Сравнительная характеристика разных видов внимания




Тема 2.3. Внимание как познавательный процесс

Необходимости концентрированного вни­мания всегда сопутствует непреодолимое же­лание отвлечься.

Закон Хатчисона.

ПЛАН:

1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ВНИМАНИИ

2. ВИДЫВНИМАНИЯ

3. СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ

4. НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ

Общее понятие о внимании

На человека обрушивается множество разнооб­разной информации: музыка, яркие рекламы, сообще­ния по радио, телевидению, разговоры соседей, друзей, книги, газеты, Интернет и др. Но человек в море информации нахо­дит ту, которая необходима ему именно сейчас. И помогает ему в этом особое состояние сознания, которое называется вниманием.

Увеличение объема информации, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпов жизни, объема человеческих контактов приводит к увеличению объема знаний, необходимых для жизни совре­менному человеку. Если сказать образно, внимание — это та дверь, через которую окружающий мир входит в душу человека. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются большей ясно­стью и отчетливостью. При наличии внимания процессы мышления протекают быстрее и правильнее.

Внимание всегда есть выделение из чего-то и сосредоточенность на этом. Внимание само по себе не является особым познавательным про­цессом. Оно присуще любому познавательному процессу (восприятию, мышлению, памяти) и выступает как способность организации этого процесса.

Внимание является одним из феноменов ориентировочно-исследова­тельской деятельности. Оно представляет собой психологическое дей­ствие, направленное на содержание образа, мысли или другого феноме­на, имеющегося в данный момент времени в психике человека. Внима­ние играет существенную роль в регуляции интеллектуальной активно­сти. По мнению П.Я. Гальперина, «внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс. И при внутреннем взгляде «про себя», и внешнему наблюдению оно открывается как направленность, настроен­ность и сосредоточенность психической деятельности на своем объекте, лишь как сторона или свойство этой деятельности».

Внимание не имеет своего отдельного и специфического продукта (не существует образа внимания), его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется. Внимание — это пси­хологическое состояние, характеризующее интенсивность познаватель­ной деятельности и выражающаяся в ее сосредоточенности на сравнительном узком участке (действии, предмете, явлении). Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания человека на определен­ных объектах или деятельности при одновременном отвлечении от других объектов или явлений.

Основными функциями внимания являются:

• Активизация необходимых и торможение ненужных в данный мо­мент психических и физиологических процессов.

• Целенаправленный организованный отбор поступающей инфор­мации — основная селективная функция внимания.

• Удержание, сохранение образов определенного предметного содер­жания до тех пор, пока не будет достигнута цель.

• Обеспечение длительной сосредоточенности, активности на одном и том же объекте.

• Регуляция и контроль протекания деятельности.

Внимание связано со всей личностью человека, его интересами, склон­ностями, призванием. От особенностей внимания зависят и такие цен­ные качества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные особенности.

Внимание состоит в том, что известное представление или ощущение занимает господствующее место в сознании, вытесняя другие. Это боль­шая степень сознаваемости данного впечатления и есть основной факт или эффект внимания, но, как следствие, здесь возникают некоторые второстепенные эффекты, а именно:

2. Это представление благодаря его большой познаваемости становится для нас раздельнее, в нем мы замечаем больше подробностей (аналитический эффект внимания).

3. Оно делается устойчивее в сознании, не так легко исчезает (фикси­рующий момент).

Виды внимания

В психологии описан ряд разновидностей внимания. Внимание имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вни­манием, а вторые — произвольным.

В зависимости от того, направлено внимание на внешний, предмет­ный мир или на внутренний мир человека (его мысли, переживания), выделяют внимание внешнее и внутреннее.

Таблица 4-3-1

Сравнительная характеристика разных видов внимания

 

Виды внимания Условия возникновения Основные характеристики Механизмы
Непроиз-вольное Действие сильного, контрастного или зна­чимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя Непроизвольность, лег­кость возникновения и переключения Ориентировочный реф­лекс или доминанта, характеризующая бо­лее или менее устойчи­вый интерес личности
Произволь-ное Постановка (принятие) задачи Направленность в со­ответствии с задачей. Требует волевых уси­лий, утомляет Ведущая роль 2-й сиг­нальной системы (сло­ва, речь)
Послепро- извольное Вхождение в деятель­ность и возникающий в связи с этим интерес Сохраняется целена­правленность, снима­ется напряжение Доминанта, характери­зующая возникший в процессе данной дея­тельности интерес

 

В зависимости от наличия или отсутствия волевых усилий, необходимых для поддержания внимания, различают непроизвольное (непреднамеренное), произвольное (преднамеренное) и послепроизвольное внимание (табл. 4-3-1 ).

Непроизвольное внимание возникает стихийно, для его возникновения не требуется волевых усилий. Непроизвольное внимание связано с воздействием на органы чувств различного рода раздражителей. Легкость возникновения реакции на раздражитель зависит от его силы, новизны и контрастности. Более сильные раздражители привлекают большее внимание, менее сильные – меньшее; они-то и вызывают ориентировочную реакцию человека (по И.П. Павлову, рефлекс типа «Что такое?»).

Основная функция непроизвольной внимания заключается в быстрой и правильной ориентации человека в постоянно меняющихся условиях среды, выделении тех ее объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший жизненный смысл. На возникновение непроизвольного внимания оказывают двафактора: объективный и субъективный. Влияние объективного фактора заключается в том, что внимание привлекают, «притягивают» к себеобъективные особенности предметов и явлений — их интенсивность (громкий звук, яркий цвет), новизна (автомобиль на солнечных батареях в глухой африканской деревне), динамичность (движущийся объект на фоне неподвижных), контрастность (человек очень высокого роста в окружении малышей).

Факторы, которые определяют непроизвольное внимание:

1. Интенсивность раздражителя.

2. Качество раздражителя.

3. Повторное появление раздражителя.

4. Внезапность появления объекта.

5. Движение объекта.

6. Новизна объекта.

7. Соответствие и согласие с наличным содержанием сознания.

Субъективный фактор проявляется в избирательном отношении че­ловека к окружающему. Особую роль здесь играют: доминирующая мо­тивация (человек, испытывающий жажду, обращает внимание на все связанное с жидкостью, а утолив жажду, не обращает внимания даже на привлекательно выглядящие емкости с напитками), отношение к объекту познания или деятельности (профессионал при случайном взгляде на книжный лоток в первую очередь обращает внимание на книги, связанные с его специальностью).

Произвольное внимание служит для достижения заранее поставленной и принятой к исполнению цели. Произвольное внимание всегда возникает в результате волевых усилий человека либо для организации направленного сосредоточения на каком-либо объекте, либо для изменения интенсивности внимания. Роль волевых усилий особенно заметна, когда трудно сосредоточиться.

Круг объектов произвольного внимания безграничен, поскольку не определяется осо­бенностями стимуляции, спецификой организма и интересами челове­ка. В зависимости от характера этих условий и от системы деятельнос­ти, в которую включены акты произвольного внимания, выделяют не­сколько его разновидностей:

7. Собственно произвольное внимание - процессы социального намеренного обращения внимания могут протекать легко и без помех. Необходимость в волевом внимании лежит в русле обслуживаемой деятельности и возникает в ситуации конфликта между выбранным объектом или направлением деятельности и объек­тами или тенденциями внимания непроизвольного. Чувство напряже­ния — характерное переживание процесса внимания данного вида. Во­левое внимание можно определить как неохотное, если источник конф­ликта лежит в мотивационной сфере. Борьба с самим собой — суть любых процессов волевого внимания.

8. Выжидательное внимание - волевой характер выжидательного внимания просту­пает особенно выпукло в ситуациях решения так называемых «задач на бдительность».

9. Особенно важный вариант развития произвольного внимания зак­лючается в трансформации волевого внимания в спонтанное. Функция непроизвольного внимания заключается в том, чтобы создать спонтан­ное внимание. При неудаче появляется лишь утомление и отвращение. Спонтанное внимание обладает характером как произвольного, так и непроизвольного внимания. С вниманием произвольным его роднит чув­ство активности, целенаправленности, подчиненность намерению вни­мать выбранному объекту или виду деятельности. Общим моментом с непроизвольным вниманием заключается в отсутствии усилия, автома­тичности и сильном эмоциональном сопровождении.

Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. В настоящее время произвольное внимание понимается как деятельность, которая направляется на контроль своего поведения, на поддержание устойчивой избирательной активности.

Произвольное (преднамеренное) внимание отличается следующими особенностями:

10.Целенаправленностью — оно определяется задачами, которые человек ставит перед собой в той или иной деятельности.

11.Организованным характером деятельности — человек заранее готовится быть внимательным к тому или другому предмету, сознательно направляет свое внимание на этот предмет, проявляет умение организовывать необходимые для данной деятельности психические процессы

3. Устойчивостью — оно продолжается более или менее длительное время и зависит от задач или плана работы.

Преднамеренное внимание всегда связано с речью, со словами, в которых мы выражаем наше намерение.

Причины, обусловливающие произвольное внимание:

1. Интересы человека, побуждающие его к занятию данным видом деятельности.

2. Осознание долга и обязанности, побуждающие как можно лучше выполнять данный вид деятельности.

Произвольное внимание возникает в том случае, если перед человеком встает задача, решение которой требует определенных волевых усилий. Произвольность внимания развивается вместе с развитием его отдельных свойств.

Есть еще и третья стадия развития внимания, и она состоит в возвращении к непроизвольному вниманию. Этот вид внимания получил название «послепроизвольного». Понятие послепроизволъного внимания было введено в психологию Н.Ф. Добрыниным. Послепроизвольное внимание возникает в тех случаях, когда происходящее не сразу заинтересовало человека. Если вначале человек использовал значительные волевые усилия, чтобы сосредоточить сознание на выполнении этой деятельности, то, когда появился интерес, уже не требуется дополнительных волевых усилий для дальнейшего поддержания внимания. Внимание удерживается непроизвольно (само собой).

Послепроизольное внимание возникает на основе произвольного и заключается в сосредоточении на объекте в силу его ценности (значимости, интереса) для личности и считается (К.К. Платонов) высшей формой профессионального внимания. Возникает оно в том случае, когда начало деятельности, сопровождалось высоким процентом отвлечения и требовало от человека значительных волевых усилий. Однако возникший интерес к выполняемой работе увлекает работника и делает волевой контроль ненужным. Так, например, студент приступает к написанию заданного реферата. Он постоянно отвлекается — то ищет другую ручку, то разговаривает по телефону и т.д. Продолжение работы над рефератом требует значительного усилия, приходится «заставлять себя». Но по мере выполнения работы тема реферата увлекает студента настолько, что он с головой уходит в работу, не замечая прошедшего времени, а отвлечение от работы вызывает негативные эмоции. Цель деятельности сохраняется, но отпадает необходимость прилагать усилия к тому, чтобы быть внимательным, т.е. внимание становится послепоизвольным.

Таким образом, внимание встречается в трех стадиях своего разви­тия:

• как первичное внимание, определяемое разнообразными влияниями, которые в состоянии произвести сильное воздействие на нервную систему;

• как вторичное внимание, в продолжение которого центр сознания удерживается, несмотря на противодействие со стороны других переживаний;

• и, наконец, как произвольное первичного внимания, когда это восприятие или представление одерживает неоспоримую победу над сво­ими конкурентами.

Внимание имеет индивидуальную и групповую формы. Индивидуаль­ное внимание претерпевает значительные изменения в связи с возрас­том. В организации внимания большую роль имеет умение управлять вниманием. Групповое внимание нельзя рассматривать как сумму индивидуально работающих людей. В групповой форме внимания проявля­ются многие феномены, возникающие при социальной взаимодействии: психическое заражение, групповое внушение, соревновательность, кон­куренция и др. В театре, на стадионе за счет совместного переживания многими людьми определенных эмоций, взаимного заражения возника­ет особое состояние внимания, когда большая масса людей выступает кик огромное единое целое.

Важно отметить, что внимание, направленное на внешние раздражители, называют внешним. Внимание, направленное на внутренние раздражители, – внутренним. Внешнее внимание выражается в настороженности, бдительности, готовности к действию. Например, такое внимание присуще тренеру, страхующему спортсмена при выполнении гимнастического упражнения. Оно связано с возникновением у человека состояния оперативного покоя, организуемого по механизму доминанты: двигательная заторможенность, понижение чувствительности к незначимым в данный момент раздражителям и полное сосредоточение внимания на раздражителе значимом. Это, например, спортсмен, приготовившийся к старту. Именно он и есть человек, находящийся в состоянии оперативного покоя. Внутреннее внимание выражается в том, что человек сосредоточился на собственных мыслях, ощущениях, переживаниях, движениях, его состояние отличается углубленностью и собранностью.

Внешнее и внутреннее внимание тормозят друг друга. Человеку трудно одновременно быть сосредоточенным на внешних и внутренних раздражителях, поэтому всегда трудно, например, одновременно следить за объяснением правил, необходимых для исполнения какого-то физического упражнения, и выполнять его, самостоятельно контролируя правильность выполняемых движений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: