Основные элементы порта
Рисунок 5.3 – Схема расположения устройств в речном порту ковшового типа:
1 – линия судового хода; 2 – сортировочный рейд; 3 – причальный рейд; 4 – навигационные рейды; 5 – рейд ожидания; 6 – причальная набережная; 7 – подкрановые пути;
8 – укрепленная линия естественного берега; 9 – широкий пирс; 10 – узкий пирс;
11 – портовый железнодорожный парк; 12 – весовой путь; 13 – административные и бытовые здания; 14 – стоянка для автомобилей; 15 – проходные; 16 – ограждение устройств порта; 17 – линия естественного берега; 18 – бункер
Для выполнения основной задачи по передаче грузов и пассажиров с одного вида транспорта на другой порт должен располагать комплексом инженерных сооружений и соответствующим оборудованием. Так как в порту сочетаются водный и сухопутные виды транспорта, то любой порт должен иметь водную площадь, называемую акваторией порта, и примыкающую к нему сухопутную площадь – территорию порта.
По составу основных элементов морские, водохранилищные и речные порты несколько различаются между собой. Схематически состав и расположение основных устройств речного внеруслового порта представлен на рисунке 5.3.
У морских или водохранилищных портов выделяются следующие
основные элементы.
Подходный каналнеобходим для обеспечения достаточных глубин на участке от моря или водохранилища до акватории порта. У портов, расположенных на крутых побережьях, подходные каналы отсутствуют благодаря естественным глубинам, достаточным для прохождения судов в порт и обратно.
Для безопасного направления движения судов при подходе их к порту служит судоходная обстановка.
Внешние оградительные сооружения, как это видно из самого названия, ограждают акваторию порта в первую очередь от волнения и отчасти от заносимости и движущегося льда.
На морях и водохранилищах во время шторма волны достигают высоты нескольких метров. Такие волны не представляют особой опасности для судов соответствующих разрядов плавания в открытом бассейне, однако стоянка судов у причалов при сильном волнении – далеко не безопасна. Поэтому, если у порта не имеется естественной защиты от волн, то при его проектировании на море или на водохранилище обязательно предусматривают оградительные сооружения.
Акватория порта состоит из рейдов – площадей водной поверхности, отведенных для выполнения судами определенных операций. Площадь акватории, ограниченная окружностью, служащая для разворота судов, и носит название навигационного рейда.
В морских портах, в некоторых случаях, суда перегружаются на акватории. Для этой цели имеется особый участок акватории, называемый перегрузочным рейдом. Здесь, при помощи плавучих перегрузочных машин, грузы из крупных судов перегружаются в малые суда (или наоборот). Если морской порт расположен на участке интенсивного движения малотоннажных грузовых или рыболовных судов, то предусматриваются резервы водной площади для отстоя этих судов во время шторма (порты укрытия).
Полоса воды у причалов, где стоят суда при производстве перегрузочных операций, называется причальным рейдом.
Береговая линия, примыкающая к акватории порта, в большей своей части представляет собой причальный фронт, у которого швартуются и обрабатываются суда. Участки берега, не занятые причалами, имеют специальные берегоукрепления, предохраняющие берег от эрозии, результатом которой может быть не только разрушение берега, но и заносимость акватории у причалов.
Причальный фронт и берегоукрепления окаймляют территорию порта, на которой размещаются как основное его оборудование и сооружения (склады, погрузочно-разгрузочная техника, нефтехранилища и др.), непосредственно участвующее в передаче грузов с одного вида транспорта на другой, так и вспомогательные здания, сооружения, оборудование, обеспечивающие нормальное функционирование всего портового хозяйства (энергетическое оборудование, связь, водоснабжение, канализация, ремонтные и служебно-бытовые устройства).
Речные порты (см. рисунок 5.3) характеризуются, прежде всего, отсутствием оградительных сооружений. Если все же иногда речной порт имеет оградительные сооружения, то они служат для защиты порта не от волн, а от движущегося льда.
Состав акватории порта на внутренних водных путях сложнее, чем у морского порта, что объясняется спецификой перевозок, осуществляемых как самоходными, так и несамоходными судами. Составы несамоходных судов, как правило, не могут быть поданы сразу к причалам. Поэтому для размещения прибывающих составов на акватории выделяют сортировочный рейд.
В некоторых портах, расположенных на стыке участков реки с разными гарантированными глубинами, часть судов может перегружаться на акватории – на перегрузочном(оперативном)рейде. В некоторых случаях крупные суда выгружаются не полностью, а лишь паузятся, то есть частично освобождаются от груза для того, чтобы их осадка уменьшилась до величины, позволяющей дальнейшее движение судов по участку с малыми глубинами. Имеются в речных портах и навигационный рейд для разворота судов и причальный рейд.
Портовые устройства и их техническая эксплуатация
Все устройства и сооружения в порту можно разделить на гидротехнические, перегрузочные, складские, транспортные, административно-бытовые и специальные.
Гидротехнические портовые устройства обеспечивают непосредственную связь причала и судов, эффективную и долговечную работу всех взаимодействующих узлов. В их состав входят устройства: причальные, отбойные, швартовые, оградительные, берегозащитные.
Перегрузочные устройства обеспечивают выполнение грузовых операций на причале и на плаву (на оперативном рейде) и разделяются на береговые и плавсредства, которые обеспечивают соответственно грузовые операции по схемам «судно-вагон», «судно-склад» и «судно-судно».
Складские устройства можно разделить по назначению (открытые площадки, крытые склады), характеру и времени использования (временные, сезонные, постоянные), характеру складирования (одноэтажные и многоярусные), месту расположения (прикордонные и тыловые).
Транспортные устройства обеспечивают перемещение грузов в зоне порта (внутренний транспорт: автомобили, тележки, электрокары) и за пределами портовых сооружений (внешний транспорт: автомобильный, железнодорожный, речной, морской, трубопроводный, специальный).
Помимо перечисленных устройств немаловажное значение имеют административно-бытовые и специальные портовые устройства.