Сделайте вывод по данной работе.




Практическая работа № 3.

Тема: Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

Цель: сформировать знания о цепях питания, о правиле экологической пирамиды, научиться составлять схемы передачи веществ и энергии.

Оборудование: схемы и рисунки пищевых цепей в разных экосистемах, рисунок фрагмента экосистемы океана.

Ход работы:

Ознакомьтесь с теоретическим материалом по данной теме.

2. Рассмотрите рисунок пищевых цепей. Назовите организмы, которые должны быть на пропущенном месте. Запишите эти цепи.

 

 

 

3. Рассмотреть рисунок, представленный ниже. Номерами обозначены организмы, образующие пищевую цепь.

Распределите номера, которыми обозначены организмы: в соответствии с принадлежностью организма к соответствующему трофическому уровню:

продуценты -

консументы –

редуценты –

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Сравните две цепи питания, определите черты сходства и различия.

1. Клевер - кролик - волк

2. Растительный опад - дождевой червь - черный дрозд - ястреб перепелятник

 

5. Изучите фрагмент экосистемы океана, представленный на рисунке, и выполните задания:

1.Выберите из приведённого ниже списка два понятия, которые можно использовать для экологического описания кальмара.

1) хищное животное

2) детритофаг

3) консумент I порядка

4) консумент II или III порядка

5) растительноядное животное

2. Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входит тюлень крабоед, начиная с продуцентов. В ответе запишите последовательность букв.

 

3. Правило гласит: «Не более 10% энергии поступает от каждого предыдущего трофического уровня к последующему». Рассчитайте величину энергии (в кДж), которая переходит на уровень криля при чистой годовой первичной продукции экосистемы, составляющей 5000 кДж. Поясните свои расчёты.

Ответ:_________________________________________________________________

Пояснение: ____________________________________________________________

Сделайте вывод по данной работе.

 

Справочный (теоретический) материал:

Пищевая (трофическая) цепь ряд взаимоотношений между группами организмов (растений,животных, грибов и микроорганизмов) при котором происходит перенос энергии путём поедания одних особей другими.

Консументы I порядка

 

Продуце́нты (от лат. producens — «создающий») — организмы, способные производить органические вещества из неорганических, то есть все автотрофы. (Растения)

Консуме́нты (от лат. consume — употреблять) — гетеротрофы, организмы, потребляющие готовые органические вещества, создаваемые автотрофами (продуцентами).

Редуце́нты (от лат. reduco — «возвращаю, восстанавливаю») — организмы (бактерии и грибы), разрушающие отмершие останки живых существ, превращая их в неорганические и простейшие органические соединения.

 

Организмы последующего звена поедают организмы предыдущего звена, и таким образом осуществляется цепной перенос энергии и вещества, лежащий в основе круговорота веществ в природе. При каждом переносе от звена к звену теряется большая часть (до 80–90 %) потенциальной энергии, рассеивающейся в виде тепла. По этой причине число звеньев (видов) в цепи питания ограничено и не превышает обычно 4–5.

 

 

Правило 10% (закон Линдемана) - это правило экологической пирамиды.

Оно гласит: На каждое последующее звено пищевой цепи поступает только 10% энергии (массы), накопленной предыдущим звеном.

Применяется так: у нас есть какая-то пищевая цепочка:

 

трава – кузнечики – лягушка – цапля.

" Сколько травы было съедено на лугу, если прибавка в весе цапли, которая питалась лягушками на этом лугу, составила 1 кг? "(при этом имеется в виду, что ничем другим она не питалась, а лягушки ели только кузнечиков, а кузнечики только эту травку). Получается, что этот 1 кг и есть 10% от общей массы лягушек, значит, их масса равна была 10кг, тогда масса кузнечиков-100 кг, а масса съеденной травы составила целую тонну (1000 кг).

 

1000 кг 100кг 10 кг 1 кг

Трава Кузнечик Лягушка Цапля

Или применяется так: есть пищевая цепочка

Дуб Непарный шелкопряд Пеночка Ястреб

(бабочка) (птица)

Правило гласит: «Не более 10% энергии поступает от каждого предыдущего трофического уровня к последующему». Рассчитайте величину энергии (в кДж), которая переходит на уровень ястреба при чистой годовой первичной продукции экосистемы, составляющей 200 000 кДж. Поясните свои расчёты.

 

Ответ: 200 кДж

Объяснение: в любой из пищевых цепей ястреб находится на уровне консумента III порядка, значит, к нему приходит 0,001 (0,1%) от первичной годовой продукции.

 

200 000 кДж 20 000 кДж 2000 кДж 200 кДж

Дуб Непарный шелкопряд Пеночка Ястреб

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: