1. Общественная власть и нормы в первобытном (догосударственном) строе




1. Общественная власть и нормы в первобытном (догосударственном) строе

Прежде всего, важно отметить, что период первобытного строя – это самый длительный этап развития в истории человечества. Догосударственный строй проходит несколько этапов в своем развитии, которые можно различать применительно к видам общины, которая является социальной основой первобытного общества. Община представляет собой род, племя или их объединения; это универсальная форма организации аграрных и иных ранних обществ.

В зависимости от временных рамок 3 вида общины:

праобщина (первобытное человеческое стадо – завершается биологическое развитие человека, возникают искусственные жилища, орудия труда),

родовая община (усиление социальной организации, объединение людей в коллективы, построенные на кровнородственных связях и лидерстве вожака; род – группа лиц, состоящих в родстве друг с другом и не допускающих брачных отношений между собой; производство и потреблением продуктов труда, уклад жизни носит коллективный характер),

крестьянская община (интересы одной патриархальной семьи в рамках рода не совпадают с интересами всего роду, с появлением семьи и происходит разложение родовой общины, модернизация социального и экономического устройства).

Экономическая основа - общественная (коллективная) собственность, 2 принципа – рецепроктность (все, что производится, является достоянием всех), редистрибуция (каждый получает долю от произведенного или добытого). Два этапа развития экономики:

присваивающая (охота, рыболовство, собирательство),

производящая (земледелие, скотоводство, металлообработка).

Власть и управление – власть носила общественный характер и осуществлялась всеми членами рода. Институты власти:

родовое собрание («представительная власть», решает основные вопросы жизни общины, решения собрания обязательны для всех);

старейшины или вожди (предводители, главы семей, родов, своего рода «исполнительная власть», их решения носят общеобязательный характер), позднее заменяется институтом совета старейшин,

военачальники (ими, как правило, являлись главы племен),

жрецы (колдуны, шаманы, знахари; выполняли своего рода идеологическую функцию).

Нормы. Отношения, сложившиеся при родовом строе, регулировались с помощью простейших норм. Один из самых древних регуляторов поведения – ритуал – форма символического внешнего поведения, предполагающая цепь последовательно совершаемых действий сигнально знакового характера. Обряд – комплекс действий, знаки, заключающих в себе код общения со сверхъестественными сущностями, душами предков. По сравнению с ритуалом обладает большей социальной значимостью, сильным психологическим и воспитательным воздействием. Одной из самых мощных форм социального регулирования являлись мифы – предания, сказания, повествования о богах, духах, предках. В мифах закреплялись способы изготовления орудий, сведения о местах стоянок и т.д. Наибольшей регулятивной возможностью и универсальностью обладал обычай – правило поведения, сложившееся исторически на протяжении жизни нескольких десятков поколений, ставшее всеобщим в результате многократного повторения. Основные особенности социальных норм первобытного общества: регулировали все стороны общественной жизни членов общины; отсутствие в нормах деления на права и обязанности (права неотделимы от обязанностей); преимущественно добровольное исполнение (но существовали и санкции за неисполнение норм); социальные нормы не были разделены на правовые, моральные и т.д., они являлись мононормами.

 

2. Происхождение государства и права. Основные формы происхождения государства

Существует ряд причин и условий, влияющих на процессы образования государства (политогенеза). Образование государства обусловлено тремя обстоятельствами: социогенезом (изменения в социально-экономическом строе), антропогенез (развитие интересов личности, духовное развитие человека) И нормогенез (развитие нормативного регулирования общественных отношений).

Первопричины, определяющие, в конечном счете, возникновение государства:

· Изменение способа производства, появление экономического строя с принципиально отличной организацией экономической жизни общества. Новый экономический уклад и появление новых видов производства привело к необходимости новой организации управления обществом отличной от родоплеменного строя.

· Возникновение ранее не известных специфических интересов (появление предметов роскоши, иных видов собственности, не связанных с необходимостью), носителями которых являлась «верхушка» общества и ее окружение, что влекло за собой необходимость разграничения, усреднения, примирения интересов различных слоев общества стало одной из причин появления государства.

· Формирование нового типа самосознания, составляющими которого являются идеи собственности, «государственного» человека (политической личности) с собственными идеями и чувством государства.

· Появление права в современном его понимании, что стало новыми правилами экономического и политического процесса, также отразилось на общественном устройстве – стало необходимым создание единого источника законов

· Изменение характера власти и властных институтов как таковых.

Можно выделить также ряд факторов, влиявших на образование государства:

· Географический (климат влиял на форму образовывавшихся государств – рабовладельческих или феодальных)

· Религиозный (возникновение единобожия является важнейшим государствообразующим фактором)

· Великое переселение племен

· Экономический (развитие торговли)

· Экологический (влияет на разделение труда)

· Демографический (увеличение населения способствует оседлому образу жизни)

· Психологический (психологическая предрасположенность нации к процессам объединения)

· Внешний (опыт развития других стран, угроза внешних захватчиков)

· Национальный (доминанта образования национальных государств)

2 основных типа образования государств: восточный и европейский.

Формы возникновения государства:

1) афинская – форма, которой был свойствен классический путь возникновения государства. Эта форма проявилась в следующих последовательных реформах:

а) реформе Тезея, состоявшей в разделении населения на классы по роду трудовой деятельности на лиц, занимавшихся земледелием (геоморов), лиц, занимавшихся каким—либо видом ремесла (демиургов), а также благородных лиц (эвпатридов);

б) реформе Солона, направленной на разделение общества по имущественному признаку на четыре класса: первые три класса могли занимать управленческие должности в государственном аппарате. На ответственные должности назначались граждане только из первого класса, а четвертый класс имел только право выступать и голосовать на народном собрании;

в) реформе Клисфена, состоявшей в разделении не населения, а территории государства на 100 общин—округов («демы»), каждая из которых была построена на принципе самоуправления и возглавлялась старейшиной (демархом);

2) римская – форма возникновения государства, когда формирование государства у римского народа было ускорено борьбой между плебеями (бесправными пришлыми людьми) и патрициями (коренной римской аристократией);

3) древнегерманская – форма возникновения государства, когда образованию государственности у древнегерманского народа способствовало завоевание обширных территорий дикими германскими племенами (варварами);

4) азиатская – форма возникновения государства, в которой формированию государства способствовали климатические условия, повлиявшие на выполнение ирригационных и строительных работ.

Возникновение права было вызвано необходимостью социального регулирования отношений между членами общества.

Относительно времени и порядка возникновения права существуют различные точки зрения:

1) возникновение права произошло по каким—либо одинаковым причинам и одновременно с возникновением государства;

2) право и государство – это различные явления общественной жизни, поэтому причины их возникновения не могут быть одинаковыми, и право в виде норм поведения возникает ранее, чем государство.

Возникновение права, как и возникновение государства, происходило в процессе длительного развития общества.

Основная норма поведения в период первобытно—общинного строя – обычай, который закреплял передаваемые из поколения в поколения варианты поведения в определенных ситуациях и отражал интересы всех членов общества в равной степени.

Признаки обычаев:

1) создание их обществом;

2) выражение в них воли и интересов общества, а не отдельных лиц, личные интересы которых не принимались во внимание;

3) передача их из поколения в поколение с закреплением в сознании людей;

4) закрепление в их наиболее рациональных вариантов поведения;

5) добровольное исполнение их в силу привычки, так как обычаи поддерживались не только мнением членов общества, авторитетом вождя и старейшин, но и угрозой наказания свыше;

6) обычай – форма выражения моральных, религиозных и иных требований;

7) отсутствие специального органа, охраняющего исполнение обычаев, так как они охранялись всем обществом и соблюдались добровольно;

8) отсутствие различия между правами и обязанностями.

Обычаями регламентировались все сферы деятельности в первобытном обществе, но со временем совместно с ними стали действовать и нормы общественной морали, религиозные догмы, которые были тесно связаны с обычаями и отражали представления о справедливости, добре и зле, честном и бесчестном. В процессе применения общинными и родовыми судами обычаев на практике появились прецедент и юридический договор.

