Фирма как экономический агент. Основные черты совершенно конкурентной фирмы.




Фирма – такой экономический агент, который трансформирует экономические ресурсы по времени, структуре и в пространстве. Для того, чтобы это осуществить фирма отделяет, обосабливает свои капиталы, их движение от других фирм – этим она отличается от предприятия (в составе фирмы может быть несколько предприятий). На фирме может работать сколько угодно человек, но она выступает на рынке как одно юридическое лицо. На фирме работает много людей, которые связаны между собой производственными, техническими, экономическими связями, но главная связь – это собственник-управляющий. На фирме в отличие от рынка действует административно-командный механизм, т.е. существует жёсткая иерархия. Схема фирмы: Технология – способ соединения факторов производства друг с другом. Характеристики конкурентной фирмы:

1. небольшая по размерам, по объёму производства, по количеству занятых, по уровню технической оснащённости

2. их много на рынке, свободный вход и выход, но по объёму ВНП конкурентные фирмы занимают 10-12%

3. не создаёт каких-то объединений, каждая сама за себя. Поскольку объём выпуска каждой фирмы незначителен, отдельно взятая фирма не может повлиять на рыночную конъюнктуру

4. по статистике средний срок жизни 3-7 лет (они не обязательно разоряются, могут объединиться, переформироваться) Þ недолговечны.

17. Общие, средние и предельные издержки фирмы в коротком и длинном периодах. Существует несколько видов издержек. Общие издержки не дают полной характеристики эффективности выпуска, поэтому, чтобы проанализировать общие издержки надо разделить на средние издержки (издержки на выпуск). C = VC + FC, AC = C/x, AC = AVC + AFC, AVC = VC/x, AFC = FC/x, MC = DC/Dx. Средние общие и средние переменные издержки (AC и AVC) имеют "U" модель, которая означает, что издержки до какой-то точки падают, а после неё начинают расти. Выводы: 1. издержки короткого периода всегда больше, чем издержки длинного периода (и в одной точке равны); 2. предельные издержки всегда пересекают средние издержки в точке min, тем самым подтверждается действие закона падающей отдачи. Предельные издержки показывают тот предел, после которого издержки будут расти; 3.точки пересечения средних и предельных издержек показывают выход фирмы на рынок (начало предложения). Это точки безубыточности, т.е. все издержки окуплены и получена нулевая прибыль (банковская прибыль на вложенный капитал – 5-7%), включается в издержки.

 

 

15) Понятие и виды производственных функций I. xmax (или Tp (total production)) = f (K;L) – производственная функция Леонтьева. Характеристика: 1. возрастающая функция (чем больше, тем лучше); 2. функция однородная; 3. эффект от масштаба lеx = f (lK; lL): · t = 1, lt = l - единичная отдача от масштаба, прирост аргумента и прирост выпуска · t > 1, lt > l - положительный эффект от масштаба, выпуск растёт быстрее, чем труд и капитал · t < 1, lt < l - дисэкономия на масштабе, выпуск растёт медленнее, чем труд и капитал 4. исследование функции APL – средний выпуск на одного работника, APK – средний выпуск на одну единицу капитала MPL – прирост капитала; APL = x / L = TP / L; MPL = Dx / DL Предельный продукт подвержен закону падающей производительности или закону падающей отдачи: в короткий период времени, когда один из факторов зафиксирован (K), а другой (L) изменяется только количественно, прирост продукции от каждой последующей единицы фактора будет сокращаться. 5. производственная функция исследуется через карту изоквант. Изокванта – линия, состоящая из точек, показывающих разные наборы L и K, которые производят один и тот же объём выпуска. Продукт x можно произвести с помощью трёх технологий (Т1 = 1:1, Т2 = 2:1, Т3 = 1:2), в каждой из которых жёстко закреплены труд и капитал между собой, технологии не перемешиваются, функция, которая строится по таким переменным называется суррогатной. Чем больше технологий, тем плавнее (выпуклая к началу координат) изокванта. Чем выше изоквант, тем больше объём выпуска. 6. заменяемость факторов. При переходе от 1 до 6 технологии мы отказываемся от всё меньшего количества капитала в пользу труда: (-DK / DL)¯ = MPL/ MPK = MRTSKL– предельная технологическая норма замены (диктуют технологии). II. производственная функция Кобба-Дугласа используется преимущественно в макроэкономике. Общий вид: YВНП = A * Ka * L1 - a, где А – коэффициент применения технологии, т.е. каким количеством технологии в среднем можно произвести данный продукт, a - показатель степени, который показывает долю прироста продукции за счёт капитала, 1 - a – доля участия труда в приросте продукции. Характеристика: 1. степенная функция 2. не суррогатная 3. применяется в макроэкономике или если большая фирма 4. имеет другой вид карты изоквант и MRTS.

 

18. Условие максимизации прибыли. Кривая предложения конкурентной фирмы в коротком и длинном периодах. П = R – C = P*x – (W*L + r*K). DR / Dx = DC / Dx или MR = MC, т.о. прибыль максимальна, когда максимальна разница между R и C. Условием максимизации прибыли фирмы является равенство предельного дохода и предельных издержек, т.е. при увеличении выпуска на единицу фирма сравнивает прирост дохода и прирост издержек. Если прирост дохода больше прироста издержек, то надо увеличивать выпуск, если наоборот, то сокращать, а если же они равны, то необходимо остановиться, но на практике эту точку проскакивают. Это условие (MR = MC) характерно для любой фирмы, в том числе и для конкурентной, но на конкурентном рынке предельный доход равен цене (MR = P), потому что прирост дохода с каждой единицей выпуска – это цена, а цена неизменна для конкурентной фирмы: MR = MC = P или P = MC Предложение фирмы в коротком периоде: P1 < min AVC; P2 = min AVC – можно выходить на рынок, т. А – начало предложения, несмотря на убытки. Почему здесь фирма выходит на рынок? У фирмы убытки, но она понесла часть фиксированных издержек, т.е. сделан определённый вклад (сырьё, материалы, з/п). P3 > min AC, т. В – точка безубыточности, т.е. здесь издержки окуплены. При объёме x3 максимальная прибыль, т.к. в точке D совпали P и MC, а P = MC – условие максимизации прибыли совершенно конкурентной фирмы. От т. А до т. D и далее кривая предложения фирмы в коротком периоде, она совпадает с частью кривой предельных издержек МС, которая начинается с min AVC и проходит через три точки (A,B,D). Т.о. условие максимизации прибыли совершенно конкурентной фирмы выражается уравнением P = MC. В длинном периоде все издержки переменны, нет фиксированных, поэтому для анализа рассматриваются только средние общие издержки и тогда кривая предложения фирмы в длинном периоде начинается из точки безубыточности (min AC = MC), идёт по кривой предельных издержек через точку максимизации прибыли (P = MC).
20) Кривая предложения фирмы в длинном периоде. Индивидуальное и рыночное предложение. В длинном периоде все издержки переменны, нет фиксированных, поэтому для анализа рассматриваются только средние общие издержки и тогда кривая предложения фирмы в длинном периоде начинается из точки безубыточности (min AC = MC), идёт по кривой предельных издержек через точку максимизации прибыли (P = MC). Индивидуальное предложение - предложение отдельной фирмы. Рыночное предложение – сумма индивидуальных предложений всех фирм на данном рынке по каждой рыночной цене. Факторы, влияющие на предложение (сдвиги): 1. изменение издержек (налоги, технологии) 2. ожидания производителя (сезонные, инфляционные) 3. количество фирм на рынке 4. предложение товаров субститутов и комплиментов (их цены).

 

 

22. Понятие рыночного равновесия. Свойства точки рыночного равновесия. График 1. Свойства точки рыночного равновесия: 1. показывает равенство S и D 2. существует только тогда, когда и цены и объём положительны. Может ли быть такая ситуация (график 2). В реальной жизни она возможна, но она имеет место не по всем товарам и непродолжительное время; цель – завоевать рынок, вытеснить конкурентов, изучить спрос, распродать залежавшийся товар. В теории такая ситуация невозможна. 3. мимолётна, т.е. в реальной жизни быстро проходит 4. стабильность. Статическая модель (график 3), динамическая модель (графики 4, 5). Эластичный спрос Þ устойчивая (сбегающаяся) модель рынка, можно воздействовать на экономических агентов рыночными рычагами. Малоэластичный спрос Þ неустойчивая (разбегающаяся) модель, не существует точки рыночного равновесия, на агентов нельзя воздействовать рыночными рычагами. Достижение точки рыночного равновесия свидетельствует о работе и стабильности рынка. 5. показывает эффективность рынка (график 6). Потребительский излишек (1) – это разница между той ценой, по которой он был готов купить товар и той, по которой он купил его (рыночная цена) = площадь между кривой спроса и рыночной ценой. Чем выше потребительский излишек, тем богаче общество. Излишек производителя (прибыль; 2) – разница между предложением и рыночной ценой. Излишек производителя + излишек потребителя = совокупный излишек (достижение точки равновесия). Издержки (3) – цена достижения совокупного излишка. (1 + 2)/3 – эффективность.

 

21. Рынок: определение, элементы, механизм действия, функции. Рынок – это механизм. Функционирующий для реализации планов двух главных действующих агентов: покупателя и продавца. Цель покупателя (производителя) – max полезности (прибыли). Рынок невидимой рукой реализует эти планы. В экономической теории существует несколько моделей рынка. Базовая модель – конкурентный рынок, который характеризуется следующими чертами (детерминанты): бесконечное количество продавцов и покупателей и свободная конкуренция (нет никого, кто бы диктовал цены), однородность рынка, свободный вход и выход, полная информационная мобильность, т.е. доступность всей рыночной информации. Элементами рынка являются спрос, предложение и точка равновесия, которые отражаются на графике (маршаллианском кресте): x – независимая переменная, y - зависимая. Механизм функционирования. График. Короткая реакция рынка: рост цены и количества, изменение спроса привело к тому, что производители по той же кривой предложения стали предлагать больше товара по более высокой цене, а потребитель в это время откладывает спрос и ждёт понижения цен. Если цены растут, рынок становится привлекательным для других фирм, с увеличением числа которых предложение расширяется, а цены понижаются, т.о. увеличивается спрос – долгосрочная реакция. Механизм функционирования рынка – сочетание короткой и длинной реакции рынка и движение его из одной точки равновесия в другую. Такое поведение потребителя: сначала отложить спрос, а потом его увеличить, называется реакцией Пигу. Функции рынка (всё остальное делает государство): · соединить покупателя и продавца · показать фирмам ориентиры для инвестирования · ограничить спросом неограниченные потребности потребителей
23. Взаимосвязь равновесия рынка и фирмы. Эффективность рынка. Равновесие начинает формироваться с фирмы, и там складываются издержки AC и MC. Издержки формируются под влиянием внутренних факторов, зависящих от фирмы, но равновесие на фирме зависит и от внешних факторов. Этим внешним фактором является рыночная цена, которая зависит от сочетания спроса и предложения. Издержки на фирме выросли (ввели налог)Þисчезла прибыльÞуход из отраслиÞравновесие в другой точкеÞцена вырослаÞопять появилась прибыль с увеличением объёмаÞвход новых фирм, увеличение предложения. Эти три равновесия показывают, что, если цены растут, то фирмы входят, а если падают, то фирмы уходят. В долгом периоде это движение равновесия будет осуществляться до тех пор, пока P = MC, притом, что P ³ min AC. Если эти условия выполняются, то устанавливается равновесие. Вследствие введённого налога предложение и на рынке и на фирме сократилось, и рынок перешёл из равновесия! в равновесие 2, в результате цена выросла, а объём сократился, и появился треугольник потерь эффективности рынка вследствие налогообложения. Равновесия фирмы и рынка взаимосвязаны друг с другом и постоянно взаимоизменяются.

 

 

24. Налог на единицу выпуска и его влияние на равновесие фирмы и рынка. Акциз – фиксированная величина, которую платит фирма с каждой единицы продукции. Он влияет и на предельные и на средние издержки. Сt(x) = C (x) + t*x; AСt(x) = (C (x))/x + t = AC (x) + t; MСt (x) = DCt (x)/Dx = (DC (x) + t)/Dx = MC (x) + t Введение акциза привело к изменению AC и MC на величину налога. Кривые AC и MC сдвигаются вверх параллельно самим себе (на фирме). Это приводит к исчезновению прибыли на фирме и фирмы уходят с рынка, предложение сокращается, равновесие рынка переходит в другую точку (цены выросли, количество упало). В результате появился треугольник потерь, который состоит из потерь потребителя и производителя. При введении акциза цена почти никогда не увеличивается на величину налога (только при абсолютно эластичном спросе), поэтому эти потери не очень большие. Бремя налогообложения распределяется между потребителем и производителем в зависимости от эластичности спроса. Если спрос неэластичен, большая часть ложится на потребителя, т.к. он не может отказаться от потребления этого товара и наоборот.
25. Понятие и причины существования монополии. Детерминанты монополистического рынка. Монополия (следующая после конкурентного модель рынка) – такой тип рынка, когда на нём существует только один производитель, отсутствует конкуренция. Благодаря существенным барьерам на вход этот единственный экономический агент обладает значительной (но не абсолютной) рыночной властью. Примеры монополий: General Motors (77 %), IBM (72-82%), Kodak (90%), Xerox (75%). Причины существования чистой монополии: 1. экономия на масштабе, т.е. производство данного продукта одной компанией обходится дешевле, чем несколькими. Если в отрасли формируется такая ситуация, компания вытесняет другие, т.к. у неё более низкие издержки – естественная монополия. 2. спрос на продукт неэластичен или малоэластичен 3. этому товару нет субститутов (вообще или близких) 4. ситуация владения фирмой патентом на технологический процесс или на продукцию (Kodak, Xerox) 5. лицензирование выпуска данной продукции на данной территории (т.е. в какой-либо географической области) 6. фирма контролирует поставки ключевого сырья (нефть, газ) 7. предложение такой продукции, которую потребители предпочитают продукции других фирм (Coca-Cola). Особенности: · рынок формируется по однородному продукту · один производитель, много покупателей (если наоборот – монопсония) · вход закрыт высокими барьерами (лицензии, патенты) · информационная мобильность (полный доступ к информации). Отличия монополии о совершенно конкурентной фирмы: o кривая спроса монополии совпадает с отраслевой кривой спроса, т.о. фирма и отрасль совпадают o монополия обладает большей свободой в установлении цены (сама её создаёт) o монополия способна влиять на условия продажи продукта o монополия имеет доминирующее положение на рынке, но в рамках определённого спроса o эффективность использования ресурсов ниже, чем на конкурентном рынке o цена выше, а объём меньше у монополии
26. Специфика ценообразования в условиях монополии. График. Монополия формируется там, где меняется эластичность. Монополия не отличается от конкурентной фирмы в формировании издержек, т.к. она конкурирует на других рынках сырья с другими фирмами. Предельный доход у монополии формируется по-другому, т.к. она сама выбирает объём выпуска, который максимизирует её прибыль. MR = MC, p = a – bx, MR = R' = (PQ * Q) = [(a – bx)*x] = (ax – bx2)' = a – 2bx, т.о. MR = a – 2bx, т.е. угол наклона в два раза больше. Если бы не было монополии, цена была бы ниже, а объём большею монопольная цена всегда выше конкурентной. Неэффективность монополии заключается в том, что она отбирает часть излишка потребителя, т.е. перераспределяет доходы потребителя в свою пользу. Монопольная прибыль состоит из двух частей: прибыль обычной фирмы (избыток над издержками – нижняя часть) и прибыль монополии, полученная вследствие перераспределения доходов (излишков) в свою пользу (избыток монопольной цены над конкурентной, x*Q).

 

 

27. Виды ценовой дискриминации и их особенности. ЦД – это установление продавцом разных цен на различные единицы одного и того же товара, которые продаются либо одному либо разным покупателям. При этом различие в ценах при ЦД не отражает различие в издержках на их производство, т.о. не всякое различие в ценах является дискриминационным, а единая цена не всегда означает, что ЦД нет. ЦД возможна только при отсутствии конкуренции, а для того,чтобы реализовать ЦД необходимо, чтобы эластичность спроса по цене у разных покупателей была различна, но при этом покупателя легко установить; перепродажа товара невозможна. Пигу, 1830. три степени ЦД: 1. Каждая единица товара продаётся по цене её спроса, т.е. для всех цены различны – идеальная (совершенная) ЦД. ЦД I ст. в реальной жизни бывает редко, т.к. для её осуществления монополист должен обладать совершенной информацией о функции спроса каждого из своих потребителей. 2. Разные единицы товара продаются по разным ценам, но каждый потребитель, покупающий одинаковое количество блага, платит одинаковую цену. ЦД II ст. имеет место, когда цены для всех покупателей одинаковы, но они различаются в зависимости от объёма покупки. В терминах экономической теории ЦД II ст. называется самоотбором. Продавец хотел бы, но не может определить эластичность спроса покупателя, поэтому он предлагает свою продукцию по одной и той же структуре цен. При этом покупатель сам выбирает величину и условия покупки. 3.Разным лицам продукция продаётся по разным ценам, но каждая единица отдельным лицом оплачивается им по одинаковой цене – сегментация рынка. В основе ЦД III ст. лежит деление общества на группы, для каждой из которых устанавливается своя цена реализации (пример: вход в музей, проезд в городском транспорте, билеты на авиаперелёты).

 

28. Экономические методы воздействия государства на монополию: налоги и субсидии. Поскольку монополия менее эффективна, чем конкурентный рынок, государство разрабатывает пути вмешательства (экономического и юридического или правового) в монопольный рынок. Экономическое вмешательство предполагает внешнее воздействие государства на монополию путём налогов и субсидий. Юридическое вмешательство заключается в разработке нормативных актов, законов, ограничивающих деятельность монополии на рынке. Антимонопольная деятельность государства (рассматриваем рыночную монополию, выросшую из конкурентного рынка). I.Введение акциза (налог на единицу продукции) приводит увеличению AC и МС на величину налога. Это изменяет условие максимизации прибыли MR = MC (из 1 в 2) Þ изменяется равновесие в монополии (из М в М1) Þ выше P и меньше Q, снижается потребительский излишек Þ монополия перенесла тяжесть налога на потребителя. II. Введение фиксированного налога приводит к изменению (увеличению) только AC, в результате P и Q не изменяются, но прибыль монополии уменьшается на прямоугольник. III. Введение субсидий на единицу продукции приводит к снижению MC и AC на величину субсидий Þ изменение точки максимизации прибыли (из 1 в 2). Равновесие меняется (из M в M1) Þ P снижается, а Q увеличивается Þ потребительский излишек растёт Þ равновесие монополии аналогично равновесию на конкурентном рынке. IV. при фиксированных субсидиях изменяются (уменьшаются) только AC Þ прибыль монополист увеличивается на прямоугольник. Вывод: если государство проводит последовательную борьбу с монополиями, то оно должно ввести фиксированный налог и субсидии на единицу продукции.

 

 

29) Причины возникновения и особенности естественной монополии. Критерии оценки эффективности её деятельности. ЕМ - одна из распространённых форм монополий. Относится к монополиям в таких отраслях как транспортировка природных ресурсов (нефть, газ), выработка электроэнергии, электросвязь. ЖКХ – на местном уровне, ж/д – в масштабах страны. Причины существования ЕМ. Отрасль является ЕМ, если производство данной фирме обходится дешевле, чем нескольким. Она там, где производится продукт массового потребления. 1. эффект масштаба 2. одна единственная фирма может обладать контролем над редкими ресурсами, которые защищены патентами или в секрете (знания) 3. государственные ограничения притока новых фирм в отрасль из-за того, что у монополии меньше издержки. Признаки ЕМ: 1. вертикальная интеграция, работа в одной отрасли 2. высокий барьер первоначального инвестирования с длительным сроком окупаемости 3. неэластичный спрос на их продукцию и отсутствие товаров-заменителей 4. физические ограничения среды. Особенности ценообразования (гл. особенность - МС на низком уровне и МС = const), график: 1. Р = МС, точка 1 – первое наилучшее решение 1) Р1 = МС, совпадает с конкурентным рынком, т.о. весь потребительский излишек достаётся потребителю, а монополия понесла убытки, т.к. АС >МС 2) При цене Р1 монополия решает входить или нет на рынок 2. точка 2 – второе наилучшее решение 1) монополия получает нулевую прибыль, потребитель получает большую часть потребительского излишка 2) монополия решает сколько производить – более оптимальное решение для двух участников рынка. Совокупный излишек самый большой. Вся регулятивная деятельность государства сводится к тому, чтобы привести монополию сюда 3. Р3 – монопольная цена
31. Понятие и детерминанты рынка монопольной конкуренции. Его связь с другими моделями рынка. Монопольная конкуренция – это рыночная модель, при которой участниками (продавцами) являются крупные монополии, но специфика заключается в том, что результат функционирования модели равен конкурентному рынку (П=МС). Данная модель противоречива. Детерминанты: 1) Количество агентов. Несколько десятков монополий и бесконечное число покупателей; 2) Барьеров нет на вход: могут зайти все, но реально сюда могут зайти только крупные монополии; 3) Полная информационная мобильность; 4) Товар дифференцированный;   Отличие “монопольной конкуренции” от “конкурентного рынка ”: 1) на конкурентном рынке конкурируют маленькие фирмы, а в монопольной конкуренции – большие; 2) на конкурентном рынке цена устанавливается снизу, а в монопольной конкуренции – сверху, сначала устанавливается высокая цена, затем падает до цены конкурентного рынка; Отличие монополии от монопольной конкуренции: 1) в монополии нет конкуренции, в монопольной конкуренции – есть; 2) в монополии – один товар, в монопольной конкуренции – дифференцированный товар; 3) в монополии вход закрыт высокими барьерами, в монопольной конкуренции – вход свободный; 4)монополия устанавливает монопольную цену выше, чем в монопольной конкуренции, а в монопольной конкуренции цена = цене конкурентного рынка;
32. Модель рынка монопольной конкуренции. Монопольная конкуренция – это рыночная модель, при которой участниками (продавцами) являются крупные монополии, но специфика заключается в том, что результат функционирования модели равен конкурентному рынку (П=МС). Данная модель противоречива. Модель монопольной конкуренции можно представить через модель, которая называется “ Зонтики Хоттеллинга”. На пляже лежат равномерно потребители (студенты). На пляже продаётся одинаковое мороженое, но палатки с ним стоят на разном расстоянии друг от друга, цена в этих палатках разная. Полезность (u), которую извлекает потребитель зависит от: - количества мороженного, которое он съест (n); - от цены (Р); - от расстояния, которое надо идти до палатки (R); Чем больше цена, тем больше угол зоны охвата (t), тем меньше зона охвата рынка. Спрос – неэластичный (малоэластичный), т.к. очень ограничен выбор. Есть выбор у тех, кто лежит на границе. Барьеров на вход нет, заходят свободно другие продавцы мороженого +n1, и размещаются так, чтобы их цена была равна самой низкой цене на этом рынке и палатки разместились равномерно. Угол зоны охвата одинаковый. У участников рынка появляется больше выбора. Спрос становится более эластичным. Можно ещё зайти на рынок (+n2), если издержки будут ниже цены тех, которые вошли первыми (+n1). Вывод: результатом монопольной конкуренции является получение фирмами нулевой прибыли. Этот парадокс объясняется тем, что монополии вступают в конкурентную борьбу.
33. Детерминанты олигополистического рынка. Специфика и примеры олигополии. Олигополия – одна из современных моделей рынка. Это распространённая модель. Е ней относятся: компания Kodak, морские и авиаперевозки, страны ОПЕК, авторынок. Олигополия представляет рыночную модель, в которой взаимодействуют 2-е и более монополий. Количество компаний в олигополии колеблется от 2-х до 10. Олигополия отличается тем, что вход на этот рынок закрыт очень высокими барьерами, которые преодолеть очень трудно. Продукт на олигополистическом рынке может быть как однородный, так дифференцированный (Kodak – патентные компании, которые сами не производят). Олигополия имеет полный доступ к информации. У олигополии есть специфические черты, которых нет у других рынков: 1) возможно множество равновесий. Эти равновесия могут повторять имеющиеся равновесия. может быть монопольно-конкурентное равновесие, может быть монопольное равновесие, могут быть новые равновесия (по Курно, по Бертрану); 2) существует не много фирм, это приводит к тому, что результат действия одной компании влияет на другие, поэтому на олигополистическом рынке большое значение имеют не индивидуальные решения, а совместные (корпоративные, общественные действия); 3) функционирование олигополистического рынка приводит к парадоксальному выводу: рациональным является не индивидуальное действие, а совместное. В этом смысле, в модели олигополии заключено противоречие между индивидуально рациональностью каждого экономического агента и совместным (корпоративным) действием.
37) Картельный сговор фирм. Повторяющиеся действия. На рынке существуют 2-е монополии – владельцы источников воды. Они не реагируют друг на друга. Условия: - вход на рынок открыт; - сначала входит 1-ая фирма, потом 2-ая, каждая ведёт себя как монополист; - реакция одной фирмы на другую =0; Чтобы получить монопольную прибыль, фирма-монополист должна сделать объём равный ½ рынка. Так рассуждает каждая фирма. Предположим: на рынок заходит 1-ая фирма, забирает половину рынка и получает монопольную прибыль. Но т.к. вход на рынок свободный, то заходит 2-ая фирма и рассуждает так же: ей надо тоже сделать половину рынка. Вместе они сделают весь рынок и окажутся в точке С, которая характеризуется: - Р=МС=0 - Прибыль нулевая, а не монополистическая, т.е. результат, который добились фирмы – плохой - Равновесие С – неустойчивое - Это – равновесие в отсутствии сговора, при реакции = 0 - Объём рынка сделан весь (Х12), здесь фирмы долго не задерживаются Поскольку монопольно-конкурентное равновесие неустойчиво, фирмы обнаружив отсутствие прибыли пытаются договориться о том, чтобы получить монопольную прибыль, хотя бы одну на двоих. Чтобы это сделать: 1. они должны вступить в сговор о количестве, целью которого будет выпуск обеими фирмами одного монопольного объёма выпуска, т.е. вместе они должны сделать ½ рынка (ситуация похожа на случайную игру с симметричной информацией); 2. если фирмы договорятся сделать1/2 рынка вместе, то они окажутся в точке М, где будут получать монопольную прибыль. Они будут постоянно стремиться к этой прибыли, т.к. она – самая большая и больше, чем по Курно. Поэтому монопольный сговор относится к повторяющимся играм – фирмы постоянно будут стремиться попасть в эту точку. Если 1-ый сделал половину рынка, а 2-ой будет действовать по Курно, то он сделает не половину, а в два раза меньше; Свойства олигополистического равновесия в точке монопольного сговора: 1) это равновесие, которое даёт самую большую прибыль; 2) оно обязательно предполагает сговор двух монополий. Т.к. договариваются две монополии, то в любом обществе действует антимонопольное законодательство, которое запрещает монополиям договариваться. Поэтому такие договоры не оформляются юридически, а осуществляются на “джентльменском соглашении”, которое предполагает соглашение “тет-а-тет”. 3) Сговор фирм возможен при наличии условий: - фирм на рынке должно быть немного; - встречаться на этом рынке фирмы должны постоянно, и должны иметь перспективы на будущее; - предельные издержки (МС) должны быть примерно одинаковы, тогда прибыль будет одинакова; - даже, если все эти условия соблюдены, то возможность обмана продолжает сохраняться. Если прибыль при обмане будет больше, чем проигрыш в дальнейших шагах, то обман всё равно сохранится – это рациональное поведение агента. Поэтому это равновесие неустойчивое;
38. Рынки факторов производства, их специфика и место в рыночной системе. Рынок труда. Рынки ФП – рынки рабочей силы, капитала, земли и информации. Экономический ресурс – благо, использующееся в производственном процессе. Они (ресурсы) обязательно имеют рыночную оценку, т.е. должны покупаться и продаваться. Всем ресурсным рынкам характерны следующие черты: 1. во времени они возникают раньше, чем рынки товаров и услуг. Но когда рынки товаров и услуг сформировались, работают, то рынки ресурсов играют производную роль (спрос на товар Þ спрос на труд). 2. между рынками ресурсов формируется определённая пропорция, называемая горизонтальным равновесием (фондоотдача). На эти пропорции оказывают влияние не только экономические факторы, но и технологические, природно-климатические, геополитические, социальные, которые искажают экономическую картину. 3. кроме горизонтального существует и вертикальное равновесие между рынками ресурсов и рынками товаров и услуг. Сочетание вертикального и горизонтального равновесий даёт общее рыночное равновесие Рынок ресурсов включён в общую рыночную сеть и связан через фирмы и домашние хозяйства с другими рынками. Очень сложно достичь общего рыночного равновесия. Рынок труда. Труд – это производственные способности человека, реализуемые в производственном процессе. З/п – рыночная цена труда. Труд отличается рядом особенностей, которые влияют и на рынок труда: 1. труд – услуга, которая отличается тем, что не существует полной информации об услуге и моменте купли-продажи; 2. труд – принадлежность человека, на которую действуют не только материальные, но и моральные стимулы, что усложняет изучение рынка труда; 3. собственность на труд даже после процесса купли-продажи остаётся собственностью наёмного работника, работодателю (покупателю труда) лишь предоставляется право на определённых условиях распоряжаться трудом; 4. труд чаще всего покупается в кредит, т.е. работник авансирует работодателю. Влияние этих особенностей на рынок труда: 1. является более регулируемым рынком, чем все остальные: здесь есть биржа труда (рыночный институт, которого нет на других рынках труда); 2. на него воздействуют государство и профсоюзы, т.е. нет конкурентного рынка; 3. на рынке труда при определённой эффективности большую роль играет фактор времени, т.е. происходит дисконтирование денежных потоков (приведение денежных потоков к единому времени).
39) Рынок капитала, его специфика. Оценка эффективности инвестиций. Капитал – это ресурс, который создаётся с целью производства более большего количества благ. Особенности: 1. капитал в отличие от земли может вновь и вновь воспроизводиться и делает это он на новой технической основе. 2. капитал имеет сложную структуру и поэтому экономический анализ, применяемый к капиталу, должен быть особенным. Капитал делится на: - человеческий – инвестиции в образование, культуру, здравоохранение; - физический (реальный) – здания, сооружения, машины. Физический капитал делится на: § основной – служит длительное время и постепенно переносит свою стоимость на продукт. Ему свойственна замена по мере его физического износа за счёт амортизационных отчислений; § оборотный – переносит свою стоимость сразу, за один производственный цикл и служит не долго (сырьё, материалы, полуфабрикаты); 3. при оценке эффективности функционирования капитала учитывается срок его службы. Если капитал служит долго (основной капитал), то при оценке его эффективности осуществляется его дисконтирование. При вложениях в оборотный капитал дисконтирование не применяется, сравнивается просто рыночная ставка процента (ссудный процент) и внутренняя ставка процента (собственные деньги, которые можно потратить). Особенности субъектов, которые действуют на рынке капитала: Физический капитал поставляют домашние хозяйства, т.е. индивид даёт предприятию в долг часть своего дохода. Доход индивида делится на части: - потребляемая часть (весь доход у индивида проедается); - сберегаемая или накапливаемая часть – финансовый капитал (только тот, который участвует в обороте). Домохозяйства эту часть дохода, которая считается сверх текущего потребления, предоставляют в долг фирмам – этот процесс называется теорией сбережений. Эти сбережения предоставляются фирмам либо через банки, либо через покупку ценных бумаг, поэтому в модели большую роль будут играть: ссудный процент; деление дохода на сберегаемую и потребляемую части; размер дохода;

 

 

40) Межвременная модель инвестирования. Для того, чтобы описать процесс предложения сбережений, используется модель жизненного цикла. Она исходит из того, что решения людей о потреблении сбережений сегодня – это результат планирования, т.е. сегодняшние решения людей тесно связаны с долгосрочным планированием, поэтому решение проблемы потребления сбережений – это результат межвременного выбора. Когда человек планирует, он делит время на настоящее – “0” и будущее – “1”, тогда делится доход – текущий (I0) и будущий (I1); сбережения – текущие (С0) и будущие (С1). Линия бюджетного ограничения (ЛБО) в нашей модели принимает вид межвременного бюджетного ограничения (МБО) в задачах межвременного планирования. МБО показывает все комбинации потребления текущего и будущего сбережения при заданных текущих и будущих доходах. Оптимум потребителя – это его поведение, которое рассматривается во времени. Рассмотрим 2-а поведения: - кредитор – человек, который потребляет сегодня меньше, чем его доход, а завтра, наоборот (С0<I0; C1>I1). - заёмщик – человек, который сегодня потребляет больше своего дохода, а завтра – меньше (C0>I0; C1<I1). Условия оптимума: MRTP = ΔC0/ΔC1 = -(1+I) – модель межвременного выбора.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь