Научпоп «Животные в искусстве»




Дорогие читатели, научно-популярная история, которую вы сейчас читаете, вдохновлена поиском ответа на вопрос, как художники изображали животных раньше и что нового появилось в XXI веке? Если вы ищете фундаментальное исследование на тему «История анималистического жанра в изобразительном искусстве», то мы скорее перенаправим вас на искусствоведческие платформы, которые, кстати, стали более лояльными к читателям и массово открыли доступ к ресурсам на период карантина.

Если вы все-таки решили остаться с нами, мы готовы перейти к повествованию, предварительно определив границы нашего научно-популярного интереса. Во-первых, чтобы увидеть общий исторический контекст темы, мы остановимся, в первую очередь, на тенденциях в изображении животных, а персоналии и произведения назовем справочно. Во-вторых, мы намеренно оставим за рамками нашего внимания вопросы геральдики, таксидермии (способ изготовления чучел животных), а также фото и киноискусство (в т.ч. мультипликацию) по той простой причине, что названные темы достойны отдельного исследования. Итак, начнем.

Животные – один из главных мотивов в искусстве, который используется в разных символических смыслах. Долгое время изображения животных носили сакральный (наскальные рисунки, тотемы, божества) или декоративный (украшение древнегреческих ваз, ритонов) характер.

Охота на оленей, ущелье Валлторта, Испания Раскладывающаяся маска народа квакиутль Художественный музей, Денвер (США)
Древнегреческий ритон, V век до н.э. Музей искусств, Кливленд Скульптура «Лев, атакующий лошадь» (323—30 гг. до н. э., реставрация XVI в.) Музей Ватикана, Рим

Пещерные изображения животных, ритуальные тотемные фигурки и храмовые статуэтки богов в анималистических образах объединяет сакральный смысл, т.е. наделенность сверхъестественными силами. Цель их создания ‒ не украшение или эстетизация пространства, а исполнение общественных функций (удачная охота, урегулирование межплеменных споров, исцеление от болезни и проч.). Это представляется особенно важным, так как такой подход контрастирует со средневековыми изображениями животных и птиц.

Именно средние века подарили миру особый символизм в изображении животных. Данный вопрос подробно изучается разделом исторической науки – медиевистикой, мы же приведем лишь несколько примеров. Средневековая картина мира – религиозна по своей сути, т.е. Церковь выступает главным актором общественной жизни и заказчиком художественных изображений. Кому из животных выпала честь олицетворять Добродетель? Назовем некоторых из них – лев, олень, дельфин, заяц, голубь, журавль и др. А кому «повезло» меньше, и с этими животными до сих пор в народном фольклоре связаны отрицательные коннотации? Кабан, змея, жаба, крокодил, лиса, медведь, обезьяна, кит, ворон и др. Обратим внимание читателей, что ранее, в научпопе «Химеры в искусстве», мы также описывали ирреальные изображения животных (химеры, горгульи, хтонические существа).

Адам дает имена животным. Феофан Критский. Монастырь Святого Николая Анапавсаса, середина XVI в.

В новое и новейшее время художники продолжают развивать анималистику, а Великие географические открытия, появление наук, «расколдовывание мира»[1] влияют на развитие искусства. Здесь мы назовем лишь некоторые имена художников, ставших новаторами в художественном методе или сюжете ‒ Альбрехт Дюрер, Франс Снейдерс, Ян Вильденс, Франсуа Помпон и др.

Рисунок чернилами А. Дюрера, 1515г. Британский музей Я. Вильденс «Зимний пейзаж с охотником», 1624 Галерея старых мастеров, Дрезден
Ф. Снейдерс «Лавка дичи», 1618-1621 Эрмитаж, Санкт-Петербург

Именно в XVII веке распространилась картезианская теория «beast-machine», повествующая о том, что у животных нет души и они созданы лишь для само-воспроизведения и обеспечения потребностей человека. Появился особый вид «охотничьего» натюрморта, в котором эстетизировалась охота (битая дичь, трофеи, оружие). Охотничьи трофеи, которые изображались на картине, были предметом особой гордости и служили главной темой в оформлении интерьеров богатых домов знати и загородных замков. Подобные тенденции в изобразительном искусстве поддерживал факт невероятной популярности охоты в XVII веке, дополняя антропоцентрическое, эгоистическое мировоззрение человека Нового времени.

В настоящее время природа находится под угрозой со стороны растущего потребительского отношения человека ‒ и это одна из причин, почему она занимает такое важное место в искусстве, и не только как предмет для изображения, но и как материал, который можно воспринимать непосредственно, прикасаться к ней или даже спасать.

В 2019 году в музее современного искусства ПЕРММ состоялась выставка «Extemporary: искусство вне времени», в которой две художественные работы (из девяти!) были посвящены животным и птицам. Одна из них – «Ре-анимация» («Re-animated», Jakob Kudsk Steensen), рассказывала историю птицы Кауаи в формате VR-инсталляции. Художник обратился к истории последнего Чешуегорлого мохо – птицы, жившей на Гавайях и вымершей в 1987 году (видеоработа доступна в социальной сети Музея).

Другая работа – «Плейстоценовая стена» («Pleistocene wall», Rasmus Myrup).

   

Инсталляция «Плейстоценовая стена», Расмус Мюруп

Музей современного искусства ПЕРММ, 2019

Плейстоцен – особая геологическая эпоха, характеризующаяся разнообразным животным миром (мегафауна), в который входили мамонты, шерстистые носороги, пещерные львы, бизоны, яки, большерогие олени, гигантские гепарды, многочисленные антилопы и многие-многие другие. Примерно 180 тысяч лет назад на них начали охотиться люди. В позднем плейстоцене большая часть существовавшей мегафауны вымерла. Предполагается, что вымирание вызвала деятельность первобытных охотников, либо вымирание произошло в результате изменения климата или комбинации этих факторов. В настоящее время в России и США ведутся работы по восстановлению плейстоценовой мегафауны.

«Вся моя работа связана с интересом к природе и с тем, как мы можем использовать технологии, чтобы прочувствовать и пережить её по-новому» ‒ говорит художник. Эта работа максимально эмоциональна, она воздействует на зрителя через все органы чувств. Находясь внутри инсталляции, вы переживаете эту историю, ‒ когда глаза животных смотрят на вас из-за деревьев и c зеркал (словно с портретов) и взгляды встречаются, вы как-будто слышите: «Посмотри на нас! Увидь нас! Мы в опасности!». В этой работе животные не несут сакральной миссии (как в наскальной живописи), не говорят с нами на языке аллегорий (как в средневековых изображениях) и не являются поводом для демонстрации художественного мастерства (как в эпоху Ренессанса). В то же время, они – главные персонажи художественного произведения, которые говорят со зрителями на уровне эмоций, переживаний и чувств.

В завершение – мы составили список «10 произведений XX и XXI веков», который обязательно стоит посмотреть, если вы прочитали научпоп «Животные в искусстве». Пусть эти работы помогут расширить представления о новом искусстве, в котором животные, как и человек, остаются одной из главных тем для художественного исследования. А завершающей темой наших научно-популярных историй станет «Человек и человеческое тело в искусстве». До новых встреч!

Альбина Коробкина,

заведующая отделом по экскурсионному обслуживанию

музея современного искусства ПЕРММ

10 произведений (XX-XXIв):

Роберт Раушенберг, «Монограмма», 1955
Йозеф Бойс, акции «Как объяснить картины мертвому зайцу» (1965), «Я люблю Америку и Америка любит меня» (1974).  
Дэмиен Хёрст, «Физическая невозможность смерти в сознании живущего», 1991  
Луиза Буржуа, «Мама», 1999, отлита в 2003  
Тим Нобл и Сью Вебстер, «Британская дичь», 2000  
Ян Фабр, «Карнавал мертвых дворняг», фрагмент инсталляции, 2006
Цай Гоця, «Head On», 2006
Маурицио Каттелан, «Untitled», 2007
Ольга и Александр Флоренские, «Скелет броненосца», 2008
Марет Анне Сара, «Занавес-саван»

 


[1] М. Вебер. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990 г.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: