Орган государства – часть государственного механизма, обладающая определенными властными полномочиями. Основы организации и деятельности государственных органов Республики Беларусь заложены в самой Конституции, разделе IV «Президент, Парламент, Правительство, Суд», разделе V «Местное управление и самоуправление», разделе VI «Прокуратура. Комитет государственного контроля».
В Республике Беларусь пост Президента был учрежден Конституцией Республике Беларусь, принятой 15 марта 1994г. Президент объявлялся Главой государства и исполнительной власти. На республиканском референдуме 24 ноября 1996г. была принята новая редакция Конституции. В соответствии с ней произошло значительное усиление полномочий Президента.
В соответствии с главой 3 Конституции Республики Беларусь, Президент является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает экономическую и политическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти и обладает большими властными полномочиями в области внешней и внутренней политики.
КОНСТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАРЛАМЕНТА
Глава 4 Конституции Республики Беларусь содержит основы организации и деятельности Парламента – Национального собрания Республики Беларусь, который является представительным и законодательным органом и состоит из двух палат – Палаты представителей (110 депутатов) и Совета Республики (64 члена).
Органы исполнительной власти осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность, т.е. они исполняют либо организуют исполнение законодательных актов (законов, декретов), решений вышестоящих по отношению к ним государственных органов (Президента, Правительства) и сами осуществляют распорядительную по отношению к нижестоящим органам деятельность путем издания обязательных для исполнения правовых актов.
Органы исполнительной власти можно классифицировать по масштабу деятельности на республиканские и местные.
КОНСТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА
Глава 5 Конституции Республики Беларусь содержит основы организации и деятельности исполнительной власти в Республике Беларусь, которую осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления.
К местным органам исполнительной власти относят исполнительные комитеты, местную администрацию. Раздел 5 Конституции Республики Беларусь содержит основы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь. Местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.
КОНСТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ
Глава 6 Конституции Республики Беларусь содержит основы судебной системы и судебной власти Республики Беларусь, а именно каким статусом обладают судьи при отправлении правосудия, порядок рассмотрения дел в судах. Особое место в судебной системе занимает Конституционный Суд, который осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов в государстве. Конституция Республики Беларусь содержит положения о формировании Конституционного Суда, требования, предъявляемые к судьям, порядок их назначения (избрания), срок полномочий членов Конституционного Суда, о чем дает заключения Конституционный Суд. Компетенция, организация и порядок деятельности Конституционного Суда определяются законом.
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Избирательная система - порядок организации и проведения выборов в правительственные учреждения или индивидуального руководящего представителя (например, президента страны), закрепленный в юридических нормах, а также сложившейся практикой деятельности государственных и общественных организаций.