В условиях расслоения общества и появления частной собственности перед обществом стал вопрос о необходимости нового социального регулятора общественных отношений, который мог бы обеспечить порядок в обществе. Для решения этого вопроса были созданы правовые обычаи (право), которые обеспечивались государством.

3. Основные теории происхождения государства

1) Патриархальная теория (Аристотель, Роберт Филмер XVII век) – возникновение государства, государственной власти как власти опекунской, отеческой, в результате соединения родов в племена, племен – в большие общности, вплоть до государства. Государство рассматривается как развитая форма патриархальной власти, осуществляемая во благо всех и для всеобщего добра. Власть монарха, царя сродни власти отца (в римском праве pater familias).

2) Теологическая теория (Фома Аквинский XIII век) – государство рассматривается как продукт Божьего промысла, проявление высшей воли Творца. Смысл данной теории – доказать примат духовной власти (власти церкви) над светской, исходя при этом из того, что нет государства и власти «не от Бога».

3) Договорная или естественно-правовая теория (XVII-XVIII века Гоббс, Локк, Гроций, Руссо, Радищев, Спиноза)- теория исходит из отрицания божественного происхождения государства и власти монарха и, основываясь на идее народного суверенитета, рассматривает государство как результат объединения людей на добровольной основе (договора). Государство возникает из соглашения между правителями и подданными, заключаемого в целях обеспечения порядка и организации общественной жизни. Тем самым признавалось право людей свергнуть правительство и государство, если они не служат их интересам.

4) Органическая теория (XIX век Спенсер, Прейс, Блюнчли) – основываясь на теории дарвинизма, представители данной теории трансформировали биологические закономерности (эволюцию, развитие и т.д.) на социальные процессы. Возникновение человечества – это результат эволюции животного мира в его движении от низшего к высшему, дальнейшее его развитие приводит к объединению людей в процессе отбора в единый организм – государство. Государство подобно биологическому организму: оно рождается, растет, размножается, стареет и умирает.

5) Психологическая теория (идеи зарождаются в Древнем Риме, XVI век Макиавелли, XVII век Локк, XX век Фрейд) – на возникновение, упадок государства определяющее влияние оказывают человеческие факторы и страсти – жажда денег и власти, алчность, страх и т.д. По Фрейду возникновение государства обосновывает необходимость подавления агрессивных влечений индивида («Лекции по введению в психоанализ», 1910).

6) Социально-экономическая теория (Платон, XVIII век Смит, Сен-Симон) – причиной возникновения государства является разделение труда, а следовательно обособление деятельности по руководству обществом. В дальнейшем эти идеи были развиты в трудах марксистов.

7) Теория насилия (завоевания) (XIX век Дюринг, Гумплович, Каутский, Оппенгеймер, Штирнер, Прудон, Бакунин) – возникновение государства обусловлено необходимостью применения насилия в ходе постоянной войны родовых кланов друг с другом. Для управления завоеванными народами и территориями требуется постоянный аппарат принуждения, которым и становится государство.

8) Расовая теория (XIX век Гобино, Ницше) – в основе теории лежит идея физической и психологической неравноценности человеческих рас, превосходства одних рас над другими и соответственно деление рас на низшую и высшую. Представители высшей расы выступают как создатели цивилизаций и государства соответственно.

9) Ирригационная теория (современный немецкий учёный Виттфогель) обращает особое внимание на то обстоятельство, что в некоторых регионах земного шара земледелие было невозможно без искусственного орошения (например, в Древнем Египте), поэтому возникла необходимость в организации крупных общественных работ по строительству ирригационных сооружений (плотин, каналов и т. п.), а для управления этими работами был создан специальный аппарат – государство.

10) Материалистическая (марксистская) теория (XX век Маркс, Энгельс, Ленин, Плеханов) - государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. На смену родоплеменной организации приходит государство, а на смену родовым обычаям - право. Как объективный результат этих процессов возникает государство, котрое обеспечивает преимущества господствующего класса.

 

  1. Понятие и признаки государства

Понятие государства является одним из самых спорных и трактуется по-разному.

Государство – это исторически сложившаяся, сознательно организованная социальная система, управляющая обществом;

- институт общества, который в пределах определенной территории в соответствии с общепринятыми нормами человеческого общежития организует совместную жизнь людей, обеспечивает поддержание необходимого социального порядка;

- в узком (собственном) смысле – государственная организация, система учреждений, обладающих верховной властью на данной территории, аппарат государства;

- в широком смысле – одновременно и политическое сообщество людей, объединенных правом и общими интересами, и публично-правовая, суверенная организация власти общества, обеспечивающая общие интересы всего населения и выступающая гарантом прав и свобод человека и гражданина.

Признаки государства:

1) наличие публичной власти (т.е. такого вида социальной власти, который распространяется на всю территорию и осуществляется через аппарат государства);

2) осуществление представительства и управления всем обществом;

3) наличие сложного и организованного механизма управления в виде системы государственных органов, которые находятся в иерархической зависимости;

4) объединение на своей территории людей независимо от их расовой, национальной, религиозной и иной принадлежности;

5) ограничение своей территории государственными границами, которые обозначают пределы осуществления государственной власти;

6) наличие суверенитета, который выражается в верховенстве власти на всей его территории и независимости в международных отношениях;

7) наличие государственных символов – флага, гимна, герба;

8) осуществление правотворческой деятельности;

9) соблюдение закона и порядка с помощью специально созданных карательных и правоохранительных аппаратов – суда, прокуратуры, милиции и др.;

10) распоряжение национальными ресурсами;

11) наличие особой финансовой и налоговой системы;

12) наличие связи с правом, так как только государство обладает правом и одновременно обязанностью издавать в пределах своей территории законы и подзаконные нормативные акты;

13) наличие вооруженных сил и органов безопасности, обеспечивающих оборону, суверенитет и территориальную целостность. Понятие государства включает в себя и сущность, т. е. свойство, которое отражает главные, определяющие, устойчивые и закономерные признаки государства.

 

 

5. Понятие и виды государственной власти

Прежде чем говорить о политической власти как таковой, необходимо дать понятие просто власти.

Власть – это отношения, которые возникают между властвующим и подвластным, в которых властвующий навязывает свою волю подвластному, направляя его поведение и деятельность.

Структура власти:

1) субъект (государство, население);

2) объект (на кого распространяется власть);

3) отношения по-поводу власти;

4) регламентирующие нормы.

Виды власти:

1) власть вождя;

2) государственная власть;

3) политическая власть;

4) экономическая власть;

5) социальная власть;

6) родительская власть;

7) церковная власть.

Государственная власть – это концентрированное выражение воли и силы, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях, один видов социальной власти.

Признаки государственной власти:

1) публичность – распространение на все население государства и осуществление специально созданным аппаратом управления;

2) универсальность – распространение на все сферы общественной жизни;

3) верховенство – подчинение других видов социальной власти, кроме власти своего народа;

4) легитимность – соответствие ожиданиям народа, населяющего государство, интересам большинства;

5) законодательная прерогатива – наличие монопольного права на создание юридических норм;

6) легальность – соответствие основного закона государства и действующего законодательства;

7) легальное применение силы – воздействие власти через специально созданный правоохранительный (карательный) аппарат (армию, суд, полицию и т. д.);

8) опора на государственное принуждение;

9) использование системы налогов;

10) деление населения по территориальному признаку.

Методы управленческого воздействия:

1) метод насилия (принуждения);

2) метод руководства (убеждения).

Государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную.

 

6. Понятие и признаки государственного органа. Виды государственных органов

ОРГАН ГОСУДАРСТВА = ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН

ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ – другое понятие!!!!(разновидность государственного органа, образуется и функционирует на основе принципа разделения властей, перечень приведен в ст. 11 Конституции РФ)

Центральное и основное звено в механизме государства – его аппарат, состоящий из государственных органов. Орган государства – тот инструмент, посредством которого государство осуществляет объективно присущие ему функции.

Признаки:

· Является составной и в то же время организационно обособленной частью аппарата государства

· Учреждаются в установленном законом порядке для осуществления Конституцией задач и функций государственной власти

· Осуществляет свои полномочия в установленном законом порядке

· Конституционным признаком является компетенция органа (компетенция – определяемые законом предметы ведения и соответствующий им объем полномочий и пределы деятельности органа государства)

· Наличие государственно-властных полномочий (т.е. орган вправе принимать решения, обязательные для всех, обязательных принимаемых решений обеспечивается возможностью использования мер государственного принуждения)

· Структура, внутренняя организация органа, закрепляемая в конституции, уставов и иных 0законодательных актов

· Наличие специфического правового статуса, элементами которого являются: социальное назначение, роль, задачи и функции, принципы организации и деятельности, компетенция и государственно-властные полномочия, источники финансирования, форма правовых актов, право пользования государственными символами и др.

Принципы организации и деятельности органов государства:

· Демократический, легитимный характер образования и деятельности органов государства

· Принцип законности

· Принцип приоритета прав человека

· Принцип разделения властей

· Принцип единства системы государственной власти

· Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

Виды органов государства:

· По месту в иерархии государственного механизма: высшие (парламент, глава государства и правительство), центральные (в РФ – федеральные министерства, федеральные службы и др.), местные.

· По способу формирования: выборные (глава государства, представительные органы, главы исполнительных органов власти в субъектах РФ), назначаемые (преимущественно исполнительные органы государства, а также часть судебных органов), кооптируемые (например, Бундестаг в ФРГ).

· В зависимости от территориального принципа организации государственной власти: федеральные, региональные

· По способу осуществления компетенции: коллегиальные (парламенты, избирательные комиссии, правительство и др.), единоначальные (глава государства, Уполномоченный по правам человека)

· По принципу разделения властей: законодательные (Парламент), исполнительные, судебные.

 

 

7. Суд в системе органов государственной власти

Судебные органы власти (органы правосудия) – государственные органы, которые осуществляют государственную власть в форме разбирательства уголовных и гражданских дел, а также путем конституционного судопроизводства. В демократическом правовом государстве суды:

· Разрешают конфликты, споры на основе закона

· Осуществляют конституционный контроль

· Защищают и восстанавливают нарушенные права и свободы человека и гражданина

· Применяют меры юридической ответственности в виде наказания за виновные противоправные деяния

Особенности судебной власти:

· Судебная власть осуществляется посредством специфического вида государственной деятельности – правосудия, т.е. разрешения гражданских уголовных, административных и иных дел,

· Осуществляется в специфических формах – конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства

· Процессуальный характер судебной деятельности, т.е. осуществление правосудия в особом процессуальном порядке

Совокупность судов образует судебную систему РФ:

· Конституционный суд РФ

· Верховный Суд РФ и возглавляемая им система судов общей юрисдикции

· Высший Арбитражный Суд и система арбитражных судов.

 

8. Понятие и классификация функций государства. Внутренние и внешние функции государства

 

Функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его сущность, роль и социальное назначение в общественной жизни.

Элементы:

· объект – сфера общественных отношений;

· содержание – конкретные действия, принимаемые государством для достижения поставленных перед ним социально полезных целей.

Признаки:

· отражают уровень развития общечеловеческого и классового начал (учет в государственной деятельности классовых, групповых, национальных и частных интересов членов общества);

· исполняются всеми государственными органами, т. е. механизмом государства;

· устойчивая, повторяющаяся, разносторонняя деятельность государства в наиболее важных сферах общественной жизни;

· содержание и перечень функций зависят от сущности государства и его социального назначения;

· зависят от целей и задач, стоящих перед обществом на определенном этапе развития, т. е. обладают исторически меняющимся характером;

· реализация функций обеспечивается преимущественно властно—принудительными и юридическими методами воздействия;

· отражают особенности того или иного исторического типа и формы государства.

Классификация функций государства — выделение основных направлений деятельности государства, которое осуществляется по следующим основаниям:

1) по сфере деятельности государства:

· внутренние – функции, которые государство осуществляет на своей территории с целью решения внутриполитических задач:

– функция охраны прав и свобод человека и гражданина;

– функция обеспечения правопорядка;

– экономическая функция;

– функция налогообложения;

– функция социальной защиты;

– экологическая функция;

– культурная функция;

· внешние – функции, которые государство осуществляет за пределами своей территории с целью решения внешнеполитических задач государства:

– функция обороны страны;

– функция поддержания мирового порядка;

– функция сотрудничества с другими государствами и т. п.;

2) по продолжительности осуществления:

· постоянные – функции, которые государство осуществляет в течение всего развития;

· временные – функции, которые носят краткосрочный характер и прекращают свое действие с решением определенной задачи;

3) по значимости и степени общности:

· основные – функции, с помощью которых осуществляются наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по выполнению основных стратегических задач и целей, поставленных перед государством. Объект – общественные отношения, обладающие известным сходством;

· неосновные – функции, которые представляют собой составные части основных функций и направлены на выполнение государством конкретных задач. Объект – общественные отношения, которые возникают в строго определенной области;

4) по сферам общественной жизни, которые являются объектами государственного воздействия:

· экономические;

· политические;

· социальные;

· экологические;

· фискальные (финансовый контроль);

5) по функциональному назначению:

· охранительные;

· регулятивные.

 

9. Типология государства. Формационный и цивилизационный подходы.

 

Типология государства – специфическая классификация, подразделяющая различные государства на определенные типы. Тип государства – совокупность существенных признаков, которые характеризуют классовые и экономические стороны государства.

Подходы к типологии государств:

1) формационный (под типом государства понимается система сущностных признаков, характерных для государств определенной общественно—экономической формации, выражающихся в общности их экономической основы, классовой сущности и социального назначения; согласно формационному подходу при смене экономических формаций происходит переход от одного исторического типа государства к другому, который является более новым.

Для определения типа государства при таком подходе учитываются:

· соответствие государства определенной общественно—экономической формации, типу производственных отношений;

· класс, инструментом политической власти которого является государство;

· социальное назначение государства.

Типы государств по формационному подходу:

· рабовладельческий;

· феодальный;

· буржуазный;

· социалистический.

Достоинства формационного подхода:

· логичность и обоснованность деления государств на основе социально—экономических факторов;

· объяснение поэтапности, естественно—исторического характера развития государства.

Недостатки:

· рассмотрение государств только с одной стороны;

· недооценка духовных факторов, иных аспектов жизни государства.

2) цивилизационный (каждому историческому отрезку времени соответствует определенная цивилизация, в которой тип государства определяется на основе духовных признаков, которые могут блокировать или поощрять развитие государства)

Цивилизация – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков (А. Тойнби). В зависимости от признаков выделяют египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую и иные цивилизации.В этом подходе существует ряд принципов типологии государств: хронологический, производственный, генетический, пространственный, религиозные и др.

Достоинства цивилизационного подхода:

· выделение культурных факторов, комплексность подхода;

· наличие более четкой типологии государств.

Недостатки:

· недооценка социально—экономических факторов;

· преобладание типологии общества, а не государства.

 

10. Форма правления: понятие и виды

 

Форма правления – организация высшей государственной власти, порядок образования высших органов государства и их взаимоотношения с населением.

Виды:

1) монархия (вся государственная власть сосредоточена у одного человека – монарха, выполняющего одновременно функции главы государства, законодательной и исполнительной власти, а также контролирующего правосудие и местное самоуправление)

Признаки монархии:

· наличие единоличного главы государства;

· передача власти по наследству представителям правящей династии;

· осуществление верховной власти единолично, пожизненно и бессрочно;

· отсутствие конкретной юридической ответственности монарха за результаты своей деятельности.

Виды монархии:

· абсолютная (неограниченная), в которой вся полнота государственной власти принадлежит по закону одному лицу – монарху (в Саудовской Аравии, Омане, Катаре, Бахрейне);

· конституционная (ограниченная), в которой власть монарха ограничивается другими высшими органами власти:

– парламентская – власть осуществляется правительством, формируемым парламентом из представителей победившей на выборах партии, а повеления монарха приобретают юридическую силу только с согласия соответствующего министра, являющегося членом правительства (в Англии, Дании, Бельгии, Японии и т. д.); – дуалистическая – вся государственная власть разделена между парламентом и формируемым монархом правительством (в Марокко, Бутане, Иордании и т. д.);

2) республика (народом государственная власть передается выборным органам, выполняющим свои функции совместно с исполнительными и судебными органами власти).

Признаки республики:

· формально—юридическое признание народа в качестве источника власти;

· передача народом государственной власти коллегиальному органу правления;

· разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви;

· сменяемость и выборность представительной власти;

· подотчетность и ответственность (юридическая и политическая) власти за результаты своей деятельности.

Виды республик:

· президентская – власть распределена между президентом и парламентом (в США, Мексике, Аргентине);

· парламентская – всей властью обладает парламент (в ФРГ, Италии, Индии);

· полупрезидентские и полупарламентские республики (Франция, Финляндия).

Также выделяют смешанные формы правления республики и монархии (Малайзия), абсолютной и ограниченной монархии (Кувейт).

 

11. Форма государственного устройства: понятие и виды

Форма государственного устройства – политико—территориальное устройство государства.

Простые (унитарные) государства – единые и централизованные государства, состоящие из административно—территориальных единиц, подчиняющихся центральным органам власти и не обладающих признаками суверенитета (Франция, Норвегия и т. д.).

Признаки:

· единство и суверенитет;

· административные единицы, не обладающие политической самостоятельностью, в конституции закреплено право на местное самоуправление, но существует закрепленное законом право на вмешательство центральной власти в дела местного самоуправления;

· единый и централизованный государственный аппарат;

· общая законодательная система;

· единая система взимания налогов.

Виды:

1) в зависимости от способа контроля:

· централизованные (на местах – представители из центра);

· децентрализованные(на местах избираются органы местного самоуправления);

· смешанные;

Сложные государства – государства, состоящие из государственных образований, которые пользуются какой—либо степенью государственного суверенитета.

Федерация – это сложное (многосоставное) государство, составные части которого обладают политической автономией (признаками государственного суверенитета)

2 группы признаков:

· федерацию составляют государственные образования, имеющие статус субъектов федерации с собственным административно-территориальным устройством и собственной организацией власти, отсюда следуют такие признаки, как:

- двухуровневая система государственной власти

- два типа правовых систем (федеральная и в субъектах, единство им придает принцип верховенства федерального права)

- принцип бикамерализма в построении союзного парламента (двухпалатный парламент, где одна из палат представляет интересы субъектов федерации)

· субъекты федерации не являются государствами в собственном смысле слова, обладают ограниченной правосубъектностью, отсюда следуют такие признаки, как:

- непризнание за субъектами федерации их собственного суверенитета в полном объеме

- финансовая зависимость субъектов от федеральной власти

- верховенство федерального права

- отсутствие у субъектов права сецессии (выхода из состава федерации).

Виды:

· в зависимости от принципа формирования субъектов:

– административно—территориальная;

– национально—государственная;

– смешанная;

· в зависимости от юридической основы:

– договорная;

– конституционная;

От федерации следует отличать конфедерацию и иные формы межгосударственных объединений.

Конфедерация – межгосударственные объединения либо временные юридические союзы суверенных государств, создаваемые с целью обеспечения общих интересов.

Признаки:

· отсутствие суверенитета, единого гражданства, законодательства и единой денежной системы;

· координация деятельности государств по вопросам, для решения которых они объединялись;

· добровольный выход и отмена действия общеконфедеративных актов на своей территории.

В последнее время наблюдается появление такой формы территориальной организации государства как региональное (деце



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: