Профилактический тренинг для студентов по проблеме ВИЧ/СПИД
Цель:
повышение уровня информированности по проблемам, связанным с ВИЧ/СПИД;
выработка и развитие навыков предотвращения заражения ВИЧ-инфекцией.
Знакомство
Игра «Меня зовут…»
Цель: подготовить группу к предстоящей совместной работе и создать соответствующую обстановку и настрой.
Группа располагается кругом. Первый из участников пишет на листе свое имя и еще что-нибудь, связанное с именем. Например: «Меня зовут Максим, но друзья обычно зовут меня Максом». Каждый последующий участник делает то же самое. После того как последний участник напишет свое имя, листок вывешивается на стену и остается там, на протяжении всего занятия.
Ожидания участников
На этом этапе следует выяснить ожидания участников с помощью вопросов по кругу (например, «Что вы хотите получить/узнать на этом тренинге?»).
Игра «Листок с секретом»
1. Всем участникам игры ведущий раздает карточки. Заранее сообщается, что каждый получивший карточку не должен показывать ее окружающим.
2. Членам группы предлагается «познакомиться» друг с другом. Ритуал знакомства организуется следующим образом. Каждый из участников должен подходить к своему товарищу, приветствуя его определенной фразой: «Здравствуйте, я самый интересный человек, потому что я …» (называет свое хобби: «вышиваю крестиком», «изучаю японский», «по утрам стою на голове» и т. п.). На листке бумаги записывается имя человека, с которым участник «познакомился». Выигрывает тот, кто «познакомился с большим количеством людей.
3. Скажите следующее: «Изображенный вами процесс знакомства очень напоминает то, что происходит в обычной жизни с каждым из нас ежедневно. Все мы каждый день встречаемся, знакомимся и общаемся с множеством различных людей».
|
После этого в центр аудитории приглашаются те участники, у которых на карточке изображен минус. Ведущий говорит, что этим членам группы досталась печальная роль, они изображали людей-носителей ВИЧ.
Вопрос к группе: «Заметили ли вы в поведении «инфицированных» что-либо необычное?
4. Участникам группы предлагается определить с помощью своих записей «познакомились» ли они с «вирусоносителями».
5. Затем ведущий просит слева от «носителей» встать тех участников, у которых на карточке был нарисован плюс. Сообщается, что «плюсики» изображают людей, очень внимательных к своему здоровью и осторожных в своем поведении. Несмотря на то, что многие «плюсики» знакомились с «минусами», они не заразились вирусом благодаря соблюдению многочисленных правил.
Участникам группы предлагается вспомнить возможные пути распространения СПИДа (переливание крови, инъекция, половой контакт) и способы его профилактики (использование одноразовых мед. инструментов, осторожность при выборе сексуального партнера и применение презервативов)
6. «Нолики» изображают здоровых людей, наплевательски относящихся к своему здоровью. «Нолики» должны внимательно просмотреть список тех, с кем им удалось «познакомиться». Те «нолики», в списке которых оказались «минусы», переходят в группу «вирусоносителей», поскольку при общении с вирусоносителем человек, неосторожно относящийся к своему здоровью, имеет все шансы стать больным.
|
7. Групповая дискуссия по вопросам:
Почему у человека, использующего наркотики, есть все шансы стать ВИЧ-инфицированным?
Может ли заболеть СПИДом тот, кто попробовал наркотик единственный раз ради любопытства?
Можно ли считать одну пробу наркотика «простительной»: ведь при единственной пробе человек может и не заболеть?
Делается вывод, что СПИД – реальная цена, которую может заплатить человек, решивший познакомиться с наркотиками.
Основная часть
Игра «Степень риска»
Цель: закрепить имеющуюся информацию за счет самостоятельной оценки риска заражения ВИЧ-инфекцией при различных формах сексуальной активности и бытовых контактах.
На полу чертится линия – линия РИСКА. На одном ее конце размещается карточка с надписью «Высокий риск», на другом – «Риск отсутствует»; карточка «Небольшой риск» размещается ближе к середине линии.
Каждому участнику дается карточка с ситуацией контакта с ВИЧ-инфицированным человеком: поцелуй в щеку; уход за больным СПИДом; инъекция в лечебном учреждении; укус комара; оральный секс; множественные половые связи; половая жизнь в браке; прокалывание ушей; переливание крови; проживание в одной комнате с больным СПИДом; пользование чужой зубной щеткой; нанесение татуировки; плавание в бассейне; объятия с больным СПИДом; половой акт с потребителем наркотиков; пользование общественным туалетом; глубокий поцелуй; укус постельного клопа.
Каждый участник по очереди зачитывает надпись на его карточке и кладет ее на тот участок линии РИСКА, который, по его мнению, наиболее точно отражает степень риска заражения ВИЧ, охарактеризованной записью на карточке. Обсуждаются ошибки. Выстраивается правильная «линия риска».
|
Упражнение «Спорные утверждения»
Цель: эта игра дает возможность каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему ВИЧ/СПИД
Ведущий на каждой из стен помещения расклеивает таблички: «Верно», «Неверно», «Скорее верно», «Скорее неверно». Затем зачитывает по одному из предлагаемых утверждений. Задача участников – встать рядом с табличкой, которая отражает их позицию по данному вопросу.
Примерный список утверждений:
Какова Ваша позиция относительно следующих спорных утверждений? Обоснуйте.
ВИЧ-инфицированная женщина не должна рожать детей.
Проблема ВИЧ/СПИД касается только проституток и наркоманов.
Проблема ВИЧ/СПИДа преувеличивается СМИ, она не заслуживает столько внимания.
ВИЧ-инфицированные дети не должны посещать спортивные кружки и секции.
ВИЧ-инфицированный врач не должен производить никаких манипуляций с кровью пациентов.
Это не справедливо, что на пенсии старикам у государства денег не хватает, а огромные суммы на лечение ВИЧ-инфицированных находятся;
Государство должно наложить запрет на брак для ВИЧ-инфицированных граждан.
Ролевая игра "Толерантное отношение к ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом"
Ситуция 1: Представьте,что ваша сестра узнала,что у её жениха ВИЧ. Она испугана и обеспокоена. Что бы вы ей посоветовали?
Ситуация 2: Представьте,что ваш партнер сказал вам,что ВИЧ-инфицирован. Как бы вы поступили?
Ситуация 3: Представьте,что ваша подруга отказывается идти в гости к девочке,у которой ВИЧ-инфицированный брат. Что бы вы сказали и как поступили?
Обсуждение.
Заключительная часть