Критерии и показатели, используемые при оценивании сочинения




Методические рекомендации для обучающихся по написанию сочинения

 

Серов

 


ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ

 

Сочинение – не только один из самых трудных видов деятельности обучающихся, но и одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе, контроля овладения обучающимися навыками связной речи. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает обучающегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.

 

ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ

 

Развитие устной и письменной речи обучающихся – одно из стержневых направлений в методике преподавания русского языка и литературы.

 

2.1. Цели подготовки к написанию сочинений:

- подготовка учащихся к итоговой аттестации по русскому языку и литературе;

- гуманитарное развитие школьников; овладение учащимися свободной речью (и устной, и письменной);

- развитие творческих способностей учащихся.

Задачи подготовки к написанию сочинений:

- формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, развитие языкового эстетического идеала;

- формирование творческого воображения как направление интеллектуального и личностного развития ученика;

- овладение нормами русского литературного языка;

- обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- обучение работе над сочинением;

- развитие коммуникабельности обучающихся;

- воспитание заинтересованного читателя, способного воспринимать и оценивать мастерство художников слова.

 

Планируемый результат

Обучающиеся должны:

- уметь разъяснять основные жанрообразующие признаки сочинений;

- на конкретных примерах видеть особенности каждого жанра сочинений, уметь отличать их друг от друга;

- анализировать творческие образцы художественных произведений, работы самих учащихся и рецензировать их;

- уметь создавать собственные творческие работы в различных жанрах;

- обогащать собственный речевой багаж и уметь применять в различных формах выражения мысли всё лексическое богатство современного русского языка.

НАПИСАНИЕ СОЧИНЕНИЯ

 

Первоначально напомним некоторые правила при написании сочинений:

1. Определить тему, проблему, позиции автора.

2. Уметь аргументировать выдвинутую мысль.

3. Не злоупотреблять цитатами, особенно цитированием больших отрывков. Необходимо пользоваться различными способами введения цитат в текст сочинения.

4. Нельзя смешивать прямую речь с косвенной.

5. Следует избегать повторяющихся слов, пользоваться синонимами.

6. Не следует употреблять слова и выражения, которые непонятны и малознакомы.

7. Важно следить за правильностью связи слов в предложении.

8. Не рекомендуется писать незаконченные предложения (в том числе и придаточные без главных).

Темы сочинения по своему характеру весьма разнообразны. Например, тема может быть сформулирована в виде вопроса: «"Что делать?" (По произведениям современной русской литературы и публицистики)». Тема может быть представлена цитатой: «"Мир умирает каждый раз с умершим человеком" С. Маршак (По произведениям русской литературы XX века)». Тема может предлагать сравнительную характеристику героев: «Обломов и Штольц (по роману И. Гончарова "Обломов")». Иногда тема требует обобщенной характеристики персонажей, например: «Женский характер в изображении Л. Толстого». Тема может отсылать к общей характеристике произведения, например, «Идейно-художественное своеобразие рассказа А. Чехова "Ионыч"», а также охватывать творчество писателя в целом, например, «Русское купечество в произведениях А.Н.Островского». Существуют обзорные, "сквозные" темы. Например, «Образ странника в русской литературе второй половины XIX века» и т.п.

По формулировкам темы различаются на:

- темы-понятия или темы-обобщения («Тема власти денег в русской прозе 19 века»). Их раскрытие предполагает наличие размышлений, основанных на конкретных наблюдениях по поводу означенной темы и широких обобщений.

- темы-суждения («Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу» по произведениям А.С.Пушкина). Их раскрытие предполагает высказывание, в основе которого ряд тезисов, подтверждаемых примерами из текста. Формулировка темы сама определяет идею сочинения и указывает направление логики рассуждения.

- темы-вопросы или дискуссионные темы («Почему Грибоедов назвал «Горе от ума» комедией?»). Их раскрытие не предполагает наличие однозначных ответов на поставленные вопросы: надо обращать внимание на возможные противоречия в толковании темы, различные точки зрения исследователей, сравнивать их, размышлять, формируя, в конечном итоге, объединительную идею. По материалу тема может оказаться: - монографической - рассматривается один образ или одна проблема на материале одного произведения («Преступление и наказание Родиона Раскольникова»);

- сопоставительной - сравниваются герои одного произведения или сопоставляется художественное решение одной проблемы в различных произведениях одного или нескольких авторов («Чацкий и Молчалин в комедии «Горе от ума»);

- обобщающей - содержит рассуждение обобщающего типа в рамках заявленной темы или проблемы («Лишние люди» в русской прозе первой половины 19 века»);

- собственно литературной (анализ в целом творчества писателя или поэта, анализ произведения, анализ образа литературного героя, анализ образа автора, анализ художественной формы и языка литературного произведения). Одновременно почти каждая из названных тем может оказаться: - исторической («Историзм прозы А.С.Пушкина»);

- этической («Нравственная проблематика в прозе последних лет»); - публицистической («Проблема добра и зла в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»).

При обдумывании темы необходимо:

- подумать и определить круг вопросов, затрагиваемых темой;

- подобрать критико-литературный материал по означенным вопросам, посмотреть его, сделав необходимые заметки;

- определить и продумать идею, которая будет развиваться в сочинении;

- определить жанр сочинения;

- составить план, соблюдая последовательность развития мысли, последовательно, глубоко и доказательно раскрыть тему. Важнейший момент подготовки к написанию сочинения – составление плана работы над сочинением. В нем ясно, четко, конкретно, логично, последовательно и аргументировано должна быть раскрыта тема.

Структура плана сочинения:

1. Вступление

2. Основная часть.

3. Заключение.

Традиционная композиция сочинения состоит из трех обязательных элементов: вступления, основной части и заключения. Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении оценки. Трудность вызывает написание вступления и заключения. Эти две части играют сходную роль в композиции сочинения.

Функция вступления - ввести в тему, дать предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой.

Задача заключения - подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, еще раз обратив внимание на самое главное. Наиболее распространенные недостатки при написании вступления и заключения:

- изложение общих сведений, не имеющих прямого отношения к теме;

- выражение собственного восторженного отношения к произведению или автору, своего желания быть похожим на автора или героя;

- очень длинное, затянутое вступление. Вступление, как и все сочинение, пишется индивидуально.

Основная часть сочинения представляет собой анализ литературного произведения в аспекте, заданном темой. В основной части сочинения целесообразно использование сравнений (автора с автором, эпохи с эпохой, одного вида искусства с другим и т.д.), отстаивание и доказательство своего мнения, своей точки зрения, спор с воображаемым оппонентом, а также опора на свой собственный опыт, связанный с темой сочинения.

При написании любого сочинения учащийся должен опираться на анализ текста литературного произведения, не подменяя этот анализ отвлеченными рассуждениями, никак не связанными с анализом литературного произведения (так называемыми рассуждениями о жизни). Таким образом, подготовка к написанию сочинения будет способствовать привлечению к чтению художественных произведений русской и мировой литературы.

Главное, чего следует избегать при написании основной части, - это пересказа литературного произведения. Пересказ сюжетной истории вместо истолкования темы, подкрепленного отсылками к соответствующим эпизодам произведения, является недостатком содержания произведения и приводит к снижению оценки. Второй распространенный недостаток основной части - это уход от темы или незаметная для самого пишущего подмена темы, предложенной на экзамене. Чтобы избежать подобного недоразумения, надо внимательно осмыслить выбранную тему и ни на минуту не упускать ее из виду.

При написании основной части необходимо помнить:

- Не следует увлекаться рассмотрением или формы, или содержания в ущерб одного другому. В произведении искусства они неразделимы.

- Сочинение украшают и делают более содержательным сравнения и сопоставления (автора с автором, произведение одного автора между собой, произведения разных авторов, героев). Умение проводить параллели свидетельствует о глубине и обширности знаний, помогает лучше аргументировать выводы.

- Читающий сочинение может иначе смотреть на вещи, поэтому необходимо включать в свои рассуждения элементы «внутренней» полемики или полемики с воображаемым собеседником.

- Следует меньше декларировать, больше рассуждать.

- Следует избегать лишних проявлений эмоциональности в форме многочисленных лирических отступлений, прямых обращений к читателю, неумеренного пафоса.

- Не стоит «пересушивать» сочинение сугубо рационалистическим, лишенным всяких эмоций изложением материала, не следует забывать, что это сочинение, а не научный трактат.

- Следует избегать смешения стилей. Заканчивается сочинение заключением. Основное требование к заключению: оно не должно носить чисто формальный характер.

Заключение должно быть органично связано с предыдущим изложением. Заключительная часть является обязательным компонентом, без которого текст сочинения не может считаться завершенным. В заключительной части сочинения подводится итог всему сказанному, делается обобщение. Желательно, чтобы заключение было связано со вступлением, т.е. в заключении автор как бы снова возвращается к вступлению, ссылается на ранее высказанное суждение и вновь подчеркивает основную мысль. В конце рассуждения может быть выражено личное отношение ученика к решаемой в тексте проблеме. В заключении иногда уместно дать обзор всех положений, осмысленных в основной части, особенно если тема требовала разнообразного материала или длинной цепочки доказательств. Некоторые темы предполагают возможную перекличку исторических эпох: какие-то десятилетия XIX века могут ассоциироваться с современностью. Тогда закономерным будет выглядеть в заключении обращение через проблематику литературного произведения к современной действительности. В заключении может быть выражено личное отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без аффектации, чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный определенный смысл, должно быть подготовлено материалом основной части. В противном случае от высказывания своего мнения следует воздержаться.

Заканчиваться сочинение может также и риторическим вопросом или риторическим восклицанием. В данном случае пишущий как бы предлагает читающему продолжить диалог и подумать над проблемой. Однако ведущими можно считать два основных вида заключения: Заключение-вывод – важная мысль, вытекающая из всего, ранее сказанного; она должна включать не только краткое повторение предыдущих умозаключений, но быть именно обобщением, нести в себе нечто новое.

Заключение-следствие – материал, «раздвигающий» рамки материала основной части, часто – литературно-исторические или общественно-исторические сведения о месте, занимаемом анализируемым произведением в литературном процессе, в творчестве автора, его влиянии на общественную ситуацию, на художественную деятельность современников.

Для аргументации своего мнения в сочинениях учащимся постоянно приходится использовать цитаты (от лат. cito - вызываю, привожу). Такое дословное воспроизведение какого-либо отрывка из текста применяется для подкрепления излагаемой мысли, способствует образности, выразительности, емкости мысли. В сочинении могут использоваться разные приемы цитирования: – точное цитирование фрагмента из текста (оформляется грамматически как прямая речь): «Без памяти нет совести», — говорит Д. С. Лихачев); – изложение содержания цитаты из текста (с органично-плавным включением в сочинение- рассуждение школьника — преимущественно в кавычках – отдельных слов и выражений из текста): «Истории известны случаи, когда целые нации, желая сбросить "груз прошлого с корабля современности", отвергали величайшие достижения мировой культуры...»; – ссылки на цитату из авторского сочинения (в изложении автора рецензии): «Рассуждая о достоинствах древних произведений искусства (пещерной живописи времени палеолита, портрета Нефертити, африканской бронзы, монументальных памятников Древнего Египта, Греции, Рима), автор приводит убедительные аргументы об их значимости в поступательном развитии человечества».

Следует отметить, что каждый фрагмент сочинения (вступление, раскрытие темы, анализ стилистических особенностей авторского текста, заключение с изложением собственного мнения) должен быть разделен на абзацы; это — общее требование к композиции экзаменационного текста.

Сочинению может предшествовать эпиграф. Это отрывок из художественного произведения, публицистической или критической статьи, пословица, поговорка, афоризм, точно характеризующие главную мысль сочинения. После написания эпиграфа необходимо назвать автора и произведение, из которого приведены данные строки.

Обязательно следует написать черновик сочинения, отредактировать его: убрать повторы, проверить наличие логической связи между частями, оценить соответствие написанного теме сочинения, самостоятельно несколько раз проверить черновик и только потом уже его переписывать для итогового оценивания. При этом не следует забывать, что и окончательный, переписанный, текст также перед сдачей его комиссии следует проверить.

Методические рекомендации к написанию сочинений разных жанров

При написании сочинения-рассуждения:

1. Обязательным и определяющим содержательного уровня сочинения-рассуждения является соответствие сочинения теме предложенного текста. Работа оценивается так или иначе в зависимости от того, какова степень понимания содержания исходного произведения, позиции автора и степень отражения их в сочинении. Если произведение или позиция автора не поняты или поняты частично, то содержательный уровень сочинения проигрывает. Другое условие вытекает из понимания текста произведения — это раскрытие темы, акцентирование внимания в сочинении на наиболее важных моментах, их комментирование, анализ, выражение суждений по сути вопроса.

2. Комментирование и анализ основного содержания и языка исходного произведения и позиции автора не будут полными без аргументирования и подтверждения соответствующими фактами и цитатами из текста.

3. Анализ формы исходного текста, его средств выразительности должен содержать примеры, а также комментирование роли названных средств в обязательной соотнесенности с задачами стиля (речи). Следует иметь в виду, что одни и те же средства выразительности могут быть использованы с разной целью, в разных по стилю текстах. Например, метафора в художественном стиле обычно используется для создания того или иного художественного образа, в публицистическом стиле - для эмоционально-экспрессивного воздействия на читателей.

4. Одной из отличительных особенностей сочинения-рассуждения является выражение своего мнения путем развернутого обоснования, доказательства, аргументации. Поэтому в сочинении важен самостоятельный глубокий анализ содержательной стороны предложенной темы и связанного с ней текста.

5. Язык сочинения должен соответствовать орфографическим, пунктуационным, грамматическим и речевым нормам современного русского языка. Кроме того, предъявляются требования таких характеристик речи, как точность, богатство, выразительность, чистота, уместность и ясность. Чистота речи — это отсутствие чуждых для литературного языка просторечных, диалектных, жаргонных слов, форм, словосочетаний. Точность и ясность изложения обеспечиваются пониманием исходного текста и соответствующим отбором язы- ковых средств.

Сочинение-интервью. Интервью (англ. Interview) – 1) жанр публицистики, беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам; 2) в социологических опросах – беседа исследователя по заранее намеченному плану с лицом или группой лиц, ответы которых служат материалом для обобщений. (Словарь иностранных слов и выражений. – М.: Изд-во АСТ, «ОЛИМП», 1998. – С. 185). Интервью – это совместное творчество журналиста и человека, с которым велась беседа. Характерной особенностью интервью является то, что в нем изложение фактов или высказывание о событиях ведется от имени человека, которого интервьюируют, а не от имени журналиста. Следовательно, интервью ценно мнениями, собранными и основанными на глубокой осведомленности лица или лиц, имеющих к поставленному редакцией вопросу большее отношение, чем журналист.

Виды интервью:

1) интервью – монолог;

2) интервью – диалог;

3) интервью коллективное;

4) интервью – зарисовки;

5) анкета;

6) самоинтервью.

Правила, по которым строится беседа:

1) В самом вопросе должен заключаться элемент знания обсуждаемой проблемы. Вряд ли уместно про разговоре начинать беседу с безличного вопроса «Как идут дела?». Такой вопрос повлечет за собой столь же безликий, бессодержательный ответ: «Нормально». Эффективнее начать беседу, например, так: «Мы знаем, что в течение трех последних лет ваша школа занимает призовые места по всем видам спорта. В соседней школе, хотя условия одинаковые, значимых результатов нет. В чем секрет ваших успехов?» Такая постановка вопроса, несомненно, поможет собеседнику активней включаться в разговор.

2) Создать психологически благоприятные условия для собеседника. Создание таких условий означает не только снятые внешних помех общения. Прежде всего, журналист, должен учитывать состояние души человека, которого он расспрашивает. Психологическая комфортность означает создание условий, при которых собеседник ярче и полнее выявит человеческую сущность, сделает это естественно и непринужденно.

3) Проявить прямо или косвенно выраженный интерес к личности собеседника, интерес не только к его официальному статусу, общественному положению, социальной роли, но и к его индивидуальности, и человеческому характеру.

4) Двусторонность общения. Умение не только говорить, но и слушать. Умение слушать – не прирожденный дар, а следствие высокоразвитого интеллекта, культуры чувства. Диалог – разговор двоих, и нить его должен в руках держать интервьюер.

5) Ориентация разговора на тему, наиболее значимую для собеседника, на позитивные мотивы его деятельности.

6) Умелое использование вопросов разного типа: открытых и закрытых, основных и неосновных, зондирующих и наводящих, нейтральных и подсказывающих. За многообразием вопросов скрывается многообразие отношений, складывающихся во время беседы. Сочинение-рецензия. Рецензия – критический анализ и оценка нового художественного или научного произведения (БЭС).

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. — М.: Просвещение, 1997.

2. Мещеряков В. Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: Учебно- методическое пособие для студентов и учителей-словесников.3-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2001.

3. Павлова Т.И. Аргументация собственного мнения на основе читательского опыта в сочинении-рассуждении на ЕГЭ по русскому языку: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2013. – 133 с.

4. Павлова Т.И., Ранеева Н.А. Сочинение-рассуждение. Творческое задание (часть С) на итоговой аттестации по русскому языку в 9-х и 11-х классах. Путь к успеху: учебно- методическое пособие – Ростов н/Д: Легион, 2013. – 110 с.

5. Пишем сочинение по...: Серия книг с методическими рекомендациями по написанию сочинений на основе изучения произведений русской классической литературы. - М.: «Грамотей», 2007

 


6.

Критерии и показатели, используемые при оценивании сочинения

Показатели Критерии Баллы
Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений   - обучающийся раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию (при анализе стихотворений учитывая авторский замысел); - формулирует свою точку зрения;  
- Обучающийся раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию (при анализе стихотворений учитывая авторский замысел); при необходимости формулирует свою точку зрения; но не все тезисы убедительно обосновывает и/или допускает 1-2 фактические ошибки 4  
- Обучающийся раскрывает тему сочинения поверхностно или односторонне, не опираясь на авторскую позицию (анализируя стихотворения без учета авторского замысла); и/или не обосновывает свои тезисы; и/или допускает 3-4 фактические ошибки  
- Обучающийся не раскрывает тему сочинения и/или допускает более 4 фактических ошибок  
Уровень владения теоретико- литературными понятиями   - обучающийся использует теоретико-литературные понятия для анализа произведения, ошибки и неточности в использовании понятий отсутствуют  
- обучающийся включает в текст сочинения теоретико- литературные понятия, но не использует их для анализа произведения и/или допускает 1-2 ошибки в их употреблении  
- обучающийся не использует теоретико-литературные понятия, или допускает более 2 ошибок в их употреблении  
Обоснованность привлечения текста произведения     - текст рассматриваемого произведения привлекается разносторонне и обоснованно (цитаты с комментариями к ним, пересказ фрагментов текста с их оценкой, ссылки на текст произведения)  
- текст привлекается, но не всегда обоснованно (т.е. вне прямой связи с выдвинутым тезисом)  
- текст не привлекается, суждения текстом не обосновываются  
Композиционная цельность и логичность изложения   - сочинение характеризуется композиционной цельностью, части выказывания логически связаны, мысль последовательно развивается, нет необоснованных повторов и нарушений логической последовательности  
- в сочинении есть нарушения композиционной цельностью: части выказывания логически связаны между собой, но мысль повторяется; и/или есть нарушения в последовательности изложения (в том числе внутри смысловых частей высказывания); и/или есть отступления от темы сочинения  
- в сочинении не прослеживается композиционного замысла и/или допущены грубые нарушения в последовательности изложения и/или нет связи между частями и внутри частей  
Следование нормам речи - допущено не более 2 речевых ошибок  
- допущены 3 речевые ошибки  
- допущены 4 речевые ошибки  
- количество допущенных речевых ошибок существенно затрудняет понимание смысла высказывания (допущено 5 и более речевых ошибок)  
Грамотность - допущена 1 орфографическая или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка  
- допущены 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки  
- допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки  
- допущены 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных, 5 орфографических и 9 пунктуационных, а также 7 грамматических ошибок  

 

Реферат оценивается по 30 балльной шкале, балы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:

• 26 – 30 баллов – «отлично»;

• 21 – 25 баллов – «хорошо»;

• 16 – 20 баллов – «удовлетворительно;

• мене 15 баллов – «неудовлетворительно».

Баллы учитываются в процессе текущей оценки знаний программного материала.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: