. С.А. Константинова и др.]. — Минск: ИВЦ Минфина, 2007. — 368 с.

12. Микроэкономика: учебное пособие для студентов экон. спец. учреждений, обеспеч. получение высш. образования / [И.В. Новикова и др.]; под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского; Акад. управ, при Президенте Респ. Беларусь. — Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2006. — 391 с.

13. Самуэльсон, П.Э. Микроэкономика: [пер. с англ.] / П. Э. Самуэльсон,
В. Д. Нордхаус. — 18-е изд. — Москва; Санкт-Петербург; Киев: Вильяме, 2008.

— 744 с.

14. Тарасевич, Л.С. Микроэкономика: учебник для студентов высших учеб. заведений, обуч. по экон. спец. / Л. С. Тарасевич, П. И. Гребенников, А. И. Леусский; Санкт-Петербургский гос. ун-т экономики и финансов, — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва: ЮРАЙТ, 2009. — 540 с.

15. Шимов, В.Н. Экономическое развитие Беларуси на рубеже веков: проблемы, итоги, перспективы: Монография / В. Н. Шимов. — 2-е изд. — Минск: БГЭУ, 2003. — 229 с.

 


 

Основные вопросы по курсу «Микроэкономика»

1. Микроэкономика как составная часть экономической теории.

2. Предмет микроэкономики как науки.

3. Субъекты и объекты микроэкономики.

4. Методы микроэкономики.

5. Функции микроэкономики.

6. Проблема оценки потребителем общей полезности потребляемых благ.

7. Кардинализм и ординализм в оценке полезности благ.

8. Кривая безразличия потребителя..

9. Бюджетные ограничения потребителя. -

10. Равновесие потребителя.

11. Реакция потребителя на изменения дохода. Кривая Энгеля.

12. Реакция потребителя на изменение цены. Эффект замещения и эффект дохода.

13. Типы конкуренции и основные рыночные структуры (виды, типы, модели) в cовременной экономике.

14. Совершенная конкуренция и её основные черты.

15. Равновесие фирмы в краткосрочном периоде.

16. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде.

17. Эффективность совершенной конкуренции.

18. Чистая монополия и её основные черты. Факторы монополизации и виды монополии.

19. Спрос на продукт и предельный доход монополиста.

20. Поведение фирмы в условиях чистой монополии в краткосрочном и долгосрочном периодах.

21. Ценовая дискриминация: условия, формы, последствия.

22. Чистая монополия и эффективность.

23. Понятие монополистической конкуренции и её основные черты.

24. Особенности поведения фирмы при монополистической конкуренции в краткосрочном периоде.

25. Равновесие фирмы - монополистического конкурента в долгосрочном периоде.

26. Монополистическая конкуренция и эффективность.

27. Неценовая конкуренция и реклама.

28. Понятие олигополии и основные её черты.

29. Типология моделей олигополии.

30. Ценообразование и производство в условиях олигополии:

а) в краткосрочном периоде

б) в долгосрочном периоде

31. Олигополия и эффективность.

32. Проблемы монополизма в Республике Беларусь

33. Антимонопольная политика государства: зарубежный опыт и её особенности в Республике Беларусь.

34. Общая характеристика рынков производственных ресурсов.

35. Условие равновесия максимизирующей прибыль фирмы на рынке ресурса.

36. Рынок труда и его особенности.

37. Рынок труда в условиях совершенной конкуренции.

38. Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции.

39. Формы и системы заработной платы.

40. Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь.

41. Рынок капитала и его структура.

42. Рынок ссудного капитала и ссудный процент.

43. Краткосрочные и долгосрочные инвестиции. *.

44. Рынок ценных бумаг.

45. Особенности формирования и функционирования рынка капитала в Республике Беларусь.

46. Предпринимательская способность как фактор производства.

47. Экономическая прибыль и её источники.

48. Понятие природных ресурсов и их ограниченность. Роль природных ресурсов в экономике Республики Беларусь.

49. Рынок земли и особенности его функционирования.

50. Земельная рента.

51. Цена земли.

52. Особенности рынка земли в Республике Беларусь.

53. Понятие частичного и общего экономического равновесия.

54. Общее конкурентное равновесие и эффективность:

а) эффективность обмена;,

б) эффективность производства;

в) эффективность структуры выпуска продукции

55. Экономическая эффективность и социальная справедливость. Критерии оценки благосостояния.

56. Фиаско рынка и необходимость микроэкономического регулирования.

57. Сущность внешних эффектов. Положительные и отрицательные внешние эффекты.

58. Причины существования внешних эффектов. Интернализация внешних эффектов. Теорема Коуза.

59. Регулирование внешних эффектов: корректирующие налоги и субсидии.

60. Использование теории внешних эффектов в экономической практике. Борьба с загрязнением окружающей среды.

61. Особенности государственного регулирования внешних эффектов в Республике Беларусь.

62. Полная информированность экономических субъектов как условие экономического оптимума.

63. Выбор в условиях неопределенности.

64. Рынки с асимметричной информацией.

65. Рынок страхования. Моральный риск. Проблемы «принципал-агент», нанимателя и нанятого.

66. Преодоление информационной асимметричности.

67. Сущность общественных благ.

68. Классификация смешанных общественных благ.

69. Особенности спроса на общественные блага.

70. Производство общественных благ.

71. Роль государства в обеспечении предложения общественных благ.

72. Понятие общественного выбора.

73. Методология анализа общественного выбора.

74. Модель взаимодействия политиков и избирателей.

75. Группы специальных интересов. Лоббизм. Логроллинг. Модель бюрократии. Поиск политической ренты.

76. Политико-экономический цикл.

77. Проблемы эффективности государственного вмешательства в экономику.

 

Темы лекций

 

1. Введение в микроэкономику

2. Теория поведения потребителей

3. Рыночное поведение конкурентных фирм

 

 

Темы семинаров

 

1. Рынок труда. Рынок капитала

2. Рынок земли и внешние эффекты

 

 

Ъ

 

Темы рефератов

 

1.Кардиналистская теория поведения потребителя

2.Ординалистский подход к определению поведения потребителя

3.Доход потребителя и сдвиги бюджетной линии

4.Понятие рыночной структуры. Реальные и идеальные рыночные структуры

5.Издержки производства: сущность, структура, пути снижения

6.Экономическая несостоятельность фирмы и проблема банкротства

7.Совершенная конкуренция и эффективность

8.Ценовая дискриминация

9.Государственное регулирование ценообразования в условиях монополизма

10.Монопсония

11.Модели поведения фирм в условиях олигополии

12.Дифференциированность товаров-необходимое условие развития монополистической конкуренции

13.Особенности функционирования рынков экономических ресурсов

14.Формы и системы заработной платы

15.Рынок труда в Республике Беларусь

16.Рынок ценных бумаг

17.Ограниченность земли как экономического ресурса: абсолютная и относительная

18.Общее экономическое равновесие и социальная эффективность

19. Общее экономическое равновесие и социальная справедливость

20.Фиаско рынка и необходимость микроэкономического регулирования

21.Особенности государственного регулирования внешних эффектов в Республике Беларусь

22.Политика государства в области контроля за загрязнением окружающей среды

23.Суверинитет потребителя и корректирование индивидуальных предпочтений

24.Производство общественных благ и проблема «безбилетников»

25.Перспективные тенденции в развитии общественных благ

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: