Облигации как объект инвестирования




Введение

Рынок облигаций – это часть финансового рынка, где кредиторы и заемщики напрямую обмениваются денежными ресурсами.

В современных реалиях в Российской Федерации инвестиционные ресурсы весьма ограничены, что обусловливает актуальность исследований, связанных с рынком ценных бумаг, в частности, долговых ценных бумаг. Зарубежный опыт показывает, что эмиссия ценных бумаг, прежде всего, акций и облигаций, занимает важное положение в структуре внешних источников финансирования корпораций и государства. Рынок корпоративных и государственных облигаций для реального сектора экономики и бюджета страны является перспективным источником дополнительных инвестиционных ресурсов. Итак, в современных реалиях стало возможным, что финансовый рынок финансирует реальный сектор экономики и государство посредством организации ликвидного рынка облигаций.

Целью данной работы является рассмотрение основных понятий облигаций, экономической сущности и их видов.

 

 

Облигации как объект инвестирования

Понятие облигации закреплено в двух правовых актах, в частности в ст.816 ГК РФ [3] и в ст.2 Федерального Закона «О рынке ценных бумаг» [4].

Облигация - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Доходом по облигации являются процент и/или дисконт.

Вначале необходимо разобраться с экономической сущностью облигации. По своей экономической природе, облигацию относят близко к кредиту, не требующего залога. Заемщиками выступают корпорации, федеральные государственные структуры, муниципалитет. Кредиторами являются инвесторы. В какой-то степени, облигация будет сходна с депозитом, но есть и существенные отличия.

Облигация – это эмиссионная ценная бумага, выпуск которой производиться на определенных условиях для привлечения капитала.

В отличие от кредита, единственным посредником между кредитором и заемщиком является инфраструктура фондового рынка, на котором и происходит соединение интересов инвесторов и эмитентов.

Существует ряд характеристик облигации:

1. Номинальная стоимость. Эта та сумма долга, которую заимствует эмитент через выпуск облигации и которая должна быть выплачена кредитору.

2. Срок погашения или, иными словами, срок обращения облигации. Это временной период от даты выпуска облигации до ее погашения. Существуют множество схем погашения облигаций, но чаще всего используют полное погашение облигации к дате погашения.

3. Купонная ставка. Купонная ставка представляет собой отношение регулярных выплат владельцу купонного дохода к номинальной стоимости облигации. Выплаты могут производиться или через фиксированную процентную ставки, или через плавающую процентную ставку. С фиксированной процентной ставкой разобраться достаточно легко - инвестор точно знает, какую выплату он получит к дате погашения, так как она уже зафиксирована. Плавающая процентная ставка - постоянно происходит пересмотр процентных выплат в соответствии с процентными ставками на международном рынке ссудного капитала LIBOR[1]. Купон по облигации будет постоянным параметром, в тоже время текущая доходность будет являться переменной и зависеть от преобладающего уровня процентных ставок и от общей макроэкономической конъюнктуры рынка, например от инфляции.

Одной из важнейших показателем при приобретении облигации является ее кредитный рейтинг, который присваивается независимыми рейтинговыми агентствами. Ведущими рейтинговыми агентствами являются Standard&Poor, S&P и Moody’sInvestorsServices, Moody’s, таблица 2

 

 

Таблица 2

Рейтинговые характеристики.

S&P Moody’s Рейтинговые характеристики
ААА Ааа Облигации относятся к высшему классу. Гарантия в выплатах. Имеют сильные защитные факторы.
АА Аа Высокий класс, но есть вероятность возникновения условий по ослаблению защиты.
А А Класс выше среднего. Адекватные условия по выплате долга, но могут быть чувствительны к изменению внешней и внутренней конъектуры.
ВВВ ВВВ Средний класс. Защитные функции не очень сильны. Могут измениться условия в неблагоприятную сторону для инвестора.

 

Благодаря данным рейтингам, инвестор может принять решение о покупке облигаций эмитента. Рейтинг ВВВ присваивается высоко рисковым, мусорным облигациям. ААА – наиболее защищенным, а значит и низко рисковым облигациям.

Все долговые бумаги обладают характеристиками:

1. Платность (какие проценты получает обладатель)

2. Срочность (кратко-, средне- долгосрочные)

3. Возврат (возврат инвестированной суммы (может быть возвращен весь после срока, может быть возвращен частями во время срока))

Возвратность является одним из ключевых существенных отличий долговых ценных бумаг от долевых ценных бумаг.[4]

При приобретении долевой ценной бумаги (например, акции), деньги, вырученные при продаже данной бумаги инвестору, переходят в собственный капитал компании. В то же время при приобретении долговой ценной бумаги (например, облигации), деньги инвестора переходят в заемный капитал компании.

 

Целесообразно рассмотреть виды облигаций.

1. Купонные облигации или облигации на предъявителя.
К ним прилагаются специальные купоны, которые должны откалываться два раза в год и представляться платежному агенту для выплаты процентов. Фактически купон — своеобразный простой вексель на предъявителя. Эти облигации обратимы, а купон и сертификат выступают в качестве титула собственности. Поскольку эти облигации оформляются на предъявителя, корпорация не регистрирует, кто является их собственником. Хотя они больше не выпускаются, старые выпуски все еще обращаются на рынке

2. Именные облигации. Большинство облигаций корпораций регистрируются на имя их владельца, при этом ему выдается именной сертификат. Эти облигации не имеют купонов, а платежи по процентам осуществляет платежный агент в соответствии с установленным графиком. При продаже или обмене именных облигаций старый сертификат аннулируется и выпускается новый — с указанием нового владельца облигаций.

3. «Балансовые» облигации. Этот вид облигаций приобретает все большее распространение, поскольку их выпуск не сопряжен с такими формальностями, как выдача сертификатов и т.п.: просто все необходимые данные об облигационере вводятся в компьютер.

В зависимости от обеспечения облигации разделяются на:

1. Обеспеченные облигации. Эти облигации имеют реальное обеспечение активами. Их можно разбить на три подтипа:

a) облигации с залогом имущества, которые обеспечиваются основным капиталом корпорации (ее недвижимостью) и иным вещным имуществом;

б) облигации с залогом фондовых бумаг, которые обеспечиваются находящимися в собственности компании-эмитента ценными бумагами какой-либо другой корпорации (но не компании-эмитента) — как правило, ее филиала или дочерней компании;

в) облигации с залогом оборудования. Такие облигации обычно выпускаются транспортными корпорациями, которые в качестве залогового обеспечения используют, например, транспортные средства (самолеты, локомотивы и т.п.). Смысл залогового обеспечения заключается в том, что в случае банкротства компании или ее неплатежеспособности держатели обеспеченных облигаций могут претендовать на часть имущества компании.

2. Необеспеченные облигации. Эти облигации не обеспечиваются какими-либо материальными активами, они подкрепляются добросовестностью компании-эмитента, иначе говоря — ее обещанием. В случае банкротства компании держатели таких облигаций не могут претендовать на часть недвижимости. Эти облигации менее надежны, но и на них распространяются преимущественные права при ликвидации компании. В связи с тем же ставка процента по ним более высокая.

2. Другие виды облигаций.

a) Облигации с доходом на прибыль, или реорганизационные облигации предусматривают выплату процентов только в том случае, если у корпорации имеются существенные поступления, то есть в случае выпуска таких облигаций гарантируется погашение ее основной суммы, а выплата процентов зависит от решения совета директоров. Выпуск таких облигаций практикуется при рекапитализации корпорации — как правило, когда ей грозит банкротство.

b) Гарантированные облигации: они гарантируются не корпорацией-эмитентом, а другими компаниями. Чаще всего они используются: транспортными корпорациями, когда эмитент предоставляет какой-либо компании свое оборудование, а взамен эта компания выступает гарантом по облигациям первой фирмы, либо дочерними компаниями крупных фирм, когда дочерняя компания выпускает облигации, а гарантом выступает основное предприятие. Как видно из названия, в случае неплатежеспособности эмитента, все претензии облигационеров удовлетворяются гарантом.

c) Бескупонные облигации. По ним не выплачивается регулярного процента, однако это не значит, что они не приносят дохода. Дело в том, что при выпуске эти облигации продаются с дисконтом (со скидкой), а погашаются по номинальной цене при наступлении срока платежа, причем скидка тем больше, чем длиннее срок, на который выпущены облигации.

Облигации, как правило, считаются более безопасным инвестиционным инструментом, чем акции, поскольку их владельцы имеют приоритет в требовании доли активов компании в случае ее ликвидации или реструктуризации. Для эмитентов облигации являются надежной альтернативой банкам и другим кредиторам, которые могут предлагать менее привлекательные финансовые условия, чем рынки капитала: например, более высокие процентные ставки по займам.

 

Заключение.

Облигации являются одним из самых надежных финансовых инструментов рынка ценных бумаг. Самыми надежными, но, в тоже самое время и самыми низкодоходными, являются государственные облигации. Несмотря на их надежность, существуют и ключевые проблемы облигационного рынка связанные, прежде всего, с влияние геополитического риска, труднопрогнозируемая стоимость нефти в силу различных политических и экономических причин; снижение кредитного рейтинга России; ухудшение экономической ситуации в стране; усиление волатильности национальной валюты, которое ведет к снижению привлекательности к рублевым долговым инструментам и сокращению спроса на них у инвесторов.

Рассматривая перспективы рынка корпоративных обли­гаций в 2016-2017 годах, то во многом они определены ожиданиями дальнейшего снижения ин­фляции и ключевой ставки Банка России.

Российских рынок долговых обязательств, имеет огромный потенциал. Для его развития ЦБ прописал важные, с точки зрения регулятора, шаги. Основной задачей ЦБ ставит упрощение эмиссионного процесса, построение новых финансовых институтов, таких как финансовые центры для сбора и переработки информации об облигациях и выявления справедливой цены, а также созданием новых национальный рейтинговых агентств.

Основные тенденции рынка корпоративных ти государственных облигаций: рынок концентрируется и захватывается наиболее крупными эмитентами, повышающими объемы заимствований и количество выпусков; можно ожидать усиление «борьбы» за средства инвесторов между государством и корпоративными заемщиками.

 

 

Литература

1. Исмагилова Л.А., Идрисова З.Н., Галимова М.П. Корпоративные облигации России: возможности демпфирования санкций /Л.А. Исмагилова, З.Н. Идрисова, М.П. Галимова //Управление экономикой: методы, модели, научные материалы XV Международной научной конференции. - В 2 томах. - 2015. - С. 73-78.

2. Инвестиции:учебное пособие/М.В.Чиненов и [др];под ред.М.В.Чиненова.-2-е изд.,перераб. и доп.-М.:КНОРУС,2010.-368с.

3. Галанов В.А. Рынок ценных бумаг: Учебник.-М.:ИНФРА-М.-2007-379с.

4. Николаева И.П. Рынок ценных бумаг. Учебник /И.П. Николаева. – М.: Дашков и Ко, 2015. – 256 с.

5. Савина О.В. Регулирование финансовых рынков: учеб. пособ./О.В. Савина – М.: Дашков и К, 2011. – С. 15-19

6. Мишарев А.А. Рынок ценных бумаг.-СПб.:Питер,2007.-256с.

7. Алексеева И.А., Буторин А.Л. Особенности формирования рынка корпоративных облигаций /И.А. Алексеева, А.Л. Буторин //Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2015. - №4. – С.20-21.

8. Ермак А. Рынок рублевых облигаций: основные итоги 2015 года и перспективы 2016 года / А. Ермак //Долговой рынок. Специальный обзор. - №4. – С.21-17.

9. Лялин В.А. Становление и развитие российского рынка облигаций / В.А. Лялин//Проблемы современной экономики. – 2014. - №1(49). – С.32-35.

10. Теплова Т.В., Соколова Т.В. Посткризисные тенденции на облигационном рынке /Т.В. Теплова, Т.В. Соколова //Финансы и кредит. – 2014. - №25(601). – С.2-15.

 


[1]London Interbank Offered Rate,LIBOR — процентная ставка, по которой предлагаются кредиты на лондонском межбанковском рынке.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: