История появления и развития весов.




Вопрос №1.

Учитель использует понятия «тяжелее» и «легче», предлагая учащимся сравнить несколько предметов.

Сравнение различных предметов «на руку», сравнение на весах, сравнение на весах с использованием мерок – гирек определённой массы.

Пример иллюстрации из учебника Истоминой (М1И ч.2 с.100):

Пример иллюстрации из учебника Моро (М1М ч.2 с.36):

«Человека узнаешь, когда с ним пуд соли съешь»

«Мал золотник, да дорог» (золотник – старинная мера веса)

«Вес да мера до греха не допустят»

«Без весу нет меры и веры»

Сказка «Репка»

«Нам привезли в школьный буфет
Сто килограммов сладких конфет -
Это центнер один вкуснейших конфет.
Но все же скажите сладкому: "Нет!"»

Вопрос №2.

Детей первоначально знакомят с самым простым способом сравнения: сравнение предметов по массе «на глаз». Этот способ не всегда действенен, поэтому детям предлагается другой способ: способ «на руку». Он более эффективный, поэтому его удобно использовать. Суть его довольно проста: дети берут предметы в руки и уже по весу сравнивают их.

Как ввести его:

Предлагаем детям проблемную ситуацию. Наливаем в разные по форме и объему стаканы одинаковое количество воды и просим сначала сравнить их «на глаз».

§ Учитель: Ребята, посмотрите на стаканы и скажите мне, равны ли они по массе?

§ Дети: Нет.

Дальше нужно попросить детей объяснить, почему они именно так решили.

 

§ Учитель: Почему вы так думаете?

§ Дети: Потому что отметка воды в одном стакане выше, чем в другом.

§ Учитель: Тогда давайте проверим. Пусть подойдет один человек и сравнит стаканчики по весу.

Уже здесь дети понимают, что воды в стаканах одинаково, просто сами стаканы разные. Нужно объяснить, что это еще один способ.

 

Задания:

1. Взять два рюкзака и сравнить, какой из них тяжелее.

 

Вопрос №3.

История появления и развития весов.

Человечество изобрело весы очень и очень давно. Первые весы, предположительно, появились в Древнем Египте и Вавилоне. На пирамидах, датируемых шестым веком до н. э., в городе Гиза сохранились изображения этих измерительных приборов. Во втором веке до н. э. весы стали общепринятым и распространенным средством измерения. Весы того времени представляли собой конструкцию из равноплечего коромысла, с прикрепленными на гибкой сцепке по его краям чашами. Точно такие весы держит в руке Фемида – богиня правосудия. Родоначальником теории весов стал Аристотель, который в 4 веке до н. э. сформулировал, так называемое, правило моментов сил. Также, научными изысканиями в сфере весоизмерения занимались такие ученые, как Архимед и Евклид.

 

Взвесим пластиковую ложку. (На одну чашу весов кладём ложку, а на другую гирьки). Подбираем гирьки и уравновешиваем весы. Какие гирьки составляют вес (еще говорят масса) пластиковой ложки? (2+2+1). Запишите на листочках. Сколько получилось? (5 грамм).

Определим массу деревянной ложки, сколько весит деревянная ложка? (1+1). Запишите. Сколько получилось? (2 грамма).

Взвесим железную ложку. Запишите массу каждой гирьки: 10+10+5 (25 грамм)Проверка на экране.Вывод: чтобы узнать вес предмета, надо сложить все гирьки Мы узнали вес каждой ложки, сложив все гирьки! Можем разрешить спор? Да. Самая тяжелая – металлическая, легче – пластиковая, самая легкая – деревянная!

 

 

Ситуация 1.

Учитель дает учащимся две книги, которые очень незначительно отличаются по

массе, и спрашивает, какая книга легче? Какая тяжелее? (Масса какой книга

больше или масса какой книги меньше?) Мнения учащихся, естественно, не

совпадают. Возникшие разногласия учитель использует для того, чтобы

познакомить учащихся с весами. Оказывается не всегда можно сравнить предметы

по массе, взяв их в руки (с помощью ощущений). Для сравнения масс пользуются

простейшими чашечными весами. Учитель знакомит учащихся с весами,

рассказывает об их устройстве, зарисовывает схематическое изображение весов.

Затем учащиеся с помощью весов наглядно сравнивают величины (массы).

Внимание учащихся следует обратить на положение стрелок, когда на чашках

весов нет никаких предметов, а затем пронаблюдать, как изменится положение

стрелок, когда на чашки весов будут положены книги. Учащиеся заранее могут

высказать предположение о том, как изменится положение стрелок.

 

 

 

Вопрос №4

Оборудование: учебник, тетрадь на печатной основе, мультимедиапроектор, интерактивная доска, 2 одинаковые коробки, презентация

 

Учитель ставит на стол две одинаковые коробки, одна из которых пустая, а другая чем-либо наполнена)

- Рассмотрите коробки. Опишите их.

- Какие свойства предметов вы знаете?

- Чем одна коробка отличается от другой?

(Учащиеся не могут обнаружить внешних отличий. Учитель предлагает одному ученику взять коробки в руки.)

- Что ты заметил? (одна коробка легче, чем другая)

 

- Словами «легче» и «тяжелее» характеризуют такое свойство предметов как масса. (На доске карточка со словом «масса»)

- Вместо слов «предмет легче» в математике принято говорить «масса предмета меньше», а вместо слов «предмет тяжелее» – «масса предмета больше».

- О чем пойдет речь сегодня на уроке?

 

Работа в парах: Дать ученикам 2 предмета, и они должны распределиться так, что у одного будет тот, что тяжелее, а у второго тот что легче.

Работа с классом: начинаем играть в игру: по очереди спрашиваем у учеников названия предметов, чтоб каждый последующий был тяжелее либо легче чем тот предмет, что назвал предыдущий

Индивидуальная работа: Каждый ученик расставляет предметы на своем столе по порядку от самого тяжелого, до самого легкого и объясняет почему.

 

Вопрос №5.

● 1 Килограмм [кг] [kg]

 

● 1 Грамм [г] [g] = 0.001 кг

 

● 1 Миллиграмм [мг] [mg] = 0.001

 

● 1 Микрограмм [мкг] [µg] = 0.001 мг

 

● 1 Центнер [ц] [q] = 100 кг

 

● 1 Тонна [т] [t] = 1000 кг

 

Также могут быть использованы и другие единицы:

 

● 1 Карат [кар] [ct] = 0.2 г.

 

● 1 Ньютон [Н] [N] = 0.980665 кг.

 

США и Британия

В США и Британии распространены следующие единицы веса:

● 1 Стоун (stone) [st] = 6350.29318 г.

 

● 1 Фунт (pound) [lb] = 453.59237 г.

 

● 1 Унция (ounce) [oz] = 28.349523125 г.

 

● 1 Драм (dram) [dr] = 1.7718451953125 г.

 

● 1 Гран (grain) [gr] = 64.79891 мг.

 

 

Единицы массы изучаются с первого класса и начинаются с названия – килограмм.

Во втором классе используются названия единиц массы в задачах.

В третьем классе уже изучаются величины: тонна, грамм, килограмм и их соотношения: 1кг = 1000г, 1т = 1000кг, а также перевод единиц: килограммы в граммы и обратно.

В четвертом классе изучается название центнер и соотношения: 1ц = 100кг, 1т = 10ц, а также перевод килограммов в центнеры, килограммов в тонны, центнеры в тонны и обратно.

_______________________________________

 

1) Во сколько раз 1метр больше 1см?

 

2) На сколько 1см больше 1 мм?

 

3) 2 дм=? см

 

4)15 т =? кг

 

5) 3 км =? м

 

6) 150 см =?дм

 

7) 12000 кг =? Т

8) 5000 м =? км

 

Вопрос №6.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Давайте вспомним, какую величину мы с вами изучили на прошлом уроке?

Дети: Массу!

Учитель: Правильно! А хотите узнать об истории возникновения различных приборов для измерения массы и мер массы?

Дети: Конечно

Учитель: Чем можно измерить массу?

Дети: Весы

Учитель: Да, весы — один из древнейших приборов. Они возникли и совершенствовались с развитием торговли, производства и науки. В Древнем Египте около 5 тысяч лет назад люди уже умели взвешивать. При взвешивании на Руси пользовались весами двух видов. Весы с подвижной точкой опоры и неподвижной гирей назывались «безмен» (или в других источниках «пуд»). А чашечные весы называли в Новгороде «скалвой». Немецкие купцы, торговавшие с Новгородом, требовали, чтобы все товары взвешивали на скалве, а не с помощью безмена.

Учитель: Вам, наверное, интересно узнать, что такие весы, которые называются безмен.

Они представляют собой жесткую пружину, которая помещается в корпус со шкалой. К пружине прикрепляется стрелка. Пока к пружине не приложено усилие, то есть, не подвешен измеряемый груз, она находится в сжатом состоянии. Под действием силы тяжести пружина растягивается, соответственно перемещается по шкале стрелка. На основании положения стрелки можно узнать массу взвешиваемого груза.

Учитель: Наверняка, вы видели их у себя дома, так как до сих пор ими пользуются люди, довольна-таки везде.

Давайте узнаем, какие же были единицы массы.

В древней Руси единицей массы гривна служила одновременно и денежной единицей. Фунт (гривна) равнялся 32 лотам, 96 золотникам, в современном исчислении 410 г. Слово «фунт», как и «пуд», происходит от латинского корня и обозначает «вес», «тяжесть».

Учитель: Хотите узнать, какая была самая маленькая и крупная единица массы?

Дети: даааа!

Учитель:

Более крупной единицей массы был пуд, равный 40 фунтам или 16 кг.

Доля самая мелкая старорусская единица измерения массы, равная половине грамма.

 

А вот, берковец - эта большая мера веса, употреблялась в оптовой торговле преимущественно для взвешивания воска, меда и т.д. Берковец - от названия острова Бьерк. Так на Руси называлась мера веса в 10 пудов, как раз стандартная бочка с воском, которую один человек мог закатить на купеческую ладью, плывущую на этот самый остров. (164 кг).

Учитель: Отличались ли единицы измерения массы в разных странах?

Дети (задумались)

Учитель: Даже с сравнительно недавнее время - в 19 веке - одни и то же единицы измерения часто отличались в разных странах и частях стран. Одним из первые официальных законов Калифорнии в 1850г был закон об установлении стандарта мер и весов.

Как же взвешивали на ещё распространённых рычажных весах?

Для взвешивания тел на рычажных весах нужно иметь меры в виде образцовых гирь, или, как их называют, эталонов. Зерна растений, которые были использованы для получения некоторых мер длины, сослужили человеку службу также и при выборе единиц веса (массы). Человек заметил, что вес зерна обладает постоянством, тем более средний вес его, определяемый на основании взвешивания большего числа зерен. Единица аптекарского веса называлась граном, что значит зерно.
Гран – самая мелкая единица веса, особенно у аптекарей и ювелиров, начиная с Петра I. Один гран – 62,2 мг. В системе английских мер – гран торговый, аптекарский – 64,8 мг. Переносное значение – ничтожно малая величина - родившая такие выражения, как «Ни грана правды», «Лишнего ни грана» и др.

Какие же были аптекарские меры веса?

Меры веса (массы) аптекарские и тройские:

Аптекарский вес — система мер массы, употреблявшаяся при взвешивании лекарств до 1927 г.

• 1 фунт = 12 унций = 358,323 г.

• 1 унция = 8 драхм = 29,860 г.

• 1 скрупул = 1/3 драхмы = 20 гранов = 1,244 г.

• 1 гран = 62,209 мг.

Из мер веса были узаконены: пуд, фунт, лот, золотник.
Положением о мерах и весах 1916 г. были узаконены метрические меры от "метрической весовой тонны" до миллиграмма. Кроме того, для взвешивания бриллиантов, жемчуга и драгоценных камней был легализован метрический карат (200 мг).

Учитель: Вам было интересно, ребята, это всё узнать?

Дети: Да! Конечно!

Учителя: Тогда не забудьте об этом увлекательном рассказе сообщить друзьям и родителям, думаю, им тоже будет интересно послушать.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: