Правильный выбор сегмента рынка во многом определяет безубыточность и прибыльность деятельности ИП, который анализирует потенциальные рынки сбыта до ее начала. При этом он информирует население о своей продукции и осуществляет ее рекламу с целью успешного продвижения к потребителю.
Целевым сегментом будут потребители пчеловодческой продукции в районе, в котором проживает ИП.
Для расчета потенциальной емкости целевого сегмента по реализации меда (Ер) использована формула:
Ер = С ´ З ´ К,
где С – стоимость одного килограмма меда (из расчета – 30000 руб. за кг, таблица 4.6);
З – количество покупателей в целевом сегменте (количество взрослых жителей района, потенциальных покупателей – 1000 человек);
К – количество килограммов на год (среднее количество килограммов меда, приобретаемого в год на одного покупателя – 3 кг).
Ер = 30000 руб. ´ 1000 чел. ´ 3 кг = 90000000 руб.
Собственная доля (Др) на целевом сегменте рынка рассчитывается по формуле:
Др= В: Ер ´ 100%,
где В – предполагаемая выручка ИП за год;
Ер – емкость целевого сегмента.
Др = 12320856: 90000000 х 100 % = 13,69 %.
Собственная доля ИП на рынке невелика, однако при высоком качестве меда и хороших взаимоотношениях с покупателями позиция ИП на рынке может укрепляться и появится возможность для дальнейшего расширения бизнеса.
Задачами ИП по реализации продукции пчеловодства будут являться:
1) превращение в постоянных клиентов покупателей, которые уже пользуются данной продукцией;
2) формирование потребности у покупателей в произведенном ИП продукте и готовности преобретать его по установленной цене.
Продвижение продукта на рынок планируется осуществлять при помощи рекламы и каналов сбыта (круг знакомых, желающих приобретать мед, произведенный инициатором проекта, торговая сеть, рынок и т.д.).
Информацию о продукте, его стоимости, способе покупки и связи с производителем планируется размещать на щитах для объявлений, в подъездах домов, в почтовых ящиках, на остановках общественного транспорта и др.
Рекламу о продукте планируется также размещать в поликлиниках, больницах, аптеках, фельдшерских акушерских пунктах, физкультурно-оздоровительных комплексах по согласованию с администрацией этих учреждений.
При торговле продуктом на рынке планируется использовать изготовленные ИП рекламные щиты.
Реализацию продукции ИП может осуществлять на рынках, доставкой силами ее производителя в близлежащие дома и на дачи, продажей через друзей и знакомых, а также в торговой сети по договорам с магазинами.
Как дополнительный канал сбыта могут привлекаться в качестве дилеров лица (ИП, организации), занимающиеся экологическим туризмом.
4.6 Производственный план
В данном разделе бизнес-плана рассчитывается стоимость необходимого для пчеловодства оборудования, инструмента, приспособлений, инвентаря и материалов, производится расчет цен на продукцию пчеловодства на основе калькуляции (таблицы 4.2–4.6).
Для пчеловодства приобретается инвентарь промышленного или ремесленного производства. Часть необходимых приспособлений и инвентаря изготавливается силами ИП.
Таблица 4.2 – Структура и стоимость применяемого для пчеловодства оборудования и амортизационные отчисления
Наименование | К-во ед. | Стоимость оборудования, руб. | Амортизационные отчисления, руб. | |
за месяц | за год | |||
1 Ульи с пчелиными семьями | ||||
2 Ульи запасные | ||||
3 Медогонка | ||||
4 Солнечная воскотопка | ||||
Итого: |
Примечание – Амортизационные отчисления расчитаны линейным способом исходя из срока полезного использования имущества 5 лет (60 месяцев). Амортизационные отчисления от стоимости, например, запасных ульев за месяц составят 6752 руб. (105108 руб.: 60 месяцев = 6752 руб.)
Таблица 4.3 – Необходимый производственный и хозяйственный инвентарь и его стоимость
Наименование | К-во, ед. | Стоимость на год, руб. |
1 Ящик рабочий | ||
2 Ящик переносной | ||
3 Паровая воскотопка | ||
4 Халат | ||
5 Лицевая сетка | ||
6 Дымарь | ||
7 Стамеска | ||
8 Маточная клетка | ||
9 Каток и шпора | ||
10 Щетка для сметания пчел | ||
11 Ульевые скрепы | ||
12 Роевня | ||
13 Психрометр | ||
Итого: |
Примечание – Производственный и хозяйственный инвентарь приобретается один раз на год. Замена производится по необходимости.
Расходы на материальные ресурсы из расчета в среднем на месяц и на год приведены в таблице 4.4.
Таблица 4.4 – Структура и стоимость материальных ресурсов
Наименование | Расход на месяц, руб. | Расход на год, руб. |
Сахар | ||
Вощина | ||
Итого: |
Расчет затрат на производство меда и другой продукции пчеловодства представлен в таблице 4.5.
Таблица 4.5 – Расчет затрат, выручки от реализации и чистой прибыли индивидуального предпринимателя на производство меда и другой продукции пчеловодства, руб.
Наименование | Расход на месяц, руб. | Расход на год, руб. |
1 Материальные затраты | ||
2 Затраты на оплату труда | - | - |
3 Отчисления на социальные нужды, в т.ч.: | ||
3.1 Обязательные страховые взносы в ФСЗН на доход ИП (35%) | ||
4 Амортизационные отчисления | ||
5 Прочие затраты, в т.ч.: | ||
5.1 Износ инвентаря | ||
5.2 Расходы на рекламу | ||
5.3 Услуги связи | ||
5.4 Земельный налог | ||
5.5 Ремонт оборудования | ||
6 Итого затрат: | ||
7 Выручка от реализации продукции пчеловодства | ||
8 Чистая прибыль |
Примечание – Площадь земельного участка для размещения ульев равняется 225 м2. На ремонт оборудования предусмотрены расходы, размер которых не превышает величины амортизационных отчислений.
Одним из вариантов установления цены на продукцию пчеловодства,
в частности на мед, является калькуляция затрат, которая представлена
в таблице 4.6.
Таблица 4.6 – Расчет затрат на 1 кг меда, стоимость 1 кг меда, руб.
Наименование | Стоимость на годовой объем, руб. | Объем реализо-ванного меда, кг | Затраты на 1 кг, руб. |
1 Материальные затраты | |||
2 Амортизационные отчисления | |||
3 Обязательные страховые взносы в ФСЗН на доход ИП (35%) | |||
4 Прочие затраты | |||
5 Итого затрат (себестоимость) | |||
6 Вознаграждение ИП от реализации меда | |||
7 Выручка от реализации меда | |||
8 Средняя цена 1 кг меда |
Примечание – Расчет калькуляции произведен исходя из планируемого сбора меда из 9 ульев – 300 кг.
Чистая прибыль ИП от реализации меда составит 10088830руб. (выручка от реализации за вычетом затрат: 12320856 руб. – 2232026 руб.). Вознаграждение ИП от реализации меда составит 6768000 руб. в год.
План финансового обеспечения проекта
В данном разделе бизнес-плана в табличной форме (таблицы 4.7-4.10) представлены следующие данные:
1 Инвестиции (первоначальные вложения капитала для начала деятельности).
2 Прогноз движения денежных средств.
3 Показатели эффективности бизнеса.
Таблица 4.7 – Первоначальное вложение капитала для начала деятельности и источники финансирования
Наименование | Стоимость, руб. | Источник финансирования |
1 Расходы на регистрацию ИП: | ||
1.1 Открытие расчетного счета | Собственные средства | |
1.2 Изготовление печати | Собственные средства | |
2 Оборудование | Субсидия | |
3 Инвентарь | Субсидия | |
4 Материалы | Субсидия | |
5 Всего инвестиций, в т.ч.: | ||
6 Заемные средства | 96,35% | |
7 Собственные средства ИП | 3,65% |
Необходимые расходы на последующие 3 года работы покрываются за счет выручки от реализации меда и другой продукции пчеловодства (таблица 4.8).
Таблица 4.8 – Прогноз движения денежных средств
Наименование | годы | ||
1 Денежные средства на начало года | |||
2 Поступления денежн.средств: | |||
2.1 Субсидия | |||
2.2 Собственные вложения | |||
2.3 Выручка от реализации (доход) | |||
3 Платежи: | |||
3.1 Материалы | |||
3.2 Оборудование | |||
3.3 Инвентарь | |||
3.4 Отчисления на социальное страхование | |||
3.5 Прочие расходы | |||
4 Вознаграждение ИП | |||
5 Денежные средства на конец года |
Примечание – Денежные средства на конец месяца = денежные средства на начало месяца + поступления – платежи – вознаграждение ИП (п.1 + п.2 - п.3 - п.4).
Накопленные денежные средства планируется направить на обновление инвентаря и приспособлений, расширение сферы деятельности и прочее.
Таблица 4.9 – Издержки для расчета уровня безубыточности, руб.
Наименование | Сумма за год |
1 Постоянные издержки (FC): | |
1.1 Амортизационные отчисления | |
1.2 Прочие затраты | |
2 Переменные издержки (VC): | |
2.1 Материальные затраты | |
2.2 Отчисления на социальные нужды | |
3 Суммарные издержки (TC) | |
4 Выручка за год (ВР) |
Минимальная выручка при запланированных в данном проекте издержках (МВ):
МВ = FC / (1–VC / BP) = 1052858 / (1–1179162 / 12320856) = 1052858 / 0,904 =
= 1164665,9 руб. за год и 97055 руб. за месяц.
Дневная выручка равна 586707 руб. (12320856 / 21).
97055 руб. / 586707 руб. = 0,16 дня.
Таблица 4.10 – Показатели эффективности проекта по организации пчеловодства и реализации пчеловодческой продукции
Наименование показателя | Порядок расчета | Границы норматива | Значение показателя |
1 Рентабельность инвестиций | чистая прибыль: инвестиции х 100
![]() | 10%-30% | 30,2 % |
2 Рентабельность оборота | чистая прибыль: выручка от реализации х 100
![]() | 10%-30% | 82,0 % |
3 Срок окупаемости проекта | инвестиции: среднегодовая чистая прибыль
![]() | до 1 года | 0,28 года |
4 Уровень безубыточности | постоянные издержки:
выручка от реализации – – переменные издержки
![]() | до 1 года | 0,09 года |