Понятие и структура коммуникативной компетентности учащихся




Кейс 19 (2) Коммуникативная компетентность. Работа учителя по развитию коммуникативной компетентности учащихся.

Теория. Одной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность, которая обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни. Коммуникативная компетенция включает в себя знание языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями в коллективе.

Составляющими данной компетенции являются:

Ø Письменная коммуникация

Ø Публичное выступление

Ø Диалог

Ø Продуктив­ная групповая коммуникация

 

Школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу своей чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению.

Каково же значение коммуникативной компетенции для школьника?

Во-первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.

Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Как известно, школьная адаптация подразделяется на учебную и социально-психологическую. Ребенок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучению), но и к окружающим людям. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает больший психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения непринятости, одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения.

В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

Для развития коммуникативной компетентности необходимо:

· определить ее понятие и структуру, а также содержание на разных возрастных этапах;

· применить системный подход, обеспечить взаимодействие различных субъектов, направлений и технологий в целях достижения полноценного результата;

· выбрать метод, разработать программы, направления, технологию и техники развития коммуникативной компетентности учащихся.

Понятие и структура коммуникативной компетентности учащихся

Наш подход учитывает разработки И.А. Зимней, А.К. Марковой, А.В. Хуторского, Л.А. Петровской, Ю.Н. Емельянова, Е.В. Сидоренко. Мы понимаем коммуникативную компетентность как целостную систему психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т. е. достигающему цели (эффективное) и эмоционально благоприятному (психологически комфортное) для участвующих сторон.

В ее структуре выделяем следующие компоненты: когнитивный, ценностно-смысловой, личностный, эмоциональный и поведенческий.

Когнитивный компонент образует знания о ценностно-смысловой стороне общения, о личностных качествах, способствующих и препятствующих общению, об эмоциях и чувствах, всегда сопровождающих его, об операциональной (поведенческой) стороне общения.

Ценностно-смысловой компонент – ценности, которые активизируются в общении. Личностные ценности, проявляясь в базовых отношениях к себе и другим людям, регулируют общение, придавая ему определенный смысл. Данный уровень регуляции весьма значим для человека.

Личностный компонент образуют особенности личности вступающего в общение, которые естественным образом влияют на содержание, процесс и сущность коммуникации. Аутистичность, застенчивость, беззастенчивость, отчужденность, эгоистичность, заносчивость, тревожность, ригидность, агрессивность, конфликтность, авторитарность негативным образом сказываются на общении.

Эмоциональный компонент коммуникативной компетентности связан прежде всего с созданием и поддержанием позитивного эмоционального контакта с собеседником, саморегуляцией, умением не только реагировать на изменение состояния партнера, но и предвосхищать его. Именно эмоциональный фон создает ощущение психологически благоприятного или неблагоприятного, комфортного или дискомфортного общения

На наш взгляд, условно коммуникативные умения можно разделить на две группы, находящиеся во взаимодействии и взаимопроникновении:

· базовые, отражающие содержательную суть общения: приветствие; прощание; обращение; просьба о поддержке, помощи, об услуге; оказание поддержки, помощи, услуги; благодарность; отказ; прощение;

· процессуальные, обеспечивающие общение как процесс: умение анализировать ситуацию коммуникации с точки зрения чувств и состояний партнеров, производимых ими воздействий; говорить перед другими; слушать других; сотрудничать; управлять (командовать); подчиняться.

Приведенная классификация может служить основой системы развития коммуникативных умений учащихся.

ОТВЕТ НА КЕЙС.

1. Проанализируйте психологическую характеристику ученика как субъекта затрудненного общения.

Ответ: Субъект затрудненного общения, в данном случае Виталий - это индивид, осознающий свою связь со значимыми другими как неудовлетворяющую его базовую потребность в подтверждении. Неподтвержденность развивает в нем недоверчивость, подозрительность, враждебность, отчужденность, подавленность, эмоциональную холодность, неадекватность восприятия и понимания других людей.

Таким образом, субъект затрудненного общения наделен такими особенностями, которые делают установление подлинного контакта, сокращение психологической дистанции, развитие глубоких межличностных отношений и удовлетворение базовых социальных потребностей недостижимыми, невозможными, что деформирует личность, разрушает ее внутренний мир, нарушает связи с внешним миром.

В современном мире нередки случаи, когда ребенок становится субъектом затрудненного общения, либо сам испытывая коммуникативные трудности, либо создавая их для других участников коммуникативной ситуации. Коммуникативная ситуация становится для ребенка затрудненной, если в ней обнаруживаются следующие характеристики: наличие препятствий, нарастание нервно-психического напряжения, проявляющееся в негативных эмоциях по отношению к собеседнику или к себе; отсутствие понимания партнерами др.др.; проявление агрессивности, импульсивности. Любая ситуация затрудненного общения – это ситуация, в которой один или оба партнера с разной степенью осознанности и направленности мешают удовлетворению потребностей другого, ставят преграды на пути достижения целей общения. В результате этого, один или оба партнера испытывают острые эмоциональные переживания, демонстрируют несогласованность действия, проявляют коммуникативную неадекватность.

В подростковом возрасте особое значение приобретает общение ребенка в группе сверстников, следовательно, доминирующей потребностью личности является потребность в уважении и принятии в референтной группе. Фрустация этих потребностей связана с проявлением деструктивных форм коммуникативного поведения-протестного и агрессивного. Протестное поведение связано с категорическим возражением подростка против чего-либо, его решительным заявлением о несогласии с каким-либо требованиями или нормами, с открытым проявлением нежелания делать чего-либо. Формами протестного поведения могут быть негативизм, упрямство или строптивость, реализация каждой из которых требует от личности максимальной мобилизации и соци. активности, направленной на противостояние. В общении проявлениями протеста можно считать либо беспричинные слезы, грубость, язвительность, дерзость, действия назло, либо замкнутость, отчежденность, обидчивость.

2. Охарактеризуйте коммуникативные трудности Виталия. Чем они обусловлены?

Ответ: Коммуникативные трудности Виталия обусловлены отсутствием у мальчика уважительного отношения к собеседникам, незаинтересованностью в общении, и я думаю боязнью быть отвергнутым. Поэтому он оскорбляет и унижает других.

В способах взаимодействия такого индивида с другими людьми преобладает агрессивность.

Подростковая агрессивность связана со стремлением привлечь к себе внимание сверстников; с желанием ущемить достоинство др. с целью самоутверждения; с чрезмерными лидерскими притязаниями. Агрессивность значительно затрудняет коммуникативную деятельность детей, поскольку они невнимательны к др., неспособны видеть и понимать своего собеседника; с трудом выстраивают коммуникативные программы; их речь резка, груба; они редко анализируют свою речь, т.к. их переполняют эмоции. Спектр коммуникативных трудностей подростка достаточно велик. Преобладают трудности базового уровня - трудности, связанные с детским эгоцентризмом, с косностью коммуникативных установок, с отсутствием позитив. восприятия собеседника; а также рефлексивные трудности –неспособность подростка изменить свои формы неконструктивного взаимодействия. На содержательном уровне проявляются трудности прогнозирования и трудности самоконтроля. Инструментальные трудности проявляются на вербальном и невербальном уровне. В конфликтном взаимодействии подросток чаще всего ориентирован на соперничество; открыто, а порой враждебно и агрессивно, отстаивает свои интересы, используя при этом внушение, нападение, принуждение.

3. Определите направления деятельности учителя по развитию коммуникативной компетентности Виталия.

Ответ: Коммуникативная компетентность определяется как овладение всеми видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

Учитель должен помочь Виталику не только усваивать, что хорошо, а что дурно, но и представлять, почему лучше поступить так, а не иначе. Он должен учиться понимать людей, оценивать их поступки, взаимоотношения, корректировать своё поведение в соответствии с моральными нормами. И научиться общаться с людьми, а не бояться их, и не замыкаться в себе.

Учитель может: проводить самостоятельную работу с текстом, давать письменные задания, организовывать просмотр фильмов – дают возможность демонстрировать образец монолог. и диалог. речи, позволяет развивать устную и письменную речь, язык. культуру слушателя. Проводить дискуссии, диспуты, круглые столы, деловые и ролевые игры- позволяет смоделировать реальные коммуникативные ситуации и позволит отработать навыки межличностного взаимодействия в различных ситуациях, скорректировать свое поведение и находить альтернативные способы решения коммуникативных проблем

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: