Методические рекомендации по изучению темы




Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятию «культура». Отличие феномена культуры от природных объектов.

2. Культура как единство деятельности и ценностей.

3. Охарактеризуйте субъекты культуры. Культура и личность.

4. Культура и общество. Социальные функции культуры.

5. Проанализируйте: общее и отличное между понятиями «социализация» и «инкультурация».

6. Противоречивость процесса социализации.

7. Роль знаковых систем в культуре.

8. Специфика проявлений традиций и инноваций в культуре.

9. Социокультурная идентичность.

 

Тема 1.2. Культура и цивилизация. Понятие культуры, ее многозначность. Проблема культурных символов, кодов, языка культуры. Становление понятия «культура» от античности до наших дней. Основные подходы к определению культуры. Культура как единство деятельности и ценностей. Специфика социокультурного знания. Морфология культуры. Структура культуры. Природа и культура. Культура и экономика. Культура и личность. Модели культурного человека. Культура-общество-личность. Социальные функции культуры. Социализация и инкультурация. Аккультурация. Культурная идентичность. Соотношение понятий культуры и цивилизации.

Методические рекомендации по изучению темы:

В данной теме обратите внимание на понятия «культура» и «цивилизация» в их историческом развитии. Важно понять, что понятие «цивилизация», которое появляется значительно позже слова «культура», но впоследствии начинает употребляться в близком значении как синоним или выражает новый смысл. Наиболее основательно историю слова «цивилизация» исследует французский историк Люсьен Февр «Бои за историю», в главе «Цивилизация: эволюция слова и группы идей». Цивилизации приобретают универсальный, всеобщий характер, в то время как культуры уникальны, неповторимы, и в этом состоит их историческое значение и смысл. Цивилизации стремятся к объединению и похожести по уровню развития. Обратите внимание на точку зрения развития культуры О. Шпенглера, А. Тойнби, Н.Я Данилевский.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Культура как единство деятельности и ценностей

2. Культура и цивилизация: исторические подходы и современное понимание

3. Единство и многообразие культур, их взаимодействие

4. Культура и ценности техногенной цивилизации

5. Идея «планетарной» цивилизации в трудах русских космистов (Фёдоров, Данилевский, Вернадский)

Тема 1.3. Становление культурологической мысли в европейской философии Антиномия природного и культурного в античности. Трансцендентальная природа культуры в христианской традиции. Теология культуры. Культурфилософская проблематика в учениях о природе и человеке в эпоху Возрождения. Принципы гуманизма, антропоцентризма и историзма. «Классическая модель культуры» в эпоху Просвещения. Основные представители и идеи эпохи Просвещения.

Развитие культурологической мысли от эпохи Просвещения до начала ХХ века: философия культуры эпохи европейского Просвещения; эволюционизм как теория культуры; проблемы культуры в «философии жизни».

Историческая типология культур и теория локальных цивилизаций: Н.Я. Данилевский о многообразии культурно-исторических типов; О. Шпенглер об исторической типологии мировой культуры; А.Тойнби о локальных цивилизациях в истории мировой культуры; П.А. Сорокин о типологии и динамике культуры.

Основные культурологические течения ХХ века: психоанализ, экзистенциализм, диффузионизм, структурная антропология, семиотическая школа, марксистская теория культуры, франкфуртская школа, игровая концепция культуры, теория этногенеза и другие.

 

Методические рекомендации по изучению темы. Освоение данной темы предполагает изучение следующих вопросов: история знаний о культуре, процесс формирования культурологических концепций в соотнесении друг с другом, проблема типологии культуры.

По данной теме необходимо:

знать: как в историческом взаимодействии и противостоянии различных культурологических дискурсов оттачивалась методология культурологического исследования и определялась целостность этой науки;

уметь: различать основные современные культурологические школы, направления, течения.

Тема 1.4. Культурологическое знание второй половины ХIХ – ХХ вв.

Марксизм о материальном производстве как глубинном основании культуры. Эволюционное направление в изучении культуры. Психоаналитическая концепция культуры Семиотический подход к культуре. Культура как знаково-символическая система. Отечественная семиотическая школа Диффузионизм. Проблема типологии культур.

Проблема единства и множественности культурных миров. Принципы построения историко-культурной типологии.

Методические рекомендации по изучению темы

Дайте анализ концепций культуры. Обратите внимание на вопросы, поставленные эволюционным направлением в изучении культуры. К. Маркс и его взгляды на культуры. Культура как «символическая концепция» в концепции Э. Кассирера. Игровая концепция культуры Й. Хёйзинга. Концепция «локальных цивилизаций» (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А.Дж. Тойнби). Проанализируйте представления З. Фрейда о природе человека и функциях культуры, его символы Эроса и Танатоса в контексте культуры ХХ века. Дайте сравнительный анализ структуры личности в концепциях З. Фрейда и К.Г. Юнга. Что такое «архетипы коллективного бессознательного»? Как Юнг понимал их роль в человеческом творчестве? Как соотносятся понятия «культура» и «природа»? Каким образом культура способна компенсировать «биологическую недостаточность» человека? Дайте характеристику концепции формирования этнических культур как природных образований (Л.Н. Гумилёв). Многообразие «картин мира» как культурная ценность. Актуальность проблем «экологии культуры».

Вопросы для самопроверки

1. Охарактеризуйте основные идеи эволюционистов.

2. Дайте характеристику игровой концепции культуры.

3. Понятие «культурный архетип» в концепции К.Г. Юнга.

4. Раскройте значение понятия «сублимация» в концепции культуры З. Фрейда.

5. Символическая концепция культуры Э. Кассирера.

6. О. Шпенглер о судьбе европейской культуры.

7. Пассионарная теория этногенеза.

8. Дайте характеристику диффузионизма.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: