Портовые устройства и их техническая эксплуатация




Основные элементы порта

 

 

Рисунок 5.3 – Схема расположения устройств в речном порту ковшового типа:
1 – линия судового хода; 2 – сортировочный рейд; 3 – причальный рейд; 4 – навигационные рейды; 5 – рейд ожидания; 6 – причальная набережная; 7 – подкрановые пути;
8 – укрепленная линия естественного берега; 9 – широкий пирс; 10 – узкий пирс;
11 – портовый железнодорожный парк; 12 – весовой путь; 13 – административные и бытовые здания; 14 – стоянка для автомобилей; 15 – проходные; 16 – ограждение устройств порта; 17 – линия естественного берега; 18 – бункер

 

Для выполнения основной задачи по передаче грузов и пас­сажиров с одного вида транспорта на другой порт должен рас­полагать комплексом инженерных сооружений и соответству­ющим оборудованием. Так как в порту сочетаются водный и су­хопутные виды транспорта, то любой порт должен иметь водную площадь, называемую акваторией порта, и примыкающую к нему сухопутную площадь – территорию порта.

По составу основных элементов морские, водохранилищные и речные порты несколько различаются между собой. Схематически состав и расположение основных устройств речного внеруслового порта представлен на рисунке 5.3.

У морских или водохранилищных портов выделяются следующие
основные элементы.

Подходный каналнеобхо­дим для обеспечения достаточных глубин на участке от моря или водохранилища до акватории порта. У портов, расположенных на крутых побережьях, подходные каналы отсутствуют благода­ря естественным глубинам, достаточным для прохождения судов в порт и обратно.


Для безопасного направления движения судов при подходе их к порту служит судоходная обстановка.

Внешние оградительные сооружения, как это видно из самого названия, ограждают акваторию порта в первую очередь от вол­нения и отчасти от заносимости и движущегося льда.

На морях и водохранилищах во время шторма вол­ны достигают высоты нескольких метров. Такие волны не пред­ставляют особой опасности для судов соответствующих разрядов плавания в открытом бассейне, од­нако стоянка судов у причалов при сильном волнении – далеко не безопасна. По­этому, если у порта не имеется естественной защиты от волн, то при его проектировании на море или на водохранилище обязательно преду­сматривают оградительные сооружения.

Акватория порта состоит из рейдов – площадей водной поверхности, отведенных для выполнения судами определенных операций. Площадь акватории, ограниченная окружностью, служащая для разворота судов, и носит название навигационного рейда.

В мор­ских портах, в некоторых случаях, суда перегружаются на аква­тории. Для этой цели имеется особый участок акватории, назы­ваемый перегрузочным рейдом. Здесь, при помощи плавучих пе­регрузочных машин, грузы из крупных судов перегружаются в малые суда (или наоборот). Если морской порт расположен на участке интенсивного движения малотоннажных грузовых или рыболовных судов, то предусматриваются резервы водной пло­щади для отстоя этих судов во время шторма (порты укрытия).

Полоса воды у причалов, где стоят суда при производстве перегрузочных операций, называется причальным рейдом.

Береговая линия, примыкающая к акватории порта, в боль­шей своей части представляет собой причальный фронт, у кото­рого швартуются и обрабатываются суда. Участки берега, не занятые причалами, имеют специальные берегоукрепления, пре­дохраняющие берег от эрозии, результатом которой может быть не только разрушение берега, но и заносимость акватории у при­чалов.

Причальный фронт и берегоукрепления окаймляют тер­риторию порта, на которой размещаются как основное его оборудование и сооружения (склады, погрузочно-разгрузочная техника, нефтехранилища и др.), непосредственно участвующее в передаче грузов с одного вида транспорта на другой, так и вспомогательные здания, сооружения, оборудование, обеспечивающие нормальное функци­онирование всего портового хозяйства (энергетическое оборудо­вание, связь, водоснабжение, канализация, ремонтные и служебно-бытовые устройства).

Речные порты (см. рисунок 5.3) характеризуются, прежде всего, от­сутствием оградительных сооружений. Если все же иногда реч­ной порт имеет оградительные сооружения, то они служат для защиты порта не от волн, а от движущегося льда.

Состав акватории порта на внутренних водных путях слож­нее, чем у морского порта, что объясняется спецификой перевозок, осуществляемых как самоходными, так и несамоходными судами. Составы несамоходных судов, как правило, не могут быть поданы сразу к причалам. Поэтому для размещения прибывающих соста­вов на акватории выделяют сортировочный рейд.

В некоторых портах, расположенных на стыке участков реки с разными гарантированными глубинами, часть судов может пе­регружаться на акватории – на перегрузочном(оперативном)рейде. В некоторых случаях крупные суда выгружаются не полностью, а лишь паузятся, то есть частично освобождаются от груза для того, чтобы их осадка уменьшилась до величины, позволяющей даль­нейшее движение судов по участку с малыми глубинами. Имеют­ся в речных портах и навигационный рейд для разворота судов и причальный рейд.

 

Портовые устройства и их техническая эксплуатация


Все устройства и сооружения в порту можно разделить на гидро­технические, перегрузочные, складские, транспортные, административ­но-бытовые и специальные.

Гидротехнические портовые устройства обеспечивают непосредственную связь причала и судов, эффективную и долговечную работу всех взаимодействующих узлов. В их состав входят устройства: причальные, отбойные, швартовые, оградительные, берегоза­щитные.

Перегрузочные устройства обеспечивают выполнение грузовых опера­ций на причале и на плаву (на оперативном рейде) и разделяются на береговые и плавсредства, которые обеспечивают соответственно грузо­вые операции по схемам «судно-вагон», «судно-склад» и «судно-судно».

Складские устройства можно разделить по назначению (открытые площадки, крытые склады), характеру и времени использования (времен­ные, сезонные, постоянные), характеру складирования (одноэтажные и многоярусные), месту расположения (прикордонные и тыловые).

Транспортные устройства обеспечивают перемещение гру­зов в зоне порта (внутренний транспорт: автомобили, тележки, электро­кары) и за пределами портовых сооружений (внешний транспорт: авто­мобильный, железнодорожный, речной, морской, трубопроводный, спе­циальный).

Помимо перечисленных устройств немаловажное значение имеют административно-бытовые и специальные портовые устройства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: