Глоссарий по специальному рисунку




 

 

Выполнила студентка

Группы № 29П

по профессии парикмахер

Чадова Алёна


 

А

брис – линейные сочетания изображаемой фигуры, ее контуры.

Абстрактное искусство – одно из формалистических направлений в изобразительном искусстве, возникшее в конце XIX – начале XX вв.

Адаптация – свойство глаза приспособляться к определенным условиям освещения.

 

Абстрагирование – один из основных способов мышления. В изобразительном искусстве– процесс стилизации природных форм.

 

Академизм – оценочный термин, относимый к тем направлениям в искусстве, представители которых целиком ориентируются на установленные художественные авторитеты, полагают прогресс современного искусства не в живой связи с жизнью, а в наибольшем приближении его к идеалам и формам искусства прошлых эпох, и отстаивают абсолютные, не зависящие от места и времени, нормы прекрасного.

 

Акварельные краски – водно-клеевые из тонко растер-тых пигментов. Акварелью можно писать по сухой и по сырой бумаге. Иногда акварелью пользуются в сочетании с гуашью, темперой, углем.

 

Акцент – прием подчеркивания цветом, светом, линией и т.п. какой-нибудь детали, предмета, на которые нужно обратить внимание.

Алла-прима – художественный прием в живописи, когда картина пишется без предварительных прописок, за один сеанс.

Анималист – художник, в основном посвятивший свое творчество изображению животных.

Анималистический жанр – жанр изобразительного искусства, связанный с изображением животных. Анималист уделяет основное внимание художественно-образной характеристике животного, но при этом с научной точностью передает его анатомическое строение.

А хроматические цвета – белый, серый, черный, различаются только по светлоте и лишены цветового тона.

Б

лик – элемент светотени. Наиболее светлое место на освещенной (блестящей) поверхности предмета. С переменой точки зрения блик меняет свое местоположение на форме предмета.

Бытовой жанр – жанр изобразительного искусства, определяемый кругом тем и сюжетов из повседневной человеческой жизни.

В

оздушная перспектива – изменение цвета, очертания и степени освещенности предметов, возникающее по мере удаления натуры от глаз наблюдателя вследствие увеличения световоздушного пространства между наблюдателем и предметом.

Валёр – оттенок тона, определяющий светотеневое соотношение в пределах одного цвета.

Видение художественное – умение дать необходимую эстетическую оценку качеств, заложенных в натуре. Перед изображением натуры художник в основных чертах уже видит ее образное живописное решение с учетом определенного материала.

Видение живописное – видение и понимание цветовых отношений натуры с учетом влияния среды и общего состояния освещенности, которое характерно для натуры в момент ее изображения.

Витраж – живопись на стекле прозрачными красками или орнамент, составленный из кусочков разноцветного стекла, скрепленного металлическим переплетом, служит для заполнения оконных и дверных проемов.

Восприятие зрительное – процесс отражения предметов и явлений действительности во всем многообразии их свойств, непосредственно влияющих на органы зрения.

 

Г

 

 

амма цветовая – цвета, преобладающие в данном произведении и определяющие характер его живописного решения.

Гармония – связь, стройность, соразмерность. Соответствие деталей целому.

Гравюра – один из видов графики, позволяющий получать печатные оттиски художественных произведений, выполненных в твердом материале (дерево, металл, линолеум и т.д.). Существуют разновидности гравюры: эстамп, гравюра станковая и книжная, выпуклая и углубленная. Выпуклая гравюра: гравюра на дереве (ксилография), гравюра ни линолеуме (линогравюра). Углубленная гравюра – резцовая гравюра, выполняемая стальными резцами, чаще всего на меди, офорт – оттиск художественного произведения, выполненного на доске, покрытой специальным лаком.

Графика – вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Графика объединяет рисунок и различные виды гравюр.

 

Гризайль – техника исполнения и произведение, выполненное кистью одной краской (преимущественно черной или коричневой); изображение создается на основе тональных отношений (тонов различной степени светлоты)– однотонная монохромная живопись.

 

Гуашь – водная краска, обладающая большими красящими возможностями. Краски после высыхания быстро светлеют и необходимо умение предвидеть степень изменения их тона и цвета.

 

Грунт – тонкий слой специального состава (клеевой, масляный, эмульсионный), наносимый поверх холста или картона с целью придания их поверхности нужных цветовых и фактурных свойств и ограничения чрезмерного впитывания связующего вещества (масла).

 

Грунтовка – в технологии живописи: процесс нанесения грунта на поверхность, предназначенную для живописной работы.

Д

етализация – тщательная проработка деталей изображения. В зависимости от задачи, которую ставит перед собой художник и его творческой манеры, степень детализации может быть различной.

 

Деталь – элемент, подробность, уточняющая характеристику, менее значительная часть произведения, фрагмент.

 

Деформация – изменение видовой формы в изображении, используется как художественный прием, усиливающий выразительность образа.

 

Диссимметрия – частичное нарушение симметрии.

 

Динамичность (в изобразительном искусстве) – движение, отсутствие покоя. Здесь это не всегда изображение движения – физического действия, являющегося перемещением в пространстве, но и внутренняя динамика образа, как у живых существ, так и у неодушевленных предметов. Динамичность достигается композиционным решением, трактовкой форм и манерой исполнения.

 

Дополнительные цвета – два цвета, дающие белый при оптическом смешивании (красный с голубовато-зеленым, оранжевый с голубым, желтый с синим, фиолетовый с зеленовато-желтым, зеленый с пурпурным). При механическом смешивании этих пар дополнительных цветов получаются оттенки с пониженной насыщенностью. Дополнительные цвета называются также контрастными.

Ж

анр – понятие, объединяющее произведения по признакам сходства тематики. В изобразительном искусстве различают жанры: натюрморта, интерьера, пейзажа, портрета, сюжетной картины. Жанр бывает бытовой, исторический, батальный.

 

Живопись – один из главных видов изобразительного искусства, передающий многообразное многоцветие окружающего мира. По технике исполнения живопись подразделяется на масляную, темперную, фресковую, восковую, мозаичную, витражную, акварельную, гуашевую, пастельную. По жанрам различают живопись станковую, монументальную, декоративную, театрально-декоративную, миниатюрную.

 

Живопись декоративная – предназначена для украшения архитектуры или изделия. Выступая в единстве с их объемно-пространственной композицией, становится их элементом, акцентирует выразительность композиции или зрительно преобразует ее, внося новые масштабные отношения, ритм, колорит. Живопись декоративная – это живопись плоскостная, которая не должна нарушать плоскости поверхности иллюзорной трактовкой пространства, в ней используется условная трактовка цвета и чаще всего открытый локальный цвет.

 

Живопись монументальная – особый вид живописных произведений большого масштаба, украшающих стены и потолки архитектурных сооружений: фреска, мозаика, панно.

 

Живопись академическая – живопись, выполненная с какой-либо учебной целью.

 

Живопись по сырому – технический прием масляной и акварельной живописи. В акварели перед началом работы по сырому бумагу равномерно смачивают водой. Когда вода впитается в бумагу и немного просохнет, начинают писать. Мазки краски, ложась на влажную поверхность, расплываются, сливаются друг с другом, создают плавные переходы. Так можно добиться мягкости в передаче очертаний предметов, воздушности и пространственности изображения.

 

Живопись станковая – произведение живописи, имеющее самостоятельный характер.

 

Жухлость – нежелательные изменения в высыхающем красочном слое, из-за которых живопись лишается свежести, теряет блеск, звучность красок, темнеет, становится черноватой.

З

 

 

аконченность – стадия в работе над произведением, когда достигнута полнота воплощения творческого замысла, или в более узком смысле, когда выполнена определенная изобразительная задача.

 

Зарисовка – рисунок с натуры, выполненный преимущественно вне мастерской с целью собирания материала для более значительной работы или как упражнение. В отличие от подобного по техническим средствам наброска, исполнение зарисовки может быть очень детализированным.

«З амесы» – опорных красок – предварительное заготовление на палитре смеси красок, которые соответствуют основным тоновым и цветовым отношениям объектов натуры (пейзажа).

И

нтерьер – внутренний вид, внутреннее пространство здания, любого помещения, а также изображение его в искусстве. Под интерьером понимается внутреннее пространство со всеми его элементами: отделкой, драпировками, росписями, фресками, утварью и т.д.

 

Исторический жанр – жанр изобразительного искусства, посвященный изображению значимых исторических событий, явлений и военных действий, в основном относится к историческому прошлому.

 

Идеализация в искусстве – отступление от жизненной правды вследствие намеренного или невольного приукрашивания художником предмета изображения.

 

Идея картины – основная мысль произведения, определяющая его содержание и образный строй, выражаемый в соответствующей форме.

 

Иллюзорность – сходство изображения с натурой; граничит с обманом зрения.

 

Импрессионизм – направление в искусстве последней трети 19 – начала 20 вв., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.

 

К

алькирование – способ копирования без изменения масштаба.

 

Карандаш – инструмент в виде стержня, изготавливаемого из пишущего материала (угля, графита, сухих красок и т. п.), применяемый для письма, рисования, черчения.

 

Картина – живописное произведение, самостоятельное по назначению. Картины различаются по жанрам. В отличие от этюда картина может отразить действительность с наибольшей глубиной, в законченной и продуманной в целом и в деталях форме.

 

Кисточка – инструмент, с помощью которого яркие цвета красок осуществляют фантазию на бумаге.

 

Колорит – особенность цветового и тонального строя произведения. В колорите находят отражение цветовые свойства реального мира, но при этом отбирают только те из них, которые отвечают определенному художественному образу.

 

Клеевые краски – сухие краски, выпускаемые в порошках и смешиваемые самим художником с клеевой водой.

 

Клячка – разновидность мягкой резинки, применяемая в тех случаях, когда нужно осветлить тон тушевки в карандашных рисунках.

 

Композиция – структура произведения, согласованность его частей, отвечающая содержанию, поиски путей и средств создания художественного образа, наилучшего воплощения замысла художника.

 

Конструкция – в изобразительном искусстве сущность, характерная особенность строения любой формы в натуре и в изображении, предполагающая взаимосвязь частей в целом и их соотношении.

 

Контражур – явление восприятия предмета или объекта, стоящего против света и воспринимающегося в виде плоского силуэтного пятна.

 

Контраст – распространенный художественный прием, представляющий собой сопоставление каких-либо противоположных качеств, способствующих их усилению.

 

Контрастность цвета – тенденция воспринимать предметный цвет (его локальную окраску) независимо от изменяющихся условий освещения, его силы, спектрального состава (дневное, вечернее, искусственное).

 

Контур – изобразительное средство в виде ограничивающей форму линии.

 

Константность зрительного восприятия – тенденция воспринимать предмет, его размеры, форму, светлоту, цвет устойчивыми и неизменными, независимо от происходящих с ним изменений (удаление от зрителя, изменение освещения, влияние среды и др.)

 

Константность размера – тенденция воспринимать размер объекта постоянным, несмотря на изменение расстояния до него.

 

Константность формы – тенденция воспринимать действительную форму, даже если объект повернут так, что его изображение на сетчатке глаза отличается от действительной формы.

 

Константность яркости – тенденция воспринимать светлоту объекта постоянной, несмотря на изменения в освещенности

 

Копирование – процесс получения копий рисунка или чертежа.

 

Корпусная (пастозная) прокладка красок – исполнение этюда или картины плотным, непрозрачным, сравнительно толстым слоем масляной краски, часто имеющим рельефную фактуру.

 

Кроки – быстрая зарисовка с натуры, реже беглая фиксация композиционного замысла в виде рисунка.

 

Ксилография – гравюра на дереве, основная техническая разновидность выпуклой гравюры, древнейшая техника гравюры вообще.

Л

 

ессировка – художественный прием в живописи, в котором используется прозрачность красок.

 

Локальный цвет – цвет, характерный для окраски данного предмета, постоянно изменяется под воздействием освещения, воздушной среды, окружающих предметов и т.д.

 

Лепка формы цветом – процесс моделирования предмета, выявления его объема и материала цветовыми оттенками с учетом их изменений по светлоте и насыщенности.

 

Линия – След, оставленный на поверхности каким-либо предметом.

 

Линогравюра – гравюра на линолеуме, разновидность выпуклой гравюры. По технике и художественным средствам линогравюра сходна с ксилографией и в отпечатке нередко отличается от нее лишь отсутствием тонких деталей.

 

Литография – в изобразительном искусстве широко распространенная разновидность графической техники, связанная с работой на камне (плотный известняк) или заменяющей его металлической пластинке (цинк, алюминий).

М

азок – след кисти с краской, оставляемый на основе (холсте, картоне, бумаге и т.д.).

 

Материальность – передача материальных качеств предмета его тональными и цветовыми отношениями, характером светотени, бликами и рефлексами.

 

Манера – в отношении к художественной практике: характер или способ исполнения как чисто техническая особенность (например, «широкая манера»).

 

Манерность – в художественной практике: свойства подхода и исполнения, лишенные простоты и естественности, приводящие к вычурным, надуманным или условным результатам.

 

Масляные краски – красители, смешанные с растительным маслом: льняным (преимущественно), маковым или ореховым;

 

Многослойная живопись – важнейшая техническая разновидность масляной живописи, требующая расчленения работы на ряд последовательных этапов (подмалевки, прописки, лессировка), разделенных перерывами для полного просыхания краски.

 

Моделировка – передача рельефа формы изображаемых предметов и фигур в условиях того или иного освещения. В рисунке моделировка осуществляется тоном (светотенью), при этом учитывается и перспективное изменение форм.

 

Модернизм – общее обозначение направлений искусства и литературы конца XIX—XX вв. (кубизм, дадаизм, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм, абстрактное искусство и т. п.).

 

Модель – объект, предмет изображения, большей частью живая натура, главным образом человек.

 

Мозаика – особая техническая разновидность монументальной живописи, основанная на применении разноцветных твердых веществ – смальты, естественных цветных камней, цветных эмалей поверх обожженной глины и пр. в качестве основного художественного материала.

 

Мольберт – станок,необходимый художнику для поддержки нужного наклона картины во время работы.

 

Монохромный – одноцветный.

 

Монотипия – особый вид графической техники, связанный с процессом печатания, но резко отличающийся от любой разновидности гравюры полным отсутствием механических или технических воздействий на поверхность доски.

 

Мотив – объект натуры, выбранный художником для изображения, чаще всего пейзаж. Мотив – завязка, определяющий момент цветового и живописно-пластического решения картины или этюда, в декоративно-прикладном искусстве – основной элемент орнаментальной композиции, который может многократно повторяться.

Н

абросок – быстрый рисунок. Трактовка форм в наброске обычно отличается значительной обобщенностью, так как его цель – дать лишь общее представление о натуре.

 

Набросок в цвете – этюд небольших размеров, бегло и быстро исполненный.

 

Народность – связь искусства с народом, обусловленность художественных явлений жизнью, борьбой, идеями, чувствами и стремлениями народных масс, выражение в искусстве их интересов и психологии.

 

Натура – объекты действительности (человек, предметы, ландшафт и т.д.), которые художник непосредственно наблюдает при их изображении. В выборе натуры и ее интерпретации проявляются мироощущение художника, его творческая задача.

 

Натурализм – в изобразительном искусстве выражается в отрыве от широких обобщений, от идейности и приводит к методу чисто внешнего копирования всего, что находится в поле зрения.

 

Натюрморт – жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), который посвящен изображению окружающего человека мира вещей, композиционно организованных в одну группу.

 

Нюанс – очень тонкий оттенок или очень легкий переход от света к тени и т.п.

О

браз – форма отражения явлений действительности в искусстве, форма художественного воспроизведения действительности. В изобразительном искусстве образ является чувственно-конкретным, наглядным выражением идеи.

 

Обобщение художественное – способность художника познавать объективную действительность, выявляя главное, существенное в объектах и явлениях путем сравнения, анализа и синтеза.

 

Образ художественный – специфическая форма отражения действительности в конкретно-чувственной зрительно воспринимаемой форме.

 

Обратная перспектива – ошибочный прием рисования перспективы, суть которого в том, что параллельные и горизонтальные в пространстве линии на картине изображаются не сходящимися, а расходящимися.

 

Общее тоновое и цветовое состояние натуры – результат разной силы освещения.

 

Объем – изображение трёхмерности формы на плоскости. Осуществляется правильным конструктивным и перспективным построением предмета.

 

Оригинал – произведение, представляющее собой творческое создание художника, любое произведение искусства, с которого сделана копия.

 

Ореол – явление, которое возникает в результате рассеивания яркого света в прозрачной жидкости, заполняющей глазное яблоко.

 

Основа – в технологии живописи: материал, на который наносится грунт и красочный слой картины.

 

Отмывка – акварельная техника с использованием очень жидкой краски или туши, прием осветления краски или удаления ее с бумаги при помощи кисточки, смоченной в чистой воде, и сбор отмоченной краски промокательной бумагой.

 

Отношения тоноцветовые – взаимосвязь элементов изображения, существующая в натуре и используемая при создании произведения. Например, отношения цветов и оттенков (в живописи), тональные отношения тонов различной светлоты (в рисунке).

 

Оттенок – изменение цвета натуры под воздействием окружающей среды, небольшое различие в красках по светосиле, насыщенности, цветовому фону, различие в каком-либо цвете при его переходе от холодного к теплому и наоборот.

 

Офорт – игловой или штриховой офорт, широко употребительная техническая разновидность углубленной гравюры на металле.

 

Ощущение зрительное – результат взаимодействия лучистой энергии с органом зрения и восприятие этого взаимодействия сознанием.

П

алитра – 1) небольшая тонкая доска четырехугольной или овальной формы, на которой художник смешивает краски во время работы; 2) точный перечень красок, которыми пользуется тот или иной художник в своей творческой практике.

 

Панорама – живописный холст в виде замкнутой круговой ленты.

 

Пастель – цветные карандаши без оправы, изготовленные из красочного порошка.

 

Пастозность – значительная толщина красочного слоя, использованная как художественное средство.

 

Пейзаж – вид, изображение какой-либо местности; в живописи, графике – жанр и отдельное произведение, в котором основной предмет изображения – природа.

 

Передавливание – способ копирования без изменения масштаба: под оригинал или его копию на кальке подкладывают сухую переводную бумагу; по линиям изображения оригинала водят заостренной иглой, благодаря чему на чистом листе бумаги оттискивается переводимое изображение.

 

Перерисовка на просвет – способ копирования без изменения масштаба. Оригинал кладут на стекло и покрывают чистой бумагой или калькой; за стеклом находится источник света (дневной или электрический); просвечивающие через бумагу линии оригинала обводят карандашом.

 

Перерисовка по сетке – способ копирования с возможным изменением масштаба (увеличением или уменьшением рисунка) при помощи сделанной на оригинале и чистом листе бумаги координатной сетки.

 

Перекалывание – способ копирования без изменения масштаба: оригинал накладывают на чистый лист бумаги и при помощи тонкой иглы накалывают все характерные точки рисунка или чертежа, через которые затем на наколотой бумаге проводят карандашные линии.

 

Пестрота (дробность) изображения — недостатки рисунка или этюда, которые получаются в том случае, когда начинающий художник рисует или пишет натуру по частям, «в упор».

 

Перспектива – кажущееся изменение форм и размеров предметов и их окраски на расстоянии.

 

Пластика – выразительность живописных приемов, артистичность, свобода и легкость в работе кистью в живописи, выразительность формы в скульптуре и в графических и живописных изображениях.

 

Пластичность – особая красота, целостность, тонкость и выразительность моделировки и цветового решения форм, богатство цветовых и тональных переходов, а также гармоническая взаимосвязь и выразительность масс, форм, их линий и силуэтов в композиции.

 

Планы пространственные – условно разделенные участки пространства, находящиеся на разном расстоянии от наблюдателя.

 

Пленэрная живопись – живопись под открытым небом.

 

Полутень – один из элементов светотени. Полутень как в натуре, так и в произведениях искусства – это градация светотени на поверхности предмета, промежуточная между светом и глубокой тенью.

 

Полутон – тон, переходный между двумя соседними малоконтрастными тонами в освещенной части предмета; в произведениях искусства – средство выразительности художественного образа.

 

Подмалевок – подготовительная стадия работы над картиной, выполняемая в технике масляной живописи.

 

Портрет – жанр изобразительного искусства, а также произведение, посвященное изображению определенного человека или нескольких людей.

 

Примитивизм – одно из формалистических течений в изобразительном искусстве.

 

Прописки – в технике масляной живописи основной этап исполнения крупного полотна, который следует за подмалевком, предшествуя лессировке.

 

Пропорция – мера частей, соотношение размеров частей друг к другу и к целому.

 

Пропорциональность отношений – закон реалистической живописи, определяющий пропорциональную зрительному образу натуры взаимосвязь каждого светоцветового пятна этюда с другими, важное условие правдивого и целостного изображения действительности.

 

Профиль – вид всякого живого существа или предмета при боковом положении.

Р

еализм – правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества.

 

Реализм социалистический – метод социалистического искусства, направленный на правдивое, исторически конкретное отображение действительности в ее революционном развитии в целях идейно-эстетического воспитания людей в духе социализма и коммунизма.

 

Ракурс – перспективное сокращение живых предметов и предметных форм, значительно изменяющее их внешний вид.

 

Рефлекс – в живописи оттенок цвета более сильно освещенного предмета на поверхности, соседней с ним. Цветовые рефлексы возникают в результате отражения лучей света от окружающих предметов; в рисунке отражение света от поверхности одного предмета в затененной части другого.

 

Рисунок – какое-либо изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств: контурной линии, штриха, пятна.

 

Ритм – одна из особенностей композиционного построения произведений.

 

С

вет – в изобразительном искусстве элемент светотени. Как в натуре, так и в произведениях искусства этот термин служит для обозначения наиболее освещенных частей поверхности.

 

Светлота(тон) – сравнительная степень отличия светлого от темного: чем дальше от темного, тем большую светлоту имеет цвет.

 

Светосила – Степень светлоты предмета, его тон. Светосила зависит от присутствия других (соседних) тонов, а также от окраски предметов.

 

Светотень – градация светлого и темного, соотношение света на форме.

Свойства цвета – цветовой тон, или оттенок: красный, синий, желтый, желто-зеленый, светлота и насыщенность (степень отличия его от серого, то есть степень приближенности к чистому спектральному цвету).

Связующее вещество – это вяжущее вещество (клей, масло, гашеная известь, желток куриного яйца), с помощью которого частицы пигмента соединяются между собой и закрепляются на поверхности грунта, образуя красочный слой.

 

Силуэт – теневой профиль, очертание, абрис предмета, одноцветное плоскостное изображение предмета или человека (темное на светлом фоне, светлое на темном фоне), нарисованное или вырезанное из бумаги или другого материала. В произведениях искусства – вид фигур или предметов, при котором их форма воспринимается без деталей и резко выраженной объемности или выглядит совсем плоской.

 

Символ – образ, иносказательно выражающий какое-либо широкое понятие или отвлеченную идею.

 

Симметрия – такое строение предмета или композиции произведения, при котором однородные части располагаются на одинаковом расстоянии от центральной оси любого объекта, занимающего центральное положение по отношению к ним.

 

Содержание и форма в искусстве – неразрывно связанные и взаимообусловленные категории, одна из которых указывает на то, что именно отражено и выражено в произведении (содержание), а вторая на то, как, какими средствами это достигнуто (форма).

 

Сравнение – метод определения пропорций, тональных и цветовых отношений и др.

 

Статичность – состояние покоя, неподвижность. Статичность может соответствовать замыслу образного решения произведения. Но иногда статичность вызвана неумением художника передать движение.

 

Стилизация – намеренная имитация художественного стиля, характерная для какого-либо автора, жанра, течения, для искусства и культуры определенной социальной среды, народности, эпохи.

 

Стиль – общность идейно-художественных особенностей произведений искусства определенной эпохи. Возникновение и смена стилей определяется ходом исторического развития общества (например, классицизм, барокко и др.)

 

Сухая кисть – в живописи и графике вспомогательный технический прием, состоящий в работе слабо насыщенными краской жесткими кистями.

 

Сфумато – в живописи и графике термин, связанный с живописью итальянского Возрождения начиная с Леонардо да Винчи и означающий мягкость исполнения, неуловимость предметных очертаний как результат определенного художественного подхода.

 

Сюжет – любой объект живой натуры или предметного мира, взятый для изображения, в том числе и единичный предмет.

Т

ворческий процесс (творчество) – процесс создания художественного произведения, начиная от зарождения образного замысла до его воплощения, процесс претворения наблюдений действительности в художественный образ.

 

Тема – круг явлений, выбранный художником для изображения и раскрытия идеи произведения.

 

Темперные краски – водно-клеевые краски, приготовленные из сухих порошков, смешанных с яичным желтком, разведенным клеевой водой.

 

Тень – элемент светотени, наиболее слабо освещенные участки в натуре и в изображении.

 

Техника – совокупность специальных навыков и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение.

 

Техника живописи – масляная живопись, акварель, гуашь, темпера, клеевая живопись, пастель, энкаустика, фреска, мозаика.

 

Тон – степень светлоты, присущая цвету предмета в натуре и в произведении искусства.

 

Тональность – определенное соотношение цветов или тонов, характерное для данного произведения, одна из его художественных особенностей.

 

Тональность и цветовой масштаб изображения – передача пропорциональных натуре тонов и цветовых отношений между предметами может осуществляться в разных диапазонах светлоты и насыщенности красок палитры.

 

Тоновое изображение – изображение с различными тоновыми переходами от света к тени, т.е. с участками, имеющими разную силу тона.

 

Тоновые отношения – градация светотени на объемной форме и передача пропорциональных натуре тональных отношений между окраской предметов обеспечивают правдивую объемную моделировку формы, материальность, пространственную глубину и состояние освещенности изображаемых предметов.

Ф

актура – характерные особенности материала. поверхности предметов в натуре и их изображение в произведениях искусств.

 

Фас – вид спереди.

 

Фиксаж – закрепление рисунка специальными составами для придания ему лучшей сохранности.

 

Фон – любая среда, находящаяся за объектом, расположенным ближе, задний план изображения.

 

Форма – внешний вид, очертание, в изобразительном искусстве – объемно-пластические особенности предмета, во всех видах искусства – художественные средства, служащие для создания образа, для раскрытия содержания произведения.

 

Формат – форма плоскости, на которой выполняется изображение.

 

Фрагмент – часть существующего произведения или сохранившийся остаток погибшего.

 

Фреска – важнейшая техническая разновидность монументальной живописи, применяющая известь в качестве основного связующего вещества.

Х

удожественные средства – все изобразительные элементы и художественные приемы, которые использует художник для выражения содержания произведения.

 

Хроматические цвета – цвета, обладающие особым качеством (цветовым тоном), отличающим один от другого. Цвета солнечного спектра, создающиеся при преломлении солнечного луча.

Ц

вет – это свойство предметов вызывать определенное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отраженных лучей.

 

Цвет локальный – это раскраска, не учитывающая влияния освещения или учитывающая его ограниченно, только разделением на освещенную и затемненную части, не принимая во внимание взаимодействия рефлексов и контрастов.

 

Цветовые отношения – различия цветов натуры по цветовому тону (оттенку), светлоте и насыщенности.

 

Целостность – необходимое важнейшее качество произведения искусства, способствующее его большей художественной и образной выразительности.

 

Целостность изображения – результат работы с натуры методом отношений (сравнений) при целостном видении натуры, в результате чего художник избавляется от таких недостатков рисунка или этюда, как дробность и пестрота.

 

Цельность восприятия – умение художника видеть предметы натурной постановки одновременно, все сразу.

Ш

трих – одно из изобразительных средств в рисунке. Каждый штрих представляет собой линию, проведенную одним движением руки.

Э

кстерьер – изображение наружного вида здания.

 

Экспрессия – повышенная выразительность произведения искусства. Проявление темперамента художника в его творческом почерке, фактуре, рисунке, цветовом решении произведения.

 

Энкаустика – восковая живопись, малоупотребительная в настоящее время разновидность живописной техники, основанная на применении воска в качестве связующего вещества.

 

Эскиз – подготови



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: