КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине Микроэкономика
на тему:
«Спрос и предложение: эластичность»
Уровень образования __________________
Направление: _________________
Профиль (или магистерская программа) _______________________
Выполнил (а):
Студент (ка) __ курса
Форма обучения: заочная
___________________ФИО
Москва 2015
Оглавление
Оглавление. 1
Введение. 2
Спрос. 3
Эластичность спроса. 9
Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность. 14
Факторы, влияющие на эластичность спроса. 17
Неценовые факторы спроса. 18
Предложение. 23
Эластичность предложения. 25
Неценовые факторы предложения. 28
Взаимодействие спроса и предложения на рынке. Рыночное равновесие. 31
Заключение. 35
Список используемой литературы.. 37
Введение
Абсолютно любой pынoк, вне зависимости от его разновидности, основан нa тpex важных составляющих: цене, cпрocе и прeдлoжeнии, кoнкyрeнции.
Рынок—совокупность экономических отношений, основанных на постоянных обменныхоперацияхмежду изготовителями товаров и услуг) и потребителями. Обмен, как правило, происходит на добровольной основе в форме эквивалентного обмена товара на деньги (торговля) или товара на товар (бартер). Если доступ на рынок свободен, и для продавцов, и для покупателей, то обмен происходит в условиях конкуренции.
Рынок — этo система, которая собирает в одном месте и покупателей и продавцов различных тoварoв и yслyг. Рынки делятся на несколько разновидностей. Одни являютcя лoкaльными, a дрyгие имеют мeждyнapодный или нaциoнальный хаpaктер. Некоторые являютcя бeзличными — нa ниx пoкyпатель и пpoдавец сроду не видят или вoвсе нe знают один другого, а другие лично контактируют мeжду пpeдъявителем cпpoса и пocтавщиком.
|
В экономике имеется достаточно эффективное орудие для пояснения этиx и мнoгиx дрyгих перемен в экономическом окружeнии. Оно нaзывaется тeoрией спроса и предложения. Представленная теория показывает, как потребительские предпочтения обуславлявают потpeбительский спрос на тoвары, тогда как расходы предприятий являются ocновой пpeдложения товapов.
Пoнятиe предложения и спроса дает понять, как они существуют на конкурентных рынках в отношении к отдельным благам (товарам и услугам). Для начала мы разберем кривую спроса, а потом кривую предложения. Оперируя эти основные положения, можно увидеть, как определяются рыночные цены. Иначе как движение цен - механизм цен, балансирует или приводит к равновесию предложение и спрос.
Инструменты, которые помогают установить равновесие на рынке: во-первых, это цены. Изменение цен влияет на объем пpoизводства. Изменeние цeн оказало воздействие на выбор технологии производства.
Во-вторых, это спрос и предложение. Спрос – количecтво тех или иных товаpoв, котopое потребители мoгут приобрести при сложившиxcя ценаx и дeнежных доxoдах. Пpeдложение - это число товаров, котopoе существует в продаже при дaнной цене. Колебание рыночных средних цен вызывает изменение пропорций между спpoсом и пpeдложением. Чеpeз эти колебания устaнaвливается тoт уровень цен, при котopом обеспечивается равновесие спроса и предложения и в результате чего равновесие производства и потребления.
И, в - третьих, это конкуренция. Каждый предприниматель хочет увеличить прибыль и объемы хозяйственной деятельности, что приводит к борьбе между ними. цены, увеличивается предложение данного товара.
|
Конкуренция является неотъемлемой частью рыночного механизма. Хотя характер кoнкуренции может быть разным, что серьезно влияeт на споcoб получения рыночного равновесия.
Особенно эффeктивно рынoчный мexанизм дeйствует в ycловиях свобoдной, или совepшeнной конкypeнции. Совершенная (свободная) конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.
Нo для тoго, чтобы изучить рыночную экономику вo вceй ее полноте, нужно хоpoшо освоить два фундаментальных понятия: спрос и предложение.
Спрос
Экономический анализ предложения и спроса помогает решить очень большой круг задач, таких как: прогноз воздействия меняющихся мировых экономических условий на рыночную стоимость и эффективность производства; как влияет государство на цены; какой минимум заработной оплаты и финансовые стимулы по стране; как влияют налоги, субсидии и пошлины на импорт товара.
Спрос – это общее понятие, которое дает подробную статистику о фактических и вероятных клиентов на ту или иную продукцию. Спрос—это численность товара, которую покупатели могут и желают купить по цене продавца. Абсолютным спросом на продукт считается совокупность спросов на данный продукт по разным тарифам. Объем спроса – это численность продукта, которую покупатели стремятся приобрести за кое-какой этап времени (день, месяц, год и т.д.). Спрос зависит от платежеспособности клиентов (будут деньги – будет спрос на товар, исключение составляют товары первой необходимости). Как правило, спрос изображается графически. Этот график показывает нам численность продукта, которую покупатели готовы и в состоянии приобрести по некоторой цене в течение определенного периода времени. Более подробно он демонстрирует ту численность товара, которая будет востребована при различных тарифах и то количество, которое потребители будут покупать по разным возможным ценам [21, с.129].
|
В зависимости от уровня экономики, на котором формируется спрос, выделяют:
1. Совокупный спрос, который зарождается на уровне макроэкономики.
2. Отраслевой спрос, который зарождается на мезоуровне и означает спрос со стороны иных отраслей и домохозяйств на продукцию данной отрасли.
3. Рыночный спрос, который распространяется на определенный вид продукции.
4. Спрос индивидуального покупателя, который зависит от количества денежных средств, имеющихся в распоряжении у людей, от всевозможных выплат и наследства, размеров рынка, цены, полезности и качества товаров, вкусов и предпочтений людей.
Объем спроса зависит от многих факторов. Самым главным является цена на конкретную продукцию. Устойчивая, повторяющаяся взаимосвязь между объемом спроса и ценой, имеющая обратно пропорциональный характер, называется законом спроса.
Цена спроса – предельная (максимальная) стоимость товара, по которой покупатель в состоянии приобрести эту продукцию. Величина спроса должна иметь конкретное значение и относиться к определенному отрезку времени. Основным свойством спроса является возрастание величины спроса, при неизменности всех прочих параметров и снижении цены. Любая цена, назначенная фирмой, так или иначе, скажется на уровне спроса на товар. Зависимость между ценой и сложившимся в результате этого уровнем спроса показывается на кривой спроса. При высокой стоимости товара, спрос на него падает, при уменьшении стоимости на этот товар, спроса на него возрастает. Эту взаимосвязь между ценой и количеством покупаемого товара и отображает кривая спроса (Рис. 1). Большинство кривых спроса стремится вниз по прямой или изогнутой линии, что характерно для товаров народного потребления. Однако в случаях с престижными товарами кривая спроса имеет положительный наклон, то есть при повышении цены на товар растёт количество его реализации. В данном случае потребители посчитали более высокую цену показателем более высокого качества или большей желательности этих духов. Однако при дальнейшем повышении цены спрос на товары может упасть [12, с.64].
Р
P2 B
A
P1
Qd2 Q2 Q1 Q Qd1
Рис.1 Кривая спроса
Как мы видим на графике, спрос намного выше на число продукции Q1 при цене Р1, нежели чем при цене P2, так как является более низкой. Когда цена растет до Р2, спрос снижается. Дело в том, что при увеличении стоимости, люди начинают выбирать какую продукцию им употреблять. Из закона спроса можно сделать вывод, что в связи с увеличением цен, при равнозначности остальных составных величин, всегда будет уменьшение числа покупаемой продукции.
Впервые этот закон сформировал французский математик Антуан Огюстен Курно в работе «Исследование математических принципов теории богатства». В соответствии с его формулировкой закона, спрос на товар составляет некоторую функцию цены, причем, как правило, убывающую. Такое положение вполне обосновано и не противоречит рынку.
Формула закона падающего спроса по А.Курно:
D = f(P), (1)
где f(P)<0; D - спрос; f - функция; P - цена.
Данный закон выражает следующую зависимость: цены имеют склонность к снижению; при этом количество товаров, на которое предъявлен спрос, наоборот, повышается; но повышение количества товаров, на которое предъявляется спрос, происходит в меньшей степени, чем снижение цены; отсюда кривая спроса - убывающая.
Точка А (Рис. 1) - это положение на линии спроса, которое обозначает число потребляемой продукции по этой цене. Точка В обозначает то же самое, которая показывает, какое число продукции будет приобретаться уже по низкой цене. При изменении цен, линия спроса будет стремиться из точки А в точку В. Это движение по линии спроса и будет результатом смены цены.
В результате, спрос следует определить как всю кривую спроса, а положение определенной точки на кривой спроса является как «приобретенное число продукции» по данной цене. Движение по кривой спроса означает изменение объема приобретаемого товара в связи с изменением цен, но никак не изменение самой кривой спроса.
Линия справа, обозначенная как Qd2, показывает изменение спроса и говорит о том, что на рынке появился новый фактор, вызывающий глобальные перемены во взаимоотношениях между ценами и числом продукции, пользующимся спросом. Изменения, наблюдающиеся в спросе могут быть связаны с увеличением дохода потребителей, внедрением экзогенного (внешнего) спроса в экономику или сменой цен на похожие продукты. Также, причинами изменения спроса являются перемены вкусов людей в пользу данного продукта или новый приток потребителей на рынке. На изменение цены может влиять увеличение или снижение цен на элементы их производства. Если на рынке количество продукции на которую имеется большой спрос уменьшается, то цена на товар-заменитель вырастет[4, с.67].
Линия спроса на рис.1 подразумевает только один продукт. От изменения стоимости товара и присутствия товаров-заменителей по разным ценам, будет зависеть движение этой линии. Изобразив на рис.1 совокупную линию спроса, мы покажем совокупные производственные возможности страны в целом. Но, как было сказано выше, такой график можно применить только для смены в спросе на один товар либо услугу. Изменение спроса часто бывает вызвано значительным изменением в рыночной структуре, от этого и происходит снижение или повышение цен. Увеличение спроса возможно в результате очень важного открытия в сфере технологии, что намного уменьшит затраты при производстве продукции. Следовательно, наибольшее число продукции приобретает более низкую цену, а это значит, у людей повышается на нее спрос.
Р
P2
P1
Qd2
Qd1
Q2 Q1 Q
Рис.2 Кривая спроса
На рис.2 горизонтальные линии Р1 и Р2 вышли за линию Qd1. Новая линия, обозначенная Qd2, говорит о том, что у покупателя появилась возможность приобрести больше товара в связи с увеличением денежных средств, а это, в свою очередь означает, что произойдет увеличение количества продукции, которую он покупает на рынке. Предположим, что эти линии спроса обозначают только единичные продукты. На самом деле, мы имеем дело со взаимодействием предложения и спроса на примере бесконечного множества продуктов, которые могут быть в продаже в любом месте и в любое время.
Передвижение линии спроса может произойти при внедрении в экономику экзогенного спроса - спроса, изменение которого вызвано вмешательством правительства или внедрением каких-либо сил извне свободного рынка.
На рис.2 видно, что цена на продукцию увеличилась. Из-за этого установились новые отношения между требуемым количеством продукта и предлагаемой ценой. Механизм цен - это наилучший способ регулирования, чем вмешательство государства. В системе рынка покупатели сами определяют какой товар им приобретать, в каком количестве и по какой цене. Если этому механизму не дать работать самостоятельно, результатом, скорее всего, будет сокращение объема полезности, производимой и потребляемой обществом.
В результате вышесказанного можем сделать вывод, что рынок регулируется двумя факторами: это свой собственный механизм (спрос, предложение, цены и др.) и это государство, которое напрямую либо косвенно через госзаказы, налоги и т.д. влияет на ситуацию на рынке.
Различные товары отличаются друг от друга по степени изменения спроса под воздействием того или иного фактора. Степень реакции спроса на эти факторы поддается количественному измерению с помощью коэффициента эластичности спроса. Понятие эластичности спроса раскрывает процесс адаптации рынка к изменениям в основных факторах (цене данного товара и других товаров, доходов потребителей и т.д.), определяющих спрос [15, с.88].
Эластичность спроса
Существуют несколько видов эластичности спроса:
1) эластичный спрос - существенно возрастает объем продаж при незначительных повышениях цен;
2) спрос единичной эластичности. Когда 17 %-ное изменение цены вызывает 1 %-ное изменение спроса на товар;
3) ܰнеэластичный спрос - при существенных изменениях цены объем продаж изменяется незначительно;
4) бесконечно эластичный спрос - имеется только одна цена, по которой потребители покупают товар;
5) совершенно неэластичный спрос - когда потребители приобретают фиксированное количество товаров независимо от их цены.
При наличии товаров-заменителей эластичность спроса возрастает – чем больше заменителей, тем более эластичным является спрос, и понижается при повышенном спросе потребителя на данный товар, т. е. степень эластичности тем ниже, чем более необходим товар.
Мера реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент. Примером может служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент. Эластичность спроса по цене - это степень чувствительности спроса на какой-нибудь товар к изменению цены на этот товар. Если обозначить цену Р, а величину спроса Q, то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса Ер равен:
(2)
где Q — изменение величины спроса, %; Р — изменение цены, %;
“ Р ” в индексе означает, что эластичность рассматривается по цене.
Аналогично можно определить показатель эластичности по доходам или какой-то другой экономической величине.
Показатель ценовой эластичности спроса для всех товаров является отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается — величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя (знак “минус” опускается). Например, снижение цены стирального порошка на 5% вызвало увеличение спроса на него на 10%. Показатель эластичности будет равен:
,
Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше 1, то мы имеем дело с относительно эластичным спросом. Иными словами, изменение цены в данном случае приведет к большему количественному изменению величины спроса.
Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса меньше 1, то спрос относительно неэластичен. В этом случае изменение цены повлечет за собой меньшее изменение величины спроса.
При коэффициенте эластичности равном 1 говорят о единичной эластичности. В этом случае изменение цены приводит к такому же количественному изменению величины спроса [7, с.81].
Рис. 3. Относительно эластичный (а) и относительно неэластичный (б) спрос
На рис. 3 изображены два варианта графиков спроса. На рис. 3, ܰа снижение цены с Р 0 ܰдо Р 1, на 100 руб. (на 33%) приведет к росту величины спроса с Q 0 ܰдо Q 1, на 20 ед. (на 200%). Коэффициент эластичности будет равен 6 (200:33), т.е. он больше 1, и спрос эластичен. А что произойдет с выручкой от реализации продукции? Она увеличится с 3000 (300×10) до 6000 руб. (200×30), т.е. вырастет в два раза. Заштрихованные прямоугольники 0 ܰи 1 ܰнаглядно показывают увеличение выручки от реализации продукции при снижении цены в условиях эластичного спроса. Площадь прямоугольника 1 заметно больше площади прямоугольника 0.
Рис. 3, б графически иллюстрирует пример неэластичного спроса. Снижение цены на 100 руб. (с Р 0 ܰдо Р 1) увеличит величину спроса лишь на 2 ед. При этом выручка от реализации упадет с 3000 (300×10) до 2400 руб. (200×12). Естественно, что при такой ситуации фирма не будет снижать цену своей продукции, не без основания опасаясь снижения своих доходов.Существует два крайних случая. Первый случай — существование только одной цены, при которой товар будет приобретаться покупателями. Любое изменение цены приведет либо к полному отказу от приобретения данного товара (если цена повысится), либо к неограниченному увеличению спроса (если цена снизится). При этом спрос является абсолютно эластичным, показатель эластичности бесконечен. Графически этот случай можно изобразить в виде прямой, параллельной горизонтальной оси (рис. 4, ܰа). Например, спрос на помидоры, продаваемые отдельным торговцем на городском рынке, абсолютно эластичен. Однако рыночный спрос на помидоры не является эластичным.
Рис. 4. Крайние случаи эластичности: ܰа — спрос абсолютно эластичен, б — спрос абсолютно неэластичен.
Другой крайний случай — изменение цены не отражается на величине спроса. График абсолютно неэластичного спроса (рис. 4, б) выглядит как прямая, перпендикулярная горизонтальной оси. Примером может служить спрос на отдельные виды лекарств, без которых больной не может обойтись, и т. п. [2, с.167]
Таким образом, абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может изменяться от нуля до бесконечности:
— спрос эластичен;
— спрос неэластичен;
— спрос с единичной эластичностью.
Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность
Эластичность спроса по доходу– это соотношение процентного изменения объема спроса на товар к процентному изменению дохода потребителей:
(3)
где Q1 – количество до изменений;
Q2 – количество после изменений;
Y1 – доход до изменений;
Y2 – доход после изменений.
Эластичность спроса по доходу равна отношению процентного изменения в количестве к процентному изменению дохода, т.е. аналогична коэффициенту по цене.
Потребитель по разному меняет спрос на различные товары при изменении дохода. Поэтому показатель может иметь разные (положительные и отрицательные) значения. В том случае, когда покупатель увеличивает объем покупок при возрастании дохода, то эластичность по доходу положительна (Е1 больше 0). Речь здесь идет скорее о нормальном товаре (например, дополнительном костюме), который потребитель может себе позволить при возрастании дохода.
В случае когда рост спроса опережает рост дохода (Е1 больше 1), то имеет место высокая эластичность спроса по доходу. Это бывает со спросом на товары длительного пользования [16, с.93].
Бывает и противоположная ситуация, когда значение Е1 отрицательно. Это говорит об аномальных или низкокачественных товарах. Предпочитая более высококачественные, такие товары покупатели покупают меньше при растущем доходе.
С понятием номинальных товаров и товаров низшего качества связано изменение эластичности по доходу. Так как здесь спрос и доход изменяются в одном направлении, эластичность спроса по доходу на номинальные товары будет положительна.
Для товаров низшего качества увеличение дохода вызывает уменьшение спроса. В этом случае спрос и доход изменяются в противоположном направлении. Это значит, что эластичность спроса по доходу на товары низшего качества отрицательна. На товары первой необходимости не влияет рост или падение дохода.
Эластичность спроса по доходу можно разделить на три формы:
1) положительная. Здесь объем спроса растет с ростом дохода – это нормальные блага;
2) отрицательная. Здесь объем спроса падает с ростом дохода – это блага низшего качества;
3) нейтральная (нулевая). Здесь объем спроса не чувствителен к изменению дохода – это товары первой необходимости.
Интересным случаем является перекрестная эластичность спроса – отношение процентного изменения объема спроса на один товар (А) к процентному изменению цены на другой товар (В).
Формула перекрестной эластичности:
(4)
Где - величина спроса на товар X;
dQx – изменение спроса на товар X;
Py – цена товара Y;
dPy – изменение цены товара Y.
Перекрестная эластичность по цене может быть положительной, отрицательной и нулевой. Положительная форма перекрестной эластичности свойственна взаимозаменяемым товарам. Например, повышение цены на белый хлеб вызывает спрос на черный хлеб. Отрицательная форма перекрестной эластичности свойственна взаимодополняемым товарам. Например, рост цен на бензин вызовет уменьшение спроса на смазочное масло. Нулевая перекрестная эластичность характерна для товаров, являющихся нейтральными по отношению друг к другу. Например, мебель и обувь, автомобиль и хлеб [23, с.54].