Дорогие читатели, научно-популярная история, которую вы сейчас читаете, вдохновлена поиском ответа на вопрос, как художники изображали животных раньше и что нового появилось в XXI веке? Если вы ищете фундаментальное исследование на тему «История анималистического жанра в изобразительном искусстве», то мы скорее перенаправим вас на искусствоведческие платформы, которые, кстати, стали более лояльными к читателям и массово открыли доступ к ресурсам на период карантина.
Если вы все-таки решили остаться с нами, мы готовы перейти к повествованию, предварительно определив границы нашего научно-популярного интереса. Во-первых, чтобы увидеть общий исторический контекст темы, мы остановимся, в первую очередь, на тенденциях в изображении животных, а персоналии и произведения назовем справочно. Во-вторых, мы намеренно оставим за рамками нашего внимания вопросы геральдики, таксидермии (способ изготовления чучел животных), а также фото и киноискусство (в т.ч. мультипликацию) по той простой причине, что названные темы достойны отдельного исследования. Итак, начнем.
Животные – один из главных мотивов в искусстве, который используется в разных символических смыслах. Долгое время изображения животных носили сакральный (наскальные рисунки, тотемы, божества) или декоративный (украшение древнегреческих ваз, ритонов) характер.
![]() | ![]() |
Охота на оленей, ущелье Валлторта, Испания | Раскладывающаяся маска народа квакиутль Художественный музей, Денвер (США) |
![]() | ![]() |
Древнегреческий ритон, V век до н.э. Музей искусств, Кливленд | Скульптура «Лев, атакующий лошадь» (323—30 гг. до н. э., реставрация XVI в.) Музей Ватикана, Рим |
Пещерные изображения животных, ритуальные тотемные фигурки и храмовые статуэтки богов в анималистических образах объединяет сакральный смысл, т.е. наделенность сверхъестественными силами. Цель их создания ‒ не украшение или эстетизация пространства, а исполнение общественных функций (удачная охота, урегулирование межплеменных споров, исцеление от болезни и проч.). Это представляется особенно важным, так как такой подход контрастирует со средневековыми изображениями животных и птиц.
Именно средние века подарили миру особый символизм в изображении животных. Данный вопрос подробно изучается разделом исторической науки – медиевистикой, мы же приведем лишь несколько примеров. Средневековая картина мира – религиозна по своей сути, т.е. Церковь выступает главным актором общественной жизни и заказчиком художественных изображений. Кому из животных выпала честь олицетворять Добродетель? Назовем некоторых из них – лев, олень, дельфин, заяц, голубь, журавль и др. А кому «повезло» меньше, и с этими животными до сих пор в народном фольклоре связаны отрицательные коннотации? Кабан, змея, жаба, крокодил, лиса, медведь, обезьяна, кит, ворон и др. Обратим внимание читателей, что ранее, в научпопе «Химеры в искусстве», мы также описывали ирреальные изображения животных (химеры, горгульи, хтонические существа).
![]() |
Адам дает имена животным. Феофан Критский. Монастырь Святого Николая Анапавсаса, середина XVI в. |
В новое и новейшее время художники продолжают развивать анималистику, а Великие географические открытия, появление наук, «расколдовывание мира»[1] влияют на развитие искусства. Здесь мы назовем лишь некоторые имена художников, ставших новаторами в художественном методе или сюжете ‒ Альбрехт Дюрер, Франс Снейдерс, Ян Вильденс, Франсуа Помпон и др.
![]() | ![]() |
Рисунок чернилами А. Дюрера, 1515г. Британский музей | Я. Вильденс «Зимний пейзаж с охотником», 1624 Галерея старых мастеров, Дрезден |
![]() | |
Ф. Снейдерс «Лавка дичи», 1618-1621 Эрмитаж, Санкт-Петербург |
Именно в XVII веке распространилась картезианская теория «beast-machine», повествующая о том, что у животных нет души и они созданы лишь для само-воспроизведения и обеспечения потребностей человека. Появился особый вид «охотничьего» натюрморта, в котором эстетизировалась охота (битая дичь, трофеи, оружие). Охотничьи трофеи, которые изображались на картине, были предметом особой гордости и служили главной темой в оформлении интерьеров богатых домов знати и загородных замков. Подобные тенденции в изобразительном искусстве поддерживал факт невероятной популярности охоты в XVII веке, дополняя антропоцентрическое, эгоистическое мировоззрение человека Нового времени.
В настоящее время природа находится под угрозой со стороны растущего потребительского отношения человека ‒ и это одна из причин, почему она занимает такое важное место в искусстве, и не только как предмет для изображения, но и как материал, который можно воспринимать непосредственно, прикасаться к ней или даже спасать.
В 2019 году в музее современного искусства ПЕРММ состоялась выставка «Extemporary: искусство вне времени», в которой две художественные работы (из девяти!) были посвящены животным и птицам. Одна из них – «Ре-анимация» («Re-animated», Jakob Kudsk Steensen), рассказывала историю птицы Кауаи в формате VR-инсталляции. Художник обратился к истории последнего Чешуегорлого мохо – птицы, жившей на Гавайях и вымершей в 1987 году (видеоработа доступна в социальной сети Музея).
Другая работа – «Плейстоценовая стена» («Pleistocene wall», Rasmus Myrup).
![]() | ![]() |
![]() |
![]() |
Инсталляция «Плейстоценовая стена», Расмус Мюруп
Музей современного искусства ПЕРММ, 2019
Плейстоцен – особая геологическая эпоха, характеризующаяся разнообразным животным миром (мегафауна), в который входили мамонты, шерстистые носороги, пещерные львы, бизоны, яки, большерогие олени, гигантские гепарды, многочисленные антилопы и многие-многие другие. Примерно 180 тысяч лет назад на них начали охотиться люди. В позднем плейстоцене большая часть существовавшей мегафауны вымерла. Предполагается, что вымирание вызвала деятельность первобытных охотников, либо вымирание произошло в результате изменения климата или комбинации этих факторов. В настоящее время в России и США ведутся работы по восстановлению плейстоценовой мегафауны.
«Вся моя работа связана с интересом к природе и с тем, как мы можем использовать технологии, чтобы прочувствовать и пережить её по-новому» ‒ говорит художник. Эта работа максимально эмоциональна, она воздействует на зрителя через все органы чувств. Находясь внутри инсталляции, вы переживаете эту историю, ‒ когда глаза животных смотрят на вас из-за деревьев и c зеркал (словно с портретов) и взгляды встречаются, вы как-будто слышите: «Посмотри на нас! Увидь нас! Мы в опасности!». В этой работе животные не несут сакральной миссии (как в наскальной живописи), не говорят с нами на языке аллегорий (как в средневековых изображениях) и не являются поводом для демонстрации художественного мастерства (как в эпоху Ренессанса). В то же время, они – главные персонажи художественного произведения, которые говорят со зрителями на уровне эмоций, переживаний и чувств.
В завершение – мы составили список «10 произведений XX и XXI веков», который обязательно стоит посмотреть, если вы прочитали научпоп «Животные в искусстве». Пусть эти работы помогут расширить представления о новом искусстве, в котором животные, как и человек, остаются одной из главных тем для художественного исследования. А завершающей темой наших научно-популярных историй станет «Человек и человеческое тело в искусстве». До новых встреч!
Альбина Коробкина,
заведующая отделом по экскурсионному обслуживанию
музея современного искусства ПЕРММ
10 произведений (XX-XXIв):
Роберт Раушенберг, «Монограмма», 1955 | ![]() |
Йозеф Бойс, акции «Как объяснить картины мертвому зайцу» (1965), «Я люблю Америку и Америка любит меня» (1974). |
![]() |
Дэмиен Хёрст, «Физическая невозможность смерти в сознании живущего», 1991 |
![]() |
Луиза Буржуа, «Мама», 1999, отлита в 2003 |
![]() |
Тим Нобл и Сью Вебстер, «Британская дичь», 2000 |
![]() |
Ян Фабр, «Карнавал мертвых дворняг», фрагмент инсталляции, 2006 | ![]() |
Цай Гоця, «Head On», 2006 |
![]() |
Маурицио Каттелан, «Untitled», 2007 |
![]() |
Ольга и Александр Флоренские, «Скелет броненосца», 2008 | ![]() |
Марет Анне Сара, «Занавес-саван» | ![]() |
[1] М. Вебер. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990 г.