К административно-бытовым устройствам и сооружениям относят административные корпуса на территории порта, мастерские, бытовки, речной вокзал, вспомогательные помещения, обслуживающие системы связи, электро-, водоснабжения, канализации и т. д. Их назначение – организация взаимодействия нормальной эксплуатации всех устройств порта и обслуживающего персонала в целях повышения эффективности их работы.
Для размещения подразделений управления, в том числе грузовых районов (участков), подсобно-хозяйственных, вспомогательных и других служб в портах имеются административно-хозяйственные здания: управление порта с узлом связи, грузовая контора порта, районная контора (районные конторы), столовая, блок (блоки) портовых бытовых и вспомогательных помещений, здравпункт, туалеты, караульное помещение военизированной охраны (В0ХР), проходная (проходные) и др.
Состав и размеры административно-хозяйственных зданий и помещений порта зависят от: размера и структуры грузо- и пассажирооборота; числа причалов, их оснащенности и районирования; судооборота и объема работ по комплексному обслуживанию флота; штатов административно-управленческого и производственного персонала.
Портовые здания строят, как правило, по типовым проектам, с учетом блокировки помещений, что позволяет сократить их число, унифицировать планировочные и конструктивные решения, строить с применением сборных конструкций. Внутренняя планировка зданий и помещений должна соответствовать специфике работы.
В административных зданиях отделы и службы, наиболее посещаемые, располагают на нижних этажах, отделы, широко обменивающиеся документацией и информацией, – в смежных помещениях.
В зданиях порта в зависимости от их функционального назначения и климатических условий предусматривают: водоснабжение (холодное и горячее), канализацию, отопление, вентиляцию, электроосвещение, радиофикацию, телефонизацию, электрочасофикацию, газификацию, кондиционирование воздуха.
Для обеспечения естественного освещения административно-хозяйственных зданий в светлое время суток предусматривают большие оконные проемы с крупной расстекловкой. В качестве осветительных приборов применяют, как правило, лампы люминесцентного света. Архитектурное решение административно-хозяйственных зданий и интерьеров помещений должно предусматривать создание благоприятных условий труда.
Для осуществления эксплуатационной деятельности в порту наряду с производственными зданиями имеются здания подсобно-вспомогательного назначения: ремонтно-механические мастерские, гаражи (с зарядной станцией) для электро- и автопогрузчиков, гаражи для автомобилей, склады материально-технического снабжения, трансформаторные подстанции, котельные, насосные станции.
Ремонтно-механические мастерские предназначены для ремонта перегрузочного оборудования, зданий, сооружений, судов, плавучих технических средств. Мастерские строят, как правило, по типовым проектам с учетом объема и характера ремонтных работ.
Производственная мощность мастерских должна обеспечивать: ремонт и техническое обслуживание перегрузочных машин, портового оборудования, плавучих технических средств и приписанного к порту флота; изготовление и ремонт грузозахватных приспособлений, такелажа и инвентаря; отдельные виды ремонта портовых зданий, сооружений, установок и устройств; навигационный ремонт транспортных судов, останавливающихся в порту (выполняется по разовым заявкам).
При определении мощности механических мастерских учитывают целесообразность создания в порту берегового производственного участка для технического обслуживания транспортного флота.
Отделения механических мастерских и участки, помимо основного технологического оборудования, оснащены подъемно-транспортными машинами, механизмами и приспособлениями (тельферами, кранами, погрузчиками).
Для обеспечения нормальных условий и высокой производительности труда в механических мастерских предусматривают: механизацию трудоемких операций; требуемую освещенность рабочих мест; оптимальный температурный режим; вентиляцию помещений; изоляцию источников постоянного шума, вибрации и световых' лучей от электросварки; подвод к рабочим местам электроэнергии и сжатого воздуха, что позволяет использовать специальные механизированные инструменты на трудоемких ручных операциях; устройства и приспособления для уборки помещений и удаления отходов производства.
Гаражи для электро- и автопогрузчиков строят, исходя из общего числа этих машин согласно технологическому процессу работы порта. При гаражах предусматривают места стоянок погрузчиков, зоны их обслуживания, зарядные (заправочные) станции, помещения для хранения батарей. Для электропогрузчиков с кислотными и щелочными аккумуляторами выделяют отдельные стоянки и места обслуживания. Поскольку авто- и электропогрузчики используют в основном для складских работ на причалах тарно-штучных грузов, гаражи для них располагают обычно в тыловой зоне этих причалов.
Гаражи для автомобилей строят, исходя из числа машин, требуемых для служебных и хозяйственных целей. Гаражи для них, как и для электро- и автопогрузчиков, строят по типовым проектам, размещают вне производственной зоны причалов, обычно в районе механических мастерских.
Склады материально-технического снабжения строят, исходя из необходимости хранения сменно-запасных деталей, инвентаря, спецодежды и материалов, требуемых для эксплуатационной деятельности порта. Вместимость складов зависит от номенклатуры и нормативных запасов деталей, материалов и т.д.
Здания трансформаторных подстанций, котельных и насосных станций строят по типовым проектам. Их число, размеры и техническая оснастка зависят от потребности всех подразделений порта (с учетом территориального расположения потребителей) в электроэнергии, отоплении и водоснабжении.