Вот почему мне хочется рассказать о принятии ярославцами блокадников Ленинграда, ленинградских детей.




«Эвакуация»! Это чужое, тоскливое слово ворвалось в Ярославскую область впервые месяцы Великой Отечественной войны. Однако смысл, заключенный в нем, ярославцы поняли лишь тогда, когда на Всполье (ныне станция «Ярославль-Главный») и на Московской станции началась разгрузка эшелонов с ленинградцами, беспомощными, бледными, «просвечивающимися насквозь людьми», будто неземными. Вокзалы черны народом: лежат на полу. Одна за другой школы стали превращаться в эвакопункты, клубы и Дома культуры – в стационары для больных и истощенных людей. В импровизированных госпиталях стало тесно от коек с больными. Эшелоны с ленинградцами идут и идут, днем и ночью. Сердца у ярославцев сжимаются от ужаса и горя не за себя – других.

Эвакуация в Ярославль оказалась вынужденной. Эшелоны из Ленинграда шли на Восток. В Ярославле – временная остановка. Здесь выгружали тех, кто нуждался в срочной помощи. Их оказалось за долгие месяцы войны несколько сотен тысяч людей. Среди эвакуированных было

около 300 тысяч детей! Часть из них была размещена на территории Ярославского района.

Дети из Ленинграда прибывали в тяжелом состоянии. «От недоедания они были настолько истощены, что не могли самостоятельно передвигаться, не проявляли интереса к окружающему», - вспоминала Т.А. Сагалович, жительница нашего района, занимавшаяся приемом и размещением детей. «Комсомольцы города на руках выносили детей из эшелонов, доставляли в эвакопункты, где их мыли, одевали в новое белье, сшитое заботливыми руками ярославских женщин и девушек. Кормили и поили детей с ложечки. После отдыха детей переносили на руках в машины и отправляли в срочно организованные детские дома, наиболее слабых – в госпитали».

Под детские дома отводились здания школ, клубов, техникумов, а в колхозах помещения изб-читален, красных уголков, колхозных контор. Летом грозного 1941 года ленинградские дети направлялись также в пионерские лагеря, такими в нашем районе были «Лютово» и «Тощиха».

«Комсомольцы района обустраивали приспособленные здания, мастерили для блокадников мебель, заготавливали топливо, шили и стирали белье, делали игрушки, собирали среди населения теплые вещи и книги, вели переписку с родными ленинградских детей» - рассказывала Пастухова Вера Алексеевна, секретарь Ярославского райкома комсомола.

Душная августовская жара 1941 года спадала. Близилось первое сентября. Сколько радостного связано с этой датой у любого школьника! И особенно у первоклассников. Первый школьный звонок. Первый урок, первые слова, читаемые по слогам, первая учительница, благодарные воспоминания о которой хранишь потом всю жизнь…

Но тогда никто из ленинградских привезенных детей и не помышлял о знаниях и школе: они были тяжело больны и истощены. Не смотря на это, ярославцы разыскивали для них буквари, старые тетради, карандаши. Когда дети окрепли, уроки начались! Чтение, арифметика, рисование – все как положено.

Первый урок у детдомовцев при колхозе «Красная звезда» провела секретарь комсомольской организации Маруся Смородинова.

«Ты настоящий педагог», - восхищалась терпеливой настойчивостью Маруси учительница Кагаевской начальной школы Зина Соколова, помогавшая в воспитании детей.

Тимуровцы Кагаевской и Всеславинской школ Ярославского района взяли шефство над ленинградцам в учебе.

 

Наступила зима 1942 года. С фронта приходили плохие вести: враг продвигался вперед, к жизненным центрам нашей Родины. По-прежнему фашисты держали в блокаде Ленинград. Не смотря на тяжелое положение, ярославцы продолжали окружать детей величайшим вниманием и заботой. Все лучшее из питания, обуви отдавали ярославцы им, пережившим блокадную пору.

С теплотой было воспринято рабочими предложение колхозников колхоза «Красная звезда» Ярославского района об организации интерната при коллективном хозяйстве и за счет него, а затем решение Ярославского райисполкома и райкома партии об открытии новых детских домов. «За один год в Ярославском сельском районе было вновь открыто 7

 

крупных детских домов численностью от 150 до 250 человек каждый. В наиболее «мощных» колхозах - 5 интернатов на 25-30 человек». Все тяготы легли на плечи колхозников.

Заботясь о материальном благосостоянии детей, о создании нормальных бытовых условий, они не забывали и об обучении и воспитании детей.

«Все дети школьного возраста продолжали учиться в школах. Их успеваемость за 1942-1943 учебный год составляла 96 процентов. Старшеклассники направлены в средне-специальные учебные заведения.

Была развернута работа и по трудовому воспитанию и обучению детей их к самостоятельной жизни, к трудовой деятельности. Дети принимали участие в работе подсобных хозяйств, в швейных и сапожных мастерских. Девочки стали искусными рукодельницами, а их работы вызывают заслуженные похвалы» - рапортовали работники детских домов председателю Ленгорсовета П.С.Попкову 9 ноября 1943 года.

Постепенно дети становились бодрыми и жизнерадостными, снова зазвучали детские песни и смех. 13 ноября 1943 года. Во Дворце пионеров города Ярославля состоялся показ самодеятельного творчества блокадников – воспитанников детских домов. Детских коллективов много, но особое место в концерте заняли «хореографический этюд «Сон в летнюю ночь» и отдельно танцы воспитанников интерната № 59 (ст. Лютово). Детская непосредственность исполнителей и приятно оформленные костюмы подкупали зрителя».

В туже студеную зиму 1943 года детям и их воспитателям выпали суровые испытания: часто в детских домах не хватало топлива. И им самим в лютые морозы приходилось заготавливать и перевозить дрова.

Летом работали много в колхозах, наравне со взрослыми, чтобы помочь в полевых работах. Ребята работали на вывозке снопов пшеницы, на уборке сена. От непривычной работы болели плечи, ладони покрывались водяными мозолями. Но это не мешало им вновь выходить на работу.

Воспитанники детского дома № 126 села Норское Ярославского района ездили помогать в колхозы «Давыдковское», «Страна Советов», «Ямино» и другие. А осенью колхозники щедро платили за труд детей, привозя овощи, картофель.

Все детдомовцы, от мала до велика, грузили баржи на речной пристани Устье. Работали с утра и до вечера, чтобы успеть в короткие сроки загрузить баржу, разгружали ночью. Руководили работами сами дети. Ильин Коля, воспитанник детдома № 126, был бессменным председателем хозяйственной комиссии. Он знал, какие хозяйственные дела и когда нужно выполнить, сколько дров нужно заготовить, сколько денег и на что отпущено.

«Вот что значит советская молодежь», - восхищались колхозники.

«А, патриотизм, а характер наш русский разве ни при чем?» – отвечали ленинградцы. – «Такой характер немцам не одолеть!» И действительно – не одолели!

Прошли годы… Но и сегодня мы с восхищением вспоминаем ярославцев, приютивших маленьких ленинградцев в лихую годину войны. Колхозники и рабочие Ярославля согрели их душевным теплом, сделали все, чтобы спасти, воспитать и обучить их. Это были люди большой сердечной чуткости, высокого благородства и ответственности. Низкий поклон им!

 

Биндалов Дмитрий, 5 «Б»

Стук метронома как набат,

В непокорённом Ленинграде.

С утра налёт – опять бомбят,

И столько страшных дней в блокаде.

Две серых карточки в руках,

Суп дрожжевой готовит мама,

Кусочек хлеба на весах,

Сто двадцать пять всего лишь граммов.

Но жили, вопреки всему,

Учились, фронту помогали.

Так ненавидели войну

И очень много понимали.

Другое время, век другой,

Нам, всем живущим помнить надо

Как защищали город свой

Святые дети Ленинграда!

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: