(на примере выставки «Extemporary: искусство вне времени», Музей современного искусства ПЕРММ», март 2020г.)
С начала 2020г. весь мир узнал о новом монструозном агенте «Коронавирусе», который подчинил себе целые континенты, используя самый древний инструмент порабощения, известный человечеству, а именно – Страх. Вместе с тем, два столпа – Искусство и Наука, призваны освободить человека от Страха или хотя бы уменьшить силу его влияния на поведение людей. Визуализировать невидимое – вот с чем работают художники extemporary, т.е. вне времени, всегда, постоянно, предвидя будущее, возвращаясь в прошлое, делая паузу в настоящем. Цель нашего текста – ответить на вопрос, почему современное искусство обращается к теме химер и чудищ и как эти идеи воплощаются в художественных произведениях.
Удивительно, насколько тема актуальна для Перми и пермского контекста. Первым культурным примером стоит назвать пермский звериный стиль, визитной карточкой которого является образ человеколося, а точнее, сложный образ человека-птицы-лося. Другой пример, который мы раскрываем в данном тексте подробнее – выставка «Extemporary: искусство вне времени», где каждая работа есть размышление художников о времени и безвременьи, о смерти и бессмертии, о том, как человек порождает монстров и в то же время меняет свой собственный облик.
|
|
Пермский звериный стиль
Одна из работ выставки – «Фонтан» художницы Сиф Итона Вестертеберг (Sif Itona Westerberg, Дания). Инсталляция представляет собой конструкцию, состоящую из механизмов движения воды, труб, металлических деталей, а также барельефов с изображениями химер (см. фото). Отметим, что символика фонтана для европейской культуры настолько же важна, насколько и другие равноположенные символы (дерево, рыба, череп и проч.). Во-первых, фонтан – это синтез высоких технологий и современной архитектуры (человеку сначала нужно было изобрести водопровод и «покорить» стихию воды). Во-вторых, фонтаны – это достижение именно городской цивилизации (вспомним городскую фонтанную культуру). И, в-третьих, фонтан – это один из символов христианства («животворный источник», см. живопись европейских мастеров). Все эти коннотации важны для дальнейшей интерпретации произведения.
|
|
«Фонтан», Сиф И. Вестерберг, 2019
Сиф Вестерберг интересуется средневековой скульптурой, которую можно обнаружить на фасадах церквей и в манускриптах. Её художественное исследование связано химерами – сложными существами, состоящими из частей других существ (кстати, с др.-греч. Χίμαιρα букв. «молодая коза»). Художественные изображения химер получили наибольшее распространение в средневековой скульптуре и литературе (забегая вперед, скажем, что в XXI веке их вытеснили киноискусство и интернет, и химеры «возрождаются» в разных художественных формах по сей день).
|
|
|
|
Абердинский бестиарий (Англия, XII век)
|
|
|
|
Собор Парижской богоматери (Notre-Dame de Paris, Франция, XIII век)
Целью нашего текста не является исследование религиозного вопроса, однако эта тема заслуживает отдельного внимания. Про то, как уживались между собой официальная христианская церковь, языческие и мифологические представления средневекового человека можно найти в научных работах русских и зарубежных исследователей [1].
В Средние века химеры были выдумкой, необходимой для объяснения мира и разделения Добра и Зла, Земного и Потустороннего, Божественного и Дьявольского, Милости Vs Кары и других социокультурных дихотомий, определяющих мысли и поступки Человека. Но возможно в будущем (искусство предвосхищает будущее) выдумки обретут реальное воплощение с помощью науки. Потому что генетики уже сейчас разрезают и изменяют цепи ДНК. Возможно, они смогут соединить разных животных. Например, «улучшить» ДНК обезьяны, «играя» с человеческими клетками.
Работа художницы ставит перед зрителем сложный вопрос – как вторжение человека в природу влияет на будущее? Cas9 (англ. CRISPR associated protein 9, CRISPR-ассоциированный белок) — мощный инструмент редактирования геномов. Речь идет о внесении изменений в ДНК растений, животных и даже людей. Изменение генома человека происходило миллионы лет, а с новыми технологиями мы можем сделать это за неделю. Кого или что это породит? Каких химер?
Пугают ли химеры современного человека – ответ на этот вопрос не так очевиден, как может показаться на первый взгляд.
Несколько лет назад в музее ПЕРММ прошла выставка художника Александра Рахштейна «Бестиарий». BESTIARIUM CONSTRUENDUM – интерактивная инсталляция, которую видоизменяли сами посетители. Дети и взрослые конструировали монументальные скульптуры из деталей – голов, тел, ног, крыльев и хвостов, которые срастались друг с другом. Возникали фигуры зверей, химер и существ, известных по мифам народов мира, а также новые чудовища.
Эти манипуляции доставляли радость, всем нравилось играть, и действия посетителей были похожи на попытки реконструкции искусства древнего мира. Играя на экспозиции, посетители превращали её в постоянно действующий перформанс, активизируя собственную креативность и приобщаясь к истории мировой культуры.
|
|
Выставка «Бестиарий», Музей современного искусства ПЕРММ, 2013
С одной стороны, в век «машин и технологий» химеры ушли жить в детские сказки, где они превратились в персонажей, причем не только злых, но и добрых (жар-птица, царевна-лебедь, царевна-лягушка, финист-ясный сокол, сирин, гамаюн, алконост и др.) А с другой – теперь человек… сам хочет стать химерой и обладать уникальными, сверхчеловеческими способностями (Человек-паук, Человек-муравей, Росомаха, Халк, Женщина-кошка и др.), и корпорации развлечений с каждым годом только увеличивают количество подобного контента. С третьей стороны – в социуме формируется некая общественная дискуссия вокруг темы монструозности современного мира и складывания новой этики существования людей и химер в одном мире.
Ну и в конце позволим себе небольшую детскую игру. Представим на секундочку, что Коронавирус – это чудище, монстр или химера, которая пугает людей и не выпускает из дома! у-ух! Придумайте, как выглядит эта химера? Может у нее зеленый хвост с красными шипами? А голова не одна, а сразу десять, и по всем десяти шеям переливается рыбья чешуя? Вот это да! Пришлите нам свои рисунки с хэштегом #мамапростиявизоляции и мы обязательно их выложим в социальных сетях музея ПЕРММ! Для поиска вдохновения и увлекательного семейного просмотра можем рекомендовать «Книгу вымышленных существ» Борхеса (1954г.), которая даже спустя полвека остается впечатляющим образцом энциклопедической антологии несуществующего.
Альбина Коробкина, заведующая отделом экскурсий
музея современного искусства ПЕРММ
[1] Гуревич А.Я. «Категории средневековой культуры», (2-е издание, исправленное и дополненное. М., 1984).
Раков В.М. «Европейское чудо» (Рождение новой Европы в XVI-XVIII вв.). П., 1999г..
Хейзинга Й. «Осень Средневековья» М., 1995г.